Молодая выпускница педагогического училища приехала по распределению в деревню Синюхи Дубровенского района Витебской области. Дали ей учить малышей-первоклашек.
Директор школы – Александр Игнатьевич имел большой педагогический опыт, и понимал, насколько важен в жизни ученика первый учитель. Поэтому молодая учительница Татьяна Ивановна была поначалу у него на особом контроле. Иногда он присутствовал на её занятиях, проверял правильность составления планов. И очень скоро убедился, что не зря в дипломе этой милой девушки стояли одни пятёрки.
Татьяна Ивановна очень грамотно вела уроки, умела найти подход к каждому малышу. Дети быстро и с большим интересом постигали основы знаний и в школу шли с большим удовольствием.
Как-то в середине учебного года директор вызвал к себе Татьяну Ивановну. Немного взволнованная она шла и размышляла: «Что же случилось? И по какому поводу вызывает директор? Вроде в её классе всё в порядке, и учёба, и дисциплина».
Проходите, Татьяна Ивановна, присаживайтесь. У меня к Вам предложение.
Учительница с удивлением посмотрела на директора.
- Вернее не предложение, а скорее просьба, - продолжал Александр Игнатьевич, - видите ли, наша учительница биологии через месяц уходит в декрет, а заменить её в середине года не кем. А что, если Вы возьмёте вести ботанику у шестиклассников. Это только до конца учебного года, к осени из РОНО пришлют нового специалиста. Дело в том, что тут ещё кроме уроков по плану надо проводить занятия на учебно-опытном участке, знакомить детей с разными видами растений. Я и подумал, что лучше Вас кандидатуры не найти. Вы – девушка деревенская, на практике всё знаете. Для Вас, я думаю, это не будет слишком сложно.
По лицу Татьяны Ивановны было видно некоторое волнение и сомнение. Но доброжелательный тон директора и его просьба, а не приказ, сделали своё дело. Немного поразмыслив, она согласилась.
К приобретению семенного материала учительница подошла с особой ответственностью. Семена покупались заранее, то одни, то другие. Главной задачей работы на учебно-опытном участке было показать разновидности одной и той же культуры. Сделать это учительница решила на примере самой обычной капусты. Высаживая с учениками рассаду, Татьяна Ивановна рассказывала детям, что капуста – это тот овощ, который имеет больше всего разновидностей. Это брокколи и брюссельская, кольраби и савойская, цветная и пекинская, белокочанная и краснокочанная, а ещё они все делятся на ранние и поздние сорта. Ребята с увлечением слушали и с удовольствием ухаживали за проклюнувшимися растениями.
Поначалу все сорта были похожи между собой. Весна выдалась на славу, и по мере роста, рассада стала явно отличаться друг от друга. Особенно удалась капуста кольраби, она была крепкая, тёмно-зелёного цвета и размером больше всех остальных своих сородичей. Пришло время высадить рассаду на постоянное место. Ровными рядочками ученики заполняли грядки и аккуратно в тетрадку записывали, где какой сорт посадили. Учителю труда заказали сделать таблички с надписями сортов.
Учебный год был уже позади. Некоторые ребята прибегали в школу, заглядывали на участок посмотреть, как растут растения, помогали с прополкой и поливом. В один из таких погожих дней Леночка Матецкая пришла, как обычно, и ахнула! Грядка, на которой росла самая красивая рассада, была пуста. Кто-то безжалостно выкопал молоденькие растения и унёс. Девочка со слезами на глазах бросилась в учительскую и сходу затараторила:
- Татьяна Ивановна, украли, нашу капусту украли, самую красивую!
- Лена, успокойся, расскажи толком.
- А что рассказывать? Прихожу с утра, а грядка пуста. И ведь же подчистую стырили, причём самую красивую.
Учительница с Леной отправилась на участок оценить ситуацию, а затем они вместе пошли к директору доложить о случившемся.
- Ай яй яй, давненько у нас такого не было. Вот, что я Вам скажу, это не дети сделали. Я даже примерно думаю на некоторых особ, но не пойман – не вор. А какой сорт украли?
- Кольраби, - пояснила учительница.
- Кольраби, кольраби, - задумчиво нараспев произнёс директор, - кольраби? Это такая капуста, если не ошибаюсь, - сплошная кочерыжка без листьев?
- Да, - в один голос ответила девочка и Татьяна Ивановна.
- Очень хорошо! – ободрительно сказал Александр Игнатьевич, и на его лице промелькнула загадочная улыбка.
- Что же тут хорошего? – удивилась Татьяна Ивановна.
- Да так, придёт осень, все расставит на свои места.
Прошло лето, и начался новый учебный год. История с хищением рассады подзабылась, и об этом никто уже не вспоминал.
Как-то, выходя из магазина, Татьяна Ивановна обратила внимание на двух старушек. Жили эти бабули по соседству, мужей своих давно схоронили. Были эти бабки, не разлей вода, везде на пару ходили. А тут идут эти бабушки и ругаются. Поскольку идти учительнице было как раз в их сторону, то волей неволей она и услышала их разговор:
- Говорила я тебе, не надо её брать, воровство до добра не доведёт.
- Так она ж такая крепкая была, у меня за всю жизнь никогда такой красивой рассады не было. Я и подумала: чудо-капуста вырастет, будет, чем перед людьми похвалиться.
- Так вот оно тебе чудо и выросло. Как её есть-то теперь твоими зубами, разве что свиньям скормить.
- Ай-яечки, а другой-то у меня и нет, совсем без капусты на зиму останусь.
- Это тебя боженька покарал за воровство. Смотри, помалкивай, не говори больше никому про свой урожай. А капустой я с тобой поделюсь.
- Что не говори, уже и так все видели.
Татьяна Ивановна шла позади старушек и еле сдерживалась от смеха. Особенно веселила её фраза: «боженька покарал». Бабулькам было невдомёк, что это всего-навсего такой сорт капусты.
А дома учительницу поджидал ещё один сюрприз. Бабушка Никитична, у которой она снимала комнату, искоса поглядывала на неё, а потом и говорит:
- Знаешь, Татьяна, люди в деревне не довольны твоим поведением. Вроде приличная с виду дивчина, учителка к тому же, а такое вытворяешь.
Эти слова повергли «учителку» в недоумение. Она никак не могла понять, чем же её поведение возмущает сельчан? А хозяйка продолжала:
- Говорят, ты там, на школьном участке насадила не понятно чего. У людей чёрти что на огородах повырастало. Вместо капусты шар на ножке на НЛО похожий, а на голове у этого шара два малюсеньких листочка.
Бабушка Никитична была довольно артистическая особа, её речь всегда сопровождалась активной жестикуляцией. Вот и теперь, она руками в воздухе рисовала этот «шар на ножке» и над головой показывала два пальца, как два маленьких листочка.
Тут Татьяна Ивановна рассмеялась в полный голос. А потом рассказала Никитичне эту история с самого начала. Рассказала она и про множество сортов капусты, и про их отличия друг от друга. Бабуля слушала с удовольствием, и в процессе разговора на её лице всё чаще появлялась улыбка.
- Вот и поделом ей, этой Семёновне, будет знать, как на чужое зариться, - завершила беседу хозяйка. А Татьяна Ивановна вспомнила слова Александра Илларионовича и улыбнулась, осень действительно всё расставила на свои места.