Т. Глобус. Книга 4. Глава 11. Теремок

Андрей Гальцев
Глава 11. Теремок

Сначала надо увидеть изделие в уме, увидеть готовым, чтобы прояснить его форму и материал. Затем прикинуть смету затрат, затем приспособить место - где и как творение будет стоять. Затем разметить стройплощадку и заложить хотя бы один элемент основы. Если на этих этапах не промахнуться, изделие обречено быть созданным.

С выбором формы Крат изрядно помучился. Поначалу некоторые готовые решения предлагали сами себя: избушка на курьих ножках, дольмен, крепостная башня, шлем витязя… вспомнил про летающую тарелку, но остерёгся: не буди лиха. Надо найти иную форму, пробуждающую воображение. В этом главная задача теремка - пробуждать воображение.

Он отвёл глаза от песка, на котором палочкой рисовал, и прислушался. Вот какой звук просил себе внимания: курица-несушка квохтала и скрипела.
 
- Есть архитектурное решение! - Крат указал на курицу под соседским сараем.
- Сложная форма, - кислую мину состроил Валентин. 
- Да не она! - Крат просветлел глазами. - Мы построим детский самолёт - яйцо с небольшими крыльями.
- Получится кургузый дирижабль, - огорчился Валентин.

- Дирижабль похож на подводную лодку, а мы сделаем яйцо, белое, гладкое. И у него будут крылышки и хвостовое оперение.
Крат изобразил идею на песке и чётко произнёс:
- Яйцекрыл. 
 
- Идёт! - с новым убеждением подтвердил Валентин. - Мы его заштукатурим под скорлупу! Наташа, кстати, мастерски штукатурит. 
На том и порешили.

Кузьмич одобрил идею и разрешил занять площадку позади ДК. Правда, Наташа убеждала их построить церковь - кое-как её задобрили... разумеется, будущим. Хорошо, сказали, храм из пенопласта возведём позже.

Округлые, природные формы создавать сложней, чем угластые. Крат взялся вычерчивать яйцевидный самолёт в двух сечениях: шпангоуты и стрингеры, дуги скул, тупые короткие крылья, хвост. Летать крылатый терем не призван, и всё же конструктор отнёсся к чертежу ответственно.

Максимальная ширина салона: 320 см. Высота от пола до высшей точки потолка: 250 см. Длина: 450 см. Длина крыла: 140 см. Между полом салона и нижней точка днища 70 см. Шасси о трёх "ногах"; колёса резиновые литые, от автопогрузчика. Кабина с выгнутым стеклом для наблюдения за облаками и звёздами… Он представлял себе яйцекрыл всё более детально.
 
С чертежами Крат провозился двое суток, и всё-таки получилась масса помарок. Тогда он выполнил макет в пенопласте, и получилось красиво.
 
Рассмотрел возможные опасности. Во-первых, пацаны будут сигать с крыльев - конечно, высота небольшая, но… главное, чтоб шестилетние дети не прыгали. Во-вторых, гладкую поверхность ребята измызгают обувью. Значит, надо яйцелёт обозначить как зону босых ног.
 
Внутри… здесь он видел всё достаточно ясно, и рисовать не было нужды. Здесь одна проблема возникла: в хвосте должна стоять печка, от неё дым надо выводить без нарушения красоты, стало быть - через хвостовой киль. Значит, внутри пенопласта пройдёт раскалённая труба - какая? Плоская, из двустенной керамики.

Приехал пенопласт, его сложили стопками. Толстые листы сухо шуршали в руках. Отлетевшие шарики прилипали к рукам и ногам (в силу влюбчивости статического электричества), заодно облепили приблудного пса Юлика.
 
Обирая с него белые зёрна, Крат думал о том, как неживое притворяется живым, а Юлик был просто доволен людьми и собою. Он уже показал всей деревне, что он принимает участие в строительстве: охраняет стройку и материал, и за это его ещё кормят! Не беспрерывно, как телят в коровнике, однако в первый же день покормили один раз, в чём тоже есть плюс, ибо на голодный желудок лучше ценишь пищу и больше извлекаешь из неё удовольствия - таковы проверенные опытом выводы.

Юлик сразу полюбил Крата и Валентина за то, что они добрые и рядом с ними спокойно. Есть люди, рядом с которыми чувствуешь тревогу, а вот с ними спокойно. И пенопласт, он тёплый. Привалишься боком и прямо всем телом удивляешься и млеешь - во как тепло! А потом Наташа с Настей пришли - от них пахло хлебом, добрые женщины. Мужчины ползать по земле перестали и с ними завели беседу. Стройка, одним словом.

К вечеру пришла и встала поодаль опасная крупная женщина. Смотрела неотрывно и с ненавистью. Юлик захотел прогнать её, он постарался прогнать культурно: голосом. Но строители шикнули на него, дескать "молчи, голосистая тварь" - а за что? Как будто мрачная женщина имела право наблюдать за ними с такой вот ненавистью.

