Визит к бабушке

Тамара Чагаева
- Приехала, чтобы крепко обнять надмогильный камень моей бабушки.

Эти слова минувшим  летом  произнесла  замечательная чеченская  актриса, которая сейчас живет в Бельгии вместе с дочерью и внуком. Мы давно знаем друг друга, достаточно часто общались в военный период, оказавшись в одном из соседних городов в качестве беженцев. А потом она уехала. Да и что ей оставалось делать, когда связь с профессией утрачена, жилье разбито, имущество растерзано войной?
 
Она маму свою не помнит. Воспитала ее бабушка.  Следом за матерью ушел отец, братьев-сестер у нее не было. Одна бабушка. И ее давно нет. Остался  надмогильный камень на сельском кладбище. И вот теперь там, в далеком далеке,  у нее появилось  непреодолимое  желание приехать к могиле той, что заменила ей родителей.

- Сайн бабин коша тIера тIулг къевллина мараболла цIа еъна-кх со" (Я приехала, чтобы крепко обнять надмогильный камень своей бабушки), - сказала она мне.

Услышала эти слова, и так неуютно стало на душе. Проводила ее, а перед глазами стоит  долгий прощальный взгляд.

Ах, война! Ты всегда разлучаешь. Кому нужны были эти дальние страны, когда, проведя там от силы десять дней, неудержимо тянет домой? Не верьте, когда рассказывают о том, что кому-то хорошо живется за границей. Я знаю - их тянет домой, они тоскуют по тем местам, где бегали в детстве, где учились, жили. И ответа  на вопрос, что их там держит, я не услышала, хотя каждый раз, оказавшись за границей, задаю соотечественникам этот самый  вопрос. Нет пока убедительного ответа.