Горнолыжные приключения, Андорра, 2018

Виктор Кон
    Это пятый рассказ из серии про горнолыжные приключения.
    Я писал, в основном, для себя и тех, кому я интересен.
    Но тут есть некоторая полезная информация для всех,
    особенно для тех, кто ездит в горы зимой.

Писать про свои горнолыжные приключения я начал в 2013 году. Тогда мы ездили во французский Тинь. На следующий год снова поехали во Францию, в Шамони. Потом был перерыв, так как я заболел, началась гипертония, а лечиться еще не научился. Поэтому мы катались в Москве, на станции метро Нагорная, но я не стал об этом писать. В 2016 году мы ездили в Лез арк, снова Франция. Мы приехали в поселок 1600 вчетвером, а уезжали оттуда уже вдвоем с женой. Больше никого из русских не было. Это было одной из причин сменить страну. И в 2017 году мы поехали в Андорру, через 15 лет после первой поездки туда в 2002 году. На этот раз мы поехали жить в отель Andorra Centre, в городе, и ездили на подъемник на автобусе.

В 2018 году мы уже не стали ничего менять. Поехали снова в Андорру в тот же отель и практически в те же дни, с 7 по 17 февраля. Мы уже многое знали в Андорре. Но изменилась ситуация в стиле моих записей. Я стал записывать про каждый день своей жизни в дневник. И данный рассказ тоже расписан по дням. Он как бы является частью дневника, но более расширенной и выделенной в отдельный файл. Однако, в качестве исключения я решил сделать введение, в котором описать главную зону катания в Андорре, она называется Грандвалира, как я понимаю, это означает "главная долина". В интернете можно найти много разных карт этой зоны. Вот тут [1] показывают карту с рельефом, на которой все хорошо видно. Но самим горнолыжникам предлагают карту без рельефа и на латинском языке.

Большая зона катания условно разделена на 5 областей по названию поселков, из которых в эту область выходят самые нижние подъемники. С запада на восток по карте поселки и области называются (в русском переводе) Пас-де-ла-Каса, Грау-Руж, Сольдеу, Эль-Тартер и Канилло. Затем идет поселок Энкамп, в котором находится начало большого подъемника Фуникамп, и потом столица страны Андорра-ла-Велла. Вот эти пять поселков и образуют общую зону катания, которую назвали Грандвалира, то есть большая долина. Есть еще три поселка, в которых свои зоны катания на отдельный ски-пас, но мы туда не ездили, карты у меня нет, и о них я говорить не буду.

Шесть указанных поселков и еще три не указанных вместе со столицей с названием Андора-ла-Велла и предсталяют собой всю Андорру, целое государство. Из столицы на склоны попасть нельзя. Но городские автобусы ходят до поселка Энкамп, который просто является продолжением столицы и оттуда идет очень длинный подъемник Фуникамп, на который мы каждый день и ездили. Внизу этого подъемника есть кабинки для хранения вещей, и там можно держать лыжи и лыжные ботинки ночью, и обычные ботинки днем. В зоне катания есть несколько вершин, на которые можно подниматься с разных сторон и спускаться в разные стороны. Все вершины, трассы для спуска и подъемники имеют названия, но я решил названия не писать, а составить таблицу, в которой названия пронумерованы, и буду указывать в тексте только номера. Эта таблица предсталена ниже.

Трассы: 1 = Solanella ; 2 = Colibri ; 3 = Enradort ; 4 = Serrat Pinos ; 5 = Obac Solana ; 6 = Fura ;  7 = Gall de Bosc ; 8 = Esquirol ; 9 = Oreneta ; 10 = Rossinyol ; 11 = Gaig ; 12 = Geneta ; 13 = Cadernera ; 14 = Neret ; 15 = Mirador ; 16 = Cfmi de Pessons ; 17 = Tortuga ; 18 = Pala Nova ; 19 = Bosc ; 20 = Montmalus ; 21 = Granota ; 22 = Clot ; 23 = Os ; 24 = Aliga ; 25 = Сortalets ; 26 = Tamarro (El Tarner) ; 27 = Directa I ; 28 = Obagot III ; 29 = Daina ; 30 = Cortels ; 31 = Guineu ; 32 = Les Deveses ; 33 = Riu Solanelles ;

Подъемники: 1 = Pla de les Pedres Grau Roig ; 2 = Pla de les Pedres Soldeu ; 3 = Llac del Cubil ; 4 = Solanelles ; 5 = Assaladors ; 6 = Solana ; 7 = Llosada (скамейки) ; 8 = Els Clots ; 9 = Portella ; 10 = Encampadana ; 11 = Llosada (бугель) ; 12 = Pic Blanc ; 13 = Montmalus ; 14 = Cubil ;  15 = Soldeu (скамейки); 16 = El Tarter (кабина); 16 = El Tarter (скамейки); 17 = Colibry ; 18 = Cortals III ; 19 = Font Negre ; 20 = Enradort ; 21 = Tosa Espiolets ;

Вершины: 1 = Cortals, 2502 м ; 2 = De Les Solanelles, 2458 м ; 3 = Tosa De La Llosada, 2562 м ; 4 = Portella, 2465 м ; 5 = Tosa Dels Espiolets, 2467 м ; 6 = Pic Cubil, 2450 ; 7 = Call Blanc, 2528 м.

В таблице указаны не все трассы, не все подъемники и не все вершины, а лишь те, на которые я буду ссылаться. Их все можно найти на картах, в том числе и на той, ссылку на которую я дал. Горнолыжникам дают не рельефную карту, а простую, в которой просто указаны все трассы, подъемники и вершины, причем латинскими буквами. Вот с этой карты я названия и списывал. Дальше идет рассказ по дням, как это все и записывалось.

07-02

Итак, наступил первый день новых приключений, а именно, путешествия в горы Андорры для катания на лыжах. Мы там были в прошлом году примерно в это же самое время. На этот раз путевки были заказаны еще в декабре. Перенос тел из Москвы в Андорру прошел почти без проблем, но мелкие неприятности все же были. Мы заказали такси через Яндекс на семь часов утра. Ровно в назначенное время таксист позвонил, что он на месте. Мы выходим с вещами, а такси нет. Через некоторое время мы не выдержали, и решили позвонить сами.

Оказалось, что таксист приехал не туда. Его навигатор показывал только корпус 1 дома 15 вместо корпуса 3, где мы живем. По телефону мы ему объяснили куда ехать, но и тогда он появился не сразу. У нас в Теплом Стане очень сложная структура нумерации домов, но до сих пор таксисты все находили. На этот раз нам попался неопытный водитель. Правда жена Наташа говорит, что ему просто не сказали про номер корпуса. Дальше проблем не было, он нас быстро довез до места, мы отдали ему 800 рублей и первая часть пути закончилась.

Вторая часть пути -- это самолет. Регистрация, посадка и полет прошли нормально Но мне в самолете попалось продавленное кресло, на котором приходилось сидеть на краю, так как было очень тесно. Самолет французский, Аэробус-381, но кресел наверняка прибавили и было очень тесно. Я натер себе задницу. Немного спасло то, что было жарко, поэтому я снял джемпер и положил его под задницу в яму, после чего кресло стало чуть ровнее.

Третья часть пути проходила на автобусе из Барселоны, куда мы прилетели, в Андорру. От нашей туристической компании Натали-тур в большом автобусе было всего 11 человек. Хотя самолет был полный, но все сели в автобусы других компаний, в том числе Tui и Corel. Впрочем это как раз было удобно. По дороге из Барселоны в Андорру я попробовал снимать видео из окна автобуса, как только мы заехали в горы. Там было очень красиво. Уже вечерело, но еще что-то было видно.

Последняя неприятность случилась при заселении в гостиницу. Нам дали номер с окнами на внутренний двор, точнее даже не на двор, а на просвет, между двумя стенами, сделанными буквой П. Наташе это очень не понравилось, и она решила поменять номер. На этом вопросе мы немного поругались, потому что менять номер, это сдать утром этот и потом ждать новый, когда освободится. Складывать все вещи снова в чемоданы и прочие радости. А как раз это очень неприятно. Первое время ничего невозможно найти, все лежит не там, и на это тратится очень много времени и сил.

В день переезда мы встали в 6 утра и прибыли на место в 7 часов вечера по Москве. И лично я заметно устал таскать тяжелый чемодан и две пары горных лыж. А тут еще раз возиться. Но что интересно, компьютер мгновенно определил интернет. Он запомнил прошлогодние настойки и даже пароль, так что ничего не надо было устанавливать. Впрочем, похоже, что хотя пароль они дают, но вай-фай работает без пароля. И интернет временами был очень медленный. Неожиданностью было также то, что стояла одна довольно маленькая полутораспальная кровать, на которой вдвоем спать было тесно. Вечером в ресторане мы снова увидели прошлогоднюю картину. То есть очень большое разнообразие еды, чем нам этот отель и понравился.

