Бабушкины сказки

Иван Думанов
        БАБУШКИНЫ  СКАЗКИ

  Утром вся семья расходилась по работам, а бабушку оставили дома обед дл всех приготовить. Летний день длинный, работ много: и жать и молотить, и веять, и  зерно в амбар завозить. Тяжёлые работы. Вот и обед должен быть обильным и сытным. А кто его лучше бабушки сможет приготовить? Для помощи ей оставили внучку Авдотью. Она уже во взрослых летах, многое умеет, и силушкой Бог не обидел. 
   Бабушка поучает Авдотью.Что такое обед? Это чтобы польза была от каждой ложки, чтобы вкус не отпугивал от еды, да чтоб вволю было всем. Понятно, без щей обед— не обед, без каши откуда сила прибавится? А пироги — на загладку и опять же для сытости. А чем закончить обед, уж и сама смекаешь— нужно ведёрко взвару, компоту по-вашему. А как же! За день жара вон как всех высушивает. А взвар, он вернёт каждому свою потерю воды. 
  —Так что делов для нас с тобой, внученька,— за день бы управиться,— закончила свои размышления бабушка. 
   И принялись за дела. Каждая вершит своё. Руки заняты, а головы свободны. К разговору располагают. Бабушка и начала:
  —Вот ты ,Авдотьюшка, по вечерам ходишь погулять с молодыми, там песни попеть, поплясать. Дело для вас, девчат, интересное. А есть ли среди парней такой, что тебе приглянулся, или такой, что к тебе со вниманием да лаской?
  — Ну, бабань, сразу ты об этом— смутилась Авдотья. 
  —А с кем же тебе об этом беседу править, как не с родной бабкой? Чай, век прожила, детей-внуков вырастила и, ты не поверишь, когда-то тоже была молода. Так-то.
   Дело то сводило их рядышком, то разводило. А как окажутся рядом, бабушка продолжает своё. 
  —Так уж никто и не приглянулся? И не заходится сердечко, когда с другой, не с тобой, судачит?
  —Нет, бабань,не заходится. Пускай себе говорят, мне-то что?                        Не унималась бабка:
  —Ну,а на тебя-то кто заглядывается, желает, ищет, как бы ты на него обратила внимание?Девка-то ты пригожая.
   Нехотя говорит Авдотья: 
  —Да есть, даже два. Всё приятные слова высказывают, да в провожатые набиваются. Только мне всё это ни к чему. Ни один, ни другой, ни кто третий. Сама дорогу знаю и в темноте не заплутаюсь.
    Холодом повеяло от этих слов. Заволновалось бабкино сердце. Не ожидала таких слов от внучки. Замолкли. Бабушка обдумывала, как для Авдотьиной пользы разговор повернуть, а та подумала, что на этом расспросы и закончились. Да и дела отвели одну во двор, а другую позвали к печке. 
   Спустя время, они снова оказались рядышком. Бабушка и говорит: 
  —А как же ты, Авдотьюшка, думаешь семью заводить? Года-то подоспели.
  —Подожду, пока встретится такой, про какого мечтаю.
  —И сколько же ты надумала ждать? Год, пять, десять? Или будешь ждать, пока у сверстниц сыновья подрастут?
  —Ну что ты сразу так, бабань.
  —А как же прикажешь? Через год, два, три от силы холостых ровесников не останется. И кого ждать? Королевича из-за моря? Так ему королевна нужна, такие, как ты, и трижды хорошие ему без надобности!
   Вот что , девка, придётся мне кое о чём тебе рассказать, чего никому другим не сказывала. Это про себя самою. В твои годы запал мне на сердце купецкий сын ( покойный уже, царствие ему небесное!) Никого другого я видеть и слышать не желала. Видный, нарядный, всегда под хмельком и балагурил складно. Да я ему была не рОвня. Богатую посватал. 
   Закручинилась я. Жить вроде и не хочется. Моя бабушка всё приметила и начала со мной за жизнь беседу вести. Всё пересказывать не буду, а главное скажу. Ты, говорит, не думай, что все девки любовь в семью несут. Много таких, кто в семью за любовью идут и завсегда почти находят её, эту самую любовь. 
  Взять меня с покойным твоим дедом, помнишь, поди, его. Никакой моей любови к нему не было. Парень был простой, добрый, работящий, хмельным не озоровал. Прислал сватов. Я уж приготовилась дать ему отказ, но тут бабаня вступила в разговор и начала: жених, конечно , хорош, но и невеста не хуже. Только робкая и пугливая. Вот ежели жених берёт на себя не обижать да не пугать невестушку, то и в добрый час! Совет вам да любовь! И на отца моего строго так посмотрела. Он всё понял и не перечил. 
   Сваты ушли после угощения, бабушка велела мне одеться и идти с ней во двор дела управлять. Долго говорила со  мной про женскую жизнь. 
   Про то, как мужа с первых дней уважать-почитать; словам, делам всяким учила, чтобы мужу нравиться, чтоб у него и в мыслях не мелькнуло, что нет пока у тебя любви. И  про то,как едой и одёжкой ему приятность сделать. Велела даже для него к свадьбе такую рубашку пошить- вышить, чтоб лучше всех, чтоб на загляденье. И звать-то научила ласкательно: Василёк, цветочек лазоревый, свет ты мой ясный. 
  А ко времени, когда должен появиться первенец, я и думать-вспоминать забыла про купецкого. Мой  Василь Фомич занял меня всю. Да правды ради сказать надобно , и от него я ни скверного слова, ни худого дела не знала. А бывало, подглядываю украдкой, как он с детями: малого ласкает, среднего наставляет, старшему пособляет, так сердце у меня до краёв счастьем заполняется. Он мой самый желанный! Ему об этом словами мало говорила, а всё больше в делах показывала. Вот и вышло, я получила в семье эту самую любовь. 
   А ждать любви без семьи до тридцати годов, чтоб потом ловить какого-никакого вдовца на живца? Рисковое это дело.  Да что просто так судачить? Возьми бабу Тому. Ты ей иногда обеды носишь. Одна-однёшенька и еле ходит. И дом пустой и двор пустой у неё. Люди не помогут, так и водицы в доме не будет. А видная была девка, и в ухажёры к ней набивались парни. Всё не те ей, любови к ним, дескать, не чуяла. Готовилась любить царевича-королевича. И осталась одна, как былинка. У других дети уж подрастали, а она всё ждала. Так и не дождалась никого. 
  Мы с ней погодки. Теперь сама видишь всё. Я не сею, не жну, а хлебушек  жую вдоволь. В доме-то с меня толку мало. Еду когда состряпаю, птицу покормлю. А всё больше в тенёчке сижу. Знаю, мои меня не оставят. А у кого своих нет?
  Ты пойми: я тебе только обо всём этом сказываю, тебя жалеючи. А ты—разумница, всё обмозгуй. Бабка тебе худого 
 советовать не станет. 
   На том и пошла к своим делам. Через время опять по делу понадобилось к внучке подойти. Только направилась было, смотрит, Авдотья дело остановила, руки опустила, смотрит куда-то вдаль и не шолохнется. Не стала бабушка ломать внучкины думы, не пошла к ней. Думы-то ой, как не лёгкие. Так-то. 
                       Июль 2015