Немного о театре

Гриша Шапиро
***
Экспертно-криминалистический и следственный отделы Центрального РУВД находятся на переулке Крылова. Это в пятидесяти шагах от площади Островского. Там же расположен старейший драмтеатр России - Александринка. На этой же площади жилой дом, квартиры в котором предоставляли, в основном, народным и заслуженным. Завершает рекогносцировку тот факт, что двор следствия и актерского дома - один и тот же.
И мне, и ему хотелось еще выпить. Его выгнала жена, а я просто пошел за добавкой. Где-то во дворе наши пути пересеклись. Знакомство завязалось банально.
- Ты мент?
- Ага.
- А я актер. Служу в театре. Выпьем?
Сегодня он целый Народный артист. Я бываю на всех премьерах. А в ту ночь, он развлекал меня байками из актерской жизни и понял я, что она в чем-то веселее ментовской.

Идет спектакль Анна Каренина. Последний акт. Ну...там где Аня должна на рельсы прилечь, а паровоз ее того...Поезд выезжает из глубины сцены. Технически, это просто прожектор, который толкают по направляющим два техника. Впечатление надвигающегося поезда, гудок, занавес.
Два техника решают, что до последнего акта еще далеко и они имеют право расслабиться. Не знаю как сегодня, а пятнадцать лет назад в актерском буфете Александринки был очень хороший и вкусный коньяк по еще более хорошим и вкусным ценам. Актеры играют, зрители замерли, техники набираются коньяком. И вот последний акт. Техники изображают паровоз, то есть - толкают прожектор. Беда в том, что стоять они уже не могут. Из зрительного зала отчетливо видно, что паровоз движется как-то...параболически и вообще, по сложной геометрии. Прожектор паровоза мечется из стороны в сторону. Аня Каренина не выдерживает, поднимает голову и отчетливо возмущается.
- Мудачье! Когда вы наконец меня задавите?

Авторская интерпретация "Героя нашего времени". Печорин-фаталист и пытается это доказать выстрелив себе в висок из револьвера, который, разумеется, даст осечку. После этого, он выстрелит в воздух. Осечки не будет. Делается это просто. Между бойком и капсюлем вставлена металлическая пластина. Когда Печорин стреляет себе в голову, пластина на месте, потом он ее незаметно вынимает и стреляет "полноценно". Мой приятель играет некоего демонического персонажа, который сидит в стороне и наблюдает за всей этой сценой с индифферентным лицом. Беда в том, что от долгого использования пластина продавилась...
- Я докажу, что я фаталист! - заявляет Печорин. - Я выстрелю себе в голову и ничего не произойдет!
Взводит курок, стреляет в висок, происходит выстрел.
Мой знакомый не в силах сдержать гогот, встает и как бы лениво удаляется со сцены, но в акустика в Александринке уникальна и зрители слышат сдавленный хохот и его комментарий - "пошли вы на х...разбирайтесь сами!"

Есть в Александринке актер, который помешан на разгадывании кроссвордов. Всё свободное время он с кроссвордом. Решили пошутить. Спектакль, из жизни Петровских времен. Любитель кроссвордов играет толмача, который разворачивает свиток и читает послание заморского короля. Фокус в том, что текст написан именно на этом свитке.
- Послание от короля шведского, - важно вещает Петр. - Читай!
Разворачивает толмач свиток, а там вместо текста - кроссворды наклеенные.
- Читай же! - гневно стучит ногой царь.
Пауза.
- Здесь не по-нашему написано! - отвечает толмач и удаляется.
:-)

Баек этих могло бы и не быть. Всё вообще могло бы быть иначе. Народный и многими любимыми артист в свое время прошел по краешку и благодаря чуду и вмешательству председателя КГБ остался на свободе.
В начале 80-х молодой студент Щукинского училища В. должен был участвовать в студенческом спектакле посвященном сколько-то там летию великого октября. Подготовка была серьезная. На премьере ожидались первый секретарь московского горкома партии, с десяток членов поменьше и, самое главное, лично председатель КГБ Андропов. Студентов гоняли день и ночь. Загоняли до того, что они научились спать как лошади, стоя. У В. роль была плевая и декоративная. Изображал, можно сказать, мебель. Он в шинели лежал в глубине сцены, как бы спящий солдат. Обстановка предреволюционная располагает. Действие пьесы - перед самой революцией. И вот день премьеры. Андропов, первый секретарь горкома с женой и еще десяток пристяжи. В., как и другие студенты, был изрядно уставший, да еще чуток принял, для улучшения образа революционного солдата. На сцене грядущая революция. Эсэры и недобитые меньшевики.
В. лежал, лежал, да и уснул по-настоящему.
Проснулся он на фразе какой-то контрреволюционерки.
- Товарищи, ситуация сложилась таким образом, что мы должны арестовать Дзержинского! - сообщила соратникам дама.
Что снилось в это время В., он вспомнить не может, но услышав эту фразу он вскочил и громко и артистично заявил:
- Дзержинского арестовать?!! Да ты ох...а!!!
В зале шок. Занавес. Оскорбленные партбоссы покидают зал, нарочито громко хлопая дверьми...
Следствие было коротким. Это, фактически, идеологическая диверсия. Отчетливо запахло романтичным запахом тайги и неромантичными мордовскими спецлагерями.
Спас ситуацию Юрий Владимирович Андропов.
- А за что его сажать? За то, что он против ареста Дзержинского? Надо же, как в роль вошел! Это будущее нашей социалистической культуры! - изрек председатель всесильного КГБ и студен щукинки В. остался в ее рядах. Мало того, был распределен в молодежный театр БССР, что в то время было...довольно удачным распределением. Попробовали бы неудачно распределить. Гы.