08-02

С утра выяснилось, что поменять номер быстро не получится, надо ждать прихода русскоговорящей женщины в ресепшине (место, где принимают посетителей). Я снова был недоволен, и мне удалось уговорить Наташу все таки поехать кататься. Мы собрались и поехали. Все было знакомо и понятно. В автобусе я купил у водителя карту на 10 поездок, в кассах мы бесплатно взяли ски-пасы на 7 дней, это максимум. Потом возьмем еще на два дня.

Я заранее приготовил мелкие евро и разменял бумажку 10 евро на монеты по 1 евро. Мы положили обычные ботинки и рюкзак в кабинку. На этот раз была свободна кабинка номер 11, рядом с кабинкой номер 12, которой мы пользовались в прошлом году. Для разнообразия мы взяли ее. Мы каждый раз берем свободную кабинку с минимальным номером. Они сделаны так, что ключ торчит в двери, но его нельзя вытащить. Положил вещи, закрыл шкафчик, затем опустил в прорезь 3 монеты стоимостью 1 евро, и только после этого можно повернуть ключ и вынуть его. Шкафчик закрыт, ключ в руках. Открывается шкафчик ключом как обычно, а номер кабинки написан на ключе.

Есть специальный разменный аппарат, который меняет бумажки 5 и 10 евро на монеты по 1 евро. Так что с монетами проблем тоже не было. Все это мы усвоили еще в прошлом году. Наверху было очень холодно и иногда ветер. Температуру мы определять пока не научились. Но ветер был и от большой скорости катания. Впрочем костюмы и ботинки с перчатками справлялись, неприятности были только в том, что набо было одевать маску на лицо и плотнее шапочку с очками. Лицо как раз обжигало от холода.

Небосвод был разнообразный, плотные кучевые облака закрывали солнце не всегда, и когда было солнце, то было теплее. Иногда бывало, что и солнце светит и снег идет, его несет ветром из соседней тучки. Снег был свежий, белый и чистый, лыжи скользили неплохо, вокруг все было красиво. Но народу было мало и на подъемниках практически нигде не было очередей. То ли вообще людей мало, то ли не все вышли кататься.

Мы проехали стандартным маршрутом, который я запомнил еще с прошлого года. Подъемник Фуникамп сразу поднимает на высоту 1. С нее можно спуститься по трассе номер 1.  В конце этой трассы есть подъемники 1 и 2. Первый подъемник везет назад на Фуникамп, а второй -- на вершину 2. Попасть назад можно и при катании по кругу большего радиуса, то есть по трассам 2 или 3, они имеют общее окончание, затем подъемик 3 на вершину 6 и трасса 4. Она заканчивается в конце трассы 1 и дальше как описано выше. Трассы 2-4 красные, но их можно легко проехать, они лишь временами крутые и то не очень.

Первый раз мы поехали по трассе 1 и затем поднялись на подъемнике 2. С вершины 2 есть много красных, но довольно крутых трасс и одна синяя в обход. Ее номер будет 5. Она спускает в соседнюю долину к началам еще двух подъемников, их номера будут 4 и 5. Подъемник 4 везет назад, а 5-й вперед, на вершину 3. Но мы на них не сели, а сразу перешли на трассу номер 6, которая в этом месте почти пологая и низом перевозит к подъемнику номер 6. С вершины этого подъемника можно выкатить на трассу 7, чтобы ехать назад к его началу, или на трассу 8, чтобы попасть в областьЭль-Тартер.

Мы сразу поднялись на подъемнике 6, и затем по трассе 8 спустились в зону Эль-Тартер. Трасса 8 синяя, а в первый день Наташа предпочитает кататься только по синим, но наверно это и хорошо. Зачем рисковать, если не уверен в себе. Из зоны Эль-Тартер мы поднялись на подьемнике 7 уже на самый верх вершины 3, и затем по синей трассе 9 и подъемнику 8 попали в зону катания Канилло. Там есть очень интересная синяя трасса 10 и есть хорошая черная трасса 11. Обе трассы заканчиваются в одном месте и с них назад везет подъемник номер 9.

По черной  трассе я кататься пока не могу, мы катаемся вдвоем, и мы пару раз скатились по синей трассе 10 и поднялись в исходную точку. Затем мы спустились по короткой синей трассе 12, поднялись на подъемнике 10, спустились по синей трассе 13 и поднялись на подъемнике 11. У него такое же название, как и у подъемника 7, видимо по той причине, что он поднимает в ту же точку, но с другой стороны, и он бугельный. Затем мы съехали вниз на трассу 7, фактически, по ровному месту холма, эта дорога даже не имеет названия. По трассе 7 мы спустились вниз к подъемнику 6, но не доезжая до самого конца остановились у экспресс-ресторана "Пицца и напитки".

У этого ресторана нет закрытого помещения, но его удобство в том, что там не бывает больших очередей. А мы берем только напитки. В первый день мы оба взяли чай. Закуску мы всегда берем с собой, не очень много, но мы хорошо наедаемся в завтрак, так что есть не хочется. После отдыха мы собрались в обратный путь через подъемник 6, потом спуск к началу трассы 7 с поворотом в конце к началу трассы 6, которая выкатывает к началу подъемника 4, подъем на нем и спуск на трассу 1 и подъем на подъемнике 1 к Фуникампу. Там все продумано так, что в любом направлении можно проехать как вперед, так и назад. Но надо знать маршруты. Я так подробно об этом пишу для тех, кто возможно захочет туда поехать кататься. Это сразу возможный вариант катания для любой категории горнолыжников. 

Вернулись в гостиницу мы в 16-30 по местному времени, а вышли в 9-30 утра, то есть 7 часов на воздухе, но катались с 10-30 до 15, то есть 4 с половиной часа. Для холодной погоды и первого дня не мало. Я все время катался вместе с Наташей по синим трассам, и она каталась очень неплохо, ждать ее приходилось недолго. Иногда я разгонялся до больших скоростей, но не часто. К концу дня мыщцы ног выше колена устали и начали гудеть как перед судорогой. Я старался кататься не напрягая мышцы, то есть по возможности не тормозить. В целом катание в этот день понравилось.

По возвращении Наташа снова пошла просить другой номер, и ей его дали. Как раз был день отъезда для каких-то тур-фирм. Вместо номера 417 мы получили номер 201 с окнами на склон горы и с двумя кроватями вместо одной. Такое ощущение, что у них все кровати шириной 1 метр 40 сантиметров, то есть полутораспальные. Когда нет свободных номеров они парам дают одноместные номера с одной такой кроватью. Но реально полагается две. В прошлом году у нас было две. И в новом номере их тоже было две.

Мы собрали и перетащили свои вещи. На одной кровати спать было реально тесно. Мы уже и в Москве спим на раздельных полутоспальных кроватях. В спальне нет окна, там лоджия, в которую вход через дверь, а я не могу спать в духоте. Поэтому я стал спать на диване в кабинете, где можно открыть окно. Мы спим вместе только на даче и в Болгарии, то там широкие кровати.

09-02

День прошел без особых происшествий. Проснулись в 7-30 потому что я понадеялся на будильник и думал, что он поставлен на 7, а оказалось, что на 7-30. По этой причине вышли на катание немного позже, но на горе были в 11 часов. Завтрак и сборы прошли в штатном режиме. На остановке было мало народа, значит автобус недавно ушел. Так и есть, пришлось относительно долго ждать другого. Народу набралось много, но все выстраиваются в очередь,  мы были одни из первых. По прогнозу должно было быть пасмурно, но светило солнце и погода была отличная. Сначала мы поехали в сторону поселка Пас-де-ла-Каса, то есть по новым трассам, где не ездили в прошлый день. Там тоже все знакомо и трассы в основном красные, крутые и безлесые. Кататься не очень интересно.

Маршрут такой. Спуск по красной трассе 3. Наверху у нее есть объезд по синей трассе 14, мы по нему проехали. Затем подъемник 3, на вершину 6, с нее вниз ведет черная трасса 15, но чуть проехав по ней можно свернуть в объезд по красной трассе 16, которая переходит в синюю трассу 17. Вот по ним мы и прехали. Внизу много подъемников. Мы выбрали самый длинный 12. Он ведет на вершину 7 последнего хребта зоны Грандвалира, то есть дальше ничего нет.   

С этой вершины мы посмотрели сверху на поселок Пас-де-ла-Каса, но спускаться к нему не стали. В 2002 году мы были в Андорре впервые и просто жили в этом поселке, в небольшом отеле в 5-ти минутах хотьбы от подъемника. А в зону Сольдеу нас тогда ски-пасы не пускали. Мы катались только в зонах Пас-де-ла-Каса и Грау-Руж, но во второй зоне даже до Фуникампа не пускали. Последний доступный подъемник был с номером 3. В то время зоны были разделены, а сейчас все зоны доступны на один ски-пас.

