Какое это имеет отношение к любви?

Игорь Васильевич Руденко
< Продолжение разговора о любви по расчету. Начало здесь: http://www.proza.ru/2017/12/08/719 >

– Да не расстраивайся ты так, Гоша! Грустный финал часто лучше, чем бодрое, но ведущее в никуда продолжение, – заключил Артур и жестом подозвал официанта. – Два эспрессо и кусочек пражского торта.
– Простите, кусочек один?
– Да. Тебе не брать?
– Не стоит. Я сладкое не люблю, ты знаешь, – ответил Артуру и, проводив официанта взглядом, продолжил: – Да я особо не расстраиваюсь. Так... попробовал влюбиться, казалось, даже получилось... Одно пугает: как бы не в последний раз.
– Ты это брось! Какой последний? После сорока жизнь только начинается!
– Седина в бороду, бес в ребро?
– Ну... можно и так сказать. Главное, чтобы не проснуться как-то утром после сорока, а у тебя ничего не болит...
– И что это значит?
– Значит, ты умер.
– Умер?.. До этого пока не дошло. Но в последнее время начал замечать, что реальной жизни становится все меньше, а воспоминаний все больше. В один прекрасный день может случиться так, что останутся одни воспоминания...
– Лишь бы не печальные.
– Ты знаешь, нет. Напротив, очень даже забавные, особенно диалоги в соцсетях или смс-ки... Послушай, как мы с Машей развлекались, пишу ей как-то: «Тебя забрать?» – «Забирай, только потом верни на место». – «После того как попользуюсь? А на какое место, обратно на работу?» – «Лучше домой. И пользуйся аккуратно, а то больше не дам».
– Да, хороша Маша...
– Была...
– Найдешь себе еще!
– Ищу...– ответил я и вспомнил, как общался с одной девицей, делившейся со мной своими взглядами на жизнь, причем довольно зрелыми. Такое иногда бывает: не обладая выдающимися внешними данными, девушки пытаются достичь высот в интеллектуальном и духовном развитии. Иногда им это удается. Вот только разглядеть их внутреннюю красоту не всякому под силу, а многим просто недосуг.

*     *     *
Этот диалог состоялся после того, как моя собеседница переехала жить в Киев.
– Как тебе там, легко ли?
– Легко, светло... Киев чудесен и встретил меня душевно. Как ты? Встретил кого-нибудь особенного?
– Встретить – встретил. Особенного – нет.
– Тоже неплохо, а то эти особенные оставляют дырки в душе.
– Хорошо сказано! Но если душа большая, то пара новых дырок ее не испортит.
– Тут дело в закаленности. Если не мешают сквозняки от дыр, то можно украшаться. Я вот не боюсь сквозняков, поэтому дырявая вся.
– Пирсинг! Сейчас это модно.
– Нет, это не пирсинг, а грабли.
Прошла минута, прежде чем я собрался с мыслями. После вчерашней пьянки сделать это было не так-то просто.
– Вот интересно, кем лучше быть: граблями или тем, кто на них наступает? (Только с бодуна могут прийти в голову такие философские вопросы.)
– Ну, смотря к чему больше таланта. Если есть природная склонность к пи*достраданиям (пардон май френч), то лучше быть наступающим на грабли. А если есть талант оставлять после себя пепелище и дырки в душах, то прямая дорога в грабли. Хотя, как показывает практика, каждый из нас хоть раз в жизни был и граблями и пользователем их.
– Что-то в роли пользователя я себя не очень представляю...
– А я вот тебя представляю однажды наступившим до коматозного состояния, потом долго очухивающимся и решившим, что теперь общение с граблями – только издали. Хотя могу и ошибаться.
– Думаю, ошибаешься. Наступить я не боюсь – нашлись бы грабли! А для перфекциониста это самый больной вопрос: попробуй отыщи еще те идеальные, которыми не жалко будет продырявить собственную душу!
– Перфекционизм – суть та же, что и маска, и укрытие, и оправдание.
– Укрываться от себя и оправдывать себя перед собою же – дело неблагодарное и, не побоюсь этого слова, неблагородное.
– Все возможно в этом лучшем из миров...– теперь паузу взяла моя собеседница. Видимо, о благородстве ей должна была рассказать прабабка, что родилась до эпохи исторического материализма, но не успела, поскольку скончалась еще до перестройки. – А вообще, я склоняюсь к тому, что инвестиции в отношения – это провальные инвестиции (есть счастливые 5%, но это редкость). Так что я предпочитаю концентрироваться на других вещах. Есть несколько людей, с которыми мне хорошо, и этого достаточно.
– Да? А я вот не считаю это инвестициями. Если есть свободное время и душевное тепло, то почему бы не потратить их, причем, не ожидая дивидендов, а просто так.
– Только перфекционизм мешает, да?
– Ага, а ты как догадалась?
– Скиллы эмпатии прокачаны достаточно, чтобы догадываться.
– А какой эмпатии, стесняюсь спросить, когнитивной или эмотивной?
– Когнитивной. Не люблю брать на себя лишнего.
– Зачем же лишнего, если есть уже «несколько людей, с которыми хорошо»?
– Каждому по силам его... Я циник, который разочарованный идеалист и романтик, так что мне все можно.
– После «каждому по силам его» ожидал уже «аминь».
– Еле удержалась!
– Да, видишь, как хорошо у нас всё вышло: так и не встретилась ты с «граблями»... А теперь и не встретишься вовсе.
– Нельзя ни в чем быть уверенным, амиго.
– В моем возрасте уже можно. Это тебе кажется, что всё еще впереди, хотя, может, так оно и есть...
– Эх! Был у меня товарищ – твоего возраста и с усталым лицом. Вещал мне множество раз, что все грабли для него уже пройдены, ну и остальное, что вещается в этом вашем возрасте... Потом ка-а-к хряснуло! Имела удовольствие наблюдать, мда.

