Эволюция сознания. Часть 7. Тонкие области

Лариса Болотова
   Вспомним все главные уровни всё возрастающей дифференциации, интеграции и трансценденции: простое примитивное единство-слияние плеромы и уробороса; следующее единство более высокого порядка – биологическая телесная самость; затем ментальная Персона, или Маска, которая при интеграции с Тенью даёт более высокое единство тотального «эго»; и, наконец, кентавр, который представляет собой более высокий порядок интеграции тотального «эго» со всеми предыдущими низшими уровнями – уроборосом, телом, маской и Тенью. Всё это относится к «грубой области».

   Имеем: единство со всем (плерома); отделение своего «я» от всего (уроборос); соединения «я» с физическим телом (тифон); отделение «эго»-ума от физического тела (Персона, маска и Тень);  отделение своего «я» от тела-ума (переход «я» в тотальный ум - разум) и  соединение тело-ум с физическим телом; отделение своего «я» от тотального-«эго»  и соединение тотального-«эго» со всеми предыдущими. Создание высших тел и переход в них. Возможны два пути: можно перейти, потеряв низшие свои тела, то есть свою индивидуальность, и слиться с общим сознанием, а можно перейти, сохраняя свои тела единым целым, то есть свою индивидуальность, и создать своё сознание.
 
   Всё это область обыденного бодрствующего сознания, и она просто состоит из всех тех уровней, которые основаны на грубом физическом теле и его построениях обычных пространства и времени, сосредоточены вокруг них или имеют их своей конечной точкой отчёта. Физическое или осевое тело само может быть названо «грубым уровнем», и все аспекты психики, его отражающие, также  называются «грубым рефлектирующим умом» (или же грубым умом). Вместе взятые, они составляют полную грубую область – грубый телесный ум «эго», тела, Маски, Тени и кентавра.

Рассмотрим переход от грубой области к тонким областям.

Общие уровни и  тип познания

1.Телесная самость (осевая, праническая, образная)  - Сенсомоторное, низкая фантазия.
2.Культурно-согласованная (членская) самость – Культурно-согласованное (членское) познание.
3.Эго/ Персона (грубое, приспособленное) – Интеллектуальное познание, высокая фантазия (образное видение).
4.Кентавр/ экзистенциальный, низший тонкий – Ясновиденье-познание, высший разум, высшая интуиция.
5.Высший тонкий – Прямое вдохновение, озарение.
6.Низший причинный – Окончательное  озарение.
7.Радикальное прозрение.
8.Высший причинный – Жняна/ бесформенное (Мировая Душа, Мировой Разум, Мировой Дух?).
9.Предельный – Высочайшее просветление.
10.Сахаджа.
       
   По словам Ауробиндо средний индивид обладает «сумеречной или замутнённой физической ментальностью» или «обыденным материальным интеллектом, принимающим свою наличную организацию сознания за предел возможностей» Ибо в обычном эгоистическом состоянии «ум, привыкший только к свидетельствам органов чувств и ассоциирующий реальность с вещественностью факта, либо не приучен использовать другие средства познания, либо не способен распространить понятие реальности на сверхфизический опыт».
   
   Грубую область человеческого бытия, помимо грубого или физического тела, составляет нерасторжимо переплетённый  со всем остальным низший или грубый-рефлектирующий ум, так что всю эту область лучше всего было бы назвать областью грубого тела-ума.
 
   «Обычный человек, - говорит Ауробиндо, - живёт в своём разуме и чувствах (грубое тело-ум), соприкасающихся с миром, лежащим вне его, вне его сознания. Когда же сознание утоньшается, оно вступает в контакт с вещами гораздо более прямыми путём, не только с их формами и внешним воздействием, но и с тем, что внутри них; однако масштабы такого контакта могут быть пока ещё небольшими. Но сознание также может расширяться, сначала входя в прямой контакт со всеми вещами во вселенной, а затем как бы вмещать их в себя – как говорится, видеть мир в самом себе – и в каком-то смысле отождествляться с ними. Видеть все вещи в себе и себя во всех вещах … - это вселенское качество сознания» То есть существуют все более и более высокие порядки единства, тождественности и интеграции, сходящиеся, в конечном итоге, к самому всеобщему единству и Наивысшей Тождественности.
   
