Мысли... ч186

Новиков Борис Владимирович
Граница меры мира – очередная война.
…Человек с плакатом: «Миру – мир!», либо же, и того похлеще: «Да здравствует вечный мир во всем мире!» – откровенный, либо же латентный, – выражаясь щелкоперовским штампом, – поджигатель войны.
***
Техника – это «искусство протезирования тела в неограниченных смыслах, комбинациях и перспективах» (К.А. Свасьян). Очень верно, очень точно и даже остроумно. Добавим лишь, что  речь идет не о протезе как коннотации замещения увечного, либо и вовсе отсутствующего человеческого органа, т.е. не об узко-медицинском смысле этого, – протезирование, – понятия.
«Даже понятие инвалид претерпевает сегодня решительные модификации смысла. Инвалид в наше время – это не только тот, кто страдает какими-либо естественно-телесными (в старом добром смысле) недостатками: слепотой, глухотой, безногостью или безрукостью; современный житель Запада – инвалид уже и тогда, если ему недостает машины (у некоторых: второй), телефона или, скажем, будильника» /Карен Свасьян, Европа. Два некролога. М., 2003, стр. 132/. Однако же, человек изменяет не только вещество природы, в т.ч., а, может, и  в первую очередь – для «самопротезирования», но природные взаимодействия, превращая их в технологию как органическую составляющую в т.ч. подобного «протезирования». Т.е. речь идет и о них, разумеется, но вообще – о «продолжении и умощнении» всего человека. Ну, и, наконец – «главная деталь пулемета: пулеметчик». Т.е. сам человек с его сознанием, чувствами, телом. С его знанием и познанием, практиками, душой, умениями, т.е. всем тем, что древние называли  «технэ» (techne).
***
Форма превращенная (объектированная видимость) есть знак без референта, есть отражение без отражаемого, есть культурный фантом: боль и болезнь…без источника боли и без болезни.
***
«…Вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства» (Еванг. от Луки).
***
Финансовая (виртуальная) экономика – завершенная форма хрематистики: «искусства» делать деньги из денег и ради денег.
***
Экономика (реальная) есть производство потребления и потребление производства.
***
Какие - то они все, – без исключения малейшего, – грустноглазые, эти «хозяева жизни».
«Спасайся, кто может! Один хватается за спасжилет религии, путая со Спасом, другой за философию, третий за поэзию, четвертый за наркотики и бутылку, а пятый уходит выпиливать лобзиком… Но чем бы кто ни занимался, всюду страх, неуверенность и обреченность, как бы отчаянно не веселились, забывались, «зажигали», «отрывались»… » (А.В. Босенко).
***
Слововерчение. Разновидность высокопарного пустозвонства.
***
«Ибо вымысел идолов начало блуда, и изобретение их – растление жизни. Не было их вначале, и не во веки они будут» (Соломон).
***
«Хорошо было древним – всё впервые» (А.В. Босенко).
***
«Здоровье – это адекватность организма самому себе » (Г.В.Ф. Гегель).
Как причиняется (детерминируется) боль (внешнее проявление, явление болезни), точно так же причиняется (детерминируется) и ее, боли устранение: лечение и излечения болезни, устранение рассогласованности человеческого организма (животного, живого тоже) с самим собой. Устранение рассогласованности организма – это восстановление указанной согласованности, «адекватности организма самому себе», сиречь – выздоровление.
…А можно: отключить «датчики и сигнализаторы»: боль. Заглушить ее болеутоляющими, создать видимость выздоровления. Результат? Печальный. Не исключая и очень печальный – «финиту»…
Учитывая, что больным может (бывает) быть не только тело, но и дух, и душа; не только индивид, но и сообщество, группа, коллектив, общество в целом, равно, как вся земная цивилизация – здесь так же важно вовремя (своевременно) и адекватно (точно) диагностировать и на этой основе качественно и основательно лечить и извлечивать. Лечиться и излечиваться. Иначе… см. выше.
***
Превращенка – это всегда игра.
Во-первых (как процесс) всегда игра на понижение и вкороткую.
Во-вторых (как результат) всегда игра с печальным (либо очень печальным) исходом.
