Одиссея Маргариты. Часть 2

Мастерская Сценариста
ЧАСТЬ 2. Финист и Карлик
Вернулась  домой в тот день уже под вечер, голова разболелась, и несмотря на то, что за меня поставили свечи, все время этот уродец с копытами перед глазами стоял. Выпила чаю с мелиссой, прилегла и уснула. Привиделся мне сон, будто превратилась я в Настеньку, ту, которая  в сказе о Финисте  Ясном Соколе своего возлюбленного искала. Стою я будто в том самом заброшенном саду  около приличного заведения и слышу голос: забирайся, мол ко мне на изгородь.  Вижу,  сидит там на высокой стене сам Финист Ясный Сокол. А как , спрашиваю. Он мне говорит: оттолкнись ногами от земли, я тебе руку подам. Так я и сделала. Сидим мы на стене, заросшей диким виноградом, беседуем, а она такая высокая, что видно не только всю Москву, но и дальше. Посмотрела я вниз, голова закружилась, Финист меня за плечи придерживает.
-Смотри, Настенька! Там внизу на каменных ступеньках есть план всей Москвы,  запомни его.
Посмотрела, ничего я не поняла в этом плане, какими-то древними рунами написан. Финист говорит, не расстраивайся, ты уже запомнила. Пойдешь сегодня на Чертово Болото, встретишь там одного добра молодца и расскажешь,  что велел я тебя  выслушать и   план передашь.
- А я смогу?
- Сможешь... Да смотри,- говорит,- Карлику в сиреневом костюме на глаза не попадайся. А добрый молодец тебя сам узнает, главное , вот эту ленточку красную заколи  в  волосы и букет ромашек в руках держи.
И подает мне ленточку в руки,  в ушах у меня тот час зазвенели колокольчики.
- Сядешь с девушками  у воды, будешь венок плести, песню тихонько заведи.

- А какую,  песню мне спеть?

- " В лунном сиянье свет серебрится, вдоль по дороженьке троечка мчится..."

И помни красавица: "Накануне этого события  последний раз в году кукует кукушка,
последнюю песню поёт соловей,  и наступает зачарованная Купальская
ночь, в которую деревья могут переходить с места на место, а травы наполняются чудодейственной силой. Если сможешь дойти до реки и окунуться в воду до полуночи, то превратишься в речную русалку. Сплети венок из цветущей крапивы, надень себе на голову, а на рассвете - брось в воду. Коль на дно пойдёт – останешься навеки в царстве Водяного, а коль подхватит его течение - станешь ещё более прекрасной девушкой. Ты научишься петь, танцевать и любить, как древние Боги, но учти - теперь это не всегда приносит счастье."

Помню, как я  запела припев про колокольчик, который звенит, и про звон, который о душе говорит. Голос такой чистый, на всю округу  за Калужской заставой зазвучал, оглянулась я, а Сокола моего  и след простыл.

Проснулась, смотрю - на подушке ленточка красная ,   в вазе - букет из свежих ромашек. Испугалась, озноб меня прошиб. Смотрюсь в зеркало  трюмо,  оглядываюсь в полумраке комнаты - никого. А на кухне, слышу, вода шумит. Взяла я со шкафа  из коробки кинжал, привезенный когда-то братом из Китая,  и пошла на разведку.
Иду по коридору, душа в пятки проваливается,  кот  мой спрыгнул с калошницы, около ног трётся и дорогу  на кухню  мне хвостом, как трубой,  загораживает.
- Брысь, Барсик, дай пройти!
Захожу...
Стоит тот самый Карлик  с  Чертова Болота  на стуле у кухонной раковины и в чайник воды наливает. Оглянулся, увидел меня и так рукой замахал приветливо, чтобы я не боялась.

- Что ж сбежала от меня, Мартина? Ножик-то опусти, дай сюда.

Я подаю ему кинжал послушно, словно под гипнозом.

- Откуда имя моё узнал, чудище?

-А я всё знаю. Ишь ты!Чудищем назвала! Да не бойся меня. 

- А я и не боюсь.