   Следовательно, наши грубые «ум, жизнь и тело являются низшим сознанием и частичным выражением, которое стремится разнообразными эволюционными путями достичь высшего выражения себя, которое уже существует для запредельного ума. («Запредельный ум» - это просто области за пределами тела, ума и кентавра). То, что существует в запредельном уме – это идеал, который оно (сознание) в своих собственных условиях старается реализовать…».

   Начиная с шестой чакры, - аджана-чакры, сознание становиться трансперсональным и трансвербальным. Оно вступает в подлинную «тонкую область». Этот процесс убыстряется и интенсифицируется, когда он достигает высшей сахасрары, - затем, выходя на семь высших стадий сознания за пределами сахасрары. становиться над-психическим. Аджна, сахасрара и семь высших уровней, вместе взятые, называются тонкой областью. Однако, ради удобства, мы говорим о «низшей тонкой» и «высшей тонкой» сферах. Первую из них олицетворяют аджна-чакра – «третий  глаз», который, как утверждают, властвует над астральными и парапсихическими явлениями. Астральный уровень  включает в себя внетелесные переживания, определённое оккультное познание, восприятие ауры, подлинную магию, «астральные путешествия» и т.п. «Психический» уровень включает то, что мы назвали бы «пси» феноменами: экстрасенсорное восприятие, предвидение, ясновидение, психокинез, точечное время, способность читать мировые линии и тому подобное. Многие люди способны порой непроизвольно «подключаться» к этому уровню и проявлять статистически случайные и выше-чем-случайные «психические» способности. Но действительно войти на этот уровень – значит более или менее освоить управление «психическими» феноменами.
 
   Высшая тонкая область начинается от сахасрары и простирается на семь уровней трансценденции, дифференциации и интеграции. Об этой области говорят как о сфере высокой религиозной интуиции и подленного вдохновения, области биджамантры, символических видений синего, золотого и белого цветов и мистических звуков; слышимых откровений и бесконечного сияния; это сфера высших присутствий, руководителей, ангельских существ, иштадев и дхьяни-будд; все они являются просто высокими архетипическими формами собственного бытия человека (хотя сначала обязательно проявляются как «другое»). Это области Сар Шабда, Брамы Проверяющего, архетипов Бога, и Сат Шабда – и она простирается за пределами данных четырёх к трём ещё более высоким и совершенно неописуемым уровням бытия. (Божественный мир: Мировой Дух, Мировой Разум, Мировая Душа?). Говоря об этих уровнях, Психиатр Дин сообщает следующее: «Происходит интеллектуальное озарение, которое совершенно невозможно описать. В интуитивной вспышке человек обладает осознанием смысла и скрытой цели вселенной, отождествлением и слиянием с творением, бесконечностью и бессмертием, глубинами за пределами глубин раскрывающегося смысла – короче, постижением сверх-самости, столь всемогущей. В буддизме махаяны эта область называется Манас. Сознание в своём быстром восхождении полностью отделяет себя от обыденного ума и ординарной самости и потому может быть названо «сверх-самостью» или «сверх – разумом».  В своей высшей точке душа становиться одним целым, в буквальном смысле одним с формой божественности, Богом. Человек растворяется в Божестве как Божество, которое с самого начала было его собственной Самостью или высшим Архетипом. Только в этом смысле св. Климент мог говорить, что тот, кто знает себя, знает Бога. Происходит не утрата сознания, а его интенсификация за счёт  развития. Главное здесь в том, что не грубое «эго» поглотило высокую Архетипическую Форму, а просто обнаружилось, что первичная природа «эго» и есть эта Форма, так что сознание возвращается к своей первичной  и высшей тождественности, вспоминая её. Возвращение домой. 
   
   Человек не только физическое видимое тело, а ещё множество невидимых тел. Наше «я» переходит (поднимается) от одного тела к другому, через разные уровни сознания, постепенно расширяясь. Как это происходит? Благодаря процессам  дифференциации (отделению), то есть выходу из очередного тела и интеграция (соединению) предыдущих низших тел.

Источник информации книга «Проект Атман» Кена Уилбера.