Чтобы помнили. Глава 8

Ольга Тинне
   Начало: http://www.proza.ru/2018/02/19/1934

   Следующий день выдался спокойным. В дивизии шла подготовка к наступлению, но пока ничего не происходило. Со стороны советских войск шло перестроение, немцы свои отвели и тоже перестраивали. В общем, наступило то, что обычно именуют затишьем перед бурей. В это время Маруська невесть каким образом получила официальное разрешение на посещение  находившегося неподалеку села. Село в связи с отходом немцев как раз попало в полосу «ничьей» земли, этим Маруська и воспользовалась, убеждая начальство.

   - Там у меня сестра живет. Или жила? Надо узнать. У меня больше никого не осталось, - сказала Маруська Лизе и по секрету поведала, что поспособствовал ей Борис Львович.
 
   Доктор Исааксон знал, что семья Маруськи – бабушка, мама и сестренка - погибла под бомбежкой еще в июне сорок первого, а отец, кадровый офицер, был смертельно ранен в октябре. Старшая сестра, вышедшая замуж за украинца и уехавшая на его родину, действительно осталась для Маруськи последним родным человеком.

   - Понимаешь, - шептала Маруська. – У доктора тут недалече тоже до войны родственники жили.
 
   - Эвакуировались?

   - Если бы! – Маруська вздохнула.
 
   В дорогу Лиза с Маруськой отправились с самого утра. Вечером накануне их посетил представительный майор с умными глазами («Разведка» - шепнула Маруська Лизе), и посоветовал девушкам форму снять, надеть цивильные платьица и глядеть в оба, а что увидят, запомнить и после рассказать. «Рискуете, девки, и куда только начальство смотрит» - закончил он и вышел.

   На дворе стоял май месяц, но было очень тепло, почти жарко. До села девушки добрались, не встретив ни своих, ни чужих. Обстановка оказалсь на удивление спокойной, только с севера порой доносился гул канонады. Шли тоже легко, путь в основном лежал через колхозные поля, перемежаемые небольшими перелесками. В этом году тут явно ничего не сажали, в прошлом же толком не убирали. А ведь колхоз, как сказала Маруська, был крепкий и шел в передовых.

   Наконец девушки добрались до места. Постояли у обочины села, приглядываясь. Никого не видно, тишина. Немаленькое до войны, село уже несколько раз переходило из рук в руки, и в итоге в нем остались целыми не больше десяти домов. Лиза с Маруськой постучались в один, другой, но им никто не открыл. Поворачиваясь, чтобы разглядеть остальные дома, Маруська внезапно вскрикнула и вцепилась в Лизину руку. Глянув в ту сторону, Лиза тоже вздрогнула. Чуть поодаль от села было кладбище, на котором выделялись холмики явно не старых могил.
 
   В отдалении от остальных, ближе к кладбищу, стоял одинокий кособокий домик, из которого, как заметила Лиза, вышел пожилой мужчина. Дернув подругу за рукав, Лиза двинулась в ту сторону. Маруська засеменила следом.

   - Здравствуйте вам! – сказал Лиза мужчине.

   - И вам не хворать, - ответил он, внимательно разглядывая девушек. – Зря стучали. Нет там никого, кто уцелел, все ушли.

   - А, скажите, Лида Гусарук, она тоже ушла? – голос у Маруськи дрожал от волнения.

   - Они еще до немцев уйти успели, - степенно ответил мужчина.
Услышавшая это Маруська с облегчением выдохнула.

   - А куда, не знаете?

   - Да кто ж скажет. Туда, - мужчина махнул рукой на восток.

   - А могилы? – подала голос Лиза.

   - Могилы, - сказав, мужчина помолчал, - это те, кто не успел.
 
   - А хоронил их кто? – спросила Маруська.

   - Я и хоронил. Больше некому. Кто жив опосля того остался, - мужчина кивнул куда-то в сторону, - разбежались, как только смогли. Но вы, девоньки, не задерживайтесь, опасно скоро здесь будет.

   - А вы откуда знаете? – спросив, Лиза смотрела подозрительно.

   - Да уж знаю. Молока хотите? Козье, правда, коров не осталось.

   - Хотим! – Маруська воодушевилась тем, что сестра жива, и смогла даже улыбнуться мужчине. На могилы Маруся теперь поглядывала довольно спокойно, слишком много смертей довелось ей видеть за неполный год войны.
 
   Взяв врученную хозяином крынку, девушки распрощались с ним, пожелав себя беречь. В ответ мужчина усмехнулся, сказав, что им в армии удача важнее, и, глядя на недоуменные выражения девчоночьих лиц, хитро прищурился.
 
   Лиза с Маруськой уже вышли за околицу (дальше начинались зарастающие сорняком поля), когда услышали тарахтение мотора. С ходу рухнув в густую траву, присмотрелись: по дороге чуть в стороне от села шла одиночная легковая машина.

   - Немцы!

   - Да погоди ты, - прошипела Маруська, у которой глаза были ястребиные. – Не похожи они на немцев.
 
   Автомобиль вскоре начал притормаживать и остановился в аккурат у небольшого перелеска. Увидев, кто из него вышел, Маруська вскочила, схватила свою крынку и припустила в ту сторону.

   Продолжение: http://www.proza.ru/2018/02/21/2000