- Вот и не бойся. Чаю попью и уйду. У меня сегодня гости на болоте, и ты приходи.Что ж такая бледная?
- Ну, что ты ко мне привязался? И как нашел?
- Как нашел, так и нашел.
- А как в дом попал, я же дверь на ключ закрыла?

- Как попал, так и выйду, а ты иди,  свою ленточку красную поищи.

Побежала я в спальню - лента с подушки исчезла, начала я её искать. Слышу Карлик мне кричит:

- Лучше ищи!Лучше! Холодно пока...

Я подошла к окну, посмотрела на подоконнике - ленты нет.

-Ну, вот уже теплей.- Кричит Карлик,  а сам дверцей холодильника гремит, банки с консервами, наверное, достать решил.

Играть со мной усатая нечисть надумала в " Холодно-горячо".

- Холодно,- кричит-, холодно...

Ну, сейчас я ему покажу!

Я хочу закричать и не могу, хочу выбежать  из комнаты , тоже не могу. Ходила по комнате минут десять, все уголки проверила, кот прибежал взъерошенный, только что искры из глаз не летят, прыгнул на кресло и начал драть когтями  обивку. Я подошла, вижу - ленточка между подушками торчит.
Схватила я её, завязала в волосах, слышу дверь в ванной хлопнула, и всё стихло.
Взяла я  кота на руки, как спасательный круг, и пошла на кухню.
А кот спокойно на руках сидеть не желает, забрался мне на шею, встал на задние лапы и будто обезьяна, у меня в волосах когтями перебирает.
Так и пошли на кухню, я Барсика одной рукой придерживаю, другой дверь открываю:
никого! На столе две чашки, одна с чаем, другая пустая, консервы  лосося открыты и крошки пирожного по всему столу рассыпаны.
А где же кинжал?
Черт-леший, поиграй, поиграй и отдай!
Может, это домовой или  оборотень какой, а не леший? Кот спрыгнул с меня прямо на стол.
- Брысь, дурак, с ума сошел!
А он ворчит и банку по столу носом двигает, остатки рыбной подливы собирает.
Сумасшедший день! Чертово Болото!
-Барся, брысь, вдруг отравлено!
Тут громко зазвонил городской телефон.
Я  побежала, теряя тапочки. Сняла трубку и слышу:
- Красавица, так я жду тебя, не опаздывай.
Сказал это кто-то   голосом насмешливым,  и в трубке загудело...

Принялась вспоминать, что же ещё говорил во сне мой  Финист? Взять обязательно ромашки и петь песню. Точно , ромашки. Песню про колокольчик, который звенит.
А что говорил на болоте Горбун?
Принести вина...
Я заглянула в холодильник, бутылка "Токая" была пуста.
- Вот скотина,  выпил. И когда успел! Нечисть проклятая, а туда же выпить ему подавай.
Темнеет. Страшно мне сделалось и так неспокойно на душе. Нет, не пойду я на Чертово болото. Хватит с меня приключений.
А кинжал так и пропал.

3. Лектор Барсик
Кот Барсик - самый мой преданный слушатель, на нём я частенько отрабатываю свои лекции и сказки ему вслух читаю, пока дома никого нет.
А ещё старинные книги, которых, как и сказок много не бывает, их  собирала ещё моя бабушка.
И вот  после такого сна о Финисте очень хочется перечитать  о нём древний славянский сказ.
Но прежде я нашла один отрывок из старого сказания о ночи Ивана купала:
"Наступила ночь, и поплыли над хутором протяжные девичьи песни, в лесу
заухали совы и зашуршали атласные гадюки, а капли росы рассыпались по
плакун-траве, чтобы на рассвете одарить силой тех, кто пробежит по ним босиком.
Луна стала медленно подниматься по небосводу, пробираясь сквозь
частокол чёрных осин и тополей. Зазвенели цикады и заискрились повсюду нити волшебства, и огромная полосатая  кошка, выглянув из-за еловых ветвей,
стала пристально вглядываться вдаль. Ей были видны и купальские костры,
и хороводы русалок у реки, и лешие, дымящие камышом в зарослях осоки,
а ещё - летящие на шабаш, хохочущие ведьмы и плещущиеся в темной реке
звёзды, а под старым клёном, увешанным венками и лентами - звенящий
монистами, соломенный бог Купала."
Я так прониклась текстом, что даже на минуту оказалась там среди этих девушек.
Вывел меня из ступора Барсик, больно царапнув мою ногу:
"Мурр-мяу,я тебе не хочу терряу!"
Он прыгнул на коробочку с колокольчиками, потоптался, те мелодично зазвенели и напомнили мне наш семейный бабушкин  обряд защиты.

