Моя Система. Урок первый

Алексей Ратушный
Моя Система обучения шахматам

Урок первый:

Играем в «Лисичку-обжору»

Лисичка ходит так   (b3-g3-d3-h3-a3)  и так (f2-f6-f4-f1-f8)
Лисичка (c4) видит курочку (g4) и ест её так (c4:g4) «Ням - ням!»
Лисичка (d2) видит курочку (d7) и ест её так (d2:d7) «Ням - ням!»

[Сейчас дополняется демо роликом №1]

Курочка ходит так (e7-e6-e5-e4-e3-e2)
Здесь у курочки домик (e1)
Дойдя до домика (e2-e1) курочка кричит; А я в домике!

Лисичке надо успеть скушать всех курочек до того, как они успеют добежать до домика.

Сказка первая:

[Сейчас дополняется демо роликом №2]

Начальная расстановка:
Курочки: a7, b7, c7, d7,  e7, f7, g7, h7
Лисичка: h1

Сон курочки (b7-b6-b5-b4-b3-b2-b1и в домике!)

Играют:

Лисичка скушала курочку: «Ням-ням!» (h1:h7)
Курочка вперёд! (b7-b6)
Лисичка скушала курочку: «Ням-ням!» (h7:g7)
Курочка вперёд! (b6-b5)
Лисичка скушала курочку: «Ням-ням!» (g7:f7)
Курочка вперёд! (b5-b4)
Лисичка скушала курочку: «Ням-ням!» (f7:e7)
Курочка вперёд! (b4-b3)
Лисичка скушала курочку: «Ням-ням!» (e7:d7)
Курочка вперёд! (b3-b2)
Лисичка скушала курочку: «Ням-ням!» (d7:c7)
Курочка вперёд! (b2-b1) и кричит: «А я в домике!»
И курочки выиграли!


Сказка вторая:

[Сейчас дополняется демо роликом №3]

Начальная расстановка:
Курочки: a7, b7, c7, d7,  e7, f7, g7, h7
Лисичка: h1

Лисичка скушала курочку: «Ням-ням!» (h1:h7)
Курочка вперёд! (b7-b6)
Лисичка скушала курочку: «Ням-ням!» (h7:g7)
Курочка вперёд! (b6-b5)
Лисичка скушала курочку: «Ням-ням!» (g7:f7)
Курочка вперёд! (b5-b4)
Лисичка (f7-f4) «Я тебя вижу! И я тебя съем!»
Курочка вперёд! (b4-b3)
Лисичка (f4-b4) «Я тебя вижу! И я тебя съем!»
Курочка вперёд! (b3-b2)
Лисичка скушала курочку: «Ням-ням!» (b4:b2)

Сказка третья:

[Сейчас дополняется демо роликом №4]

Начальная расстановка:
Курочки: a7, b7, c7, d7,  e7, f7, g7, h7
Лисичка: h1

Лисичка скушала курочку: «Ням-ням!» (h1:h7)
Курочка вперёд! (g7-g6)
Лисичка скушала курочку: «Ням-ням!» (h7:f7)
Курочка вперёд! (e7-e6)
Лисичка скушала курочку: «Ням-ням!» (f7:d7)
Курочка вперёд! (c7-c6)
Лисичка скушала курочку: «Ням-ням!» (d7:b7)
Курочка вперёд! (a7-a6)
Лисичка (b7-b3) «Курочки! Я вас здесь подожду!»
Курочка вперёд! (b6-b5)
Лисичка (b3-e3) «Курочки! Идите ко мне!»
Курочка вперёд! (g6-g5)
Лисичка (e3-g3) «Курочки! Я вас здесь подожду!»
Курочка вперёд! (e6-e5)
Лисичка (g3-a3) «Курочки! Идите ко мне!»
Курочка вперёд! (c6-c5)
Лисичка (b7-b3) «Курочки! Я вас здесь подожду!»
Курочка вперёд! (b5-b4)
Лисичка (b3-e3) «Курочки! Я вас здесь подожду!»
Курочка вперёд! (g5-g4)
Лисичка (e3-g3) «Курочки! Я вас здесь подожду!»
Курочка вперёд! (e5-e4)
Лисичка (g3-a3) «Курочки! Идите ко мне!»
Курочка вперёд! (c5-c4)
Лисичка (a3-g3) «Курочки! Идите ко мне!»
Лисичка дождалась курочек и теперь она их всех съест!
Курочка вперёд! (a4-a3)
Лисичка скушала курочку: «Ням-ням!» (g3:a3)
Курочка вперёд! (g4-g3)
Лисичка скушала курочку: «Ням-ням!» (a3:g3)
Курочка вперёд! (c4-c3)
Лисичка скушала курочку: «Ням-ням!» (g3:c3)
Курочка вперёд! (e4-e3)
Лисичка скушала курочку: «Ням-ням!» (c3:e3)