*     *     *
– Вот так вот нас, закоренелых сибаритов и чуть не олигархов, могут ткнуть лицом в реальную жизнь какие-то девицы. Ну, правда, не какие-то – таких поди найди! Но я нашел и не жалею. Без них бы жизнь была неполной, а так – свобода выбора: от женщин-вамп до жаждущих любви селянок. И можно не отказывать себе ни в чем, но надо помнить: и они имеют право на свободу. Тогда пребудет в мире счастье и гармония, а может, и любовь...
– Не-е, для твоей гармонии я слишком трезв. Официант! Нам... Чего там пьют, когда толкуют о любви?
– ???
– У Ремарка, – решил помочь официанту, – любовным напитком считался кальвадос.
– Простите?
– Яблочная водка, только французская.
– К сожалению...
– Неси обычную, – спас положение Артур, – ноль пять.
– А вам какую?
– Нам – холодную, – ответил я, вспомнив занятную историю про водку. Сидим как-то с Артуром в ресторане одного губернского городка в компании его друзей – двух добрых молодцев с супругами, засватанными прямо у подиума конкурса красоты. Молодцы те были известными бизнесменами в своей области и представителями всяческих торговых марок. Одна из них, Nemiroff, была подана к нашему столу. А стол, надо сказать, ломился от изысканных закусок и дорогих морепродуктов, доступных в наше время разве что друзьям Артура, и то не всем. Так вот, нам подали Nemiroff «штоф» – самый дешевый вид продукции этого алкогольного гиганта. «Почему не Premium, не Lex?» – нашему с Артуром удивлению не было предела. «Поверьте, всё это разливают из одной бочки! Кому, как не нам, дилерам, это знать», – был дан ответ. Заслуживающий доверия ответ. А ресторан тот назывался «Этуаль». Когда я спросил, что это значит, никто из бизнесменов и их гламурных спутниц ответа мне не дал. Да мне и не требовалось. «Этуаль по-французски – звезда», – сообщил им. Пусть знают, где обедают. Звёзды!..
– Да, правду говорят, что водка бывает бывает хорошая и... очень хорошая, – заметил приятель и вернулся к теме разговора: – Где ты находишь таких собеседниц, Гоша? По библиотекам вроде бы не ходишь...
– Не поверишь, Артур, в интернете! Шагаю в ногу со временем, а время это лучшая половина человечества проводит нынче в соцсетях. Вот этими «сетями» я их и ловлю – отбираю, сортирую, причем, не вставая с дивана!
– И все же иногда приходится вставать, если возникает желание познакомиться поближе?
– Это да. «Близкие контакты третьей степени» возможны только при личной встрече. Но только с теми, кто прошел кастинг.
– А в чем он заключается? Ты ж не вызываешь их пред ясны очи для дефиле в купальниках?
– Конечно нет! Но кое-кто подобным образом развлекается. Дает объявление о приеме на работу секретарши. Откликнувшихся девушек разом собирает в приемной и по одной вызывает в кабинет. Причем чем больше соискательниц, тем легче каждая из них расстается не только с верхней одеждой, но и с купальником... Чего не сделаешь, чтоб получить работу! Правда, для таких забав надо иметь собственный офис и не иметь совести. Так что этот метод не для меня. Я делаю всё менее креативно, но вполне рационально. 
– Может, посвятишь меня в подробности?
– Не думаю, что тебе это когда-то пригодится, но если хочешь... В общем, техника любви по расчету следующая. Вначале знакомимся с анкетами. Ты даже не представляешь, как много в интернете женщин, желающих найти свою вторую половинку! В итоге они чаще находят приключения на свою пятую точку, но кого это останавливает? Вновь и вновь они ныряют в мутный омут сайта, пытаясь разрешить неразрешимое противоречие: женщины ищут серьезные отношения на всю жизнь, а мужчины – на всю ночь. И те и другие хотят любви, и лишь несовпадение временных интервалов мешает им добиться цели... Помочь решению проблемы как раз и призвана анкета, из которой можно узнать не только возраст, рост и цвет волос в разных местах, но также род занятий, интересы и множество других вещей...
– Так-таки и в разных местах?
– Что?
– Цвет волос.
– Конечно шутка! Разные места оставим на потом, а то исчезнет дух романтики. Пока же, изучив анкеты, отбираем наиболее интересные и списываемся с их обладательницами. Получив грамотные или не очень, односложные или пространные ответы, узнаем степень владения письменным языком. Затем созваниваемся и знакомимся с устной речью потенциальной избранницы. И лишь потом, когда вдруг всё сойдется, можно встретиться и посмотреть в глаза... а заодно сличить оригинал с фотокопией, размещенной в анкете. Нередко бывает, что на снимке – принцесса, а в жизни – лягушка, и нет никакого желания ее целовать.
– Не слишком ли сложно, Гоша? По-моему, гораздо проще познакомиться на улице, взять телефончик, пригласить в кафе...
– Да, сложно. Зато есть шанс впоследствии избежать многих неприятных открытий. Человеческие отношения, вообще говоря, требуют затрат энергии – душевной и не только – и в этом их ценность. А всё, что достается даром, так же низко и ценится. Кстати, ты не помнишь, когда последний раз ходил по улицам пешком, а не разъезжал на мерседесе?.. Я вот тоже не помню. Голосующих девушек, в отличие от тебя, я не подбираю и на одну лишь интуицию, подобно женщинам, полагаться не хочу. Поэтому предпочитаю не чувственный, а рациональный подход к процессу знакомства.
– Рационализатор!..
В этот момент к столу подошел официант с запотевшим графином водки и уточнил, чем мы будем закусывать. Хотел его спросить, почем у них огурцы соленые, но решил не мелочиться и заказал сразу два... блюда. Одно с домашними солениями, другое с мясной нарезкой. Аппетит приходит во время еды.
– Ну и как... твои рацпредложения приносят что-то кроме философских разговоров?
– А то! В конечном итоге я получаю не только тело, коим многие довольствуются, но и душу человека, причем человека образованного, мыслящего, поговорить с которым иногда приятней, чем заниматься сексом! Хотя и не без этого...
– Фух, слава богу! А то я уже думал: всё, ушел товарищ из большого секса. Переквалифицировался в теоретика, заумными беседами увлекся... Взбодрись! Повеселее что-то вспомни!
– Да не вопрос!