В Пас-де-ла-Каса я попробовал сделать видео, вроде получилось неплохо. Фотографии я почти не делал, так как все было снято в прошлом году, с тех пор ничего не изменилось. А вот видео я тогда не снимал, даже не знаю почему. Обратно мы вернулись по красной трасcе 18 с переходом на синюю трассу 19 и выкатом к бугельному подъемнику 13. Мы поднялись на нем, он везет по боковому склону через лес. С него есть два спуска: красный 20 с тем же названием, что и подъемник, и черный 21. Мы все время катались по красному спуску, внизу он переходит в синий с номером 22 и выкатывает к началу подъемника 14, который поднимает на вершину большого кольца, о котором я писал выше. Дальше трасса 4 везет к подъемникам 1 и 2. Мы сели на подъемник 2 и снова покатались в зонах Эль-Тартер и Канилло по уже описанным маршрутам. К обеду вернулись к своему ресторану. Наташа чай не захотела и попросила капучино. А я пока стоял в очереди понял, что хочу пить и сладкий напиток жажду не утолит.

И я взял себе банку пива. Интересно, что там стаканчик чая стоит 2.5, капучино 2.9, а банка пива 3.0 евро. То есть цены почти на все напитки одинаковые. После ресторана, мы, как обычно, начали путь домой, но единственный подъемник 6, который везет назад, вдруг остановился и всем сказали спускаться вниз. Мы спустились по трассе 23, которая в конце переходит в конец трассы 7 и приехали к поселку Сольдеу. Снова поднялись на подъемнике 15, там большой ресторан и карта с указателем трасс и степенью их открытости. На карте мы другую дорогу назад не нашли. Пришлось снова ехать к подъемнику 6, он уже работал. В конце концов получилось так, что мы катались почти до 4-х часов, а в номер попали уже в 6-м часу. Время до ужина пролетело быстро.

Прогноз погоды обещал пасмурную погоду, а с утра было солнце. Но прогноз не обманул. В середине дня пришли облака и закрыли солнце. Сразу наступила куриная слепота, но не полностью. На близком расстоянии снег все же было видно, хотя кататься в условиях неполной видимости все же не так комфортно. А вечером пошел снег даже в городе, который внизу. Это тоже обещали.

10-02

Выходной день, суббота. В ресторане за завтраком было очень мало людей. Кто-то (из России точно) уехал, а новые еще не приехали. Мы тоже уедем в субботу, но через неделю. За окном был виден снег, прогноз погоды толком узнать не удалось, интернет работает очень плохо, скорость загрузки ничтожная, но почту после долгого ожидания увидеть все-таки удается. По прогнозу температура в горах была вроде не очень высокая, минус 13, но сложно было понять все остальное.

Из отеля мы вышли без 10 минут 9 часов, но остановка была пустой, значит не успели. Автобуса ждали 15 минут, но это не самая большая неприятность. Самая большая неприятность выяснилась, когда приехали. Подъемник Фуникамп не работал. Говорили, что наверху очень сильный ветер и погода запрещает катание. А Фуникамп сразу поднимает на самый верх. В поселках, в самом низу подъемники работали. К ним можно было доехать на автобусе. Потоптавшись какое-то время мы решили все-таки сесть на автобус, как и делали многие.

При входе в автобус я попросил два билета до Сольдеу, думая, что это соседняя станция и билеты стоят недорого. Но водитель содрал более 7 евро за два билета. То есть за весь маршрут из Андорры-ла-Велла до конца. Потом к моему стыду оказалось, что поселки по дороге идут в обратном направлении, к тому времени я про это забыл. Первым был Канилло, там никто не вышел и похоже, что там не катались. Вторым был Эль-Тартер, там вышло много народа, но не все. Я предложил Наташе выйти тут, и мы вышли. Причина простая -- в Сольдеу мы уже много раз катались до самого поселка и все знали. А в поселок Эль-Тартер мы не спускались ни разу даже с учетом прошлого года.

В поселке был сильный ветер, снег мело вдоль земли и прилично морозило открытое лицо. Мы решили пойти на кабинный подъемник 17, там теплее. Поднялись наверх в то место, где мы уже пару раз были. Нашли карту и посмотрели какие подъемники работают, а какие нет. Из нашего места вниз вели две трассы, одна синяя номер 8, нижняя ее часть, другая черная номер 24 тоже нижняя часть. Обе трассы начинаются с вершин, но разных. Мы поехали по синей, но сначала пришлось ее найти. В Андорре очень плохо с указателями. Сами трассы размечены, но и то не все. Трасса оказалась вполне простой и ветер на ней был не очень сильный, только порывами.

 Спустившись мы увидели два подъемника, то есть кроме кабинного 16 был еще и скамеечный 17 с тем же названием. Поехали на кабинный, но оказалось, что к нему нет выката на лыжах. В одном месте пришлось идти пешком в гору. После второго спуска решили подниматься на скамейках. Погода потихоньку улучшалась. Очистилось небо и появилось солнце. Но ветер все же дул довольно сильный, особенно наверху.

Снова спускаясь на вход синей трассы я вдруг заметил выкат на черную трассу. Поначалу я ее на карте не нашел, а по внешнему виду решил, что она красная. Никаких указателей на нее не было и даже разметки не было. Но кое-какие люди проезжали через дырку в заборе. Я решил прокатиться по ней. Наташа пошла на синюю трассу одна, а я поехал по черной, считая ее красной. Трасса была довольно крутой и временами жесткой. Но снег все же тоже был. Я спустился по ней без проблем, но пришлось поработать ногами, на синей трассе я почти все время еду прямо, не делая поворотов и не напрягая ноги. А тут пришлось все время работать. Фактически это была моя первая черная трасса в этом году.

Мы заметили, что открыли подъемник 7, который ведет на самый верх, и с которого можно спуститься к Фуникампу. Его открыли даже раньше, но никто не ехал, скамейки шли пустые. А теперь они были полные. Мы тоже поехали на этом подъемнике наверх. Наверху ветер все же дул очень сильный. Но к нашему разочарованию трасса номер 25, по которой нам надо было ехать к Фуникампу, была закрыта. Пришлось снова спускаться по трассам 9 и 26, по которым мы уже проехали в прошлые дни в исходную точку.

Но на этот раз трассы сильно изменилась. Трасса 9 стала жесткой, так как ветер сдул весь свежий снег. А на трассе 26 временами сугробов было больше, чем на целине. Наташа сказала, что такое катание для нее опасно, лучше уехать на автобусе. Время было два часа. Надо было бы сделать перерыв, но рестораны в зоне Эль-Тартер наверху огромные и народу там много. Решили спуститься еще раз по синей трассе 8, а потом посмотрим. Спустившись, я заметил, что рядом с подьемником есть небольшой ресторанчик, и мы пошли туда.

Там был небольшой зал внутри и небольшая площадка снаружи. Мы решили сесть внутри. Я взял Наташе горячий шоколад, а себе пива в бокале, все стоило 5 евро, то есть дешевле, чем на склоне. Мы там какое-то время посидели, а потом снова поднялись, и я опять посмотрел карту с указателями какие подъемники работают. Работали уже практически все подъемники, в том числе и те, которые ведут на Фуникамп. Мы снова поднялись наверх на том же подъемнике, что и раньше. Ветер все равно дул, но в разумных пределах, хоть и было неприятно. Трасса 25, которая нам была нужна, уже открылась, но никто по ней не ехал.

Вообще народу было мало. Мы спустились по ней одни, только на середине обогнали пару на досках. Короткий подъемник номер 17 поднял нас к Фуникампу. Время было начало четвертого, и мы решили, что с нас хватит, пора домой. В кабине Фуникампа мы сидели одни, а до нас и после нас шли просто пустые кабины. Когда мы приехали на станцию, то удивились. Она была совсем пустая, и это в субботу, когда всегда много народа.

В прошлом году тоже бывала плохая погода, но Фуникамп работал. А в этот день погода была не такая уж и плохая и закрыть подъемник с утра на половину дня было очень плохим решением. Хорошо, что я знаю как устроена зона катания в Грандвалире, но не все же такие опытные. Многим туда надо, но они не знают как туда попасть, а, с другой стороны, пустые кабины катаются наверх и вниз, даже больно на это смотреть.

Чуть позже на станцию приехала парочка восточного типа. Мы с ними встретились утром и вот после катания тоже. Кроме нас и этой пары на станции никого не было. Я имею в виду тех, кто оставляет свои вещи в камерах хранения, чтобы не возить в автобусе в отель. Но и это оказалось не последним фокусом этого дня. По дороге домой на автобусе мы попали на карнавал, который в Андорре как раз открылся 10-го февраля и будет проходить до 14 числа.

