О вере и знании. Закабаление или обуздание?

Альберт Горошко
Вопрос веры лежит в плоскости основополагающих принципов бытия человека как свободной личности, решающей извечную дилемму первичности материального или идеального миров. Быть иль не быть - формулировка, придуманная не Шекспиром. Она может быть применена и к материальной, и к идейной составляющим мироощущения человека - существа, единственного в природе обладающего дуализмом восприятия окружающего мира. Двойственность эта исчерпывающе характеризуется наличием внутреннего мира, сознания. При этом, человек несет внутри себя как мир окружающий, компилируемый, выражаясь современным языком, на жесткий диск внутренней памяти(мироощущение), так и проекцию своего я, собственно, самого компилятора, призмы, объектива, декодера(и так далее – способом и механизмом миропонимания). Законы и пути, по которым происходит это проецирование, являются персональной характеристикой личности, они не могут совпадать на сто процентов ни у одного из двух человек, взятых произвольно из сколько угодно большого числа выборки, точно так же как не совпадают отпечатки пальцев или рисунки роговицы глаза у любой пары людей. Иначе имели бы место суперличности, объединяющие в себе две и более личности.
И тем не менее, с некоторой условной долей приближения можно выявить те или иные общности, обладающие сходством признаков.
Одной из главных характеристик, по которой определяется та или иная общность человеческого социума, является конфессиональная принадлежность, как исторически сложившийся инструмент миропонимания.
Остановимся на Библейской традиции, наиболее сильно повлиявшей на ход мировой истории и на другие конфессии.
В числе первых монотеистических народов был народ Книги, или народ Израилев. Хотя и принято считать Зороастризм древнейшей из известных монорелигий, тем не менее именно Библейская традиция получила развитие вплоть до господствующего положения в современном мире, особенно учитывая одноукорененность и преемственность этой традиции в самой молодой глобальной религии - Исламе.
Какой же принцип проходит основной канвой через иудео-христианско-магометанское учение?
Обратимся к красноречивой иллюстрации из Ветхого Завета.
Если бы хоть один человек, помимо Моисея, обладал достоверной информацией, что обетованная земля есть, и что лежит она на северо-востоке от дельты Нила, роль Моисея свелась бы к функции простого проводника, ну самое большое, вождя племени. Однако, он был больше чем вождь, он был великим пророком, предтечей Иисуса.
Ему слепо верили и шли. Да, в пути помогали и чудеса, с небес сыпались манна, плоды, рыба и птица. Как бы посмеялись над Моисеем соплеменники, не расступись перед ним море! Моисей вел, народ шел, воды отступали. Никто не знал, что цель будет достигнута, но каждый верил. Тот, кто не верил, оставался позади.
Но кроме намеченной цели и задачи привести народ в обетованную землю, Моисею были продиктованы заповеди, или законы, которым также беспрекословно следовали спутники пророка.
Таким образом, в Ветхом Завете была показана модель устройства идеального государства. Во главе - пастырь, ведущий послушную и благочестивую паству по пути спасения. Спасения от злодея-фараона, его злодейских законов и государства. В дальнейшем и в Евангелии, и в Коране повторилось сказанное в Книге Бытия - люди, следуйте за Мною в Царство Божие!
Как результат, более двух тысячелетий человечество (его передовая часть) удерживается религией в покорной добродетели, ведомое своими властителями к обетованному Царствию Божьему. Трудно представить, как сложилась бы история, не выйди в свое время на первый план Христианская религия. Темные века средневековья вплоть до эпохи Возрождения, когда на свет начали пробиваться ростки науки, показались бы раем, если бы языческий Рим, язычники-германцы, славяне, гунны продолжили вакханалию античности.
Христианское мировоззрение и христианское ограничение личных амбиций, лишавшие человека эгоцентризма, закабалили огромные массы людей, добровольно отказавшихся от свободы, даже гипотетической, потому что большинство из них были рабами господ. Но история не знает сослагательного наклонения, и человечество, слава Богу, прошло через темные века, как ведомые Моисеем иудеи через Синайскую пустыню.
Так почему же лезут поверх голов, жаждут слова Знайки? Почему алчут свободы?
Вера в Бога не требует знания о нем, более того, знание исключает веру. Верить можно только в то, чего не знаешь, чего еще не постиг. Вера в Бога - это отказ от его познания. Формула «я знаю, что Бог есть» бессмысленна. Впрочем, как и «я знаю, что Бога нет». Вера находится вне научного знания, как и наука вне веры. Развивая науку, мы сдвигаем границы познания, за которыми лежит Божественное непознанное.
Быть может, каждому Знайке является горящий терновник во сне или наяву и диктует свои заповеди и пути спасения человечества? Моисей, узревший Бога, уже не верил в него, он познал его. Остальные теперь не только верили в Бога, но и верили Моисею. Знание давало право пророку вести за собой людей. Вера давала людям силы идти за ним к неведомой цели. Но в историю кануло и множество лжепророков, приводивших последователей если не к гибели, то в тупик. Что характерно, такие горе-пророки руководствовались совсем не религиозной моралью, не общечеловеческими ценностями. Как показала история, только вера в божественный промысел способна если не привести к цели, то хотя бы приблизиться к ней, не потеряв путь. Справедливости ради стоит подчеркнуть, что вера имеет и другую направленность, и направленность эта - тяга к познанию.
Раскрытие тайны божественного непознанного - это важнейший научный и творческий стимул, обогащающий человечество на его пути к Богу. Поэтому мы не стали бы давать однозначную формулировку «закабаление верой». Скорее, удержание в поводьях. Пока еще вопрос о предназначении человека не решен, не праздное биологическое прожигание жизни, а общий поиск смысла бытия, тайн мироустройства, самопознание и стремление сделать мир лучше, приближая его к идеалу Божьего Царства, кажутся наиболее достойными целями бытия. А мудрость предков, заключенная в Священном Писании, поможет нам не сбиться с пути.