Варежка

Татьяна Нейберт
Это было очень давно.
Та зима была особенно лютая. Даже днем было -30, не меньше…
Игоря пригласил на свое день рождения друг, с которым они вместе учились на медфаке. Ему исполнялось 25 лет. За 7 лет учебы (специальность врача предполагает длительное обучение) Игорь и его друг – Артем – общались немало.
В душной, прокуренной кухне, где за общим столом собрались друзья и подруги Артема, было очень весело. Родители Артема уехали на дачу, чтобы не мешать молодым… Даже зимой в их загородном доме было тепло и уютно.
Вдруг в дверь кто-то позвонил.
- Странно. Я больше никого не звал. – сказал Артем.
- Иди, открывай. – ответили ребята.
Артем нехотя поплелся к двери. За ней стояла его двоюродная сестра Вера, дочка его тети Гали – родной сестры отца. Артем не хотел открывать. «Ну, вот, весь вечер испортит» - думал он. Но в дверь позвонили ещё раз. И шумные ребята из кухни сами побежали открывать дверь.
- Ой, Артемочка, я, наверное, не вовремя. – сказала Вера – Я просто подарок от мамы и меня передать. С днем рождения тебя! Извини, что такой скромный…
Она протянула ему что-то, завернутое в газету. «Опять книга». - подумал он…
- Спасибо, Верочка, маме привет!
И только он хотел закрыть за ней дверь, но разгоряченные ребята не дали ему это сделать.
- Это что это?! Ты нам свою гостью даже не покажешь?
И ребята затащили ее в квартиру.
Веру с трудом уговорили пройти с ними на кухню, просто попить чай. После долгих просьб, она согласилась выпить одну чашку чая за именинника, чтобы согреться. Хотя она вся дрожала от холода в своем легком пальтишке и протертых валенках… Вера с мамой жила далеко от дома Артема и ей, чтобы его поздравить, пришлось идти по морозу целый час.
Кружка горячего чая согрела ее обледеневшие пальцы, и она постепенно начала отогреваться.
- Ну, что? Ты даже тоста своему двоюродному брату не скажешь? – шутили ребята.
- Тост сказать могу, но я не пью.– ответила она, отодвигая протянутую ей рюмку.
- Пить тебя никто и не заставляет. – смеясь говорили друзья Артема, незаметно подливая в небольшую кружку чая Веры водки.
- Хорошо. Артемочка, я желаю тебе всего самого доброго! В следующем году ты заканчиваешь учится и у тебя начинается взрослая жизнь. Пусть в этой взрослой жизни тебя окружают только верные и надежные друзья!
- Ха, у него эта взрослая жизнь с пеленок! – кто-то ответил из-за стола.
-Точно! – поддержали ребята.
- Какая странная. – шептались девчонки.
Вера выпила весь чай за здоровье Артема, хоть и он показался ей совсем невкусным и начала собираться домой.
- Мне пора. Мама потеряет. Темно уже, а идти далеко. Хотя что-то голова неожиданно заболела. Не жаловалась я никогда на нее…
Пока Вера одевалась в прихожей, на нее украдкой смотрел Игорь. «И вправду, странная - думал он – Но куда она сейчас пойдет, ребята же ее напоили, дурочку».
Игорь резко встал и пошел в прихожею.
- Давай, я тебя провожу. Ой, ну, в смысле вас. - сказал он.
-Да что вы, спасибо! Я уж как-нибудь сама. Идите за стол, вас там ждут.
За столом Игоря и вправду ждали. Особенно Диана. Его, так называемая девушка. Ее очень удивило, что Игорь собрался провожать какую-то там замарашку в засаленном свитере, когда она сидела за столом вся «при параде». И в ее адрес не смолкали комплименты, хотя в этот вечер именинницей была не она.
- Ты куда это? – спросила Диана Игоря, подойдя к нему вплотную.
- Я провожу ее и вернусь.
- Сама дойдет. Не маленькая.
- Если бы не ваши шуточки, дошла бы. А так, я не уверен.
- Ну, и катись!
Диана зацокала каблуками по полу, хотя в этот вечер все гости были в шерстеных носках…
Игорь и Вера вышли из подъезда. Стало ещё холоднее, чем было днем.