Этот карнавал перекрыл дорогу в одном месте и полицейские остановили движение. Наш автобус полчаса простоял, пока не сняли перекрытие. Фестиваль еще продолжался, но их попросили освободить одну сторону дороги. В прошлом году с транспортом из отеля на склоны мы никаких проблем не имели. Хотя добираться не быстро (35 минут), но зато интересно. В этот день мы добирались из отеля на склоны два с половиной часа туда и два часа обратно. Временами я просто читал книжку на смартфоне, но не всегда все было так просто.

Однако на этом приключения не кончились. Мы удачно закончили ужин и пока пешком поднимались к себе в номер заметили оживление на улице. Это карнавал проходил мимо нашего отеля. Мы выскочили посмотреть, но было холодно. Мы побежали домой одеться, я прихватил с собой смартфон и успел заснять на видео конец церемонии. Карнавал был довольно интересным.

Школьники и студенты неизвестно каких заведений нарядились в разные наряды и колоннами следовали за своей машиной. У каждой команды был свой стиль, тут были и пираты, и пингвины, и феи, много всяких костюмов. Играла музыка, много света, тут же полицейские на машинах. В центре города улицы с односторонним движением, то есть они перекрывали проезд полностью. Я только не понял какой это был маскарад, тот самый, какой начался в Энкампе и дошел до отеля за три часа, или другой, независимый. Наташа пыталась узнать по какому поводу праздник, ответ был такой, что повод не обязателен. У них он каждый год проходит в разное время.

11-02

Снова выходной день, воскресенье. Проснувшись утром увидели из окна, что идет дождь. Выяснилось, что напрасно не взяли зонты. Но пока завтракали и собирались дождь стал совсем слабым, почти незаметным.  В ресторане было полно народа, и мы уже решили, что понаехали. Но первая волна закончила завтрак и ресторан снова опустел. То есть все зависит от того, как равномерно народ приходит. Мы уже выяснили, что автобус приходит в 9-15 и нет смысла торопиться к 9-00, поэтому вышли чуть позже. И точно, первый же автобус был наш, так что под дождем мокнуть не пришлось. Но когда поднялись на Фуникамп, то дождь сменился снегом и в дополнение было очень плохо видно.

Я решил, что на трассе 1 будет много народа и можно проехать в то же место в обход, то есть по более широкому кругу. Наташа ехала неважно, но держалась. Дело в том, что в широком круге сначала идет синяя трасса, а потом две красных, но простых. И все же они не совсем простые, особенно в условиях плохой видимости и неуверенности в собственном умении кататься. За многие годы катания я научился кататься в любых условиях и ничего не боюсь. Наташа тоже везде проедет, но она боится, так как не умеет падать и старается не падать совсем.

Тем не менее, мы круг проехали без неприятностей, если не учитывать, что снег шел при температуре 1 градус тепла. Перчатки уже начали промокать насквозь, а костюм еще держал. Дальше надо было решать что делать. Наташа сразу захотела домой либо кататься внизу, где видимость лучше. Чтобы попасть вниз в зону Сольдеу, надо было еще один раз подняться. В конце концов ехать домой Наташе не очень хотелось и мы поехали.

Без проблем преодолели подъем и спуск, но в зоне Сольдеу оказалось много народа и снег пошел с еще большей силой. Я предложил Наташе просто погулять, а лыжи оставить у ресторана внизу. Но когда мы спустились, то выяснилось, что ресторан был в поселке Эль-Тартер, а не в Сольдеу. В Сольдеу неплохой ресторан был на верхней станции подъемника.

Так и сделали. Я стал кататься по кругу около станции Сольдеу один, а Наташа, как оказалось, нашла небольшой спуск и тоже каталась недалеко от карты, где договорились встречаться каждые двадцать минут. Признаться я не очень понимал, что Наташе не нравилось. Да, шел снег, но видимость была, пусть и не идеальная. Сам я катил по синей трассе без тормозов, обгоняя всех подряд. Единственное отклонение было в том, что на трассе я два раза ненадолго останавливался, чтобы передохнуть. Нестись на высокой скорости не так просто, как кажется, это уже реально спорт, а у меня, как пел Высоцкий, дыхалка не приспособлена.

После двух кругов я посмотрел на карту и увидел, что подъемники, которые ведут к Фуникампу, закрыты, за исключением одного, который начинается от станции Эль-Тартер. Но туда еще надо попасть, а я нигде не видел указателя. И так как путь не близкий, то пора уже думать об обратной дороге. Решили еще раз прокатиться и потом посмотреть. Я снова сделал круг и заметил резкую перемену. Если в прошлый раз на трассе было полно людей, то теперь почти никого. Либо народ пошел домой, либо время обеда, но скорее всего первое. По дороге я спросил у тренера где поворот на Эль-Тартер. Он мне объяснил, что в самом конце. Оказалось, что я перед концом сворачивал на крутую красную трассу и поворот объезжал, потому и не видел. Тренер был иностранец, но английского языка вполне хватило для общения.

Когда я поднялся, Наташа сказала, что больше никуда не поедет. Она спустится на кабине вниз и сядет на автобус. А я решил прокатиться по намеченному пути. Договорились встретиться на нижней станции Фуникампа от 2-30 до 3-00. Последний раз я ехал по кругу почти один, никого не осталось. Но в самом конце, когда я повернул на дорогу в сторону поселка Эль-Тартер люди откуда-то появились. Скорее всего я их просто догнал, это были последние в цепочке.

Я относительно быстро поднялся на двух подъемниках на самый верх и тут погода резко переменилась. Снегопад перестал, небо расчистилось и даже появилось солнце. Путь на Фуникамп был открыт, и на дороге жизни были люди. Я приехал на верхнюю станцию в 1-40 и решил, что спускаться рано. По этой причине я сделал еще раз круг, который мы проделали в начале дня. Но на этот раз я ехал только по красным трассам и довольно быстро. Надо было накататься как можно быстрее, то есть потратить силы. Как раз на четвертый день катания я вспомнил все умение прошлых лет и ехал прямо, то есть на высокой скорости, почти по всем трассам, лишь делая остановки через какие-то интервалы времени.

Интересно как все переменилось за три часа. Снег больше не шел, но поднялся ветер и сдул весь выпавший снег. Местами оголился жесткий наст старого снега, прибитого ратраками. И если учесть, что к этому времени уже не только перчатки, а весь костюм промок насквозь, то на ветру в мокром костюме было не комфортно. Я поехал вниз и приехал ровно в 2-30, как и договаривались. Наташа уже была там. Мы оставили лыжи и поехали домой.

Появилась новая проблема высушить все мокрое. Сушилки в гостинице нет. Мы просто разложили куртки и все остальное, чтобы они высохли на воздухе. Самое сложное было высушить перчатки, особенно в пальцах. Тут я сообразил использовать фен. Фен в номере был, но мы им никогда не пользовались. А тут пришлось задувать теплый воздух в печатки. Фен быстро нагревался и отключался. Приходилось ждать пока он остынет и повторять процедуру.

Интересно, что у меня в кармане куртки лежал ски-пас и карта. Они были мокрые насквозь, но ски-пас все же работал. Все это благополучно просохло на воздухе. В выходные дни у нас дома банный день, мы и здесь помылись и поменяли нижнее белье. На ужин мы чуть опоздали и наше место, за которым мы сидели все время, оказалось занятым. Пришлось искать новое место.

 12-02

Утром мы немного прокопались и пришли в ресторан с опозданием. Картина была неутешительная. Огромное число народа из тех, кто пришли к самому началу, разобрало почти все продукты и испачкало почти все столы. Свободных мест было достаточно, но официанты не успевали убирать грязную посуду и приносить новые приборы. Я с трудом нашел два места, пригодные для употребления.

Еду тоже пришлось выбирать из того, что осталось. Продуктов правда все равно было много, а потом принесли еще. Но мне вместо капусты на гарнир пришлось взять большое яблоко и есть сосиски с яблоком. Впрочем это вполне вкусно. Пока мы ели, народ все прибывал и было видно, что это новички, они совали свои отельные карты и не знали что делать. Мы поняли, что начался высокий сезон. Так бывает каждый год, и мы давно знаем про этот эффект.

Прогноз погоды предсказал пасмурно и снег. Но снега не было, точнее он был, но очень слабый, и солнце часто выглядывало через небольшие облака. Кататься было комфортно. Мы вместе поехали снова в зону Сольдеу через нижнюю трассу 6, а потом снова через низ в зону Эль-Тартер. Народу на подъемниках было много. Я собирался ехать в зону Канилло, но в Эль-Тартере Наташа вдруг сказала, что скоро будет снег, видимость уже ухудшается и надо держаться вблизи Фуникампа.

