Сахалин 1988г. Из книги Пособие по романтике

Александр Капустин
Рисунок художника С.Корсуна с его разрешения.
Эпиграф :
Ну что тебе
сказать про Сахалин
На острове
нормальная погода
Прибой мою
тельняшку просолил
И я живу
у самого восхода…..

(Я.Френкель, М.Танич)
Сахалин.

     Во время учебы в аспирантуре, мне довелось побывать в командировке на Сахалине. Не буду вдаваться в подробности того , чего мы там делали. Достаточно сказать, что на УАЗике «Буханке» мы объехали по побережью всю южную часть (хвост рыбы) Сахалина. Маршрут был такой – Южно-Сахалинск, побережье Охотского моря до самой узкой части, побережье Татарского пролива, Южно-Сахалинск. А названия какие ?!!
Перед поездкой , в голове постоянно крутились строчки известной тогда песни (один куплет приведен в эпиграфе к настоящей главе) –

А почта с пересадками
летит с материка
До самой дальней
гавани Союза
И я швыряю камушки
с крутого бережка
Далёкого
пролива Лаперуза
И я швыряю камушки
с крутого бережка
Далёкого
пролива Лаперуза…..

Вот романтика где. Сразу на память из детства всплывают строчки из песни – «….а я бросаю камешки с крутого бережка, далекого пролива Лаперуза». Не удержался, побросал и я. Ничего , что не  в пролив Лаперуза, та в Татарский, все равно здорово! И Японию не видно, даже если погода хорошая, но ведь ее чувствуешь. Поездом из Риги добрались до Москвы, затем беспосадочный 9 часовой перелет Москва- Южно-Сахалинск. Самолет ИЛ-62,  кресла сдвинуты так, что расстояние между креслами 15 сантиметров!!! Уплотнили. Мне попалось кресло в середине, справа и слева женщины с грудными детьми, которые (дети , а не женщины) орали все 9 часов. Я с моим, вобщем-то немаленьким ростом 186 см. сложился в четыре раза и скукошился на своем кресле, отбиваясь тем, что  осталось от подрастающего со всех сторон поколения. Жизнь начала налаживаться только после первой кормежки, вовремя которой мне не хватило кусочка красной рыбы, положенной каждому пассажиру. Поэтому мне стюардессы взамен принесли красной икры, которая положена только экипажу. Весь салон мне завидовал. Они же не знали, что я ее, увы, не очень уважаю. Рыба мне нравится больше. Но чувство превосходства перед остальными пассажирами победило. Давился, но ел. Потом, карта повалила. Мне разрешили сидеть на откидном кресле в курилке, а потом вообще , до конца полета в самом хвосте самолета в гардеробе. Там было просторно, а молоденькие стюардессы, с которыми я быстро нашел общий язык, притащили мне два дополнительных обеда, водички, прессу. Так что остаток полета я фактически летел отсутствующим в те времена бизнес-классом.  Думаю, меня смело можно было бы назвать первооткрывателем бизнес-классовой культуры в России. Интересно то, что  самолет из Москвы летал тогда прямо до Южно-Сахалинска, а вот обратно, он перелетал Татарский пролив, и садился на дозаправку в Хабаровске. Нам объяснили, что виновата тут короткая посадочная полоса в Южно-Сахалинске, и ИЛ-62 с полными баками с нее взлететь не может. Собственно Хабаровск мне запомнился только тем, что когда нас везли от самолета к зданию аэровокзала, прямо подо мной лопнуло колесо автобуса. Воздушный взрыв был такой силы, что вся пыль вокруг автобуса и с его пола, впечаталась в меня и проникла абсолютно все интимные места. Я был похож на персонаж из известного анекдота – когда слон вывалялся в муке, подошел к зеркалу и радостно произнес – «Ни фига себе пельмень получился» .Только я в отличие от него я стал пельменем и изнутри. Зато было чем заняться на обратном 8-ми часовом пути - отчищаться, отпылесосиваться подручными средствами, отплевываться. Тем более что место мне опять попалось в середине, и опять с орущими  детьми по бокам. И чего они их туда-сюда возят. Сидели бы у себя на Сахалине , трескали икру, заедали соленым папоротником и прочими богатствами дальнего востока, запивали бы все это……нет это пока нельзя, это пока им рано.
