День чу-дес-ный!

Иракли Ходжашвили
День — чу-дес-ный!

     Воистину,  сегодня  «мороз  и  солнце; день  чудесный!»
     Подмерзшие  остатки  выпавшего  вчера  снега  и  лед  луж, замерзших  за  ночь,   потрескивают  под   колесами  коляски,  в  которой  спит  моя  четвертая,  самая  младшая  (год  и  почти  4  месяца),  внучка — Сали. 
     Вообще-то,  «Сали»  она  тогда,  когда  в  хорошем  настроении,  что-то  лопочет,  или  смотрит  с  хитрым  выражением  лица. 
     Но  когда  она  морщит  нос  и  губки,  закрывает  лицо  растопыренными  ладошками  и  начинает  горько  рыдать  во-от  такими  слезами, — она,  конечно,  уже  «Саломэ». 
     (Этим  горьким  плачем  она  напоминает  мою  старшую  внучку — Яну,  которую  мы  сравнивали  с  легендарной  трагической  актрисой  Верико  Анджапаридзе. Кстати,  остальные  внуки — Макс  и  Елена — в  этом  смысле  были  не  столь  «артистичными»).

     Старый  парк  нашего  района  Мюльхайм  (который  до  20-х  годов  прошлого  века  был  самостоятельным  городом,  одно  время  даже  соперничавшим  с  Кёльном  в  главенстве),  расположен  всего  в  10  минутах  от  нашего  дома. В  центре  его  огромная  поляна  с  большим  прудом,  в  котором  плавают  гуси-утки  (раньше  в  сохранившемся  домике  на  «островке»  жила  и   пара   белых  лебедей,  но  что-то  их   последние  годы  уже  не  видно);  прилетают  чайки  с  Райна, пару  раз  были  даже  цапли. Да  что  там  цапли! — часто  откуда-то  налетают  попугаи.
  (Кстати,  улица,  по  которой  мы   идем  в  парк, так  и  называется —  «Попугай-штрассе»). Обычно,  пока  мы  едем  до  угла  нашей  улицы,  Сали  громко  рыдает,  потом  успокаивается,  на  Попугайской  начинает   ворочаться,  очевидно,  устраиваясь  поудобнее,  а  как  только  въезжаем  в  парк,  начинает  посапывать, потом  издает  два  писка   и  (уже  можно  не  проверять,  осторожно  заглядывая  в  коляску  сбоку,)  засыпает.
     Это   уже  такой  ритуал  сложился  за  ту  неделю,  что  наши  младшие  внучки  живут  у  нас.
     Правда,  сегодня,  как  ни  странно,  обошлось  без  «начального»  рыдания — Сали  спокойно  дала  уложить  себя  в  коляску — и  мы,  не  оповещая  об  этом  всех   соседей  по  улице,  отправились  на  прогулку.
     Так  как  в  нашем  парке  подобные  «спальные»  прогулки  до  Сали  я  совершал  со  всеми  предыдущими  внуками — то  и  маршруты,  и  их  хронометраж  отработаны,  поэтому  я  даже  не  смотрю  часто  на  часы, зная,  что  на  один  зигзагообразный  «круг»   уходит,  если  идти  размеренным  шагом,  не  спеша,  около  30-35  мин. Обычно,  она  спит  три  круга,  но  вчера  мы  побили  рекорд — сделали   их  целых  пять!
     Представляете! Это  же  целый  дополнительный  час  для  жены  и  сына,  чтобы  им  успеть  заняться  домашними  и  личными  делами!
К  сожалению,  так  сложилось,  что  ребенка  с  первых  же  дней приучили  к  рукам,  а  ведь  приучить  к  чему-то  легче  и  быстрее,  чем  потом  отучить.  Вот  теперь  все  и  прыгают  с  ней.
     Этот  стих  я  написал  за  пару  дней  до ее  первого  Дня  рождения:

Скоро  Сали  будет  год —
всё  подряд  она  грызёт...
Хоть  уже  ходить  умеет,
но  с  рук  на  пол  не  сойдет!
— Что  ты  любишь  больше,  Сали:
кушать,  спать,  или  играть?
Сали  думала  недолго:
"Ааа!" – ответила   опять!