Ну что же, это тоже было возможно тем самым путем, который я уже описал выше, и которым я вернулся когда Наташа поехала на автобусе. Так мы и сделали, всюду были большие очереди на подъемник. Большие по сравнению с тем, что было раньше, но терпимые по сравнению с тем, что бывало в прошлые годы. Только на короткий подъемник до Фуникампа мы не пошли, а использовали бугель с номером 18, который без очереди поднимал на высоту, откуда можно было спуститься на трассу 1. А уже с нее мы поднялись на Фуникамп.

И решили разделиться. Наташа каталась на трассе 1 с возвращением на подъемнике 1, а я поехал в зону Пас-де-ла-Каса. Я уже окончательно приобрел уверенность, точнее привык к трассам. Умения не прибавилось, просто появилась уверенность. Как говорят автомобилистам "Не уверен, не обгоняй". А я был уверен и начал обгонять. На красных трассах без снеговых бугров я спускался прямо и без тормозов. По дороге в Пас-де-ла-каса была одна черная трасса номер 15. Мы с Наташей ее объезжали. Но сейчас я был один и мог себе позволить проехать по ней.

Тут я уже прямо не поехал,а спустился широкими галсами просто уменьшая угол спуска за счет увеличения траектории, но таким способом все равно проехал быстро. Однако перед моим носом парочка промчалась по черной трассе как раз прямо, то есть под максимаьным углом. Но я так уверен не был, а вероятность неудачно упасть при падении была высока. Я в своей жизни два раза упал на большой скорости, и оба раза удачно, то есть без увечий, только легкие ушибы. Но вообще-то я не любитель кататься по черным трассам на предельной скорости. Мой уровень -- красные трассы. А ползать по черным трассам мне просто неинтересно.

Интересно, что когда я поднимался на скамейке на эту черную трассу, то параллельно нам шел бугельный подъемник с палкой на двоих. И вот парочка молодых парней на досках не справилась и упала. А у одного из них доска оказалась не привязанной, она отцепилась и понеслась вниз с огромной скоростью.Что с ней было дальше, я уже видеть не мог. Но если такая доска налетит на человека, то смертельный исход гарантирован.

Дальше был подъемник на самый верх зоны Пас-де-ла-Каса, то есть вершину 7, где мы уже были. В это время на вершину село облако, и получился густой туман. Но оно быстро прошло и все снова стало видно. Однако я успел заснять это на видео. Я решил спуститься в поселок по той же трассе 27, по которой мы каждый день спускались в 2002 году, когда первый раз были в Андорре и как раз жили в этом поселке.

Она наверху оказалась такой же неприятной, как и 16 лет назад. Ничего не изменилось -- крутой узкий спуск и гололед. Она красная и я снова ее проехал быстро, но с одной остановкой. Там на подъемник 19 совсем не было очереди. Вообще в этом районе были маленькие очереди на подъемники. Затем я спустился снова к бугелю 13 и снова, но очень быстро спустился по красной трассе. Удивительно, но народу на ней было мало, хотя в самой долине народ был. Вероятно новички еще не знали про нее. И потом я вернулся на Фуникамп обычным образом в 1-45. Мы договаривались всретиться в интервале от 1-30 до 2-00, так что я не слишком опоздал. Наташа уже была на месте.

Надо было перекусить, и я предложил попробовать ресторан у нижней станции подъемника 1, который для нас был главным подъемником. В прошлом году я пробовал там что-то купить, но очередь была большая и двигалась медленно. На этот раз все повторилось, мы не стали стоять в очередь, хотя и заняли ее, а просто сели за стол и стали закусывать тем, что было с собой.

Но удивительно, после нас никто в очередь не встал, и когда она подошла, я попросил чай и пиво. Они выдали чай в большом бумажном стакане и пиво в таком же стакане и попросили 7 евро. Чай оказался даже без сахара. В общем у них там намного хуже, чем в тех местах, где мы были раньше. После перекуса мы решили сделать еще один большой круг по красным трассам и двум подъемникам. Но сидение в ресторане на холоде как-то понизило температуру, и совершив круг, мы решили, что хватит. На часах было 3-15.

На обратном пути в автобусе я сел у окна и попробовал снимать видео из окна автобуса. Получилось не блестяще, но все же интересно. Потом все это можно обработать. И я сел у окна напротив солнца. Надо будет попробовать еще раз с противоположной стороны. Вообще видео снимать даже проще, чем фото, а информации получается больше. Я уже пробовал выделять кадры видео как фото, тоже неплохо получается. Видео требует много памяти, но оригинальные файлы потом можно хранить на отдельном винчестере. А для интернета я сжимаю файлы с помощью специальной программы.


 13-02

С утра все было как обычно. Проснулись по будильнику, хотя я просыпался и раньше, но потом снова уснул. В ресторан пришли не первые, но место нашли за 4-хместным столом. Рядом с нами уже сидела пара. Их интересовало как быть с питанием, если они рано выезжают. Мы сказали, что надо заказать в ресепшин сухой завтрак и утром им там же выдадут пакет с едой. У нас так было в прошлом году.

Мы собрались на катание даже раньше 9-ти, но решили не торопиться, и вышли в 9-05. И сразу увидели подходящий автобус. Он подходит по нашей улице, потом сразу за нашей гостиницей разворачивается на соседнюю улицу назад. У нашего отеля у него круг. Мы быстро пробежали по туннелю в доме и успели вовремя. Хотя была очередь, но стоял другой автобус и наш автобус остановился прямо возле нас.

Я попросил положить на карточку 16 билетов. Но нет, оказывается так нельзя. Или 10, или 20, а в промежутке не продают. Пришлось взять 10 и потом 6 поездок будем платить по полной цене. Доехали мы нормально, а вот на Фуникампе нас ожидал сюрприз. Народу было столько, что очередь начиналась у самого входа, доходила до лестницы, затем по лестнице на второй этаж и там уже вход. Мы прошли в раздевалку, вынули лыжи и заметили, что многие из раздевалки идут на лифт.

Лифт поднимает на много этажей этого здания, но в том числе и на первый этаж, с которого и начинается подъемник. Я напомню, что в Европе 1-й этаж как наш второй, а заходим мы на 0-й этаж. На лифт очереди не было, так как мало кто знает про это, особенно новички, они считают, что лифт для рабочих. На первом этаже людьми был забит весь зал, ширина которого в три раза больше ворот, через которые пропускают.

Мы уже знали, что быстрее всего очередь идет справа и сразу пошли направо. Таким образом у нас стояние в очереди заняло не более 20 минут, но те, кто стоял от ворот здания на 0-м этаже простяли, наверно, больше часа, а может быть и еще больше. Очереди в горнолыжных местах -- это особый разговор. Никакого порядка нет, кто как умеет их проходить, так и проходит. Я мог бы написать об этом целую лекцию, но не буду, так как не всем это интересно, да и времени нет. Кроме того, абсолютно универсальных методов нет, надо смотреть по сторонам и находить решение на месте.

Прогноз обещал пасмурную и прохладную погоду. Но с утра светило солнце и были лишь редкие облака. Поднявшись на вершину надо было думать как кататься. Ведь очереди будут и на подъемниках. В зону Сольдеу обычно едет больше народа через единственный подъемник и там пришлось бы долго стоять. Поэтому было принято решение ехать в зону Пас-де-ла-Каса. Первый спуск Наташа решила пройти по синей трассе, а я стал кататься быстро, как и раньше. Только приходилось делать остановки и ждать Наташу.

У нужного подъемника народ был, но терпимо, и если залезть сбоку, то быстро можно дойти до входа, то есть места, где проверяют ски-пасы. А дальше все стандартно. Мы доехали до конца, потом посмотрели на поселок сверху. Я то тут уже был два раза, а Наташа один. Потом спустились по красной трассе к бугельному подъемнику в лес. Спустились с него и поехали назад к началу двух подъемников 1 и 2. Последний отрезок, то есть трасса 4 -- это часть большого круга, о котором я писал выше.

На нем два крутых спуска и за ними долгий пологий участок. То есть на крутых спусках надо разгоняться. Я съехал прямо и доехал до второго спуска без помощи палок. Это сказалось то, что накануне, то есть в конце катания прошлого дня, я снова намазал лыжи свечкой. Они уже стали плохо скользить и раньше я не доезжал. У меня лыжи старые и скользящая поверхность уже вытерлась. Ее надо снова смолить, но все неохота. Оказалось, что просто натереть лыжи свечкой -- тоже неплохое решение.

После второго крутого спуска есть еще небольшой уклон и разносит хорошо, но его я уже тоже не один раз проехал прямо. В конце мы обнаружили, что так и есть, очередь на подъемник в сторону Сольдеу огромная. Мы решили еще немного подождать и сделать большой круг. То есть сели на 1-й подъемник, который везет на Фуникамп. Там очередь была поменьше, и если все правильно сделать, то стоять много не пришлось. Там народ подходит слева и справа, а можно чуть проехать на середину и там людей меньше.

