Награда

Татьяна Нейберт
Давным-давно в одном небольшом городке случилась история, о которой его жители помнят по сей день…
На старом доме центральной улицы много лет красовалась интересная вывеска в виде стула. Как вы уже догадались, в этом доме находился магазин, где продавали стулья. Они и табуретки были там ходовым товаром. Неплохо продавались также столы, всевозможные шкафы и комоды.
Ассортимент магазина менялся довольно часто. Точнее, стулья с зеленой обивкой, которые были распроданы, уже через день заменялись на новые – с коричневым или синим верхом. С мягкой сидушкой или жестковатые, на любой вкус и карман. Столы и шкафы менялись тоже с завидной регулярностью, так как это был единственный магазин в округе, где можно было найти более-менее сносную мебель.
Вот только один шкаф, который очень тревожил хозяина мебельного магазина, долгое время никак не мог быть продан. Он был такого внушительного размера, что занимал практически половину комнаты магазина. Оставалось только догадываться, как только он попал в эти стены, протиснув через низкие и узкие дверцы магазина. Скорее всего, когда-то он был собран в самом магазине... Иначе и быть не могло. Но когда именно это было, и кто его собирал, уже никто не мог припомнить.
Нынешний хозяин магазина вообще мало что знал о мебельном бизнесе. Года четыре назад он купил его у одной старушки – вдовы бывшего владельца. Ее муж и их общий сын (не имевший ни жены, ни детей), неожиданно заразились какой-то странной болезнью, что даже самый лучший врач во всей округе не смог им помочь. Из-за чего, не получив необходимой помощи, они вскорости умерли, оставив ее единственной наследницей всего нажитого имущества и, в частности, этого самого магазина.
Как вы понимаете, эта пожилая женщина, имевшая без того немалое состояние, ведь мебельный магазин был, своего рода, семейный делом, решила его продать. Ей попался под руку небедный человек, который уже давно желал пристроить свои сбережения куда-нибудь в нужное русло. И мебельный магазин показался ему неплохим вариантом. Так магазин был продан. А старушка, прожив одна недолгое время, вскоре отправилась за своими мужем и сыном…
Так вот, был в этом магазине шкаф, который не давал никакого покоя нынешнему хозяину. Чаще всего, покупатели, приглядевшие себе новую мебель, сразу же уносили ее к себе домой, прибегая к услугам носильщиков. Но этот шкаф никто не только не мог сдвинуть с места, хотя внутри он был абсолютно пустым, но, даже, если бы его дотащили бы до двери, ее пришлось бы выламывать вместе со стеной. Причина была веская - шкаф никак не вписывался в дверной проем по своим габаритам.
-Он мне не нужен! Только место занимает. Я бы лучше суда поставил стулья со столами, от них гораздо больше бы толку было. – часто думал владелец мебельного.
И вот, однажды, он решил его разобрать и выбросить за ненадобностью. Но, когда, приглашенные им плотники, приступили к делу, то они не смогли подобрать ни одного подходящего инструмента, чтобы разобрать шкаф.
- Да тут какие-то гвозди-то мудреные! Первый раз такие вижу, не выдирал таких никогда. – с удивлением сказал один из плотников.
- Ага, гвоздь с резьбой. Я про такие слышал. Шуруп, что ли, его называют. Специальный гвоздь – мебельный. Такие в нашу глухомань и не привозят. Да ты, посмотри, на них рисунок на шляпке, в форме круга. Ничем нам за него и не зацепиться, чтобы его вытащить аккуратно – ответил второй.
Плотники еще раз внимательно осмотрели гвозди и предложили хозяину магазина разрубить шкаф топором, разделив таким образом его на части.
- Мы потом эти доски мигом вынесем и дело с концом. – со знающим видом, сказали они.
Владелец магазина, оценив, что рубить топором мужикам придется не один час, да и потом нужно время, чтобы вынести эти доски, глубоко задумался.
- Как-то это по-варварски… А давайте, я лучше, для начала, объявление в газету дам, да и на столбах пусть развешают про это дело. – с умным видом ответил он – Стоял это шкаф не один год, ну и пусть еще постоит. Да и реклама будет для нас ненавящивая, а то уже целую неделю никто ничего не берет.
Уже на следующий день на столбах города были развешаны объявления: «Отдам бесплатно шкаф. Нужна необычная отвертка». Ниже был указан адрес магазина. В единственной газете города вскоре тоже появилось данное объявление.
