Револьвер

Владимир Пастер
                РЕВОЛЬВЕР
           Воспоминания Иранского коммуниста


     Дорога неустанно набегала на автомобиль, узкой лентой скрываясь за горизонт. Ровно работал двигатель, шуршали колёса, поскрипывали рессоры, пел свою песню ветер, обдувая грузовой автомобиль и создавая ему сопротивление. За окном мелькали деревья, кустарники, телеграфные столбы и километровые столбики. Изредка встречные автомобили нарушали этот ритм, проносясь мимо, а поток ветра от них создавал тормозящий эффект, напрягая нервы водителю.
     Бывалый водитель Владимир цепко держал рулевое колесо, всем своим существом ощущая работу двигателя, габариты своего и встречных автомобилей, зорко следя за сплошной полосой обочины, за которой был кювет, и «не дай Бог!» при оплошности встреча с ним.
     Его попутчиком был уже не молодой, но довольно энергичный гражданин Ирана – Надер Хусейнович Нассири – человек образованный и за свою жизнь повидавший много интересного. Он был весьма разговорчивым и общительным человеком, владел четырьмя иностранными языками, что давало ему возможность чувствовать себя комфортно в любой человеческой среде и уверенность его попутчикам.
     Чтобы незаметно коротать время в пути, он неустанно развлекал Владимира различными историями из своей жизни. Вот одна из множества историй, которая произошла с молодым Иранцем, и предлагается Вам, дорогой читатель.
   