Мы поднялись и снова поехали по той же трассе. Но на этот раз Наташа решила ехать по красной, так как синняя совсем не интересная. Но ситуация изменилась. Теперь на нужном нам подъемнике тоже была большая очередь. Но там был второй подъемник номер 20, который везет назад к началу красной трассы. Мы сели на него. Он не поднимает на Фуникамп, но находится под ним. До Фуникампа есть еще небольшая горка, но пешком по ней никто не ходит.

Вместо этого есть спуск вниз, под Фуникамп с другой стороны, и там есть короткий подъемник до Фуникампа, который мы использовали, когда возвращались через вершину Эль-Тартера. На него, само собой, тоже большая очередь, но рядом есть бугель, который до Фуникампа не поднимает, но на трассу 1 поднимает. Мы поднялись на бугеле, там очередь была небольшая.

И тут погода резко испортилась, она и раньше уже портилась, видимость ухудшалась, но пришла просто черная туча и стало очень плохо видно, плюс поднялся ветер. Наташа сказала, что все, она вниз по трассе 1 не поедет, а спустится назад к короткому подъемнику и поднимется к Фуникампу. Я поехал вниз один. Нельзя сказать, что совсем ничего не было видно, но первый спуск я все таки спустился не торопясь, зато потом снова поехал прямо. Людей на склоне уже не было. Причин две: испортилась погода и время обеда.

Я пролетел всю трассу на большой скорости и вдруг мышцы ног выше колена начали болеть и просить отдыха. Вернувшись наверх мы стали думать что делать. Можно перекусить на горе, но погода плохая и вряд-ли будет лучше. Имеет смысл поехать домой. Время 1-30, немного рановато, ну что же, сделаем разгрузочный день. Так и сделали. И вот ведь как бывает. Мы еще не успели спуститься на кабине, а облака прошли и снова появилось солнце.

С нами в кабине ехал парень, он вышел на промежуточной станции. Мы долго гадали что он там будет делать и потом поняли, он поехал назад, на гору. Но мы все же поехали домой. По дороге я сел у другого окна автобуса и снова снял видео всего, что попадалось на пути. Во всяком случае это дает больше информации о городе Андорра-ла-Велла, чем фотографии. А фотографии можно вытащить из видео.

Остаток дня в номере гостиницы я продолжал читать книгу "Краткая история почти всего на свете". Я начал читать ее давно и читал в основном в поездках на метро, но тут работать за компьютером очень сложно, и я решил прочитать больше. Книга очень интересная, и, действительно, обо всем на свете. Там есть астрономия, причем кто и как делал открытия, включая краткие биографии ученых, есть физика, есть науки о Земле, включая геологию, вулканы и землетрясения, а также история изучения жизни, включая палеонтологию, ботанику и зоологию.

Астрономию и физику я знаю неплохо, хотя биографии ученых знал не все. А вот про все остальное я тоже кое-что читал, но совсем не так подробно. Книга написана интересно, автор Билл Брайсон, американец и там все написано на примерах Америки, в том числе Йелонстоунского заповедника. Но иногда упоминаются и другие страны, включая Россию. Время написания 2003 год, то есть последних открытий там нет, но все равно это достаточно свежая книга.

Была еще одна проблема, а именно, мой смартфон перестал показывать pdf файлы. Раньше было полно программ, которые их показывали и вдруг я ни одной не могу найти. Я скачал установочный файл программы Адоб ридер и установил ее. Но после этого смартфон вообще завис. Я его выключил и включил снова. И оказалось, что мне уже предлагают 5 программ для просмотра pdf файлов. Новый Адоб ридер тоже отлично заработал. Это уже не первый раз такие фокусы. Один раз в театре вдруг перестал работать фотоаппарат. Я решил проблему таким же способом, то есть выключил и снова включил. Смартфону уже 5 лет, но он еще неплохо работает.

14-02

С утра все было как обычно. После завтрака мы решили не торопиться и выйти на полчаса позже, учитывая вчерашнюю очередь. Автобус был не вполне полный, но народу в нем было немало. Оказалось, что никакой очереди нет совсем. Скорее всего не все вышли кататься, учитывая прогноз, кто-то вышел раньше, а кто-то поехал на автобусе дальше в поселки Эль-Тартер и Сольдеу. Обещали снег и пасмурно. Но с утра снега не было, хотя пасмурно было и видимость плохая.

Я предложил Наташе кататься на 1-й трассе и подниматься обратно, а сам решил съездить в зону Канилла. Но первый раз мы спускались вместе. И тут случилось неординарное событие. Видимость плохая, я решил притормаживать, но все же ехал быстро, и получилось так, что мне дорогу пересекала справа какая-то фигура из тех, кто не умеет кататься. Я взял левее, но оказывается сзади меня обходил на большой скорости некто, кого я не видел. Он крикнул, дернулся влево, меня не задел, но сам видимо упал, так как больше я его не видел.

Я решил, что лучше уж ехать самому быстро, чем кому-то мешать, и поехал. Но трассу плохо видно, а ограничители стоят очень широко с большим запасом. Ратраки там совсем не ходят, особенно в снегопад. А ночью прошел снег и его было много. Сами лыжники протоптали только половину трассы. И я не заметил, как заехал в другую половину, в которой снега по пояс.

Я естественно к целине был не готов и скорость большая, лыжи увязли и я упал. Как я падал я не запомнил, все было очень быстро, но видимо лицом вниз. Однако по ощущениям я никак и нигде даже не ударился, потому что было полно свежего мягкого снега, только сильно перепачкался. Странно, что лыжи не отстегнулись, но ноги не пострадали, вероятно я их поднял кверху. Палки я не застегиваю, просто держу в руках. Левая палка отскочила, вероятно я ее отпустил, а правая так в руке и осталась.

Первым делом было очень трудно в этом сугробе встать на ноги. Я уже давно этого не делал, то есть не падал в сугробы. К счастью, раз одна палка у меня была, с ее помощью я поднялся. Наташа ехала сзади меня и меня заметила. Когда я поднялся к ней и все объяснил, оказалось, что у меня лопнул пластик на очках посередине. Вероятно очки прогнулись посередине. Очки у меня уже очень старые, как и лыжи. Придется покупать новые, но пока докатаюсь на этих. Через час я почувствовал, что все же немного придавил кисть правой руки палкой, мыщцы кисти болели, но не сильно, просто слабая боль держалась, но все работало. 

Дальше проблем не было. Я все же на прямых лыжах доехал до конца, подождал Наташу и мы расстались. Она пошла на 1-й подъемник, а я на 2-й подъемник. Пока я поднимался, я решил, что быстро ездить на пологих трассах при плохой видимости не очень комфортно, лучше ездить по крутым красным и черным трассам, но не очень быстро. После 2-го подъемника я съехал по крутой красной трассе 28, которая ведет вниз к подъемникам 4 и 5, поднялся на 5-м, народу было совсем мало, я на скамейке сидел один.

Потом я поехал в зону Канилла по уже описанному маршруту, но там 2 раза спустился по черной трассе 11. Первый раз просто так, а когда поднимался, то пожалел, что не сделал видео, и спустился еще раз. Затем я вернулся назад по синей трассе 29, которая идет параллельно подъемнику 8, потом спустился в зону Эль-Тартер, оттуда поднялся на подъемнике 7 и вернулся к Фуникампу по известному маршруту. Наташи на месте не было, я сделал еще один совсем маленький круг со спуском по дороге 30 и снова поднялся на коротком подъемнике 17.

Наташа уже была на месте. Решили перекусить в кафе прямо на Фуникампе, но там была жуткая очередь. Поэтому мы просто всухомятку съели закуску без выпивки, и я понял, что надо брать с собой бутылку с водой. И вообще кататься с маленьким рюкзаком, который у Наташи идет как ручная кладь в самолете. После перекуса можно было бы еще кататься, но погода совсем испортилась, ничего не было видно и снег пошел.

Пришлось ехать домой. Мы приехали в 11 часов, уехали в 1-30, то есть катались два с половиной часа. В номере я весь день переписывал этот дневник. Дело в том, что я его записывал каждый день, то не указывал точно трассы и подъемники. И было сложно понять как мы катались. Все трассы есть на карте, карта наверняка есть в интернете, у нас есть бумажная карта, которую выдают в кассах. Поэтому все можно найти и посмотреть.

После катания правая рука начала болеть не на шутку. Видимо я все таки прижал ее палкой. У меня с собой была мазь ДИП Рилиф, и я начал мазать руку. Ужинал я с трудом, но рука работала если не напрягать мышцы. Никакой опухоли не было, просто болит и все. Я вспомнил, как в Майрхофене один на большой скорости поскользнулся на льдинке и упал на бок на локоть. Удар перешел в плечо и плечо совсем перестало работать.