- Вам куда идти?
- Да тут рядом. Я сама. Идите!
- В какую сторону?
- Прямо.
- Ну идемте.
Они шли на приличном расстоянии друг от друга. Если бы кто-то прошел рядом, ни за что бы не подумал, что они вместе. Казалось, что он ее преследовал, а не провожал. Игорю не хотелось, чтобы хоть кто-то, даже в такое позднее время, смог разглядеть в двух прохожих его – такого красивого и ее – какую-то невзрачную.
Но вдруг Вера упала. Оказалось, что вступила на лед и не смогла удержать равновесие. Был бы он рядом, подхватил бы за руку… А так, она упала и больно ушибла ногу…
Оставшийся путь ему пришлось прижимать ее к себе, чтобы проводить наконец-то до дома.
Сначала они молчали. Вера заговорила первая.
- Все-таки какие хорошие друзья у моего двоюродного брата Артемочки! Вот вы, например. Ну, кто в такой мороз и темень пойдет провожать незнакомого человека.
- Да я так…
- Нет. Спасибо, вам. Я бы сама не дошла. Голова и вправду болит. А Артем у нас замечательный. Жалко, конечно, что его родители, а точнее папа, давно поссорился со своей сестрой – моей мамой. Говорят, что когда умерли наши с Артемом бабушка и дедушка, то свой большой дом поделили поровну своим детям – дочке Гале – моей маме и своему сыну – Аркадию – папе Артема. Злые языки говорят, что Аркадий Васильевич всё на себя переписал, оставив маму ни с чем. Но мы не верим наговорам. Ведь так не бывает же?.. Раз баба с дедой решили все ему оставить, значит так и должно быть. Что тут поделаешь…
А то, что потом Аркадий Иванович маму стал избегать почему-то – это я не знаю, по какой причине. Жизнь – штука непростая…
Игорь слушал молча. Богато меблированная четырехкомнатная квартира, где жил Артем со своими родителями и простенько одетая Вера – их родственница, не вписывались в его голове. Его друг такой богатый, а у этой заплатка на заплатке на носках (Игорь это заметил, когда одевался в прихожей).
- Ну вот, мы пришли.
- Дак это же барак! Его сносить надо! Как вы тут живете?
- Так и живем. Да, его давно сносить собираются. Да вот всё никак не могут.
- Аркадий Иванович в Администрации же работает, мог бы помочь.
- А он, наверное, и не знает, где мы живем. Они не интересуются нашей жизнью с мамой… Это я прихожу к ним на день рождения, чтобы поздравить. Каждый раз дарю книги. А больше у меня ничего и нет. И то последнюю сегодня подарила. Из папиной домашней библиотеки. Жалко, что он рано умер. Хороший человек был.
- А зачем ходить? Позвонили бы.
- У нас нет телефона…
- Ну, мне пора, до свидания!
- Подождите! А у вас, когда день рождения?
- Ещё долго. А что?
- Ну, я бы вас поздравила. Может быть… В знак благодарности.
- Да не надо.
- Скажите.
- Через 2 дня.
- Ой, дак это Новый год же будет! Точнее 31 декабря. Как здорово!
- Не разделяю вашей радости. Все перед праздником, в новогодней суматохе, про меня забывают. Потом уж поздравляют, заодно… Вместе с Новым годом.
- Нет, Игорь. Я не забуду!
- Ладно, меня ждут. До свидания!
- До свидания.
Игорь спрятал замершие руки в карман куртки и быстрым шагом пошел обратно…
- Ой, какие руки синие. Ты же их обморозил. Пойдем, я тебя согрею… - сказала Диана, уводя Игоря куда-то от шумной компании.
В эту ночь друзья Артема спать так и не легли. А Вера в это время распускала свой единственный теплый свитер, чтобы связать Игорю к дню рождения варежки…
Когда он ее провожал, она заметила, что он совсем без рукавиц и спросила почему. Он ответил, что пешком редко ходит. А если и ходит, то руки держит в карманах. Поэтому не было особых причин их покупать.
