город-зеро

Игорь Богданов 2
город зеро=повесть

Я работал на железке, в бригаде электромонтёров контактной сети. На заре перестройки, когда людям не платили зп или задерживали её, на железке платили во время. Работали там, суровые мужики и бабы из железа и стали, которые могли несколько часов на морозе махать молотом. Пить местный самогон не морщась и не закусывая, вернее занюхивали рукавом.
 Участок контактной сети,где мне пришлось работать художником-оформителем располагался в излучине жд. путей. Одна ветка уходила на Ульяновку, а другая на Питер. В начале развилки находился переезд не оборудованный ни будкой ни шлагбаумом. Городок маленький и такие траты руководство жд. узла посчитало нецелесообразными. Главным здание в городе был вокзал и все население кормилось от железки. Правда имелся завод жби ,но он благополучно кончился к началу перестройки. В общем в этом городке все было мистически связанно со смертью. Можно сказать культу смерти придавалось сакральное значение. Похороны как высший акт гражданского состояния суммы трат,отдание почестей усопшему, неизбежные поминки. Насколько родственники были убиты горем или симулировали его, в общем решительно все предавалось суду общества. Изготовители памятников ,венков, оград и гробов процветали.

Ибо зазорно было экономить на покойниках перед соседями. Опять же, уютно было выпивать перед нарядно убранной могилой в окружении разномастных оград под сенью берез. Для этого даже специально отпускали с работы не смотря на железную дисциплину, и милиция смотрела на выпивших сквозь пальцы. Даже дети в городке играли в похороны-хоронились домашние питомцы случайно попавшие под колеса машин. Кошки-собаки ,а также замученные ими воробьи и голуби по случаю. Хоронились в укромном уголке или на лужайке с возложением венка из одуванчиков, или выкладывался крест из бутылочного стекла. Понятное дело, что ценились покойники безвременно ушедшие из жизни,т.к. смерть какой нибудь старушки совершенно не котировалась. Ну если только похороны были обставлены по высшему разряду,ценой прижизненной экономии.
Естественно , что железка поставляла городскому кладбищу свежих покойников с завидной регулярностью. Во-первых от тяжёлой работы мужики пили ,а значит производственный травматизм имел место быть. Несознательные граждане и гражданки любили перебегать пути перед близко идущим поездом ,спеша на электричку или просто идя по путям с преступным легкомыслием. Пьяные драки и бытовые скандалы несчастная любовь, все это вносило свою лепту в хронику смертей маленького городка. Неудивительно, что приходя на работу и проходя мимо дежурки, я краем уха слышал как обсуждалось свежее убийство.
 Ну например, в городе завелся маньяк , да-да самый настоящий,и убивал продавщиц коммерческих ларьков. Представьте себе, топором, как раскольников. целую неделю бедные обыватели жили в жгучем страхе. Ничего не помогало, рейды милиции, мужья дежурившие у ларьков поздним вечером,но маньяк продолжал орудовать, поставляя новые трупы и пищу для разговоров. Он не спешил попадаться, конец этому беспределу,положила какая то пенсионерка-уборщица электричек. Именно она, сухонькая старушка. скрутила негодяя обрывком провода, когда он опившись лежал под кустом в обнимку с топором. Городок вздохнул с облегчением, вроде бы конец-делу венец, но новый поворот.
 На этот раз, дети играли на краю песчаного карьера и один мальчик,как водиться утонул. Сначала дети ничего не заметили, потом догадались ,но побоялись говорить. Наконец выбрали самого старшего и он вечером, придя домой сказал родителям-кажется Павлик утонул. Опять беда-выкачали весь карьер- нашли тело. Ну там похороны убитые горем родители и конечно поминки с детьми,конфеты-пирожное. Напоследок, совсем уж банальное-повесился парень безработный пил, терроризировал мать, продавал имущество. Наконец продавать стало нечего, наложил на себя руки.