Я даже руку не мог поднять. И я остаток дней катался с палками в левой руке, но без палок. Опущенная рука не болела. Плечо прошло через много дней после возвращения обратно. Это был единственный раз, когда я существенно пострадал. И много лет назад, когда я катался еще не очень хорошо, я два раза придавливал палками большой палец при падении. Но все это было много лет назад.

Конечно надо делать выводы, но это не моя вина. Тут в Андорре отвратительно подготовлены трассы, точнее не все трассы, но многие. Ратрак иногда ходит, но разметка ужасная, а это должно быть отлично сделано, иначе в плохую видимость многие могут заехать не туда. Вот это я как раз и не учел. Понадеялся на заграничную аккуратность, а тут все не так хорошо, как кажется.

Я помню, как первый раз, еще в 1995 году катался во Франции в полном тумане, и именно разметка помогала не сбиться с пути. Это очень важно, даже важнее ратраков. Но я привык во всем винить себя. Если бы не тот парень, который из-за меня упал, ничего бы не было. Но с другой стороны тот парень мог меня сбить так, что от меня живого места бы не осталось. И это как раз испортило настроение. Странное дело, я боюсь как лихачей, так и новичков. Последние едут поперек трассы и никогда не понимаешь что они будут делать.

Интересно, что в Москве на Нагорной, один раз в воскресенье, когда мы катались за деньги и каждый спуск стоил 60 рублей, я тоже ехал поперек трассы. И меня сразу сбил какой-то идиот, которого разнесло, а он не знает что ему делать. А я его не видел. Я ничего не покалечил, но стукнулся заметно. Аварии на горе бывают чаще, чем на автомобильных дорогах. И все потому, что правила катания отвратительны. Каждый едет куда хочет и как хочет. На лыжах и на досках вместе, а доска на сиденье не помещается и они катаются только поперек трассы, да еще подрезают. В том же Майхрофене меня подрезал один такой. Я не дал ему проехать, толкнул его вперед, тем самым уменьшив свою скорость. Мы оба упали и вроде как без ушибов. Точнее я опять придавил палец палкой, но не сильно.
 
 15-02

К утру кисть правой руки существенно восстановилась, я мог делать правой рукой всю работу, не требующую сильных напряжений мышц. Завтрак прошел в штатном режиме, рука работала. Перед выходом на автобус я проверил квитанции на поездки, по нашему билеты. Оказалось, что 14 числа утром водитель написал нам на один чек сразу 4 поездки и вычел их с карточки. То есть он попросту украл у нас 3 поездки.

Именно по этой причине карточка обнулилась раньше срока. Но так как вечером я стал спорить и водитель пропустил двоих на одну поездку, то урон оказался всего в 2 поездки. В общем жулики есть всюду, и нужно внимательно просматривать квитанции, которые водитель выдает на карточку. Мы решили больше карточку не покупать, а платить деньгами. Прежде всего отдать всю мелочь, которую мне и Наташе надавали на сдачу. Я собрал две кучки монет на 3.70 евро, положил их в пакеты и мы этими кучками заплатили туда и обратно. В этот день я решил кататься с рюкзаком, поэтому мы взяли с собой поллитровую бутылку воды. Бутылка была наша, а вода из крана, но скипяченная. Дело не в том, что жалко денег на выпивку, а в том, что жуткие очереди за ней, и стоять неохота.

Прогноз обещал переменчивую погоду, но с утра светило солнце среди редких облаков, а в середине дня даже облаков не осталось. Мы немного прокопались и вышли в 9-15. Но наш автобус все еще стоял, было очень много пассажиров и каждый платил за билеты. Мы вошли последними, но Наташа все таки сумела найти сидячее место, либо ей уступили, я не понял, а мне пришлось стоять, так как автобус был полный сразу на конечной остановке.

На Фуникампе был народ, но в разумных пределах. Очередь стояла только на втором этаже и мы ждали недолго. На вершину попали в 10-45, на 15 минут позже обычного. Погода была отличная и я предложил сразу поехать в зону Каниллы. Мы снова спустились по трассе номер 1, поднялись на подъемнике номер 2, затем спуск по трассе номер 5, но это Наташа, я спустился по красной трассе номер 28, затем подъемник 5. Там я сделал короткое видео с обзором панорамы вокруг, ведь это одна из горных вершин с номером 3. Затем была трасса 9, подъемник 8, и мы на вершине 4.

Дальше мы разделились. Я поехал по черной трассе 11, а Наташа по синей трассе 10. Обе трассы выводят на один подъемник 9. Я на середине склона остановился и сделал еще одно видео. Но все равно приехал раньше и подождал Наташу внизу. Мы поднялись вместе и снова, уже вдвоем спустились по трассе 10. На середине склона Наташа сказала, что ноги устали и она меня подождет внизу, а я могу сделать еще один спуск.

Так и сделали, я быстро спустился, снова поднялся и спускался уже без остановок. Я ехал быстро, несмотря на то, на трассу навалило много снега и ратрак не ходил. Но снег был мягкий и ездить было комфортно. Я старался максимально и с запасом обгонять всех новичков, но не получилось. На одном, почти прямом участке из леса сбоку выкатила девица и поехала поперек трассы прямо на мои лыжи. Меня она, естественно не видела, она вообще никуда не смотрела.

А я ее заметил слишком поздно, она выскочила так неожиданно. Я все же успел сделал поворот влево, поэтому мы столкнулись не в лоб, а боками. Скорость была невысокой и удар был слабым. Лично я просто сел на задницу. Я быстро поднялся и поехал дальше, не разбираясь. Девица наверняка тоже ударилась слабо, и я совсем не виноват. Нельзя так кататься, нужно соблюдать правила.

Я уже писал, что на склоне никаких правил нет. Каждый делает что хочет и как хочет. И всем наплевать. А особенно плохая ситуация, что люди на досках катаются вместе со всеми. Они постоянно падают, скамейки подъемников для них не приспособлены, они не могут как следует ни сесть, ни встать. Но никого это не волнует. Плати деньги и делай что хочешь. Пока все платят и никто не возмущается, так оно и будет.

Потом мы поднялись снова спустились по трассам 29 и 31 в зону Эль-Тартер, оттуда поднялись на подъемнике 21 на вершину 5. Оттуда можно было выкатить на трассу 7, и затем свернув с нее вправо добраться до нашего ресторана. Время было 1 час дня. В ресторане стояла длинная очередь, и все столы были заняты, но нам все же удалось найти свободные два места. Мы выпили свою воду, кое-что съели из закуски, немного отдохнули.

После перекуса мы сделали стандартный круг по трассе 23, концу трассы 7 до поселка Сольдеу. Оттуда поднялись на подъемнике 15 и снова спустились к ресторану. Время 2 часа, надо было возвращаться в свою зону. Путь стандартный: подъемник 6, затем спуск по началу трассы 7 и поворот на начало трассы 6, подъемник 4. Это снова вершина, ее номер 2. Интересно, что некоторые подъемники называются по названию вершины, но не все.

И тут Наташа сказала, что устала и спускаться на трассу 1 не хочет. Был другой вариант: спуститься по короткой трассе, параллельной бугельному подъемнику 18, ее номер 32, и затем подняться на подъемнике 17 к Фуникампу. Так и сделали. Она пошла короткой трассой, а я по длинной трассе 1 и затем подъемнику 1. Я спускался быстро, но хорошо смотрел по сторонам. К счастью народу было мало.

Трасса довольно длинная и лететь по ней на предельной скорости -- большая нагрузка для ног. К концу ноги устали, стали болеть мышцы ног выше колена. Когда я поднялся, Наташи не оказалось. Я немного подождал и она появилась. Оказывается она два раза спустилась по своему короткому маршруту. Встретившись мы поехали домой. Время было 2-45, то есть мы катались 4 часа. В отель вернулись в 4 часа, а вышли в 9, то есть 7 часов на воздухе.

Вечером все было как всегда. Я записал этот дневник и читал книжку. Не перестаю удивляться новым фактам о казалось бы известных мне вещах. Например, оказывается Дарвин, свою книгу "Происхождение видов" опубликовал через 20 лет после того, как написал. И то только потому, что идеи этой книги уже были открыты другими. Но книга была принята не всеми, хотя и имела коммерческий успех, ее покупали. А открытие генетики я вообще представлял себе плохо. Я хорошо знал только Вавилова и Гамова, но про них ничего не написано, а написано про других.
 
16-02

Последний день катания. С утра посмотрел прогноз, обещали теплую пасмурную погоду. Утренние процедуры прошли в штатном режиме. Мы появились на горе в обычное время 10-45. Было, действительно, пасмурно, но облака были высокие, тумана не было. Было плохо видно, но в разумных пределах. Мы решили повторить вчерашний маршрут. Но пока добрались до вершины 3 пришли более низкие облака и сели на вершины.

