М-2018-003 Сюжет фильма Матрица

Дмитрий Белабенко
При рассмотрении какого-либо вопроса необходимо исследовать наличие других попыток разобрать интересующую проблему. Начнём разбирать сюжет. Обратимся к сайту «25-й кадр» (http://www.25-k.com/page.php?id=26). Начнём именно с этого сайта не потому, что на его страницах можно почерпнуть что-то особенное, а потому, что надо с чего-то начинать и пытаться освоить проблему. Необходимо делать мелкие шаги для одоления пути.
Матрица изначально была отнесена к фильмам категории «В» с бюджетом 10 миллионов долларов. Именно эти деньги были потрачены на первую сцену фильма (http://vk.com/video197078081_171722185), после которой братья Энди и Ларри Вачовски получили более внушительные средства на съёмку.
По мнению авторов сайта «25-й кадр» сюжет матрицы отличается продуманностью, интересностью и правдоподобием. Бесспорно, что интересность сюжету придаёт сплетение фантастики, боевика и философских течений вперемешку с религиозными идеями. Но продуманность и правдоподобие хромает. Продуманность хромает в сюжетной линии могущества матричных агентов саморегуляции системы. Агенты способны внедрить в тело избранного жучок или перестроить матрицу, изменив план зданий, но не могут отследить перемещение избранного и момент извлечения жучка или забывают устранить последнюю лазейку в здании в виде технической шахты санузла. Правдоподобным мир матрицы, показанный в фильме, можно тоже назвать с натяжкой. Надуманная идея о человеке-батарейке, о чём лучше рассказать в отдельной статье, является попыткой покушения на правдоподобие.
А теперь вернёмся к тексту на сайте «25-й кадр». Экшен в фильме является не только средством держать зрителя в напряжении, но и способом передать информацию. Например, в сцене боя Нео с Морфеусом (http://vk.com/video197078081_456239017), можно узнать об основных законах матричного мира и возможностях мозга. Есть и другие сцены, описание которых можно оставить на будущее.
Основной сюжет разбавляется различного рода подтекстами и цитатами из философских и религиозных учений. Несмотря на то, что эти мудрые идеи, будучи введены в «Матрицу», придают ей особенность и некую тайну и даже видимое посягательство на глубокое истинное знание, недоступное простым смертным, не они наполняют высоким смысловым уровнем фильм. Мудрые цитаты (мудрые по общепризнанному мнению, но по близости ли к истине…) введены в сюжет, чтобы придать персонажам значимость в соответствии с предполагаемым уровнем владения мудростью. Так, например, речь персонажей, которые живут на протяжении нескольких версий матрицы: Пифия, Агент Смит, Меровинген, Архитектор и др. изобилует подобными цитатами. Морфеус и равные ему по мудрости «выражаются» меньше. А Нео, Тринити и остальные только слушают, а иногда и запоминают.
Как упоминается на сайте «25-й кадр» в «Матрице» очень слабо показаны человеческие отношения и поверхностно раскрыты персонажи. Но как исследователей картины, которая может претендовать на наличие истинного знания, нас должно интересовать то, что показано и как это показано. Именно на эти детали стоит обратить внимание и попытаться раскрыть их в следующих статьях.
И всё же, как ни хвали «Матрицу», а хребет её сюжета до ужаса банален. В этом она может уступить многим другим фильмам. Главный герой – обычный человек, проходит через ряд жизненных трудностей, обучается мастерству и в результате побеждает всех врагов, спасает человечество. Подобный сценарий можно увидеть во множестве фильмов: «Безумный Макс», «Эквилибриум», «Темный город», «Хроники Риддика», «Терминатор», «Звёздные войны».