         Первый шок от Сахалина был такой – сидим в офисе электрической компании, обсуждаем план предстоящих работ, вдруг, по всем коридорам топот. Мы опешили. Это напоминало учебную тревогу по гражданской обороне. Мы спрашиваем – что происходит? Америка-то  рядом. Сахалинский коллега усмехнулся  и предложил выйти на улицу посмотреть. Выходим. Прямо перед зданием подъехали 3 самосвала и вывалили огромные кучи еще живой горбуши. Народ вяло разобрал эти кучи, выбрал икряных особей и ушел обратно работать. Тут же подъехали мусоровозки, закидали оставшуюся рыбу  и куда-то увезли. Мы совершенно обалдели. Как? Настоящую горбушу, КРАСНУЮ рыбу и в мусорник? Товарищ нам объяснил. А что делать? Когда горбуша идет на нерест, она забивает все реки, отметав икру гибнет, разлагается и отравляет все вокруг. Поэтому приходится ее не пускать в реки, перегораживая их стальной сеткой. Дорога, по которой мы отправились, шла прямо по побережью Охотского моря. Природа удивительно красивая, причем мало, где сохранившейся дикой красотой. Почти каждые 3-5 километров в море впадали приличные речки. Вот в эти-то речки и идет рыба на нерест. В устьях  мы почти постоянно видели головы нерп, которые  поедали идущую стеной рыбу. И еще мы увидели , как в устьях рек бульдозерами в песке выкапывали котлованы, и когда они набивались рыбой, закапывали их песком…..В тот год, как потом объявили, редчайший , по количеству рыбы год, не разрешили промысел ни одному предпринимателю. Японская рыболовецкая эскадра тоже была видна вдалеке, в нейтральных водах. Их тоже не пустили на промысел, ни за какие деньги…..
     Вообще осенью на Сахалине вначале идет на нерест одна из самых крупных лососевых рыб – кета, средние экземпляры ее порядка 6-25 килограмм, за ней, через какое-то время идет на нерест горбуша, а вот уже за ней идет хищная, поедающая икру предыдущих двух – кунжа. Кунжу мне удалось половить. Сам способ лова не отличался от ловли впроводку. Только насадка уникальная. Не удержусь от короткого анекдота :
– вы признаетесь , что украли ящик водки?
-Да.
-А куда дели?
-Продали.
-А деньги куда дели?
-Пропили.
Так и здесь. Нет конечно по традиции , перед рыбалкой мы капнули в речку водки, остатки хряпнули сами. А рыбачили на …тампоны. Что это такое? На Сахалине в период ловли кунжи, все женщины прячут ……капроновые чулки и колготки, потому что именно из них делаются рыболовные тампоны (Про Tampax тогда еще тоже не знали). Оказывается в этих женских аксессуарах , в силу их прозрачности, аппетитно смотрятся не только женские ножки, но и завернутая в них красная икра. Вот на тампоны с красной икрой мы и ловили кунжу. Только ее не нужно путать тоже с разновидностью лосося кунджой. Кунджа может достигать нескольких килограммов, кунжа же редко бывает более килограмма. А бывает еще морская и озерная кумжа, это тоже другая рыба. Ох тяжелый русский (хотя может быть не русский) язык. Как спрашивали иностранцы – одно слово , а понятий сколько ? Забор – ограда, запор – когда живот болит, и запор – защелка на двери..
