Живопись - стихия Огонь

Любовь Звездина
Двенадцатиричная система согласуется с временными циклами, а восьмиричная с пространственными.
Но полностью замкнутые системы не возможны, в силу того, что основная природа мироздания постоянная изменчивость.
В любой системе есть смещение, необходимое для развития.
 Смещение делает систему неустойчивой и заставляет ее меняться, выстраивать новый центр тяжести и обретать равновесие.
Одной из подобных форм подобна спирали, она встречается повсеместно, в строении раковины, в цветке подсолнуха, в молодом листе папоротника,  строении Вселенной, так называемое Золотое сечение. По этому принципу организуется и структурируется материя.
Ее принцип используется во всех видах искусства, включая архитектуру, музыку, поэзию и живопись.
В живописи важны цвет и композиция, золотое сечение позволяет правильно и гармонично ориентировать изображение в пространстве холста. 
В цвете выделены два основных Красный и Синий, а все остальные порождаются их различным сочетанием, но наиболее удобным для пользования является трехцветная система, в которой помимо Синего и Красного присутствует еще один цвет Зеленый или Желтый.
Цвет бывает разной температуры, теплый или холодный. Температура позволяет приблизить или удалить предмет, создать ощущение объема и перспективы. Что то оказывается ближе, что то дальше.
С одной стороны речь идет о пространственной геометрии связанной с понятием температура, а с другой, со временем и скоростью. Ближнее достижимо в более краткие сроки, а дальнее в длинные.
Само по себе качество Жара связано со скоростью и возможностью преодолевать расстояния. Холод связан со скованностью, покоем и статикой. Холод недвижим, а Жар подвижен. Таким образом, в живописи, искусстве связанном со статикой, мы можем обнаружить застывшие характеристики времени.
Стихия Земля статична, неподвижна, обладает самым длительным временным циклом, в ее неподвижности зарождается противоположное качество, движущие силы, способность к активности и перемещению в краткие моменты времени, так зарождается стихия Огонь.
Интересно, что живопись и фотография искусство Огня, так как постижение его возможно только одним органом восприятия Зрением. И именно эта форма искусства лишена движения и не ограничена временем. В ней полностью проявлен совершенный опыт стихии Земля, но искусство визуальных форм создано только для восприятия Огнем/зрением.
Пространство же в визуальном искусстве выстраивает композиция.
Если проводить аналогию с реальным жизненным пространством, то мы всегда ориентированы на 4 стороны. Это то, что спереди, сзади слева от нас и справа. То что спереди для нас – будущее, то, что позади, прошлое. То что слева – сердечное, то что справа активно нами используемое и нами преобразованное. У левши совпадает и сердечное и преобразовывающее. Возможно у этих людей особое ощущение левой стороны, может складываться ощущение существования «против часовой стрелки», как будто мироздание закручивается в левую сторону, в таком случае, правая сторона будет периферийной и восприниматься как второстепенной, в которой нет определенного времени и пространства. Настоящим же является центр, сам человек.
Наша индивидуальная «четырехсторонность»  совмещается с пространственной,  Восток, Юг, Запад, Север. Если мы посмотрим на лист бумаги, то центр внимания естественным образом коснется середины листа, здесь бы мы могли увидеть самое близкое и самое дальнее, настоящий момент, будущее или прошлое.
 Противоположный, самый дальний от нас край листа будет восприниматься  верхом/небом. То, что расположено вверху листа будет отстранено, неакцентировано.
Низ листа самое близкое, завершение, то, что пребывает на границе настоящего и прошлого. Художники для выстраивания композиции используют правило третей, упрощенное правило Золотого Сечения. Для этого, лист мысленно делится на 9 одинаковых ячеек, тремя горизонтальными и тремя вертикальными линиями. Центральная точка – фокус композиции. Она не ориентирована по сторонам света, отражает настоящее или будущее, показатели времени
Правило третей (одной трети) помогает выстроить кадр в некоторых фотоаппаратах, в видоискателях, в геодезических приборах.

Само правило третей указывает, что для правильной, гармоничной композиции, главные выделенные, смысловые, тяжелые линии должны быть расположены вдоль двух вертикальных и двух горизонтальных линий, делящих поверхность на 9 равных частей. Выстраивание композиции по данным «силовым» линиям создает большее напряжение, притягивающее внимание, подобно магниту, или воронке внимания, более, чем притянул бы предмет расположенный ровно в центре композиции.
В построении композиции не важно попасть четко на указанную линию, смещение возможно, но с учетом цветового смещения, визуально смещающего силовые акценты к данным линиям.
Линия горизонта  бескрайнего поля или морского пейзажа, должна располагаться вдоль одной из двух параллельных линий, или ближе к нижней или верхней, в соотношении 2:1.

 Одиночный объект лучше располагать вдоль левой вертикальной линии. В так называемой «точке интереса».
Начинаем читать текст мы с верхнего правого угла. Единственный объект, расположенный с лева, позволяет сознанию достроить недостающую информацию, оставляет пространство для развития истории объекта. Он обладает уникальной историей, вызывает эмоции,  по этому расположен со стороны сердца.

Если объектов несколько, то наиболее важный должен быть расположен  около пересечения правой вертикальной и нижней горизонтальной линий.
Выделение доминирующего объекта, обладающего большей силой чем остальные, содержанием/весом , важного в настоящее время, располагается в нижнем правом углу.
Нижний правый угол принадлежит стихии Земля, он наполнен весом и статикой.