Девять дней одного года

Людмила Дивуенко
9 дней одного года или поход 3 категории сложности
Сегодня, я расскажу о том, как безрассудное поведение, чуть не погубило меня и о том, как по воле судьбы, мне было позволено пройти  непростую, жизненную ситуацию и извлечь из неё уроки.
В годы моей бесшабашной юности я карабкалась по скалам, каталась на лыжах и покоряла реки. Сейчас, вспоминая один из ярких эпизодов того времени и оценив всё произошедшее с высоты жизненного опыта, мне трудно представить, что всё это было реальностью. Начну свой рассказ, послушай мою историю.
В те далекие годы жажда знаний привела меня в политехнический институт. Естественные науки, те, что могут объяснить устройство мира, природы и человека вызывали у меня интерес свой загадочностью и тонкой организацией. Химический факультет одного из ВУЗов областного центра стал моим прибежищем на пять лет. Училась я довольно сносно и, особо не блистая успехами в постижении нефтехимических производств, тем не менее, успешно защитила дипломную работу в числе первых студентов. Я торопилась. Время поджимало, намечался байдарочный поход по горной реке через живописную Тункинскую долину. Оставив своих одногрупниц сражаться за право называться инженером, я с ребятами походниками, отправилась за острым ощущением счастья.
Тогда у меня не было понятия, о том, что моя жизнь стоит много дороже адреналинового удовольствия. Погибать в этом походе, конечно же, никто не планировал, но риск был велик.
В тот год, скудные июньские дожди не наполнили реку должным образом. Препятствий оказалось больше, чем мы планировали, поток воды был стремительнее, а времени на принятие решений много меньше. На небольшом, шатком автобусе мы доехали до границы с Монголией. Затем пешком, неся на себе байдарки и припасы на неделю, поднялись, как можно выше  в предгорья Хамар Дабана к истоку реки.
Картина, представшая перед нами, была настолько не похожа на повседневную городскую жизнь, что наше сознание очень быстро свыклось  с мысль о том, что ты всецело зависишь от реки, как от единственного пути, который вернет тебя в привычную реальность.
Река, по которой мы собрались спуститься вниз – это гордый, своенравный Иркут, берущий своё начало на горных склонах и питаемый водами, их тающих снежных покровов. Река! За этим словом скрывается так много, для тех, кто доверяет ей свою жизнь, живёт на её берегах и зависит от её щедрости. Мы вступили в её пределы и, полагаясь на свои силы, решили покорить её. 
Заповедная тайга, нехоженый лес, скалы и камни, прорезавшиеся на поверхность своими острыми углами, окружили нас, оставляя небольшой каменистый краешек суши, где едва можно было разбить небольшой лагерь для сборки байдарок.
Вытряхнув из мешков алюминиевые кили тряпичных лодок и их ребрышки, что зовутся шпангоутами, мы обнаружили на одном из них трещину. Шпангоут был немного лопнувшим. Сетуя на предстартовую суету, охватившую нас за несколько дней до отъезда, мы приняли решение ремонтироваться, как обычно изолентой и, приложив все старания, наложили шину на помятое ребро байдарки.
Утром следующего дня командир дал отмашку на старт нашей команды отчаянных водников-походников. Оттолкнувшись веслами от каменистого плеса, тремя тяжелонагруженными лодками мы отправились в трехсоткиллометровый путь. Дороги назад нет. Есть река с её перекатами, порогами, отмелями и ледяной водой, которая даже в самые жаркие дни не прогревается выше шести градусов, а река, как известно, имеет свойство течь в одном направлении. У водного похода есть только два варианта развития событий: либо ты, преодолевая себя, идешь по реке, либо, если не справишься, выходишь на ближайшую автомобильную трассу и ожидаешь попутки.