***
«У одного пастуха спросили: «Как вам удалось дожить до 120 лет?». Он ответил: «Во - первых, я на свежем воздухе работаю. А, во-вторых, уже сто десять лет я кричу на баранов, а не наоборот » (Прочитанное).
Вообще-то, кричать, – даже на скотину, – не комильфо…
***
Есть дело, а есть дельце. Субъект дела – человек. Субъект общего дела – действительный человек. Субъект дельца – делец.
***
Потенциал (в форме процесса – потенцирование) – социальная (культурная) форма бытия необходимости. Действия по алгоритмам науки, по закону (закон есть схваченная мыслью необходимость, а, если быть точным в цитировании  Г.В.Ф Гегеля, то: «закон есть необходимость, схваченная мыслью») есть актуализация (в форме результата– актуал) потенциала.
***
В мире царит, – в мире, понимаемом как  всё, как единое, как субстанция, как материя, – взаимодействие всего со всем (учитывая, что культурная форма взаимодействия суть отношения: то и отношение всех со всеми) и познавать, знать, чувствовать и практически преобразовывать кроме взаимодействий и отношений – нечего. Не-че-го.
***
Оптимизация, модернизация, реформирование, трансформация, обновление, перестройка…
…Когда полпредам западных «общечеловеческих ценностей» в 1943-м на правом берегу Волги «загнули салазки», развернули эти «саночки» на 180 градусов и с нарастающим ускорением погнали на историческую родину, эти самые полпреды ни разу не говорили: «драпаем». Но всегда: «выравниваем линию фронта». Выравнивали, выравнивали, довыравнивались: линия превратилась в точку. Точка называлась: рейхстаг.
…Оптимизация, модернизация, реформирование, трансформация, обновление, перестройка…
***
Масскульт – идеальная по своей эффективности, с почти равным единице коэффициентом полного, – вредного, – действия, форма производства индивидности. Атомизированного человека. В масскульте как в толпе: «человек уединен» (кн. Волконский).
***
Индивидность, толпа, охлос – превращенные формы личности, коллектива и народа.
***
Мир превращенных форм – это мир, покинутый основанием. Это – результат. Его,  – такого мира, – процесс: это свитие, изгнание основания из всех его, – этого и такого мира, – составляющих.
***
Мир действительный: «О, Мона Лиза!».
Мир превращенных форм культуры, «монадология» подобного мира: «Лізу мона?». Світ перетворених форм – це світ, де все «мона».
***
Настоящее есть перманентно осуществляющееся, – в духе, чувственности и практиках, – противоречие, противоположности которого суть проспекция и ретроспекция.
***
Кредо умельца: «Что, почему, как, откуда - куда, зачем?».
Кредо имельца: «Что я с этого буду иметь?».
***
Все творцы – умельцы.
Все вторцы – имельцы.
***
«Патентованные товароведы» от политики, экономики, науки, искусства, спорта, etc.: веды, комментаторы, критики, интерпретаторы, аранжировщики, обозреватели и  т.д.. Словом, «снимаю, порчу…».
***
Истина = сущность.
Ложь  = сучность.
***
«В сущности всё относительно» (Г.В.Ф. Гегель).
В сучности всё безотносительно. Я. 
***
Кажуть, у якомусь музеї «модерного мистецтва» вельми здивований відвідувач (у віці мудрості) спитав у автора, що означає те, що зображено на його, – автора, – полотнах. Останній відповів: «я так бачу». Вкрай здивований відвідувач співчутливо порадив «художнику» терміново звернутись до окуліста.
Які виховані, які толерантні люди… У моєму селі в подібних випадках мудрі люди формують своє відношення до подібного «мистецтва» (і не лише мистецтва, звісно) блискавично і дещо критичніше: «Ти так бачиш? Бодай тобі повилазило».   
***
Истина, добро, красота, польза не нуждаются в реабилитации. Никогда. Нынче они нуждаються, – крайне, – в реанимации.