      В Иране, в те годы, было 11- летнее общее начальное образование, 12 год посвящался выбору дальнейшего направления в жизни и специализации. Учился я средне, дисциплину не нарушал, т.к. за нарушение мог получить хорошую взбучку от отца.
     В 11-м классе со мной произошел коварный случай, который повлиял на дальнейшую мою судьбу. Школа от нас находилась в 3-х, 4-х км. Обычно,   возвращаясь  домой,  мы, разглядывали витрины магазинов, наблюдали за уличной суетой, заглядывали в подворотни некоторых домов. Нас интересовало всё. Иногда, отклоняясь от установленных нашими родителями маршрутов, мы забредали на соседние улицы, знакомясь с городом. Однажды, любопытство заставило меня заглянуть в щель одного старого дома. К моему восторгу и удивлению, я обнаружил в ней грязный ржавый револьвер. Убедившись, что за мной никто не следит, я бросил находку в сумку и помчался домой. Я влетел в дом, незаметно проскочил в свою комнату, достал находку и внимательно стал её разглядывать. Это был настоящий револьвер очень ржавый и грязный. Возможно, когда-то, кто-то, спасаясь от улики  преступления, бросил эту «игрушку» в щель и скрылся. Я был не опытен и не представлял всей опасности, которая таилась в этой находке.
     Не раздумывая, я спустился в подсобное помещение нашего дома, нашел там посудину и, наполнив её керосином, вернулся назад. Я понимал, что в керосине револьвер можно отмыть и очистить от ржавчины. Работа закипела. Я был так увлечен ей, что не заметил, как в комнату вошли брат Асдоллах и сестра Ехтерам.
       - Что ты делаешь? – с порога набросились они на меня. – Керосином завонял всю комнату! Невозможно дышать! – кричала сестра.
     Мне пришлось посвятить их в свою тайну и просить не рассказывать об этом родителям.
     Асдоллах был тоже в восторге и с большим удовольствием принялся помогать мне. Вдвоём мы до блеска очистили каждую деталь револьвера и, собрав, спрятали его под кровать. Свою тайну мы скрывали от родителей, боясь, что  они не погладят нас по головке.
     Приходя из школы, мы подолгу рассматривали эту опасную игрушку, целились в какой-либо предмет, спускали курок, прокручивали барабан и представляли себя настоящими воинами. При встрече с родителями мы многозначительно перемигивались между собой, проявляя важность и самостоятельность. Родители, конечно, замечали перемены в нашем поведении, но не придавали особого значения этому. Ехтерам не интересовалась моей находкой и не выдавала им нашу тайну. Так прошло несколько месяцев. У меня часто появлялось желание рассказать о своей находке другу Атаоллаху, но какое-то чувство тревоги, каждый раз, останавливало меня от этого желания.
     Брат Асдоллах был очень отчаянным и рискованным мальчуганом. Пытаясь разбогатеть, он с раннего детства увлекался азартными играми. А участие в любой азартной игре требовало наличие какой-либо денежной суммы. Просить деньги у отца он не мог, т.к. знал о негативном отношении его к подобному увлечению. Неудержимое искушение брата разбогатеть, подтолкнула его к воровству. Он переступил порог дозволенного:  украл у меня револьвер и понёс его в охотничий магазин, чтобы продать.
     Продавец был связан со службой безопасности, он артистично проявил чувство большой заинтересованности в предлагаемом товаре, предложил брату оставить револьвер, а за деньгами явиться через полчаса. Наивный юноша четко выполнил предложение продавца, а когда вернулся в магазин, был тут же схвачен полицейскими. В полицейском участке высокий строгий мужчина грубо  спросил:
       - Молодой человек, Вы знаете, что хранение оружия запрещено и строго карается законом!?
     Бедный Асдоллах. Он был шокирован и испуган таким поворотом событий, и ему пришлось во всём честно признаться, немедленно откреститься от этого предмета, заявив, что револьвер не его, а принадлежит брату, т.е. мне.
       - Ах, брату! Посмотрим, что за птица твой брат! Веди нас к нему! – последовал грубый приказ.
     А в тот день я вернулся из школы и, не подозревая о случившемся, сел за уроки. Не успел я разложить учебники на столе, как без стука в комнату ввалился незнакомый мужчина, в тёмной одежде и чёрной шляпе, а с ним мой брат Асдоллах. Лицо у брата было мертвенно бледным и выдавало сильный испуг.
       - Это он? - грозно спросил мужчина.
       - Да! – робко и тихо ответил Асдоллах.
       - Собирайтесь, молодой человек, и следуйте за мной! – приказал человек в шляпе.
       - Что случилось? – спросил я, не на шутку, сильно испугавшись. У меня обмякли ноги, дрожали руки. В голове молнией пронесся вопрос: «Что я натворил?»
      - Я никуда не пойду! Мне надо делать уроки! – не подозревая своей вины, сопротивлялся я.
      - Пойдёшь! А уроки будешь делать в другом месте!
      - Не пойду!
      - Встать, негодяй, и следуй за мной! – закричал незнакомец и бросил мне на колени куртку.