Мы оказались в тумане. Было решено вернуться назад по трассе 25 и подъемнику 17. Не только мы так решили, на этой трассе было много народа и ехать в тумане было сложно. Точнее нельзя было обгонять, приходилось ехать по очереди один за другим, так как трасса там довольно узкая. Интересно, что на второй части, которая ведет к Фуникампу, народу уже не было, мы с Наташей ехали в одиночестве. Возможно кто-то был впереди, а кто-то позади, но их не было видно. Мы поднялись наверх в 12 часов. Наташа сказала, что в тумане кататься не будет, но готова погулять около подъемника.

А я решил прокатиться по малому кругу. Это короткий спуск в сторону Пас де ла Каса и затем назад по трассе 30 снова к подъемнику 17 на исходную позицию. Но спустившись по короткому спуску я обнаружил, что внизу тумана нет. Но все же я проехал по короткому кругу, как обещал. Встретившись с Наташей я ей сказал, что внизу тумана нет, и я поеду по большому кругу. Это было необходимо, чтобы она не волновалась, что меня долго нет.

Все прошло нормально. У подъемника 3 была большая очередь, но не широкая. Я подъехал слева и воспользовался тем, что один. Из-за того, что люди идут группами, образуются дыры. Я влез в одну из дыр и в очереди практически не стоял. Когда я поднимался назад по подъемнику 1, то обнаружил, что мы не катались по красной трассе 33. В прошлом году, когда не работали никакие подъемники, кроме номер 1, мы по ней катались. Несмотря на туман наверху я решил ее пройти. И прошел даже два раза, каждый раз встречаясь с Наташей наверху.

Наступило время перекуса, то есть 1 час дня. Мы уселись на веранде ресторана на Фуникампе. Там их два, но второй вроде поменьше, а этот двухэтажный. В это время на вершине шел снег, а в конце трассы 1 -- дождь. Но не сильный и было не холодно. Вода у нас с собой была, но Наташа решила купить кофе. Однако там была такая очередь, что она стоять не стала. Мы выпили свою воду, съели свои бутерброды, немного еще посидели, я сделал фрагмент видео. Несмотря на плохую погоду народ уходить не собирался и многие катались. После перекуса я решил еще покататься по малому кругу.

Уже вся трасса была в тумане, но она очень простая и по ней можно ехать не глядя. Точнее не так. Верхняя часть обычно полна людей, а вдоль нижней части идет забор, который видно. Мимо не проедешь. Забор сделан потому, что трасса идет поперек горы, и если ошибиться, по можно выйти на крутой спуск целины, а это опасно. Я сделал около десяти таких коротких кругов, и потом понял, что по мокрому снегу лыжи плохо скользят, а там слабый уклон. Поэтому я решил снова спускаться по трассе 1. С середины она была под облаком и тумана там не было. Но первая половина была в тумане и ехать было сложно. Спустившись два раза, я понял, что накатался.

Наташа все это время болтала с одной женщиной, которая уходить не хотела, но и кататься боялась. Так что ей не было скучно. Вернулись в отель мы в начале пятого часа. Если оценивать все дни, то последний был самый сложный по погоде. Первый раз был туман. Такая погода бывает каждый год. В горах вообще погода часто меняется. В целом, в этом году погода была не самая плохая. Назад мне пришлось идти в горнолыжных ботинках, нести лыжи и Наташины ботинки, в общем не просто. Но это только один раз в начале и один раз в конце.

17-02

Последний день приключений -- возвращение назад. Я в Фейсбуке вижу сообщения людей, которые ездят очень часто по работе. Но это все же не совсем то. Там можно выбрать удобный рейс, нет багажа. У нас были билеты, которые для нас купила турфирма, вылет в 11 часов. Казалось бы удобно. Но чтобы попасть на этот рейс нам пришлось проснуться в 4-30 утра, проделать нужные утренние процедуры, окончательно все собрать и в 5-30 мы вышли из своей комнаты с вещами. Внизу уже были люди. Достучались до мужика в ресепшин, сдали ему ключи от номера, то есть магнитные карточки, и получили завтрак сухим пайком.

Автобус приехал во-время, как и было записано, то есть в 6 часов утра. Странное дело, сначала спать не хотелось и я продолжал читать свою книгу, оставалось мало. Поначалу было темно, потом стало светать, но был туман. Смотреть в окно не хотелось. В середине пути полагается остановка. Мы съели часть завтрака, остальное переложили в рюкзаки и выбросили пакеты. Фактически, еда представляла собой бутерброд с колбасой, вода в бутылке и мы еще закусили своей шоколадкой. Но наелись.

В Барселону приехали строго по расписанию в 9-30, но наш гид (иностранец, знающий русский язык) нас сразу предупредил, что все очень сложно, поэтому надо торопиться. Дело в том, что в Барселоне аэропорт стоит на ремонте. Наш вылет из терминала B, но автобус может подъехать только к терминалу A, значит надо грузить вещи на тележку и бегом бежать довольно большое расстояние, так как аэропорт очень длинный. Прибежали, сдали багаж, дальше была проблема пройти досмотр, паспортный контроль и найти свой гейт.

Во время досмотра случилось ЧП. Надо было выпить воду, выпили. Я уже знал, что надо выкладывать компьютер из рюкзака на отдельный поднос и сделал это. Но пограничник прицепился к моему рюкзаку, заставил открыть, обнаружил наушники, мышку, блок питания и заявил, что это все электроника и это все надо отдельно. Но это уже полный маразм. Воду проносить нельзя, ремень надо снимать, теперь  и любую железяку в рюкзаке нельзя упаковать, так как надо выкладывать. Такое было впервые. Впрочем он ничего у меня не отобрал, я сказал, что не знал. Но раньше не было претензий, я давно так езжу. Ноутбук без блока питания и мышки неудобен.

После досмотра надо найти свой гейт. У них в билете его не указывают, надо смотреть на табло. Табло нашли и гейт узнали, но указатели плохие. Тут я решил спросить у какого-то мужика. Он нам указал правильное направление, так как мы шли не туда, это было важно. По дороге обнаружили паспортный контроль. Он общий для всех рейсов, для которых нужна виза. Там очередь. Простояли, прошли, и пришлось еще долго топать до своего гейта. Мы пришли буквально к самому началу посадки. Но вот снова впервые случилось ЧП. Нас пропустили на посадку в коридор, а в самолет не пускают. Какое-то время мы простояли в коридоре. Не только мы с женой, все. Это тоже было впервые.

Удачно получилось, что нам дали два места у прохода, а место у окна оказалось не занятым. Нельзя сказать, что самолет был пустой, но свободные места были и одно как раз в нашем ряду. Долетели мы нормально, без происшествий. Книжку я закончил читать еще в автобусе, там же немного поспал, а в самолете заново просмотрел запись концерта Ольги Бузовой, фрагменты старого концерта Насти Приходько и относительно нового концерта Данилы Козловского. Оказалось, что мои большие наушники все таки тихие, а те, что продали вместе с смартфоном лучше производят звук. Я использовал их. Время пролетело незаметно. Нас накормили и с этим проблем не было.

В Домодедово нас высадили в автобус, долго везли по полю и привезли куда надо. Багаж пришел без проблем, за исключеннием того, что поломались ножки на чемодане. Он уже довольно старый и много поездок повидал. Попробую как-нибудь починить или новый куплю. По телефону заказали Яндекс-такси, но нас связали с мужиком, который возит на своей машине, но принимает заказы даже от Яндекса. Удобство такой системы в том, что цену назначает Яндекс как нам, так и водителю. Туда мы заплатили 800 рублей, обратно уже 1000. Водитель поворчал, что ему не сказали про лыжи, но потом он опустил заднее сиденье, поставил лыжи на два сиденья, а мы вдвоем сидели на одном заднем сиденьи. Но это было вполне терпимо.

В Домодедово тоже идет какой-то ремонт, все, кто прилетает, должны пешком топать какое-то расстояние до дороги. Мы заранее взяли тележку и с ней передвигаться было не трудно, тем более, что в Барселоне мы таким способом прошли большое расстояние. Но там было сухо, а тут валил снег и было куда менее удобно. Домой прибыли в 8 часов по московскому времени, и в 6 часов по утреннему времени. То есть перемещение из отеля в квартиру заняло 12 часов.

Я включил домашний компьютер и еще раз проверил сайт научного журнала, где должна была появиться моя научная статья. Она появилась как раз в день возвращения. Это тоже приятная новость. И вроде как все же примут и вторую статью, которую очень долго проверяли 6 рецензентов. Жизнь продолжается.

Ссылки (символ пробела заменить на символ знака деления)

[1] www.andorra.ru wp-content uploads 2011 12 grandvalira_2016-2017.jpg .
 .