- А, если вы возьмёте кого-то за руку? Ладонь к ладошке? Холодно же на морозе-то…
- Мне можно никого за руку не брать. И так пойдут, как миленькие, куда захочу…
Но его ответа Вера не слышала, а думала лишь о том, как же она перед ним сейчас виновата. Если бы она заметила эту наледь, не упала бы тогда. И не пришлось бы Игорю вытаскивать свои руки из кармана без варежек, чтобы помочь ей дойти до дома.
…К счастью, до 31 декабря Вера успела связать варежки. Мысли о том, что теперь в лютый мороз она будет ходить только в легком пальтишке без теплой кофты, ее не тревожили. «Хороший человек помог мне, теперь и я должна ему помочь». - думала она.
Последнее занятие в этом году было закончено, и студенты медицинского факультета гурьбой выходили из стен учебного заведения…
- Игорь! – крикнула Вера, увидев его в толпе.
Он обернулся и узнал ее.
- Здравствуйте. Артем сегодня прогулял. Он после своего дня рождения до сих пор в себя прийти не может. – с улыбкой сказал он. - Вы его ждете?
- Нет. Вас. С днем рождения! Это вам.
И она протянула ему какой-то подарок, завернутый в газету…
- Извините, у меня нет упаковочной бумаги. Я работаю на почте. Иногда у нас остаются ненужные газеты. А зарплата маленькая. Мама часто болеет, все деньги уходят на лекарства. Ну, вы понимаете?..
- Ага. Спасибо! Мне надо идти. Очень приятно, что вы помните. Вы, кстати, первая, кто меня сегодня поздравил. Хотя уже два часа дня.
И Игорь пошел куда-то, даже не раскрыв подарок Веры и не попрощавшись с ней…
На следующий год Игоря, как одного из лучших выпускников, отправили по направлению работать в известную клинику в Москве. Это событие давно планировалось и его ждали многие. Особенно Диана. Ей очень хотелось стать москвичкой, и Игорь ей мог в этом помочь…
«Прощай, захолустье». - думала она, садясь в поезд с Игорем. Диана даже не посмотрела на перрон из окна, чтобы помахать своим родителям, которые пришли ее провожать. «В тряпье вырядились, пришли меня позорить…».
И не думалось ей, что все свои годы, здоровье, время и деньги, они отдали ей, чтобы она стала врачам, как когда-то мечтала в детстве, леча своих кукол от разных болезней…
В Москве они быстро обжились. Игорь работал по направлению. А у Дианы с работы что-то не складывалось… Она целые дни сидела дома или ходила по магазинам и салонам красоты…
Игорь рос по карьерной лестнице. У Дианы росли запросы…
Однажды она сказала, что беременна. Игорь не был против детей.
- Пора в ЗАГС, а то мы столько лет вместе, а я до сих пор не понятно, кто у тебя.- сказала Диана.
Игорь, беря Диану с собой в Москву и не предполагал, что все так будет. «Ну, поживем немного. А там разбежимся. Девчонок и в Москве полно. Но Диана Игоря от себя далеко не отпускала. И, казалось, знала, на что надавить…
Свадьба была сыграна. Ребенок родился. Игорь был рад, что у него растет сын…
Прошло много лет. Работа у Игоря была тяжелая, нервная и очень ответственная. В день ему приходилось делать несколько операций… Но, приходя домой, он не отдыхал. Жена всегда была чем-то не довольна. Вечно пилила его. С сыном он тоже не мог найти общий язык.
Однажды его сердце не выдержало… «Обширный инфаркт» - сказали врачи.
К счастью, врачебные связи Игоря многое сделали. И опасность миновала.
- Его можно забрать домой. – сказал врач Диане.
- Уже? Он всего три месяца у вас пролежал! – ответила она.
- У нас столько никто не лежит. Это исключение. Вы же понимаете… Сейчас все страшное позади. Ему нужна любящая жена рядом. Думаю, дома ему будет лучше. Главное, хороший уход. Побольше пусть отдыхает и никаких стрессов.
Они приехали домой. Он уже все мог делать сам, особо не опасаясь за свое здоровье. За работу можно было не беспокоится, у него давно была своя клиника… И решив немного отдохнуть, он перепоручил свои обязанности коллегам.