***
«…Все эти спагетти – тоже пища, жить-то надо. Но происходит девальвация самого языка, не говоря уже о какой-то там эстетике. Сейчас любой, пользуясь Сетью, может «слабать» себе не одну глубокомыленную монографию, блистая эрудицией, и эта пыль забила все пространство, халтурой уничтожив бесконечность духа. Потому и приходится отказываться от библио¬графии с бесконечным цитированием, от ссылок, что смысла уже это не имеет. Только суть дела. Все очень просто, «семиотика изучает идеологию, но для этого нужно верить в семиотику», – как прост до крайности структурализм, претен-дующий на новую религию, с богом-структурой, демиургом посредине, как про¬стодушна святая простота феноменологии с ее вязаночкой дискурсов и так далее все безисключения новые электронные игрушки «заместо» потерявшегося духа. Нет, не со зла, а как все та же оперативная модель идеологии, не нуждающейся в объективности в носителях. Она самодостаточна. Весь ужас, – не ужас, не ме¬тафизический страх, – а скука в том, что этому трудно противостоять, а самое неприятное, что заведомо обрекает на бессмысленное комбинирование уже-быв- шего. Пересыпание сухих умерших форм, радуясь тому, что нет двух одинаковых, песчинок в пустыне. При всей эрудиции, при всем желании невозможно выйти за рамки данности наличного бытия, не потому, что ума не хватит. Это наведенная, принудительная глупость эпохи, спеленавшая тебя невозможностью другого.
Тут меньше всего вины искусства, просто изобретающего себе бумажную сво¬боду взамен отнятой идеи. Невинные шалости, искупаемые блужданием (дискурсом. – Б.Н.) по воле случая. Даже случайная свобода здесь полностью подчинена внешней необхо¬димости. При этом строится на действительном феномене: что произведение, рассчитанное на потребителя, полностью продажное и фальшивое, не может быть потреблено, исчерпано, и в этом его истина. Любая фальшь – его прав¬да. Его потребление утверждает неподкупность произведения: мало ли какие свиньи пьют из родника. На этом строится случайность, в своей абсолютизации воспринимаемая как сопротивление необходимости, но случайность роковая. Свобода гибельна для искусства, привыкшего к сопротивлению, к нежной войне. Истинной свободы оно не выдерживает, поскольку тотальная свобода предпола¬гает не только свое бытие, но и экспансию на все отношения человека, на исто¬рию, на весь универсум и превращение всего себя в свободу. Она не терпит по¬лумер, реформ и постепенности. Она — принципиальный разрыв, прежде всего с самим собой каждого, кто возжелает свободы, без компромиссов, без пощады. Эта радикальная свобода пагубна, поскольку требует переосуществления, в том числе и себя. Она — «фурия исчезновения» (Гегель)» /А.В. Босенко, Случайная свобода искусства. – К., 2009, стр. 299-300/.
***
Распредмечивание - опредмечивание как культурная форма снятия. Социализация (индивидуализация общественного и обобществление индивидуального) как движитель антропосоциогенеза.
***
«Идеи – хлипкие («хливкие») подвесные мостки, перекинутые над безднами, которые принято тактично не замечать, как в повседневности не замечают вселенной, просто не принимая ее бесконечность в расчет, не замечая звезд, не чувствуя ничего, в том числе абсолютной красоты, тиранящей сердце открывшего свое одиночество человека. Куда важнее сплетни, интриги и мелочное копошение в убогих выяснениях отношений, с обильным слюноотделением животных «мечт» о карьере, новой модели (машины? женщины?), уютном семейном гнездышке, президентстве, персональной выставке, власти, покое, жратве, хорошей перистальтике, нобелевской или какой другой премии и т. п. – всего того, что составляет счастье одноклеточных и кишечно-полостных.
В обществе построенном на..., впрочем не построенном на... а живущем антагонизмом, а раз антагонизмом то и не живущем, а живящемся падалью, мертвечиной, стервом, будь ты хоть гением или более того, — твои личные качества безличны, если не обналичены. Все приравнивается вполне объективно к абстрактной форме стоимости и сведено до состояния товара, что искусство, что философия, что чувства, что времена, что навоз, что само это что...
Все абстрактно и до идиотизма просто. Протухшее «деньги-товар-деньги-штрих» (Марксу авторство не принадлежит, как полагают некоторые) сменяется на д-д-Д, уводящее в дурную бесконечность пустого, зряшного отрицания, однако завораживающего своей несомненной … явью до дурноты и рвотного рефлекса» /А.В. Босенко, Случайная свобода искусства. – К., 2009. стр. 380/.