        Другой достопримечательностью Сахалина являются в-о-о-ороны, с ударением на первое «О». Они там просто огромных размеров. При мне один ворон уселся на коллективную антенну на пятиэтажке. Антенна согнулась под тяжестью этого монстра. Однажды мы выехали в лес , на пикничок. Пошли за дровами для костра, а  когда вернулись к рюкзакам , которые оставили на опушке в куче, с ужасом увидели, что все вещи из них вытащены и разбросаны вокруг. КОНСЕРВНЫЕ БАНКИ ПРОБИТЫ. Ворон легко пробивает клювом консервную банку. Кстати очень много живой рыбы горбуши, кеты попадается слепой. Ворон успевает прыгнуть на голову рыбе и выклевать ей глаза. Обилием корма – рыбы и объясняются такие размеры воронов. Еще одно уникальное свойство воронов, кроме долгожительства, это способность повторять звуки. Мне показали достопримечательность Южно-Сахалинска – ворона, который повторял звуки проезжающих мотоциклов. Умора, наблюдать , как вслед промчавшемуся байкеру, долго тарахтит нахохлившаяся птица.
    Да!! Чуть не забыл, перед самым отъездом  специально для нас зарядили коптить горбушу. Сахалинская коптильня отличается от среднерусской, в первую очередь размерами. Если наша (как я писал ранее) может быть выполнена в виде коробки из нержавейки, которая может уместиться в клапан рюкзака, и в ней получается рыба горячего копчения, то сахалинская коптильня – это огромный деревянный сарай, под потолком которого подвешивается просоленная рыба, на пол накладывается толстый слой древесных опилок. Опилки поджигают, и, они тлеют несколько дней, выделяя дым, собственно в котором и коптиться рыба. Рыба получается холодного копчения. Итак, мчимся (если это слово применимо к средству передвижения) по берегу Охотского моря на, пожалуй, единственном в тех краях, представителе отечественного автопрома – УАЗике-буханке. Меня, ввиду повышенной длинности моих ног, любезно посадили на переднее сиденье. Я поглядывал вперед и долго не мог сообразить, что меня беспокоит. Было что-то непривычное  в дороге. Через какое-то время я сообразил – у всех встречных машин, при обгоне голова водителя высовывалась далеко вправо. Дошло….Все машины праворукие. По Сахалину ходит байка, что кто-то из  жителей средней полосы решил купить в Японии подержанные Жигули. Из Японии, в силу ее близости было ее покупать намного дешевле. Только привезли четверку ПРАВОРУКУЮ. Что делать? Упорный патриот нашей Родины заплатил небольшую сумму, и руль ему переставили на левую сторону. Когда кто-то из друзей катался с ним впервые, он не мог понять почему, сидящая рядом супруга все время что-то говорит мужу. Оказалось – руль-то ему переставили, а приборный щиток так и оставили справа. Вот жена и исполняла роль говорящей приборной панели, надолго обогнав в этой области достижения японского роботостроения.
       Поездка сопровождалась легендами и былинами Сахалина, которые Нам рассказывали сахалинские коллеги. Оказывается укоренных народностей , проживающих на острове -нивхов, ороков, эвенков и нанайцев , у мужчин самое распространенное имя – Иннокентий или Кешка.  Коренным народом разрешено почти без ограничений охотиться, и ловить рыбу, в отличие от всех остальных не коренных народов. Не коренным народам разрешается в неограниченных количествах собирать молодой папоротник, который идет на экспорт в азиатские страны. Сбор папоротника на Сахалине сильно напоминает  уборочную  в средней полосе России. Битву за урожай, которую мы сами объявили , и сами в нее бросаемся каждый год (М.Жванецкий). Особым ударникам по количеству собранного папоротника так же давали призы – стиральные машины и даже легковые автомобили, бытовую технику и.т.д. Кстати соленый папоротник, приготовленный корейцами чрезвычайно вкусный. Мне он напоминал вкус соленых грибов.
      Возвращаясь к народам Сахалина (напоминаю, повествование шло по дороге) – все добытое зверье, рыбу , икру, они -  народы, меняют на водку которую пьют 11 месяцев в году. Один месяц у них обязательно отпуск, во время которого они едут в соседнюю деревню к своему брату, тоже Кешке. Этот отпускной месяц , они пьют водку там.
