Проскуров Иван Иосифович

Олег Каминский
Родился  5  (18)  февраля  1907  года  в  селе  Малая  Токмачка  (по  другим  данным  в  Гуляй  Поле)  Ореховского  района  Запорожской  области  (Украина)  в  семье  ремонтного  рабочего-железнодорожника  (путеобходчика).  Украинец.  Окончил  4  класса.  С  11  до  15  лет  помогал  своим  родителям  в  домашнем  хозяйстве,  позже  нанялся  батраком  к  немцам-колонистам.  Учился  в  Александровском  (Запорожском)  железнодорожном  училище.  С  августа  1924  года  работал  помощником  вагранщика  литейного  цеха  завода  им.  Ф.  Энгельса  в  Запорожье,  с  1926  года  -  председателем  районного  секретариата  профсоюзов  (сёла  Хортица  и  Токмаковка).  С  октября  1927  года  по  май  1930  года  учился  на  рабфаке  сельскохозяйственного  института  в  Харькове,  в  сентябре  1930  года  перевёлся  в  Харьковский  институт  механизации  и  электрификации  сельского  хозяйства.
В  РККА  с  апреля  1931  года. 
Окончил  7-ю  Сталинградскую  школу  военных  лётчиков  в  1933  году.
С  13  декабря  1933  года  был  инструктором  2-й  легкобомбардировочной  эскадрильи  авиационной  бригады  Военно-воздушной  академии  им.  Н.  Е.  Жуковского.
Окончил  курсы  командиров  корабля  при  школе  военно-морских  лётчиков  и  летчиков-наблюдателей  (учился  с  марта  по  май  1934  года).
С  20  мая  1934  года  служил  в  должности  командира  экипажа  в  90-й  тяжелобомбардировочной  авиационной  эскадрилье,  занимался  испытаниями  нового  самолета  ТБ-3.
5  января  1935  года  был  назначен  командира  отдельного  корпусного  авиационного  отряда  89-й  тяжелобомбардировочной  авиационной  эскадрильи  23-й  авиационной  бригады.
15  марта  1936  года  присвоено  звание  старшего  лейтенанта. 
В  октябре  1935  года  в  составе  советской  делегации  участвовал  в  Международном  авиационном  состязании  в  Бухаресте,  где  занял  первое  место  в  соревнованиях  по  набору  высоты.
В  сентябре  1936  года,  являясь  командиром  отряда  89-й  тяжелобомбардировочной  авиационной  эскадрильи,  по  заданию  правительства  совершил  перелёт  Москва — Хабаровск  за  29  часов  47  минут,  установив  тем  самым  рекорд  на  столь  протяжённом  маршруте.  Этим  перелётом  из  Москвы  в  Хабаровск  была  доставлена  группа  авиаспециалистов  и  запчасти  для  ремонта  самолёта  В.  П.  Чкалова,  который  был  повреждён  при  посадке  на  острове  Удд.  За  этот  полет  он  получил  золотые  часы  от  Народного  комиссара  обороны  СССР.
Участвовал  в  национально-революционной  войне  в  Испании  с  сентября  (октября)  1936  года  по  июнь  1937  года  в  качестве  командира  1-й  интернациональной  бомбардировочной  эскадрильи  «Испания»,  2-й  эскадрильи  12-й  бомбардировочной  группы  республиканской  авиации. 
Летал  на  бомбардировщиках  Потез-54,  СБ.
Имел  псевдоним  «Солдатчик»  или  «Солдачек».
Принимал  участие  в  повреждении  немецкого  линкора  «Дойчланд».  Линкор,  стоявший  на  якоре  близ  острова  Ибица,  на  траверзе  Малаги  в  Средиземном  море  был  поврежден  двумя  прямыми  попаданиями  бомб  28  мая  1937  года  в  18  часов  40  минут.  Погиб  31  немецкий  матрос,  110  были  ранены.*
Всего  в  Испании  совершил  46  боевых  вылетов.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
4  июля  1937  года  присвоено  звание  майора. 
С  16  июля  1937  года  командовал  54-й  авиационной  бригадой  Киевского  военного  округа.
22  февраля  1938  года  одновременно  были  присвоены  воинские  звания  «полковник»  и  «комбриг».
С  21  мая  1938  года  командовал  2-й  авиационной  армией  особого  назначения  в  Воронеже. 
7  октября  1938  года  был  назначен  членом  Военного  совета  при  народном  комиссаре  обороны СССР.
9  февраля  1939  года  присвоено  воинское  звание  «комдив».
14  апреля  1939  года  был  назначен  заместителем  наркома  обороны  СССР  и  начальником  5-го  Управления  (Главного  Разведывательного  управления)  Наркомата  обороны. 
В  то  же  время  (с  июня  1939  года)  входил  в  состав  Главного  военного  совета.
4  июня  1940  года  присвоено  звание  генерал-лейтенанта  авиации.
27  июля  1940  года  был  снят  с  занимаемых  должностей  и  находился  в  распоряжении  наркома  обороны.
9  сентября  1940  года  был  назначен  заместителем  командующего  ВВС  Дальневосточного  фронта,  а  25  октября  1940  года — помощником  начальника  Главного  управления  ВВС  РККА  по  дальнебомбардировочной  авиации.
12  апреля  1941  года,  в  ходе  начавшейся  чистки  в  руководстве  ВВС,  был  снят  с  должности.
С  27  мая  1941  года  был  командующим  ВВС  7-й  армии  Ленинградского  военного  округа.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  22  июня  1941  года. 
Воевал  на  Северном  фронте  в  должности  командующего  ВВС  7-й  армии.
27 июня 1941 года был арестован  и  репрессирован.
28  октября  1941  года  был  расстрелян  без  суда  в  районе  поселка Барбыш  Куйбышевской,  ныне  Самарской  области  (Россия).  Данных  о  месте  захоронения  нет.  На  мемориальном  кладбище  авиаторов  в  Монино  под  Москвой  установлено  надгробие-кенотаф. 
Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР  от  21  марта  1947  года  был  лишён  звания  Героя  Советского  Союза  и  всех  наград.   
Реабилитирован  посмертно  15 мая  1954 года  определением  Главной  военной  прокуратуры  СССР  за  отсутствием  состава  преступления.
Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР  от  17  января  1956  года  восстановлен  в  звании  Героя  Советского  Союза  и  в  правах  на  награды.

За  проявленное  мужество  и  героизм  при  выполнении  специального  задания  Правительства,  майору  Проскурову  Ивану  Иосифовичу  21  июня  1937  года  было  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза  (медаль  «Золотая  Звезда»  № 33).

Награжден  орденом  Ленина**  (21.06.1937),  орденом  Красного  Знамени***  (02.01.1937),  двумя  орденами  Красной  Звезды  (25.05.1936,****  14.06.1940),  медалью  «XX  лет  Рабоче-Крестьянской  Красной  Армии»  (1938).

Примечания:
*     По  другим  данным  погибло  24  немецких  моряка,  82  было  ранено.
**     Орден  имел  порядковый  №  848.
***     Орден  имел  порядковый  №  875.
****     Орден  имел  порядковый  №  990.