Но, кто бы не приходил в этот магазин, в надежде заполучить бесплатный шкаф, уходил ни с чем. Нужной отвертки ни у кого не было. Владелец, казалось, совсем забыл про свое объявление и желание избавиться от громоздкого шкафа, так как выручка шла на ура, благодаря большому потоку посетителей. Которые, хоть и приходили за бесплатным шкафом, между делом себе приглядывали неплохой стульчик или ночной столик, или ещё что-нибудь… А потом возвращались в магазин с целью их купить.
И именно тогда, когда большая часть объявлений уже была сорвана мальчишками, резвившимися на улице и считавшими своим долгом где-нибудь напакостить, сорвав эти объявления… На одном из столбов, никем не замеченное, оно, все же, оставалось. Конечно, слегка потрепанное ветром и выцветшее от солнечных лучей, но, вполне, еще сохранившее свои первоначальные черты…
По дороге шел местный сапожник, который уже несколько дней ничего не ел. Он был хорошим мастером, его работа всегда была в почете у жителей этого города. Сапоги, туфли или ботинки, которые он делал, были пригодны для носки много-много лет. Даже бывало, обувь уже выходила из моды, но до того она была качественно сделана, что нельзя было точно сказать, сколько лет эта обувь прошагала по пыльным дорогам города…
Его добросовестный труд со временем и привел его к бедности. Ведь за свою работу он никогда не брал не только втридорого, но даже на малый процент не увеличивал стоимость исходного материала для шитья обуви. Он брал лишь реальную цену, плюс просил себе на хлеб столько, сколько заказчик сам пожелает ему дать.
Но люди часто скупились, полагая, что их он итак немало надул, взяв с них намного больше, чем полагается…
Поэтому, нося «вечную» обувь, сделанную сапожником, заказов с каждым разом становилось все меньше и меньше. Пустел и его кошелек. Сначала он распродал за бесценок всю свою мебель, обратившись в известный вам мебельный магазин, когда еще был жив его прошлый хозяин. Она была в очень хорошем состоянии, что даже самый придирчивый покупатель бы ничего не заметил… И владелец магазина продал все это, без угрызения совести, накрутив при этом немалый процент.
Потом, получив за это время очень мало новых заказов, сапожнику пришлось искать покупателей на свою посуду и одежду…
В тот день, когда он уныло шел по улицам своего родного города, в его маленькой комнате оставалась лишь две вещи, которые он решил не продавать ни за какие деньги.
- Уйди с дороги, бродяга! Не видишь, что ли, дама идет с кавалером! – гневно сказал прохожий, сильно пнув сапожника ногой, от чего тот упал на землю.
Сапоги, кстати, которые пинали его, сапожник узнал. Когда-то именно он их шил…
Пара безмятежно прошла дальше, лишь оставив за собой недружелюбный хохот.
Сапожник с трудом встал. Он, обессилив от голода, итак с трудом шел в поисках удачи… Надеясь, что кто-нибудь его встретит на дороге, вспомнит, что нужно починить свои ботинки и предложит сапожнику работу. Но никто не только у него ничего не просил сделать, но и не здоровался с ним, принимая его за оборванца.
Он увидел столб и решил на него опереться, чтобы немного прийти в себя после сильного удара. И тут его глаза остановились на строчках объявления…
- Боже мой, ты услышал мои молитвы! – тихо сказал он.
Тем утром, по обыкновению читая Библию после сна, сапожник прослезился над словами Евангелия от Луки: «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…».
Этим же вечером в мебельный магазин пришел мужчина, который сразу же отпугнул своим внешним видом всех посетителей. Это был, конечно, сапожник, но его опять никто не узнал.
- Что тебе нужно? Проваливай! Здесь не паперть, чтобы милостыню просить! – с пренебрежением сказал хозяин мебельного магазина, опасаясь, что из-за него разбегутся все покупатели.
- Извините, что я вас побеспокоил в столь поздний час, но до завтра я могу и не дожить… Давно ничего не ел. – начал сапожник – А тут, как раз, ваше объявление увидел. Дай, думаю, приду, может моя отвертка как раз к вашему шкафу подходит.
- Какая отвертка? Какой шкаф? Да ты пьян! Васька, гони его в шею!
- Ну, вы же сами объявление размещали? Или это мне почудилось что ли? – неуверенно сказал сапожник, припоминая сильный удар мужика, проходящего мимо него.
- Ах, припомню что-то. Так это давненько было… Вот и этот шкаф. Что, у тебя найдется, чем его разобрать?
- Надеюсь, что да… А вы точно его отдадите?
Хозяин хотел ответить «куда это я, такому проходимцу, буду свой шкаф отдавать, хоть и ненужный мне вовсе», но на него пристально смотрели посетители магазина и он не мог ответить то, что думал…
- Ну, конечно. Мы люди честные. Как говориться, уговор – дороже денег.