И Лисичка выиграла!

Сказка четвёртая:

[Сейчас дополняется демо роликом №5]

Начальная расстановка:
Курочки: a7, b7, c7, d7,  e7, f7, g7, h7
Лисичка: h1

Играют:

Лисичка скушала курочку: «Ням-ням!» (h1:h7)
Курочка вперёд! (b7-b6)
Лисичка скушала курочку: «Ням-ням!» (h7:g7)
Курочка вперёд! (b6-b5)
Лисичка скушала курочку: «Ням-ням!» (g7:f7)
Курочка вперёд! (a7-a6)
Лисичка скушала курочку: «Ням-ням!» (f7:e7)
Курочка вперёд! (b5-b4)
Лисичка скушала курочку: «Ням-ням!» (e7:d7)
Курочка вперёд! (a6-a5)
Лисичка скушала курочку: «Ням-ням!» (d7:c7)
Курочка вперёд! (b4-b3)
Лисичка (c7-b7) «Я тебя вижу! И я тебя съем!»
Курочка вперёд! (a5-a4)
Лисичка (b7-b4) «Я вас вижу! И я вас обеих съем!»
Курочка вперёд! (a4-a3)
Лисичка скушала курочку: «Ням-ням!» (b4:b3)
Курочка вперёд! (a3-a2)
Лисичка (b3-a3) «Курочка! Я тебя вижу! И я тебя съем!»
Курочка вперёд! (a2-a1) «А я в домике!»


Расстановка столов сеансовая.
В ящичках только черные пешки (курочки) и белая ладья (лисичка)

Расставляем фигурки так, как показано на доске.
Поворачиваемся на стульчиках лицом ко мне.
Я иду по кругу.
Когда я подхожу, вы делаете свой ход.
Играем:
Иду быстро, ходы делаю стремительно.
По ходу игры делаю замечания, или показываю.
Дети осваивают сеансовый метод практически без затруднений.

Теперь садимся играть парами!

Стульчики достаются из под столов, где они находятся во время сеанса и дети рассаживаются парами.

Аня и Ваня на скамеечку «штрафников»
Идея  скамеечки взята из хоккея с шайбой.
Скамеечка решает целый ряд вопросов:
1.Дети активно двигаются а не только сидят
2.Дети имеют внешнюю мотивацию для игры
3.Дети не устают сидя на одном месте
4.Эмоциональная разрядка
5.Частая смена партнёров
6.Реализация «запрета» на «своё» место
7.Учатся переживать «поражение» и продолжать бороться.
Длительное наблюдение показало, что детям такая организация занятия очень импонирует.
При нечётном числе – Аня или Ваня (чтобы первоначально сели играть девочка с девочкой, мальчик с мальчиком).
Проигравший бежит на скамеечку штрафников, а «штрафник» бежит на освободившееся место.
Я контролирую игру, подсказываю возможные решения, регулирую весь процесс.

Структура урока

Организационные моменты – 1 минута
Первая часть урока – 9 минут с демонстрацией видеороликов
Вторая часть урока – учебный сеанс – 9 минут
Третья часть урока – игра детей меняющимися парами – 8 минут
Четвертая часть урока – зачетная игра – 6 минут
Подведение итогов – 2 минуты