***
В философской  песочнице одни мудрят, другие мудрствуют (в т.ч. и лукаво), третьи обмудряются (с ног до головы), четвертые постоянно умудряются намудрить, перемудрить, смудрить, недомудрить…одновременно, пятые…
Ау, философы, где вы?
***
«Основание есть противоречие с определенными противоположностями» (Г.В.Ф. Гегель).
Основание есть взаимопроникновение самораздвоенных противоположностей, сиречь – осуществляющееся диалектическое противоречие. Я так думаю…
***
«Есть книги, которые делают нас умнее, если их не читать» (Прочитанное).
***
Истиной уродства, зла и вреда всегда есть ложь.
***
Есть кровососущие, а есть времясосущие: дела, люди, книги, фильмы и т.д.
***
Индивидуализация есть личный опыт освоения накопленного и нарабатываемого опыта общего и всеобщего.
Обобществление есть общий и всеобщий опыт освоения накопленного и нарабатываемого опыта индивидуального (единичного).
***
Обобществление индивидуального и индивидуализация общественного есть социализация (окультуривание).
***
Присвоение и обладание есть превращенная форма освоения.
***
Мало произвести продукт, необходимо сформировать, – по точному замечанию А.В. Босенко, – «потребность в потребности». Для начала – хотя - бы элементарно возвести нужду до уровня  потребности.
А,  главное, вырвавшись из «недо» – нужды, суметь не свалиться в «пере» – в потребительство, в потреблятство. В потребление без распредмечивания, в нефункциональное потребление: в роскошь, излишества и т.д.
***
Концептуальный плюрализм, парадигмальность без берегов… Налетай, торопись, покупай. И не только, разумеется, «живопись». Всё опредмеченное «я так вижу» (разумеется, сквозь «окошко Овертона» …). Включая и «философские» тексты. Все, – от О. Конта до Т. Куна, от С. Кьеркегора до Ж.-П. Сартра. И другие есть. Навалом. И еще будут… Ибо: а какая между ними разница?! В основе их всех – не промысел, но умысел. Т.е. – сознательный и злой замысел. И – не ищите разницу, ищите розницу.
Её там есть с избытком…
***
Хрематистика, деньги, торгашество, чистоган…
«Ревет порнография духа», зазывно горят фонари. Красные. «Философские» в т.ч.
***
«Взгляд на бытие, обретающее себя в бытии, тоже порожден идеологией, преследующей целью оставить все как есть и заменив условностями, а игрой – реальное движение. Игра по преимуществу идет в «подкидного дурака», но имеет бесчисленное количество комбинаций, так как понятий бесконечно мно¬го, а толкований и того больше. И, главное – никакой опасности и ответствен-ности. Пейн-бол. Сегодня – структурализм, завтра – пост-структурализм, потом – пост-модерн, разницы никакой, потому что: розница. Все это имеет за кажущимися хитросплетениями совершено прозрачную и фантастическую по остроумию задачу – контроль над интеллектуальной сферой, чтобы обрес¬ти индикатор в этих бесплодных дискуссиях, что и контроль контролируется. Принудительное искусственное осеменение временем вневременных форм. Лю-бые попытки противостоять этому тотальному подавлению, репрессивному ап-парату невозможны, поскольку включаешься в игру, проговариваясь дотла и, кроме того, обессиливаешь в возвратных формах, истолковывая себя в пыль в попытке объяснить (если вообще на тебя обратят внимание), что ты не то имел в виду. Тебя переваривают и превращают в продукт диссимиляции. Совместные интеллектуальные усилия тонут в гвалте, шуме, на фоне которых блистает лишь реклама очередного хита сезона. Отстойник, который все спускает в канали¬зацию – единственную реальную коммуникацию. Что-то вроде «сексуальной революции», коей не было (куда там ей, «цнотлывой», до античности, до Рима, да вообще всей предшествующей истории, так: снулая рыба, сводящая все к ме¬ханике). Как вся эта духовная импотенция от Фрейда до Лакана и Деррида, ком¬пенсирующая неполоценность умо-имитаторами, является тоже формой конт¬роля, выполняющей идеологическую функцию предохранительного клапана.