Юлик даже змею, даже осу боится цапнуть, потому что в них сидит жгучий яд, а в этой женщине издали угадывалось целое ведро пагубной жидкости. Нет, эта женщина ему не по зубам. Юлик, он хоть и клыкастый, но робкий.
 
Ещё одна женщина пришла на вечерней заре - тихая, стройная. Мужчины смотрели на неё и щурились, как на солнце. Чем-то болела, наверно, потому что не приближалась, боялась их заразить. Очень соразмерная девушка - красивая, должно быть.
 
- Юра, как ты думаешь, что было раньше: яйцо или Змей? - спросил Валентин на прощание, и ядовитый вопрос повис в тишине.
   
Дома Крат заварил чай и сел размышлять над последовательностью действий. Площадка подготовлена. Теперь надо собрать скелет самолёта. Шпангоуты и стрингеры лучше вырезать из многослойной фанеры (вроде той, что идёт на детские клюшки), только денег на фанеру уже нет. Потомившись, Крат выбрал обходной путь - шпангоуты делать из реек, то есть гнутое-целое изображать набором коротких прямых элементов, связанных болтами, - обычное геометрическое приближение. В такой конструкции имеется то преимущество, что можно подправлять углы кривизны.

Имеющихся реек не хватит (на другую форму был расчёт), а болтов совсем нет. И денег уже нет. А идея не ждёт, она душу ест. Он утешил себя той мыслью, что крылатый теремок никого не торопит; что, вообще, яйцекрыл обозначился в уме лишь потому, что приехал из райцентра пенопласт, ранее заказанный. Так что, ничего страшного. Разве, ничего страшного? - возражал себе и стыдился за свою бездеятельность.
 
Ещё раз он вспоминал беседу с отцом: а вдруг именно здесь оказалась ловушка? Не против Змея, а против него. Как только задумался об этом, в голове поднялся шум, и он не знал, чему доверять и чему не доверять на этом свете.

Возможно, Змей празднует очередную победу над ним. Празднует, если с Кратом беседовал не отец. Мог ли слова отца произнести демон? Мог. Демоны легко копируют людей, потому что слышат их сознание и слышат на любом расстоянии, в любых временах.

Уже затемно зашёл Кузьмич, тоже недовольный и раздражённый. Кто-то анонимку написал в Зарайский архитектурный надзор. Кузьмич с выражением зачитал копию кляузы.
 
"В то время, когда рассматривается вопрос о придании нашей деревне статуса культурного памятника, появляются неизвестно откуда пришельцы, которые затевают абсурдное и нелепое строительство какого-то игрового аттракциона в центре нашей деревни. Якобы самолёт. Исторический облик деревни будет разрушен. Кроме того, наше законное возмущение вызывает назначение на престижную должность директора Дома культуры никому не известного лица, которое где-то мелькнуло на театральных подмостках, которое там не прижилось и приехало к нам за лучшей долей. Но у нас для своих коренных жителей не хватает рабочих мест, отчего происходит отток молодёжи. С какого это перепуга должность директора ДК была предложена какому-то залётному театральному проходимцу?! Это вызывает негодование жителей. И к чему вся эта архитектурная самодеятельность?! Почему председатель Правления поощряет самоуправство?! Просим принять меры и запретить строительство. Инициативная группа жителей д. Малое Куково".
 
- Я догадался, кто написал, по стилю видно. Сделай, Юра, паузу, а я пока разберусь, - Кузьмич сложил бумажку.

Так её сложил и сунул в карман пиджака, словно обещал великие неприятности автору письма. Но решительность не отменила в нём усталости и горечи. Кузьмич ушёл.
 
За Крата снова принялась тоска. Он услышал в себе невнятный гул, так лес различает грядущую непогоду, и меняется в нём эоловый звук.

Полночи бродил из угла в угол, ища себе полезное дело на завтра и на дальнейшие дни. И нашёл. Пока решается вопрос о крылатом тереме, он будет по четвергам проводить в ДК культурные вечера: "Театральные поминки". Так тема пенопласта резко сменилась на байки из театральной жизни.

Проект пошёл. На первую встречу явились пять человек. На вторую - двадцать. На третью приехала на автобусе группа жителей из деревни Большое Куково и журналист из районной Зарайской газеты.

Яйцелёт откатился в тень, как бы в ангар, до следующей весны. Творческие встречи в ДК всё сильней захватывали Крата и требовали сценической и литературной подготовки. 

Дом культуры стал оживать. Крат уж начал забывать свои былые городские тревоги, но в последний день августа позвонил Жорж - вынырнул из ниоткуда. Сказал, что приедет: очень надо, есть большой разговор.
 
Потом робко, застенчиво пришла Маша. По слухам, она должна была вернуться в Питер, но не поехала. Сказала, что ей одиноко. Сказала, что хочет с ним дружить и здесь остаться. Крат обещал дружить. Когда смотрел на неё, вспомнил чувство первой детской влюблённости - холод, восторг, страх и удивление.

Не получается выстроить план и жить по плану. Даже теремок не всегда удаётся построить - что уж говорить о судьбе.