     Асдоллах молчал, он был перепуган, находился в прострации, не сознавая того, что совершил два преступления: воровство и предательство. Какое было счастье, что родителей не было дома, и они не были свидетелями этой драмы. Я с дрожью в сердце вспоминаю этот момент в моей жизни, который явился для меня хорошим уроком на будущее.
     Иранец замолчал, достал из сумки бутылку с водой и сделал несколько глотков. Было видно, что воспоминания растрогали его, разбередили душу событиями, которые когда-то тяжёлым грузом легли на неискушенного превратностями судьбы молодого человека, только что переступившего порог детства.
     Рокот мотора, шелест колёс, завывание встречного ветра, плавное, убаюкивающее покачивание автомобиля успокаивающе действуют на ночных автомобильных путешественников и таят в себе непредсказуемую опасность. Понимая это, иранец предложил:
       - Владимир, давай сделаем на ближайшем перекрестке небольшую остановку, разомнем спину и ноги, - и как ты говоришь, - погоняем кровь по жилам! Встряхнёмся от желания поспать! – предложил Иранец.
      Покинув кабину, путники окунулись в необычайную летнюю ночную прохладу, тишину, сказочное мерцание звёзд, медовый запах от торчащих корешков пшеницы, устилающих поле.
     Потревоженные уборочной страдой, ночные насекомые висели в воздухе, привлекая к себе летучих мышей на кормёжку. В эфире слышалось их пощёлкивание и легкий воздушный свист от взмахов крыльями при безупречном ночном пилотировании. У стогов соломы нарушителями тишины были полевые мышки, которые копошились вокруг, поедая зерна с утерянных колосков пшеницы. Ближе к посадке путники услышали деловитое хрюканье ежика, и шелест опавшей листвы.
      - Как хорошо! Какая сладость! Какое благоухание! Какая прекрасная жизнь! – промолвил Владимир, разводя руки в стороны и делая приседания.
      - Сказка и только! – поддержал его Надер, повторяя те же физические упражнения.
       Размяв мышцы, Владимир достал из кабины канистру с водой и сумку с провиантом.
       - Надер, подставляй руки, умойся, а потом сольёшь мне!
     Освежившись, путники разложили на бампере автомобиля нехитрый провиант: картошку в мундире, варёные яйца, хлеб, огурцы, лук и соль.
       - Люблю пожевать на природе! – воскликнул Владимир, аппетитно уминая картошку, закусывая огурцом и луком.
       - А, кто не любит!? Кто может отказаться от этого удовольствия!.. – ответил иранец, хрустя огурцом и луком.
       - Тебе приходилось наслаждаться всем этим в Иране?
       - Нет, не приходилось! После той злосчастной находки жизнь закрутила меня так, что всё время приходилось прятаться и быть в бегах! Ни минуты не было покоя! – грустно ответил иранец.
       - Да, и чем же закончилась история с пистолетом?
       - Как чем? Меня отконвоировали в полицейский участок!   
       - А, с Асдоллахом что?
       - Его отпустили! Я был на него очень зол и мог убить в тот момент!
       - Да, твой брательник очень сильно подвёл тебя!
       - Подвёл?.. Он предал меня! Но со временем я во всём разобрался и простил его! Он, также как и я, был наивным, неопытным юношей, верил в справедливость, верил в добро! А в жизни всё не так, как хотелось бы! Впоследствии, мы стали соратниками в борьбе против шахского режима!
       - Так всё же, что было потом?
       - Меня арестовали и посадили за решётку в камеру предварительного заключения! Там я столкнулся с необычайной грубостью, невежеством и хамством! Там я пребывал, как в каком-то ужасном сне!  Описать всё это, мне не хватить душевных и физических сил!
      Рассказчик замолчал, было видно, что этот случай оставил в его душе неизгладимый след. Несколько глотков из солдатской кружки ароматного  чая осадили жажду, и он продолжил свой рассказ:
       - Отойдя от шока, Асдоллах рассказал о случившемся сестре Ехтерам. Та, недолго думая, помчалась к нашей двоюродной сестре, которая была замужем за чиновником, служившим в то время в органах по борьбе с наркоторговлей. Его звали Махмуд. После долгих переговоров со следователем Махмуду удалось освободить меня за 50 туманов, но с условием, что моё дело будет храниться в архиве до какого-либо особого случая.  Эта взятка была довольно большой суммой, соответствующая 40% зарплаты учителя.
     Условие, с которым я оказался на свободе, постоянно висело надо мной непомерным грузом, и в любую минуту могло опять упрятать меня за решётку. Поэтому, когда пришла пора выбирать профессию, по совету всех родственников, я отдал предпочтение военному делу и поступил в военное училище, хотя мечтал получить медицинское образование. Армейская служба избавляла меня от этой неприятности. Об этом периоде я могу рассказывать бесконечно долго, т.к. первые уроки армейской жизни у любого юноши оставляют в памяти неизгладимый след на всю жизнь! – иранец допил чай и предложил: «Владимир, давай трогать, а то мой рассказ затянется до восхода солнца!»
      

2011 год      






 -