Все эти усилия пусты и в никуда, но стоят человеческой жизни. Не толь¬ко потому, что я натурально обмениваю/трачу свое время впустую, читая («а вдруг что-то есть») все того же Лакана или очередную «звезду», просматри¬вая бездарные фильмы, объявленные (с какого бодуна) шедеврами, посещая концерты с «новыми» примочками композиторов-изобретателей от сохи, Кулибиных и братьев Черепановых, или таскаюсь по театрам, глазея на вялые по¬туги почему-то изголяющегося режиссера... (нужного подставить), намекаю-щего на свою нетрадиционную сексуальность, и потому он – гений, – или фланирую по выставкам в тщетной попытке просто высмотреть хоть что-то, – нет, – не усладящее раздражением изголодавшиеся чувства, а хотя бы оригинальное: все это похищает мое время, мою жизнь. Но если раньше это была жизнь в искусстве искусством, где оно не было объектом вожделения, а, по меньшей мере – средой обитания и продолжением сущностных сил, иной неведомой образностью чувств, в напряжении пространства, создаваемого здесь-сейчас, где искусство и «я» терялись, одолевая определенность, – те¬перь это – враждебное противостояние: кто кого, в котором только смыслоутрата вплоть до потери жизни. Искусство покушается на мою волю, пыта¬ясь присвоить меня всецело, а я теряю чувства, размазывая их во встречной агрессии, когда, устав от перенапряжения, сдаюсь меньшему злу привычного и понятного. Но дальше и чувства меняют знак, становясь антиподами. Они тиранят нездешностью. Им только больно, и не более. Человеческим чувствам нечего делать в мире бесчувственном. Чувство красоты в безобразном мире безобразно. Любовь смешна. Чувство музыки нелепо. Чувство бесконечности самоубийственно. Зато чувство смерти, чувство времени, ненависти, подлости разворачиваются как добродетель. Но время этими чувствами чувствует нами, раздробленными, вырабатывая систему безобразного, воспроизводя ее с ме-ханической неумолимостью. Эстетика сменяется всеядной психологией. И на-чинаются гадания по Книге Перемен. И-Цзин. Каббала. Талмудистика. Арканы Таро. Никакой ответственности. В виду отсутствия мысли – сплошные домыс-лы. Интуиции, замешенные на личных пристрастиях или новомодных направ-лениях. Диспепсия сознания. Припадочность теории в эпилепсии рассудка. Шаманизм на Крайнем севере. И в результате: штампы, шаблоны, и все то же конвейерное производство. Объяснения, когда не требуется,
или «по желанию заказчика». А здесь годится все: от фэн-шуя и НЛО с барабашками до тарака¬ньих бегов пост-модернизма» /А.В. Босенко, Случайная свобода искусства. – К., 2009, стр. 302-303/.
***
Было бы странным, если бы в ассортименте попсы – духовного, культурного, политического, экономического и т.д. дрянца: поп-арт, соц-арт, полит-арт, и пр. не было попсы «философской». И ее у них есть. В избытке  превеликом. Налетай, торопись, покупай «живопись»…
***
Субстанция, – материя, – не имеет истории … именно и единственно потому, что она сплошь – история. Род жив рождением и смертью индивида, субстанция жива рождением и смертью рода, в коем, – в снятом виде, – рождение и смерть индивида. Иными словами, субстанция – это сущность в самой себе, сама себе основание, перманентно осуществляющееся диалектическое противоречие.
Иными словами, способ, которым есть субстанция – развитие. Основные формы её – вечность и бесконечность (пространство).
***
«Творение обозначает создание вещи (quo ad essentiam existentiam simul) по сущности и существованию вместе, а порождение значит происхождение вещи лишь по существованию (quo ad existentiam solam). Поэтому в природе нет творения, но только порождение» /Б. Спиноза/.
***
Творчество (здійснення) – процесс, действительность – результат. Аминь.
***
«Чего волнуешься?
Как говорится, будь спокойнее, будь попроще и люди к тебе потянутся…» (Услышаное).
***
Отчуждение – это общественное, – разорванное, – отношение. Разорванное культурное основание. Контроверза. Антагонизм. На одном полюсе – присвоение, на другом – лишенность (отчуждение) всего: процесса, результата, самоуважения, уважения ко всем и всему и т.д.
***
Безвременье – это перманентно длящийся кастинг подлецов.