*     *     *
Раннее утро. Девушка, похожая (как ей кажется) на Монику Беллуччи, уже в сети. Причем настроена довольно агрессивно.
– У меня все хорошо. И не надо искать во мне какие-то комплексы или причины для сочувствия и жалости. Напрасно! Перестань выдумывать то, чего нет.
– Так хорошо, что каждый раз приходится себя (а теперь и меня) в этом убеждать?
– Себя мне не в чем убеждать. Хочется, чтобы ты это понял, но у тебя своя программа... С добрым утром!
– В понедельник утро добрым не бывает. И не надо меня программировать, я к этому устойчив.
– А ты перестань считать меня озабоченной и неустроенной тёлкой!
– Поверь, мне хватает ума не считать тебя озабоченной. Правда, твоя настойчивость в отрицании этого уже говорит о комплексах. Ты, главное, не зацикливайся на своих недостатках. Вот я, к примеру, абсолютно не зацикливаюсь... на твоих недостатках.
– Ты офигел? Какие недостатки? Продолжаешь гнуть палку?
– Прости, умничаю. Не могу отказать себе в удовольствии.
– Ну-ну...
– Да нет же, ты просто идеал! Всё только забывал тебе об этом сообщить.
– Я что, из музея?
Тут мне захотелось сказать, что из кунсткамеры, но я сдержался.
– Лепс и Лорак – «Зеркала», слышал?
– Специально не слушал, может случайно...
– Мне очень нравится.
– А мне – вторая часть третьей оркестровой сюиты Баха. Не слышала? Она еще «Воздух» называется.
– Охота поумничать?
– Не иссякает!
– Тогда найди себе другой объект! Да, музыкального образования у меня нет, и я могу не знать названий, но классику слушаю.
– У меня тоже нет музыкального образования, да и вообще никакого, кроме школы и вуза – не беда! Это пусть девушки в активном поиске пишут про «два и более высших».
Прислала клип с песней «Зеркала».
– Ознакомился. Глаза... пустые зеркала... любовь прошла... да еще в дождь! Тебе не могло не понравиться. А сколько мерседесов на мост нагнали! И Лепс в новом S-классе...
– Тебе не нравится?
– Что, мерседесы или Лепс?
– Продолжаешь в том же духе?
– Мне показалось, ты уже привыкла.
– Сходи подыши своим «воздухом»!
– Уже в пути!
Прошел час.
– Мы поругались?
Вот это «мы поругались?», как и Машин «привет» на третий день – верный признак того, что она твоя.
– Ну как с тобой можно поругаться? Это просто стиль общения у нас такой – обоюдоострый.
– Значит, разошлись по религиозным взглядам: он не признает, что я богиня.
– Не разошлись, но и не сходимся. Как планета и спутник – вокруг да около. Только падение одного на другое чревато катастрофой.
– Коллапсов нам еще недоставало!
– Нам много чего недоставало, но тебя разве достанешь?
– По-моему, у тебя один раз получилось.
– Это когда? Хоть я и балансирую на грани, но как-то не заметил...
– Как же не заметил, а игнор?
– По-моему, в игнор я попал (причем незаметно для себя) лишь потому, что некоторое время не выходил на связь. Бывает...
– Не только потому. Мне в твоем тоне что-то не понравилось.
– А сейчас все нравится?
– Та щас!
Прошло несколько минут.
– Я тут сама у половины сайта в игноре.
– Охотно верю! С твоим язычком можно всех женихов распугать.
– А я не стремлюсь выскочить замуж. У меня есть дети, есть работа. Финансово я не завишу от мужа или любовника. Мне хочется только одного – взаимного срыва башки!
– Ничто так не сближает, как совместное занятие идиотизмом. За «срывом башки» ты по адресу!
– Так в чем же дело? Я, как настоящая женщина, с первого раза не согласилась, а ты, как настоящий мужчина, второй раз не предложишь, так?
Вот он, момент, когда от выноса мозга можно переходить к более естественным формам сексуальных отношений.