Но дома от чего-то было трудно дышать... Диана, привыкшая целые дни посвящать себе, ведь сын уже подрос и стал самостоятельным, теперь была вынуждена целые дни находиться со своим мужем и, как просил врач, избавлять его от домашней работы, все взяв на себя.
Оставшись вместе друг с другом, не в пылу страсти, а просто как два человека, они поняли, что совершенно чужие друг другу люди…
Игорь опять слег. Диана не спешила вызывать врача. Она начала что-то судорожно искать в квартире.
- Что тебе нужно? Позвони в скорую или моим знакомым, они все сделают.
- Где деньги? Ты что-нибудь скопил? Где они?
- Какие деньги? Я все тебе всегда отдавал. Ты же знаешь. Второй зарплаты у меня не было…
- Ага. Так я и поверила!
Диана позвонила своему сыну и попросила приехать.
- Чего стряслось? – спросил Антон, сын Дианы, приехав к ним домой.
- Помирает.
- Кто? Папа?
- Какой папа? А! Этот? Да.
- Врача вызвать? Помощь нужна?
- Нет. Уже не нужна. Отжил свое. Второй инфаркт, суда по всему, назревает. Вот хочет завещание написать. Все на меня. Ты свидетелем будь. Ну, и соседку позовем.
- Все на тебя одну?
- Да. Решение умирающего не обсуждают. Ведь так?
-Ну, ладно. Раз так папа хочет…
- Да не папа он тебе! Привязался, папа-папа!
- Что?
- Не сейчас. Хотя, это я так. С ума начала сходить из-за страдания такого… Ведь любимый муж умирает…
Игорь все слышал. Но ему уже было всё равно… Когда завещание было написано, Диана попросила сына ночевать не у них, ссылаясь на то, что хочет побыть в последние минуты жизни Игоря вместе с ним. Сын ушел, крикнув Игорю из коридора одно лишь слово – пока.
Диана продолжала что-то искать. Ей казалось, что Игорь не мог получать такую «мизерную» зарплату. Хотя на заработанные им деньги, он купил две квартиры в Москве - им и сыну. Всем по машине. Открыл свою клинику в столице, да и филиалов по России было не мало… Все остальные деньги были на счету, про который Диана знала.
Не найдя в комнатах ничего, она перебралась в гардеробную. Там были перерыты даже старые вещи, которые почему-то не были выброшены, а весели в их огромном в шкафу, в дальнем углу.
- Что за старомодная куртка? Давно пора на свалку! – говорила Диана – Хотя, может, в карманы ты деньги припрятал.
Она начала шарить в карманах…
- Варежки ещё ужаснее куртки! – сказала она.
- Что? – из последних сил спросил Игорь.
- Что-что? Варежки ещё ужаснее куртки у тебя! Да тут, тем более вообще одна!
- Какая варежка? Я не носил никакие варежки…
- А я знаю. Старье хранишь! Выбросить их, да и тебя давно пора. Хватит, отжил! Пора и мне пожить для себя! Клиника Гладкошерстного! Посмотри-ка! Ну и название! Мог бы мою фамилию взять – Князева! Клиника Князева. Другое дело. Хорошо, что твою фамилию не взяла…
- Варежку дай! – громко сказал Игорь.
- На! (Она бросила ее ему, хотя он лежал в кровати, схватившись за сердце). Это все твое богатство теперь!
- Да. Это и есть богатство. Жалко, что раньше я этого не понимал…
Диана продолжала переворачивать весь дом, в поисках «заначки». Выбившись из сил, через несколько часов, она зашла в комнату, где лежал Игорь.
- Бледный какой-то. – вырвалось у нее.
Она подошла к нему… Он был уже холодный. Варежку, которую она недавно ему «дала», была зажата в правой руке Игоря. Диана пыталась ее вытащить, но безрезультатно. Казалось, он вцепился в нее мертвой хваткой…
О чем он думал в последние минуты жизни, никто не знал. Но застывшая улыбка на его губах говорила о том, что в это короткое время он был по-настоящему счастлив…