Память мышц

Димитрий Морозов-Никифоровский
ПАМЯТЬ МЫШЦ.

Конец весны 1975 года. Москва, Южное Чертаново.
К нам приехал крымский друг. Михаил Васильевич Кондрашев. 

Этот мемуаразм опубликован на Прозе.ру с его согласия.

Мы вместе работали с 1968 года  под водой и с дельфинами в неволе.

В 1969 году на Карадаге, когда снимали со скалы «математика» Мишаня реально спас и его, и меня.

Он как ящерица перемещался вокруг нас на сыпучей скале. Ни одного камешка не потревожил.
А я, за что ни возьмусь – создаю камнепад за камнепадом.

Мишаня руками переставлял наши ноги на удобные выступы.
На меня нашло оцепенение от страха высоты .

В тот вечер я вручил Мишане свой значок Альпинист СССР, полученный на «Приюте одиннадцати» после восхождения на вершину Западный Эльбрус (5633 м)


Мы жили в Москве в новом крупнопанельном 12-ти этажном доме на 6-ом этаже. В нашей комнате в сторону Кировоградской улицы был балкон. Я собрался там закрепить веревки для пеленок. Младшему сыну было два месяца.

По бедности своего хорошего инструмента у меня не было. Взял у приятеля на время электрическую дрель в металлическом корпусе. О том, что в ней сетевое напряжение 220 вольт пробивает на корпус я не знал.

Мишаня решил мне помочь сверлить отверстия в железобетонной панели слева от двери на балкон.
Встал он на табурет, примерился и решил, что табурет лучше подвинуть.

Переложил дрель в левую руку. Присел, чтобы слезть с табурета …

И ВЗЯЛСЯ ПРАВОЙ РУКОЙ ЗА СТАЛЬНЫЕ ПЕРИЛА БАЛКОНА!

При монтаже балконов перила и другие стальные элементы заземляются  электросваркой.

Возник один из худших возможных путей электричества по телу -  через грудную клетку и обе руки.

Началось судорожное сокращение мышц.

Я стоял в балконной двери.


До сих пор помню ощущение, что время для меня остановилось.

Вернее, в минуту опасности начинаешь думать быстрее.

Анализирую: - центр тяжести тела Мишани уже уходит за перила.

Дальше действую машинально :

Захват правой рукой снаружи за левую пятку Миши.

Левая рука ладонью изнутри упирается  в левую ногу в колено.

Основное усилие нажимом в колено развернуть Мишу вправо от меня вдоль балкона.

Главный результат достигнут – Миша падает на пол балкона, а не вниз с шестого этажа.

Как только  его правая рука оторвалась от перил, электрическая цепь разорвалась.
Еще в падении Мишаня отбрасывает от себя дрель «с ненавистью и отвращением».


Контролирую полет – там около перил застекленная оконная рама.

Нужно, чтобы он ее не задел – лег правее. Зазор шириной в ладонь.

И последняя мысль – инерцию падения спиной на бетон балкона нужно гасить.

Резко дергаю Мишу за ногу на себя. И он касается пола балкона скользящим движением.

Практически травм не было – даже ссадин на спине.


Суть в том, что для спасения Мишани я применил прием из спортивного самбо.



(Самбо  - это созданный в СССР стиль единоборства. Начиналась САМооборона БЕЗ Оружия, как спецкурс для разведчиков и оперативников милиции.

 Основу закладывал знаток японских стилей единоборств - Ощепков, Василий Сергеевич.

Что-то добавили из национальных видов борьбы. Это отдельная интересная тема.)

Потом я начал подсчитывать – в каком году я последний раз был на тренировке по спортивному самбо.

У меня в этом виде спорта совсем никаких достижений. Ходил на тренировки полтора года в университетскую секцию.
Занятия проходили в здании бывшего  Храма во имя Страстей Господних (Киновия)  Тренеры Юрий Мясников и студент мехмата СГУ Виктор Черваков – призер ДСО Буревестник в легком весе.


Но на первых же соревнованиях, мой соперник новичок из «Трудовых резервов» применил запрещенные приемы. Например, удушение. Сломал мне пару ребер. Сломал нос. Схватку остановили – заткнули мне нос ватой, чтобы не испачкал борцовский ковер.

Вижу, мой тренер на ковер уже не смотрит. Подумал, что надо начинать работать.

Провел я два броска через бедро. На тренировках они получались с партнером весом в 100 кг.
И присудили мне победу с незначительным преимуществом.


Но это было в 1959-ом году – шестнадцать лет назад. И мышцы вспомнили оттренированное движение нужного в этой ситуации приема.


Прошло шесть лет от описанного выше события.
Я учил младшего сына Сергея делать на диван-кровати кувырок с разбега.
Постепенно задание усложняли. Нужно было опираться одной рукой, держа в другой игрушечный пистолет.
Потом в момент прыжка я бросал на диван спичечный коробок. Требовалось заметить, куда он упал и после кувырка бросить коробок в меня. Очень скоро, раз за разом я получал коробком в лоб.

Еще через полгода в Московском яхт-клубе «Спартак» Сергей меня удивил.
Мальку было тогда семь лет.
 
Он нес циклю – пластину инструментальной стали с остро заточенными краями капитану яхты «Лебедь» Гудкову Дмитрию Дмитриевичу. Тот сидел на кильблоке. Это подставка для катера или швертбота. Прямоугольная конструкция из деревянных брусьев.

Сергей на бегу зацепился ногой за поперечный брус кильблока и начал падать на бетон.

Первым движением он выбросил из руки вправо острый инструмент.

Сгруппировался – свернулся как клубок.

 Двумя руками оперся о бетон и сделал кувырок вперед.

 Второй кувырок он сделал вбок.

Потом объяснил мне – если бы он сделал второй кувырок тоже вперед, то вписался бы в следующий поперечный брус кильблока.

Это второй пример памяти мышц.

Доброго Всем Здоровья!
ДМН