  Мне повезло я устраивался года на два-три оформлять учебный класс. Но меня все равно заставили окончить месячные курсы на сортировке, пройти суровую медкомиссию не боровой. И напоследок сводили на кладбище, где у службы электросети был свой филиал. Глядя на богато убранные могилы рабочих и крестьян, я должен был прийти -лишь к одной мысли-из нашей организации ,есть лишь один выход=смерть на боевом посту. Правда, это правило не касалось ИТР, все они мужчины и женщины благополучно доживали до заслуженной пенсии и помирать не спешили. В мои планы ранняя смерть не входила, но увиденное впечатлило меня на долго.
 Поскольку ,мне была предоставлена известная свобода, то я мог наблюдать жизнь монтеров как бы косвенно, но регулярно. И так пройдя дежурку, дальше располагался служебный туалет,который имел в своих недрах служебный шкаф. Там составлялись пустые бутылки , выпитые за время суточного дежурства. За неделю шкаф наполнялся до верху, так что даже начальнику участка делалось дурно от посещения туалета,поскольку не видеть их было решительно невозможно. Тогда вызывался негласно служебный Уазик и выпитая тара сдавалась за неплохие деньги.

Я не спеша оформлял учебный класс, рисовал километровые схемы контактной сети, разрезы масляных трансформаторов, заземлений, разрядников. Подписывал лейторы,башмаки для дрезин, ремни и всякий крепеж, который должен был проходить испытания, вроде бы. Писал всякие объявления о собраниях, учебе, переаттестации, днях рождения праздниках и тому подобная мелочевка. Объявления о похоронах, я правда , не писал ,а они были. Я сидел в тупике коридора со своими красками и кисточками и до меня доносились звуки работы и не только. Поскольку начальство уезжало рано и монтёры были предоставлены сами себе. Хорошо запомнилось, три случая.

 Молодой парень пришел работать в участок контактной сети, единственный внук у бабки и непутёвых родителей. Собственно бабка и была его родителями. Его взяли сразу, он уже до армии проходил здесь практику. Он сразу влился в коллектив ,поскольку был местный. Ну конечно пил с мужиками на дежурстве, а как еще? Крутить гайки на морозе ,на пятиметровой высоте, на выдвижной платформе дрезины и не пить после этого-ни как невозможно. Монтёрам считалось зазорно покупать выпивку за свои деньги, и они сдавали снятый после аварии алюминиевый провод. Это был честный дележ, медную шинку забирало начальство под личную ответственность бригадира. Пить они не боялись ведь уволится из организации было невозможно. Во-первых никто не хотел идти работать даже из местных. а во-вторых у человека имелась определённая квалификация и стаж работы, такого жалко терять. Все кончалось заявлением за свой счёт ну это уже в крайнем случае. В общем монтёры сдавали снятый после аварии провод и покупали выпивку-все гут. Послали гонцом Андрея, как самого молодого и маленького, в смысле незаметного, провод положили в рюкзак. Но его узнала какая то тетка ,служащая вокзала, видно часто ходил,и позвонила в ментовку. Его повязали возле пункта приёма металлолома, рюкзак отобрали. Он был трезвый и в кутузке отматюгал местных полиционеров, обозвав их ворами. Он имел в виду рюкзак с проводом,его пристукнули для порядка, он стал сопротивляться, менты обозлились. Во общем они перестарались, зная что жаловаться Андрей не пойдет. А защищать его кроме бабки ,которой никто не поверит, больше некому. И бедняга скончался через неделю от многочисленных кровоизлияний внутренних органов. ( от отравления ядом неизвестного происхождения) официальный диагноз выданный организации патологоанатомом. Опять все -супергут. Хоронили его за счёт железной дороги, я ездил с бабами выбирать покойнику костюм в "детском мире". При жизни костюма у него не имелось во все. На похороны не ходил, меня как непьющего мужики недолюбливали, чужой -кароче.