- А, извините, за смелость, могли бы вы у меня потом эти доски купить от шкафа, а то мне кушать совсем нечего. Я бы их продал. За символичную плату, конечно. Чтобы вас не обременять…
- Да, что вы! – сказал владелец, смотря по сторонам и замечая на себе любопытные взгляды покупателей. - А то как-то странно получится, я свой же шкаф куплю... Я вам сейчас лучше дам немного денег на еду, а шкаф ваш пусть будет. Ну, или доски от шкафа. Не все ли равно?..
Сапожник робко прошел к шкафу, стоявшему в правом дальнем углу магазина. Раскрыл ближайшую к нему дверцу... По комнате пронесся приятный запах дерева, но до того необычный и какой-то даже благородный, что все молча переглянулись друг с другом.
Бедняга развернул серую тряпку, в которой была отвертка – первая из двух вещей, которую он так и не продал, несмотря на сильный голод. Как вы уже догадались, вторая вещь, что осталось у него в пустой комнатке, если, конечно, это можно назваться вещью, была Библия. Именно она давала ему сил и надежду, что не стоит отчаиваться. И что Бог все видит.
- Ой, вы только посмотрите! – кто-то из присутствующих женщин в магазине прокричал с удивлением – Его штука подходит к этому шкафу.
- Ага, удивительно. – сказал ее кавалер – Сколько здесь людей пытались приноровиться и выкрутить эти гвозди, да все бесполезно. А он – раз и все.
Владелец магазина тоже не верил своим глазам.
- Откуда у вас такая отвертка? – спросил он.
- Она досталась мне по наследству. – сказал сапожник.
Все покупатели мебельного магазина подошли поближе к бедняку.
- Расскажите нам все, как есть. Мы хотим знать. – говорили они.
- Да, что рассказывать? – смущенно отвечал сапожник – Я и сам только не так давно узнал про эту отвертку, когда умирал мой отец.
- А что он вам говорил? Он ее украл где-то?
- Да что вы, упаси Бог! Он никогда ничего не крал. И не обманывал никого. Он был честнейшим человеком, как и его родители. И меня они так воспитали.
- Не томите же, говорите!
- Сначала мы мать проводили в последний путь. Батя захворал потом сильно. Тосковал, видимо. А потом, поняв, что дни его сочтены на этом свете, как-то позвал меня к себе и рассказал, что поведал ему когда-то его отец, мой дед, получается.
- Вы сразу к делу! Нас ваша семейная жизнь не особо интересует. – говорили одни.
- Да пусть выскажется. Что вы ему рот затыкаете? – говорили другие.
Сапожник, в недоумении посмотрел на окружающих его людей, не зная, продолжать свой рассказ или нет.
- Ну, что вы молчите? Говорите же, откуда у вас отвертка?
- Первый, у кого появилась эта отвертка, был мой дед. Он всегда мастером на все руки был. Не только для семьи все делал, но и соседям успевал помогать. Когда понял, что дело в руках у него горит, а он и кузнецом, и строителем, своего рода, был, начал своей работой на хлеб зарабатывать. Кому крышу починит, кому пол сделает, кому окно в избу поставит… Да раз в литье и чеканке все понимал, то и инструменты сам нужные мог делать. Для себя и других. Но особо он любил мебель делать. Шкафы очень ему удавались. Говорили, даже, как сказывал мне батя, что из-за границы к нему приезжали, чтобы его работу оценить, да налюбоваться не могли. Все без сучка и задоринки делал. Вот и какой-то неместный богатей привез откуда-то дерево – ценную породу древесины. Надо было ему шкаф. Да такой, чтобы ни у кого не было. Гордость, видимо, его одолела. Хотел деда на работу к себе отвести, да он не согласился. Мать его тогда, прабабушка моя, как раз, слегла, куда он ее одну оставит, а с собой как больную повезти?
- И что дальше?
- Да встретил этот богач тут местную девицу. Да полюбил ее. А у нее характер-то тоже непростой оказался. И говорит ему – у меня тут вся родна. Коли любишь – здесь оставайся. Он и остался. Сердцу, ведь не прикажешь. Решил, знать, что такую ему больше нигде не сыскать.
- Да что он всякую ерунду нам говорит! К делу сразу давай!
- Погоди, пусть говорит.