             Тогда, я впервые попробовал креветок (или «креветки»!? Как падежов правильно?). На Сахалине их называют «члимы». Дали резиновый костюм , огромный сачок. Сачок (не от слова сачковать) был размером квадратный метр. Вот с эти сачком, в указанном месте, черпнув со дна «погуще» и ловились эти самые чилимы. За одно зачерпывании получалось сразу полведра. Сразу костерок. На костерок ведро с чилимами, пару луковиц, соли….и через некоторое время – М.м.м.м… Никогда больше таких вкусных креветков (может так падежов?) не едал. Правду говорят настоящие знатоки , что морепродукты , да и любые рыбо-продукты , надо употреблять свежими, только что пойманными. Желательно готовить в той же воде, в которой оно поймано (конечно, речь идет о пресноводных). Совсем другой вкус.  Да если еще этих рыбных семечек ведро, если нужно два, на троих, то трапеза приобретает чинно неторопливый, располагающий к интеллектуальной беседе (под пиво) процесс.
                Еще одна странность был мною обнаружена в ходе командировки. В любой столовой, ресторане, магазине , подавалась только баранина. Мне объяснили, баранина новозеландская. Оказывается в этой островной стране, вокруг нет промысловых сортов рыбы!!! Зато баранами (в хорошем смысле этого слова) заселены все острова. Вот поэтому по многолетнему межгосударственному соглашению, на Сахалин оттуда везут рыбу (горбушу, кету, сельдь), а взамен получают баранину. К слову сказать , новозеландские бараны , по сравнению с нашими, из средне-черноземной полосы, выглядят просто мутантами. Они огромных размеров.
        На баранину после той командировки, пару лет смотреть не мог….
         Кстати , о еде. Именно на Сахалине я пристрастился к острой корейской кухне. Как здорово они готовят. Это и острая капуста - «чамча», соя, морская капуста с кальмарами, нарезанная как паутина…вкуснотища. Корейская диаспора на Сахалине просто огромная. Продавцами во всех магазинах работают в основном корейцы. Случился смешной случай. В одном городке, в магазине , я увидел замечательные зимние сапоги для себя. На континенте с обувью в то время была, мягко говоря , напряженка. А тут , настоящий Salamander ( лучшее, что вообще можно было достать в России). В свободной продаже. Я взял, рассматриваю. Сапоги 45 размера, а я ношу 46-й. Эти мне чуть тесноваты. Я стою и думаю, брать или не брать. Такие все равно дома не достанешь. Вдруг чувствую, что-то не то. Какая-то странная тишина в магазине. Оглядываюсь, все четыре продавца – корейки (или кореянки), уставились на меня , и перешептываются. Я спрашиваю , нет ли у них 46-го размера. У них шок. Одна уходит на склад и приносит коробку с нужным размером. Я покупаю. Оказывается , даже 45 размер, в их магазине больше года никто не покупает, а 46 , они даже на прилавок не выкладывали. Корейцы ведь небольшого роста, к китайцы и японцы. Сапоги я купил. Из магазина меня провожали, как национального героя.
        Запомнилась Сахалинская баня. Банный комплекс, который назывался «Морской конек» , или еще как-то. Уже не помню, но что-то связанное с морем. Пять или шесть парилок, сухие, мокрые…пять бассейнов, с водой разной температуры. Это сейчас фитнесов понастроили, а в 80-е годы это показалось настоящим чудом. В перерывах между парилками, нам выдавали по огромной фарфоровой кружке чая, настоянного на сахалинских травах.
          Не хочу превращать настоящий опус в книгу путешественника , их написано достаточно, поэтому заканчиваю на том, что в выходные, сев на автобус, мы все-таки прокатились в порт Корсаков. Покидали камешки в пролив Лаперуза, и разглядели в дымке Японию…Наврал конечно, хотя тогда мы так наивно и полагали, раздувшись от распиравшей нас романтики….На самом деле , Японию из Корсакова не разглядишь. Да и пролив Лаперуза оказался заливом Анива. А разгядеть Японию можно было с мыса Крильон, это еще южнее километров на 60 по бездорожью и в пограничной зоне.. Да и камешки именно в пролив Лаперуза, можно было бы покидать там же. Но для нас , сугубо сухопутных жителей, и Корсаков , который назывался «Южные ворота Сахалина», был каким то воплощением  детских романтических мечтаний.
1988 г.