***
Диссида, би-би-сида и ее поведенческие модусы: ирония, сарказм и т.д. – формы зряшного отрицания в культуре. Сначала подтруниваем, затем высмеиваем и в концовке раунда – выгогатываем. Все, объект в нокауте…
***
Спонсор, меценат, донатор…
Украл, толику возвратил тем, у кого украл, властно, настойчиво и назойливо требует моральной прибавочной стоимости в виде молвы о великодушии, щедрости, благородстве etc.
Щелкоперы… – на низком старте. К вашим услугам - с…
***
Хронотоп безвременья – это когда одна часть находится в перманентном поиске «иначе - возможного», – с одной - единственной целью: не найти, не наткнутся, не вызвать к жизни истинное, доброе, красивое и полезное, – а часть оставшаяся – в состоянии демонстрирования перманентного и полного пофигизма. Ко всем и всему.   
***
Легко было бы осваивать (познавать, чувствовать, практически преобразовывать etc.) мир. В котором все взаимодействует со всем. Взаимодействие в «чистом виде», с обратной связью etc. – это клеточка развития, необходимость в т.с. чистом виде: возникающая, развертывающаяся, разрешающаяся… Словом: осуществляющееся в границах одной меры диалектическое противоречие.
…Эх. Кабы еще эти воздействия, – деформированные взаимодействия и отношения, пересекающиеся необходимости etc. – , под ногами не путались…
 ***
Но: необходимость столь же случайна, сколь случайность необходима. Тут уж успевай поворачиваться… 
***
Верующий отличается от неверующего (либо же от атеиста) только одним: он падает вверх. 
***
Чем жизнь отличается от умения жить?
Жизнь – универсальна; умение жить – функционально: прибыль, потребность, развлечение, наслаждение. Перманентно и с нарастанием. И не спрашивайте: «когда он/она нажрётся?». Никогда. Ни-ког-да. Ну, в смысле: пока не будет определен/на извне.      
***
Сколько не всматривайся в т.н. современную западную философию в попытках разглядеть в ней человека, там просматривается только некое логическо - психиатрическо - юридическое чучело.
Сравни: «Только для того, кто ничего не понял в научной философии, дело представляется таким образом, будто в ней есть хотя бы одно слово, которое было бы гуманистически нейтральным» (Г.С. Батищев). 
***
Живущие – живут, умеющие жить – пристраиваются к жизни, приноравливаются к ней, а, войдя во вкус – настойчиво начинают приноравливать ее к себе. Словом, не живут, а норовят… 
***
Основанием возникновения и воспроизводства формы превращенной есть частная собственность на средства производства, включая и человека, редуцированного к голому средству, к товару среди товаров всех прочих, к универсальной потребительной стоимости, к пролетарию.
 ***
«Поки в світі є бодай один старець – всі старці» (О.П. Довженко, Щоденники).
***
К вопросу о соотношении техники и технологии.
Что есть паровоз? Искусственный вулкан. Вещество природы + природные процессы сущие и осуществляемые, культурно преобразованные и преобразуемые.   
***
Там – и преобразованное человеком (людьми, человечеством) вещество природы (руда, уголь, нефть, газ etc.) и точно так же преобразованные (окультуренные) процессы природы (теплота, гравитация, магнетизм etc.).
И – «главная деталь пулемета – пулеметчик».
Примерно то же самое – с природой «второй»: с миром культуры. Здесь преобразуются («самопротезируются») социальные взаимодействия (общественные отношения) и их продуценты и носители: человек, люди, человечество.
***
В действительности живут. К социальной реальности приспосабливаются, в ней выживают, существуют, прозябают.
***
Свобода есть адекватно, научно, на уровне сущности познаваемая (и знаемая) субъектностью случайность/необходимость и возможность практического изменения (изменение) их в своих, – действительно - гуманистических, – целях. 
 ***
Интеллигентность (и ее субъекты, разумеется) – это разум, настоянный на совести, на достоинстве, на чести. Это разум чувствующий и чувства разумные. Это разум, чувства и практики, базирующиеся (основывающиеся) на истине, добре, красоте и пользе. Это практики, лежащие в русле действительного гуманизма, способом существования которого есть творчество. Творчество, сущее в форме практической всеобщности. Аминь.