Снаряжение туристов восьмидесятых, не в пример туристам нынешнего века, было самоделешним, громоздким, тяжёлым и не прочным. Спасжилеты из пенопласта, хоккейные каски, рыбацкие резиновые сапоги и телогрейки таков небогатый арсенал того, что мы имели. Тогда еще, никто из нас и в глаза не видели гидрокостюмов, тёплого, мягкого флиса и всем известного сейчас термобелья. Зато в нашей байдарке, на дне лежал мольберт! Да, складной, мобильный мольберт. Мой друг в те годы много и страстно писал пейзажи, а здесь, такая натура! Я была не против присутствия мольберта, сидеть на нём, сложенным в компактный ящичек,  было удобно.
Через некоторое время пути наш вожак, находившийся, как и положено, в первой лодке, дал знак остановиться. Последовав его примеру, мы сделали всё, что смогли, чтобы оставаться на месте, но мощный поток снес нашу байдарку вперед и влево. Секунды решали всё. Мы налетели на камни и перевернулись. Экипаж третьей лодки, увидев наше крушение, еще больше забрал влево и обходя каменистый остров, сделал отчаянную попытку удержаться на плаву, и она им удалась.
Переворот на реке, точно так же, как в жизни в одно мгновение меняет все местами, а проще говоря, ставит с ног на голову. Я оказалась в ледяной воде. Ухватившись руками за камень, я пыталась встать на ноги, но поток воды был много сильнее меня. Я видела, как во время моей борьбы за жизнь, командир нашей лодки спасал байдарку, снимая её с камня и вытаскивая на берег.
Я сопротивлялась напору воды, но он всё-таки смыл меня с камня. Мои пальцы резались его острыми гранями, и я ещё хватались за его поверхность, но удержаться не смогла. Желание жить заставило меня ухватиться за следующий камень, вода захлестывала с головой, поток воды колотил мое тело об острые граниты, скрытые под водой. Я не чувствовала в этот момент боли. Я закричала, прося о помощи: «Андрееей!». Увидев меня в таком плачевном положении, он сделал два шага, протянул руку и вытянул меня из воды. Друг спас мне жизнь!
Позднее, спустя много лет, я поняла, что значит, милость Бога и как она проявилась в моей жизни. В самый критический момент Он спас меня, отправив ко мне спасателя. Бог – спаситель, отправил  спасателя.
В тот день кроме меня никто не хлебнул досыта студеной водички горной реки. Все только вымокли и от такого начала путешествия были несколько обескуражены, к тому же я потеряла весло, весь недельный запас хлеба намок, а из ящика с мольбертом пришлось выливать воду с запахом краски. Это были наши первые потери и наш первый приобретённый опыт. Остров, единственными обитателями которого были незадачливые туристы, дал нам приют жаркого пламени костра, устроенного из высохшего комля сосны, давно спиленной и принесенной сюда разливом воды. Это было утро первого дня пути. Всё, как в настоящей жизни - и лёд, и пламень, счастье и страх - все смешалось в одно впечатление.
Нам пришлось встать на незапланированную стоянку. Погода портилась. К вечеру налетел ветер, пошел мелкий дождь. Было сумрачно, и холодно, как это бывает в Байкальской тайге в начале июня.
На следующий день погода наладилась. Выглянуло солнце, и мы продолжили наше опасное путешествие, отремонтировав сломанный киль байдарки с помощью ствола небольшой берёзки, и заново стянув шпангоуты изолентой.
Красота тех мест, конечно, не может спорить с красотой духовных планет  - Вайкунтх, но места там точно райские. Могучие сосны гордо поднимают свои ветви, попирая небо. Стройные, сине-зелёные ели переливаются на солнце. Небесная голубизна так ярка, что невозможно взглянуть, даже, на её отражение в чистейшей воде. Оглядевшись назад, я увидела всю эту завораживающую красоту и надолго запечатлела в памяти картину того утра. Впереди нас ждали новые испытания, но в тот момент моё сердце трепетало  от дивного зрелища, представшего передо мной.
