Дед прятал Библию в печке

Александр Зельцер 2
Рассказывает Галина Ивановна Гадецкая (Маркова), 1934 года  рождения, г. Череповец. Записала Г.Е. Овчинникова.

Господь Бог всегда со мной, а мне уже 84 года. Верую в Бога с детства. Мои дедушка и бабушка по отцовской линии жили в деревне Баскаково, расположенной на левом берегу Шексны в 7-ми км от Череповца. Дед Марков Иван Терентьевич (1878-1955) и бабушка Анна Васильевна занимались сельским хозяйством. У них было пятеро детей. В детстве мой старший брат Валентин и я много времени проводили в Баскакове. Утром и вечером дедушка молился. О Боге он мне ничего не говорил (в те годы взрослые опасались вести такие разговоры с детьми), но во время его молитвы я обычно тихо сидела в сторонке и наблюдала за ним.

Мой отец, Иван Иванович Марков (1902-1986), был старшим ребенком в семье. До революции он окончил в с. Матурино церковно-приходскую школу. Я уверена, что отец тоже был верующим человеком, хотя и не видела его молящимся.
Дедушка и бабушка по материнской линии жили в деревне Бурцево в 5-ти км от Баскаково. Дедушка Петр Ильич Целиков (1881-1937) – крестьянин, садовод, пчеловод. Хозяйство было большое и ухоженное трудолюбивыми руками всей семьи. Выращивали арбузы, яблоки, огурцы, помидоры и другие овощи. Во владении было много покупной земли, делянка леса, конная молотилка. Кроме рабочей лошади, была беговая лошадь.

Когда началась коллективизация, все имущество ушло в колхоз. У Петра Ильича и его жены Аксиньи Федоровны было семеро детей. Ко времени создания колхозов все дети уехали жить в город, кроме младшей дочери Александры, которая тоже уже училась в городской школе. В 1936 году Аксинья Федоровна умерла от тяжелого кожного заболевания. Ее похоронили у стены Воронинской церкви, поскольку Петр Ильич был церковным старостой. Дед остался один.
В 1937 году его арестовали «за антисоветскую деятельность». Якобы, он сказал, что при царе жилось лучше. Сотрудники НКВД пришли в дом с обыском. Икон, снесенных на чердак, не обнаружили, а вот  Библию – нашли – дед ее прятал в печке. Через три дня после ареста Петра Ильича расстреляли. В настоящее время Целиков Петр Ильич полностью реабилитирован.
Дочь Целиковых Павла Петровна (1909-1987) вышла замуж за Маркова Ивана Ивановича в конце 1920-х годов. Супруги переехали жить в Череповец. Иван Иванович несколько лет работал на судостроительном заводе, а потом перешел на станцию железной дороги, где и трудился до выхода на пенсию.
В тридцатые годы станцию стали укрупнять и под строительство домов для рабочих отвели большую территорию за вокзалом. Там, на улице Мелиоративной,  и построили себе дом мои родители. У Ивана Ивановича и Павлы Петровны родилось шестеро детей, я – вторая. Мама занималась домашним хозяйством.
Отец работал осмотрщиком вагонов: отвечал за исправность поездов, проходивших через станцию Череповец. К работе относился всегда очень ответственно. Во время войны немцы часто бомбили участок железной дороги от Ленинграда до Череповца, они пытались нарушить связь блокадного города с восточными районами. Железную дорогу надо было охранять и проверять. Я помню, как однажды отец пришел домой возбужденный и рассказывал, что немецкий самолет пытался взорвать железнодорожный мост через Ягорбу, но, к счастью, бомбы не попали в цель. Пострадали только конюшни, стоявшие на правом берегу реки, недалеко от моста.

До войны, когда я была маленькой, мы с отцом часто гуляли по городу. Обычно он держал меня на плечах. Помню, как останавливались около городских церквей, и я рассматривала их. К Благовещенской церкви на Красноармейской площади, когда ее ломали, мы подходили несколько раз. Отец, как и дед, никогда не говорил мне о Боге, но я чувствовала, как отцу тяжело видеть  разрушение храма.

Настоящим большим праздником для меня стала Пасха в 1942 году, 8 апреля. По распоряжению Сталина в этот день служили молебны во всех действовавших в то время храмах. В Череповце все церкви были закрыты, и самая ближайшая была в селе Степановском, в 5-ти км от города.

В мой день рождения, 6 апреля, к нас пришла Белоликова Вера Алексеевна. Она была из семьи известных священников. Дело в том, что брат моей мамы, Целиков Николай Петрович, был женат на Белоликовой Марии Алексеевне, а Вера Алексеевна была его тещей. Она попросила мою маму отпустить меня с ней на молебен в Пасху, и мама разрешила мне пойти в Степановское. Для меня было большой радостью идти пешком, слушая рассказы Веры Алексеевны о Боге, о церковной службе, о том, как надо вести себя в храме. А в церкви все было красиво и торжественно. Я запомнила этот день на всю жизнь.

Осенью 1942 года я пошла учиться в 24-ю железнодорожную школу. После окончания 7-ми классов поступила в технологический техникум молочной промышленности в поселке Волосове Ленинградской области и училась там 4 года. На 3-м курсе проходила практику на Череповецком молокозаводе.

В 1953 году, окончив техникум с отличием, я была направлена на работу в Донбасс. За 36 лет трудовой деятельности я занимала должности товароведа, технолога, старшего бухгалтера, начальника цеха мороженого. Работать всегда приходилось много. В Донбассе вышла замуж за Гадецкого Николая Семеновича. Мы вырастили двух сыновей. Оба сына получили высшее образование. Старший, Юрий, 1957 года рождения, стал летчиком - штурманом военной авиации. Живет в Рязани. Младший, Вадим, 1963 года рождения, работал, в основном, на руководящих должностях в сельском хозяйстве Украины. Живет в Одессе. У меня 4 внука, 2 правнука.

После смерти мужа в 2005 году мне стало одиноко, а когда начались боевые действия в Донбассе, то и опасно оставаться в Украине. Здоровье ухудшилось, в последние годы я передвигаюсь с трудом. И я решила вернуться на родину, в Череповец. Приехала сюда летом 2014 года. Живу в Доме-интернате для престарелых и инвалидов на улице Белинского.

В интернате у нас тепло, чисто, у меня отдельная комната. Администрация и обслуживающий персонал много делают для того, чтобы мы имели все необходимое для жизни. Здесь часто проходят интересные концерты, лекции, встречи. Но главное – в нашем интернате есть храм в честь святой блаженной Ксении Петербургской, где регулярно совершаются богослужения, и церковный приход при нем. Я хожу на службы и молюсь. Господь со мной. Слава Богу за все!