 Второй случай-у нас работал бывший машинист поезда, которому дорога не дала доработать до заслуженной пенсии. Списала по здоровью, таких много, дорога зорко бдит за своими интересами. На свою беду, будучи машинистом и имея валюту, Лёха был любвеобильным мужиком, но не любил связывать себя узами брака. Поэтому перейдя в монтеры контактной сети, вся его зп уходила на алименты. А он получал какой то мизер, который пропивал в первый же день, и жил за счёт старухи матери. А дальше  пил , падая на хвост мужикам на дежурстве, они понимали его положение и не роптали. Теперь он был гонцом, но имея боевой опыт,  ментам не попадался на пункте сдачи. У Лёхи был календарик в котором он прокалывал дырочки, ждал пенсии ,с которой не будут брать алименты и будет ему счастье. В ту пору начальство сильно озадачилось проблемой пьянства среди рабочих. И в качестве превентивной меры решило, придать пьянству приличный характер и как то локализовать его. По случаю 23-го были выделены деньги , помещение и время и даже ответственный-мастер. Чтобы рабочие пили в приличной обстановке за столом уставленным закуской и в присутствии двух женщин-табельщицы и уборщицы. Мастер конечно слился через полчаса, и не зря , праздник органично перешел в оргию. Вспоминать о которой всем было неприятно, особенно бабам,  им пришлось все убирать отмывать и просушивать. Леха набрался на халяву по самые брови, и на следующий день едва вышел на работу. В первой что ли-решил он. Как раз выпало ликвидировать небольшую аварию на удалённой станции. И по прибытии дрезины к месту ремонта, на запасные пути. Алексей решил отлить, поскользнулся на рифленой стальной палубе дрезины, не успев ухватиться за поручень , упал прямо  на рельсы. Перебив шейный позвонок, смерть наступила через несколько минут. На похоронах вспоминая его амулет-календарик ,весь в дырочках от иголки-я припомнил, что сказал ему-не гневи бога, по поводу ритуала. Тогда он еще был живой и здоровый и рассмеялся на мои слова.

 Третий случай , мне запомнился больше всего,у нас работал молодой мужик Вадим, который не пил не курил. И больше всего на свете любил свою жену ,а она в свою очередь его  просто терпела. Мало ли на свете мужей и жен терпеливых и не любящих друг друга-сколько угодно. Вадим был человеком мягким и добрым не ругался матом, красиво ухаживал, это видно и определило её выбор среди мужчин провинциального городка. Бедняга всю жизнь старался угодить своей Свете ,и поэтому пропадал на работе. Зарабатывая на всякие суперхолодильники и сверхтелевизоры с видеодвойками и турбопылесосами вкупе со стиралкой двойной отжим и деликатная стирка. Конечно все на работе понимали, что не в коня корм, но помалкивали -жалели Вадика но несильно, чтоб не заметил. А Света жила с детьми , почти не видя мужа, окруженная предметами, не роскоши конечно, но как у людей, не хуже по крайней мере. У Вадика был брат-близнец, его зеркальная копия и это создавало курьёзные ситуации, что забавляло брата и он любил подурачить окружающих. На эту удочку попался и я, увидев его на рынке. Мы поздоровались и я стал расспрашивать "Вадима" про рыбалку, ему надоело врать и он сознался, что все таки он не Вадим. Увидив такое мистическое сходство я интуитивно осознал, что это противоестественно ходу вещей и один из близнецов наверное умрет так или иначе. Конечно я не желал смерти им обеим, но Вадиму больше, все таки его я видел чаще,А его брат работал в Питере поваром и его видели редко. Через месяц спустя, Вадим был сбит поездом на переезде, идя на смену с поминок. Он попал между двух приближающихся поездов и из за наложения шумов,заметил один, а второго не увидел. От бедняги мало что осталось пригодного для похорон, тело сбило будку с дорожной сигнализацией, рядом с путями. Похороны были по высшему разряду, но я уже не работал на железке, контракт рисовальщика закончился, а монтёром становится я не собирался. От знакомых я узнал, что злополучная Света так сильно полюбила своего мужа после смерти, что едва не угодила в лапы свиделей иеговы. Поставила ему самый дорогой памятник и самую роскошную ограду из металлических прутков с кованными розами и шишечками на концах.