Если идешь по воде без разведки, то невозможно предугадать какой сюрприз преподнесёт река, а она резко скользнула вниз и растеклась несколькими потоками меж огромных камней, а вернее осколков скал. Глубины явно не хватало и лодка начала килем цеплять камни, грозя застрять в них и опрокинуться под напором воды. Я приняла решение покинуть лодку, чтобы облегчить её вес, а говоря проще, выпрыгнуть из неё в студеную воду. Мой командир сделал круглые от изумления глаза, когда я «добровольно» покинула судно. Тут ещё на нас налетела третья байдарка, что шла следом за нами. Ребята выгребали, как могли. Звенели ударяясь друг о друга весла, шумела река, я прыгала меж камней, проводя лодку к глубокой воде, а чуть поодаль местный рыбак мирно ловил рыбу на нехитрую удочку. Он просто ловил рыбу, а мы в это время старались выжить!
Наконец глубокая вода, отмель пройдена. Холод охватил моё тело. В такой воде можно погибнуть за пятнадцать – двадцать минут! Однако спокойствие от предпринятого поступка позволило мне крепко держаться за борт и не отпустить лодку, не барахтаться беспомощно в воде, а пройдя опасный участок вновь оказаться в ней. Как можно сесть в байдарку на плаву и не перевернуть её? Я не знаю, однако уж очень хотелось выбраться из воды, и я сделала это. Вечером за чаем, командир изумлялся моей способности к выживанию, ведь когда он не увидел меня в лодке, то приготовился к операции по спасению, а тут я снова, как ни в чем не бывало, сижу на борту своего судна.
В следующий день пути ничего не предвещало опасности. Река плавно несла свои воды по долине, меж поросших лесом холмов. Мы гребли изо всех сил, чтобы быстрее пройти этот участок пути стоячей воды и не обгореть на солнце, стократно отражённым, от её глади, встревоженной нашими вёслами. Незаметно для нас берега сузились, река убыстрила свое течение, начала петлять и мы поняли, что попали в неприятную ситуацию. На крутом повороте берег был сильно подмыт. Река снесла туда бревна, которые теперь стали угрозой для нашей жизни. Лодки одна за другой попадали в этот залом, трещали, рвались и переворачивались. Катастрофа! Ты ничего не можешь сделать. Лодку несет под брёвна, ты уклоняешься, лодка стремительно переворачивается и ты в воде. Я видела солнце сквозь толщу зеленоватой воды, выныривала, билась о бревна, одетой на мою голову каской и захлебываясь вновь погружалась в воду. Вдруг я ощутила спасительную чальную веревку, которая опутала одну из моих рук. Обычно она лежала у меня в ногах, но при перевороте она вывалилась вместе со мной. Хватить и держать! Лодка – это жизнь! В это время нас вынесло на спокойную воду. Я крепко удерживала веревку, чтобы не упустить байдарку в «свободное плавание». Словно в сказке волна выплеснула меня на песчаный берег. Друзья-походники, те, кто шёл и перевернулся в первой байдарке и уже был на берегу, вытянули лодку на берег, а я рухнула без сил на влажный песок.
Так день за днем мы продвигались по намеченному маршруту. По пути мы потеряли ещё одно весло, и  на шестерых у нас осталось их всего четыре. Намокли и пришли в негодность часы, фотоаппараты, радио, компас и многое другое. Мы шли, угадывая время по движению солнца, и доверившись течению реки. Мы продолжали наш водный поход третей категории сложности. Впереди нас ждали перекаты, большие пороги и косая шивера. Пройдя такой трудный путь, и уцелев, чувствуешь себя заново родившимся.
Через девять дней от начала пути мы вернулись домой. Студенты моего курса, благополучно защитившие, свои дипломные работы получали заветные корочки, обещавшие хорошее место работы Я, похудевшая, с обгоревшим лицом, тоже протянула покрытую ссадинами и синяками руку за дипломом. Преподаватели с интересом и жалостью поглядывали на меня.
Кто бы мне сказал тогда, что нет необходимости, тратить свою жизнь на рискованные приключения, вкладывать труд и огромные усилия в достижения амбициозных целей, сражаясь с природой, я бы не поверила. Жить, сражаться и побеждать – было лозунгом, тех дней, истинное понимание смысла жизни пришло несколько лет спустя, я напишу об этом в следующий раз.