Никогда раньше не задумывалась, что российские редакторы при издании исказили смысл сказок, написанных  задолго до революции 1917 года. Так, сказка о Финисте Ясном Соколе  очень отличается от сказа.
Я открываю  коробку с украшениями, надеваю на шею самодельное кожаное сердечко на красной бечёвке, это оберег, который мне сшила моя матушка перед тем, как я собиралась надолго уехать из России, беру в руки сувенир  в виде колокольчика - вот и полная боевая готовность.
Если что пригрезится,  буду в колоколец звенеть, нечистую силу отгонять. Я  сажусь в глубокое кресло, забравшись с ногами  под плед. Кот мой усаживается рядом, читаю ему вслух:

«…Идёт Настенька путём-дорогою. Идёт она не день, не два, не три дня, идёт она долгое время. Шла она и чистым полем, и урманским лесом, шла и высокими горами. В полях птицы ей песни пели, урманские леса её привечали, с высоких гор она всем миром любовалась, и дошла она, наконец, до долины дивной, где ВАЙТМАНЫ ТОРГОВЫЕ стояли и из долины сей, в небеса бескрайние улетали. Упросилась Настенька к добрым людям на Вайтману торговую и отбыла в дальний путь с родимой Земли, за тридевять дальних далей Финиста Сокола Ясного догонять…».

- Не было такого в сказке, которую мне читала сестрёнка в детстве.- Говорю я Барсику.
- Мур-не- мур-не было, мяу, - охотно подтверждает Барсик и начинает ворчливо урчать.

- Тихо, слушай дальше...Читаем  сноску:"Дивная долина, с которой торговые Вайтманы улетают в бескрайние небеса - это  взлётно-посадочная площадка огромных размеров. Площадь  взлётно-посадочной площадки, (а по нашему проще — космодрома), ДВАДЦАТЬ СЕМЬ ТЫСЯЧ ЧЕТЫРЕСТА СОРОК с лишним КВАДРАТНЫХ КИЛОМЕТРОВ. На этой площади спокойно помещаются города Уфа, Благовещенск, Стерлитамак, Салават и все более мелкие городки и посёлки между ними"!!!
Кот громко замурлыкал и  в глаза мне совсем по-человечески смотрит.
- Барся, тебя размеры сооружений  ошеломляют или  факт, что в сказе  очень точная информация?
Кот  хитро прикрывает глаза. И меня в сон потянуло.
И вдруг я слышу опять голос Финиста:
"Для того, чтобы увидеть это, надо только уметь вникать и понимать смысл передаваемого нашими предками. А для этого и не нужно очень уж много..."
Так вот какой смысл вкладывали наши предки,- думаю я засыпая.
Кот мой встает на задние лапы, надевает мою шляпу и начинает декламировать:
- И тогда случится самое настоящее чудо!!!
"Сказ про Финиста Ясна Сокола - чудо чудное для русского народа, передали его  устно от одного поколения к другому, от времён давних до наших дней дошли знания о жизни далёких предков"- говорит ему кто-то в ответ.
Кот важно кашляет,  нацепил  мои очки и продолжает:
- А переданные вашими предками сведения через Сказ, оказываются на первый взгляд, просто невероятными...мур-мняу...

Утром я проснулась и очень смеялась, а кот нервно ходил вокруг меня, терся спиной и хвостом, как будто выпрашивал сметаны за свою лекцию. Пришлось налить.