 У этой истории оказался забавный посткриптум -если конечно так можно говорить применительно к смерти. Как я и говорил ,на железке я уже не работал много лет. Но ездил на работу в Питер на электричке ,мимо городка ,где даже вода содержала железо. В такой степени что её можно было употреблять как целебную и стать памятником в конце концов). Но моё отношение к смерти перешло в пост загробную фазу, в прочем об этом позже. Я почему то считал , что безвременно умершие покойники, отпускаются кем то-на волю. Доживать свой срок где нибудь в Перу, Канаде Австралии наконец, где риск встретить свидетелей их прошлой жизни сведён к нулю. Но иногда видно и высшие силы ошибаются, а почему нет?  И так, я работал в "Евросети" охранником на столичном вокзале, если конечно это можно назвать работой). А крупные вокзалы ,почти всегда являются порталами в параллельные миры, откуда кандидаты на доживание отправляются в конечные пункты назначения.  Правда встреча с такими Фантомасами довольно разрушительна для человеческого сознания. Но ведь всегда все можно списать на дёжа вю- показалось померещилось обознался и тд. При том , что на вокзале можно встретить кого угодно-воров, знаменитых артистов, проституток, шоуменов, наркоманов,путешественников,геев, давно забытых знакомых, бомжей ,вполне прилично одетых  сумасшедших, футбольных фанатов. Так что ожившие покойник в этом ряду не сильно бы удивили своих не самых близких знакомых. Среди череды полоумных поэтов, иностранцев приехавших женится в Россию ,друзей Виктора Цоя, которых он не имел счастья знать. Вот таким размышлизмам предавался я, стоя посреди салона и наблюдая как толпы бюджетников с пригородной электрички идут через магаз в зал ожидания. С зала же вальяжно заходят распальцованные жировики с Сапсана. Одни таращатся на мобильники размером с их полугодовую пенсию, другие хищно щюряться. Словно коршун выбирая желанную добычу. А посередине фигура охранника, мрачного как Хирон, который обязан перевозить всех за пятак.

 Тут то я и увидел Вадима, он шел походкой уставшего человека,отсидевшего час с лишнем в электроне. Теперь он с интересом разглядывал мобильники-для Светы конешно выбирает-подумал я. Такой же как всегда, словно ни его растерзанное тело хоронили в закрытом гробу.. Я с ужасом наблюдал как он приближается ко мне ,еще не видя меня- доигрался, блин, в Хирона. Краем глаза я видел как, продавцы окучивали покупателей, выбирая из них перспективных. И не догадываясь, что среди них гуляет живой мертвец. Наконец он уперся в мой живот , поднял голову ,улыбнулся и протянул руку, чтобы поздороваться. Я отшатнулся и механическим голосом сказал-"Вадим, ты уже несколько лет, как покойник."  Он усмехнулся и ответил-" я не Вадим , а его брат Валера, но я уже привык к такой реакции." у меня отлегло от сердца, звуки жизни опять полились в уши. Валера рассказал, что такие сцены он переживает все реже и реже, но дети Вадима и его жена до сих пор не могут привыкнуть. Так , что ему приходиться снимать комнату в Питере , а домой он ездит чтобы навестить родителей. Мы попрощались и он вышел в зал ожидания, несколько огорченный встречей. Тут я вспомнил , что Вадима и Валеру я вместе никогда не видел, а всегда имел дело с Вадимом и его образ в сознании закрепился как доминирующий. В связи с этим мне припомнилось, как недавно в салон вбежала полусумасшедшая тетка , вся прикинутая в мехах и кольцах. И стала кричать, что она видела, как люди в черном заталкивали в длинный лимузин -самого Элвиса Пресли. И он из последних сил успел кинуть ей записку с номером телефона и автографом. Тут мы все, покупатели и продавцы дружно заулыбались, как санитары в дурке и она сразу сдулась. Такое кено.

конец13.12.17