Холмы на фоне Ананербе

Владимир Калуцкий
Детская память сохранила кукурузник в небе  и блестящие небольшие шары, падающие с самолета. Мы, хуторские пацаны,разматывали эти шары на составляющие их  длинные жестяные полосы. Из полос получались замечательные свистки. Помню нашего атамана  Челюсного - великовозрастного сироту войны. Он ловко сворачивал на коленке полоску к полоске и говорил, чтобы мы искали другие шары :
-Тут немцы тоже сбрасывали такие же. Они не ржавеют.Это  называется - радиопомехи.
И вправду. В высоком венишнике,на кустарниковых склонах хуторских холмов мы ещё спустя десятки лет   натыкались  на это сгустки нержавеющей жести.
А потом я пошел в школу. Помню первые самодельные тетрадки, что склеила для нас первая  учительница - Елена Васильевна.Тогда, в самом начале шестидесятых,страна еще не настолько оправилась после войны, чтобы обеспечить школы писчебумажными материалами. Ещё в третьем классе я, помню,  делал уроки на разлинованных страницах амбарной книги.
Так вот в, тех, первых тетрадках, мы писали на обратной стороне немецких фронтовых карт. Их, несколько пачек, оккупанты оставили в хуторском клубе, где стоял их штаб. Я часто разглядывал эти карты, пытался читать. Особеyно врезалась мне надпись "Zassosna". Мне оно напоминало сказочный Зурбоган. Пока я не понял, что так немцы обозначили на местности село Засосна.
А потом я начал различать на двухверстке знакомые места. Свой хутор, речку, лес, ветряную мельницу и холмы. Помню, как с товарищем Колей Шемякиным мы взяли карту и пошли по её отметкам.
И вот  мы вышли на верхотуру мелового лбища, отмеченного на карте странным знаком.И отсюда нам неожиданно открылась картина возделанного вручную ландшафта. Мы как будто оказались посередине громадной незаконченной стройки. Обводы  фундаментов,геометрия пантусов, грандиозные выемки грунта. Геометрически выверенная щётка кустарников и трав...
Мы зачастили сюда, открывая для себя целый утраченный мир.Однажды поговорили  с дедом Макаром - пастухом. Он рассказал, что  городищу очень большое внимание придавали немцы.
 -По всему району на нашу шею сели румыны  да венгры. А  хутор облюбовали немцы. Они никакого внимания на людей не обращали. Не безобразничали. Вот сюда,прямо на взгорок, каждый день прилета самолетик. Я с коровами так же тут ходил. Из самолетика выходили два офицера,летчики выносили им приборы.  А  из хутора поднималось с десяток солдат. С лопатами. Местных никогда не заставляли копать. Сами тут землю ворочали.Видите - навершие каждого холма кончается шишкой? Вот они одну шишку и раскапывали. Вон ту - видите?
А к полудню появлялся самолет - и кидал железные шары.А потом пришла зима, а  с нею пришли наши. А нашим оно не дюже интересно.
 ... И минули годы.Естественно, я нашел объяснение знаку на давнишней карте.Это знак Ананербе - тайного ордена Третьего Рейха , известного нынче, как "Наследие предков".
 И я не знаю,следы  каких своих предков искали немцы на русском хуторе Колодезный. Но я знаю, что сами русские ни разу не обнаружили интереса к удивительному городищу. Ни на одной исторической карте его нет.
 Раньше я икал привлечь сюда внимание историков.А теперь думаю - да и не надо. Городище лежит, как бы законсервированное. Наверное - еще не пришло его время.
 И его потомки.
 Но если вы приедете летом - я проведу вас по удивительному месту, ради которого немцы пошли на нас войной.
...
На снимке: шрамы истории