За чаем я снова читала сказ, в послесловии  нашла интересные строки.
- Ну и что  же ты, Барся, забыл сообщить мне во сне:
"Изучение древних сказов позволяет сорвать чёрное покрывало лжи с великого прошлого русского народа"!

Кот лижет сметану и оглядывается, урчит, наверно, хочет мне сказать, " возьми  сама томик с русскими народными сказками  Афанасьева, сравни и  не морочь мне голову".

- А я и так знаю, Афанасьев    адаптировал  текст с поправкой на Православие, которое пришло с Владимиром, Красное Солнышко...
Кот сердится и ворчит:
- Аф..фа-нас...мяу!Не аф-фа - нас, мяу, какое мне, мняу, дело...
- Барся! Там нет настоящей истории, понимаешь, нет. Она есть только в былинах и сказах, а ты говоришь, не приставай со своим Афанасьевым! Сказы чудом сохранились и даже переведены на современный русский язык с древнего славянского.
Кот недовольно задергал  хвостом.
- Нет, ты послушай, обжора. Тайны славян, это что-то! в одном только Сказе о Ясном Соколе «СПРЯТАНА» удивительная информация…  А пока, Барсик, вернёмся к приключениям Настеньки. Помнишь, Она отправилась в своё первое путешествие на торговой Вайтмане после того, как покинула отчий дом.  И вот после долгого пути, полёт Вайтманы закончился посадкой: «…а как села Вайтмана торговая на землю дивную, пошла она (Настенька) по дороге лесной, вслед за уходящим на покой солнцем синим. Долго шла, уже ночь наступила, в небесах над землёю две луны засияли».

Ты, слышишь, бездельник...Ты хоть понял, Настенька-то оказалась на другой планете! не иначе! Синее солнце,  две луны...Да она в другую систему попала! И входит та неведомая планета в планетарную систему звезды, с доминированием синего в спектре излучения заходящего солнца. Вот поэтому СОЛНЦЕ — СИНЕЕ.

Барсик упал мне под ноги, начал кататься по полу, так он всегда просит почесать его за ухом.

- Не хитри, не буду чесать. Слушай и запоминай!
Торговая Вайтмана доставила её (Настеньку) на другую планету. Выяснив у Богини Карны, что до Чертога Финиста ещё ПОЛТОРА КРУГА ДАЛЬНИХ ДАЛЕЙ, Настенька стала готовиться к новому путешествию. Кстати, слово путешествие — путём шествовать, означает идти своим путём, другими словами, искать свой путь, и может даже,  смысл своей жизни.

Барсик прыгнул на окно, почесал сам за ухом и начал глазеть на пролетающих птиц, каждый раз вздрагивая, если птица пролетала близко, и буквально прилепал носом к стеклу.
- Не отвлекайся, мы ещё не дочитали.
Барсик недовольно дернул хвостом.
- У мняу свой кошачий смысля-ум, мурр...
- Понятно, но надо расти!
- Не поним-няу, зачем. Мне и так хорошо, мур-мяу.
- Хорошо? Так за компанию-то всегда лучше, если не всё понятно, я своими словами перескажу тебе:
Сегодня   слово путешествовать приобрело  другое  значение, смысл которого сводится к физическому перемещению человека из одной точки в другую. Наши предки сказали бы - странствовать,   в современном языке оно применяется всё реже и реже. А жаль.
- Жаль,мняу, - сказал Барсик, спрыгнул с подоконника и спрятался под стул.
- Что ж, и на том спасибо...Но учти, соберусь в новое странствие, тебя с собой не возьму.
Барсик затаился, потом загремел чем-то  под радиатором отопления и, наконец, выглянул, в зубах он держал "свой смысл" - игрушечную мышь."
Я наклонилась, под стулом лежал мой китайский кинжал.
(ВПЕРВЫЕ МОЙ РАССКАЗ БЫЛ ПОЛНОСТЬЮ ОПУБЛИКОВАН НА СТРАНИЦЕ "МАСТЕРСКАЯ СЦЕНАРИСТА" ПРОЗА.РУ  ПОД НАЗВАНИЕМ "ОДИССЕЯ МАРГАРИТЫ" В 2010 ГОДУ)