*     *     *
– Да, любишь ты мозги потрахать... Хорошо хоть не только мозги.
– Не только, Артур, не только... Но без них любовь превращается в банальный секс – способ размножения двуногих животных, известных как homo sapiens. Мы же не кролики, Артур, мы люди разумные! Хотя... какое это имеет отношение к любви?
Меня вдруг как током ударило. Слово за словом я повторил свою последнюю фразу:
– Какое это... имеет отношение... к любви? К самому загадочному и прекрасному чувству, не подвластному ни разуму, ни логике, ни расчету... Забудь, Артур, всё это бред!
– Что?
– Всё, о чем рассказывал сегодня. Пускай это и правда, но правды в этом всём не больше, чем осталось водки на дне графина... Не разгадать нам формулу любви. Не втиснуть чувства в рамки формул. Ты оказался прав: лишь брак бывает по расчету –  любви по расчету быть не может.

К нашему столику подошел официант и оставил счет. Летний вечер приближался к концу. Огромное красное солнце, зацепившись за горизонт, яркими бликами отражалось в окнах старенькой девятиэтажки, стоящей над оврагом. В ней прошло мое детство и юность. Как же давно это было! С тех пор я сменил несколько квартир в разных концах города, но что-то неизменно влекло меня сюда, под сень могучих кленов и старых ив, склонившихся к ручью. Он и сейчас, как много лет назад, струится в глубине оврага, но не я – уже другие дети играют здесь в индейцев.