- Ну так вот… – продолжал бедняк – Дерево ценное, к тому времени, он привез к нам в городок. И дед уже к делу приступил. Задание, как вы понимаете было непростое – сделать так, чтобы ни у кого не было такого шкафа. Да и большой сказали делать, уж больно много барахлишка у его невесты оказалось. Вот и сделал мой дед ему шкаф. С виду совсем обычный. А внутри с «подковыркой». Специальные гвозди он сам придумал. С резьбой, да и шляпкой, сами видите. А где этот шкаф все это время был, я вот только сейчас и узнал…
- А что ваш дед-то не знал, что ли?
- Он-то, конечно ведал про все это. Да и бабушка моя, получается тоже. Но за свою жизнь они не разу никому ничего не говорили. Отец мой лишь знал от него, что та гордячка своему суженому сказала, что шкаф этот вовсе не необычный, а самый, что ни на есть обыкновенный. Богач пытался ей, конечно, сказать, что тут и дерево ценной породы, размер внушительный, да и гвозди такие, что на целом свете нет. Да женщину, разве переубедишь, да к тому же ту, что мужиком правит…
- И что же?
- Да прогнали эти заказчики моего деда ни с чем. Ни гроша не заплатили. Только и осталась отвертка эта ему на память…
- И все?
- Ну, как сказать. Кому все, а кому не очень. Дед мой долго над этим шкафом мучился. Другую работу не брал тогда, пока им занимался, все на обещанные деньги богача надеялся. А он его обманул, получается. Даже куска хлеба не дал. Он, конечно, без работы бы не остался. Знали же его местные… Да он так закручинился от несправедливости, что, говорил отец, сел где-то под деревом и сидел там почти весь день. А мимо него люди проходят, и никто даже не спросит, что это он такой горемычный здесь один сидит. И уже когда смеркаться начало, подошла к нему одна девица, родительский дом которой был неподалеку от дерева, где дед мой присел.
- Прогнала?
- Да, нет, наоборот. В дом позвала. Спросила, чего это он целый день тут сидит и даже не шелохнётся. Из окна, видимо, его и приметила… Ну, понятно дело, полюбили они друг друга тогда. Вот как несчастье счастьем обернулось. Бедно, конечно, они всю жизнь прожили, хоть и дед мой лучший работник в округе был, но он никогда ничем не спекулировал. Даже своим трудом. Так и отца вырастил, а отец меня. Единственная его ценность была – это порядочность. Ею он и жил. Верующий человек он был. Сами, понимаете…
- И все что ли?
- Кому все, а кому и не очень. Единственное наследство, которое мой отец получил от своих родителей, не считая, конечно, жизненные ценности, были эта отвертка и Евангелие. Которые батя потом мне завешал.
- Все?
- Кому все, а кому и не все. Отец меня всегда учил, чтобы я честно жил и трудился, даже, если туго мне будет. Награда от Бога всегда будет тем, кто верит в это. В этой жизни награда, али в той. Уж сам Бог решит – кому, когда и какую награду дать. Коли бы мой дед разбираться начал с этим богачем, да кулаками махать, да разве встретил бы он тогда мою бабушку… Вот ему и награда на всю жизнь была – ласковая и верная жена. Отец мой тоже прожил тихую и спокойную жизнь. Не награда ли это?..
- А вы?
- А я вот уже какой день голодаю. Нет у меня давно заказов. Сапожник же я.
С этими словами все покупатели внимательно начали всматриваться в его лицо, признавая в нем человека, чьими руками была сделана обувь, которую они носят уже не первый год…
- Ой, и что же вы никому ничего не сказали?
- Да кому же я скажу? Да и как? Снимай давай эту обувь, я тебе новую сделаю?..
- И все что ли? – вновь спросил кто-то из нетерпеливых.
- Ну, теперь, наверное, все. Бог знал, конечно, давно про мою нужду. Но я всегда помнил, что нужно уповать на Него. Я твердо верил, что скоро будут новые заказы на пошив обуви. Ведь именно обувь я могу делать лучше всего. А заниматься всегда нужно именно тем, к чему лежит душа… Ведь говорят же у нас, когда работа хорошо сделана, что в нее вся душа была вложена…
С той поры прошло много лет. Слух про сапожника, которого видели посетители магазина в тот вечер, облетел весь небольшой городок. Сапожник вскоре получил большое число заказов. Все считали за честь сделать новые сапоги или ботинки именно у него. При чем, заказывали сразу не одну и не две, а сразу несколько пар. Разных фасонов и расцветок. И не скупились на оплату.
Получил ли он свою награду при жизни или получил ее потом?..
У меня, дорогой читатель, нет никаких сомнений, что Бог на награды не скупится и может давать их много-много раз… Тем более тем, кто, оставаясь без куска хлеба, вспоминает и бережет священные строки: «Не хлебом единым жив человек»…
А награды, конечно, бывают разные. И у каждого человека они свои.