     Ко мне  на  руки  Сали  не  идет  категорически,  хотя  последнее  время  и  начала  признавать  за  «своего»,  и,  если  никого  другого  не  видно  и  не  слышно,  то  даже  может  недолго  «пообщаться».
     Но,  вообще-то,  на  первом  месте  у  нее — отец!  Всё  время  ищет  его.    Стоит  услышать   его  голос,  как  всё  вокруг  перестает  для  нее  существовать,  а  когда  она,  взобравшись  на  руки,  начинает  буквально  вжиматься  в  него,  то  это  уже — олицетворение  полного  счастья! 
     От  избытка  чувств  она  начинает,  как  обезьянка,  пищать  и  даже  кусать  отца  куда  попало — в  плечо,  грудь… Раньше-то  еще  ничего,  а  сейчас  у  нее  уже  полный  положенный  набор  зубов,  так  что…
     После  отца — сестра,  Еленка. Ученица  5  класса, гимназистка!  Обожают  друг  друга! Полное  взаимопонимание!
      Потом — Нина,  моя  жена,  с  рук  которой  тоже  не  желает  слезать. А  каково  убирать,  готовить,  или  накрывать  на  стол  одной  рукой? 
     Правда,  в  последнее  время  на  помощь  Нине,  особенно,  во  время  кормления,  пришел  ее  мобильник,  по  которому  Сали  слушает  детские  песенки  с  мультиками.
     Теперь  понятно,  почему  каждая  минута  нашей  прогулки  и  ее  сна— на   вес  золота  для  тех,  от  кого  мы  «оторвались»?

     Я  бью километры  кругами  по  парку, а  Сали  спит  себе  в  коляске.
Идем  по  дорожке  к  детской  площадке. 
     Навстречу — дедушка  тащит  за  ручку  упирающуюся , плачущую девочку  лет  4-5.  Слышу,  как  он  по-русски  объясняет,  что  мама  будет  на  них  сердиться,  потому  что  опаздывают  на  обед.
     Девочку  обед  не  волнует — ей  хочется  кататься.
     Свернуть  нам  некуда...  проскочить   до  поворота  не  успеем...
     Таким  рёвом  она  разбудит  мою  Сали,  как  пить  дать!
     Я  подхожу  к  ним  и  протягиваю  девочке  два  кулака:
— Отгадай,  в  какой  руке  у  меня  что-то!
     От  неожиданности  оба  замолкают,  внимательно  смотрят  на  меня… потом  на  кулаки.  Девочка  выбирает  от  себя  правый.
     (Обычно,  у  меня  всегда  с  собой  конфетки  для  детей,  но  на  этот  раз  я  без  своей  сумки  и  «волшебного  мешка»,  поэтому  у  меня  в  каждой  руке  зажато  по  каштану,  которые  я  когда-то  подобрал  в  этом  же  парке  и  так  и  ношу  в  кармане  куртки).
     Отгадав,  девочка  обрадовалась, но,  наверное, и  разочаровалась, увидев  всего  лишь  несъедобный  каштан,  поэтому  я  быстренько  предложил   ей  «загадать»  теперь   мне. 
     Это  ей  понравилось. 
     Каштан,  хоть  и  не  большой,  естественно,  не  мог  полностью  спрятаться  в  детской  ладошке,  но,  конечно,  я  не  отгадал.
     Не  отгадал  и  на  второй  раз… и  на  третий…
     Сали  спокойно  продолжала   спать…
     Потом  мы  распрощались…  Уходя,  девочка  спросила  меня:
— А  почему  у  тебя  глаза  грустные?
     Что  ей  ответить?
Сказать,  что  было  бы  хорошо,  если  бы  в  моей  жизни  не  было последнего  года?
Сказать,  что  иногда  не  хочется  жить?.
Или  жить  в  анабиозе?  Проснуться,  эдак  через  год…
Спросить: «Как  дела?..»,  и  если  так  же — опять  заснуть?..
— Наверное,  от  мороза,—сказал  я  первое,  что  пришло  в  голову.
17. 02. 2018 г.