Может ли Бог сотворить такой камень...

Дмитрий Шоу
Некоторое время тому назад было у нас протяженное рассуждение по очень известному
"атеистическому" парадоксу-анекдоту - "может ли Бог создать камень, который сам не сможет поднять".
Мой собеседник, мой племянник 18 лет, человек "неверующего" направления - не совсем
воинствующий атеист, но явно смущающийся в вопросах религии и Бога, его понимания как
явления. Кстати, это не было какой-то предметной, целевой дискуссией - я не проповедник и не священник,
я не принадлежу никакой конфессии, не выполняю обрядовой части, но атеистом вряд ли являюсь.
Так, слово за слово, завязалась эта неисчерпаемая тема. Он вспомнил этот забавный парадокс на "взлете"
нашей беседы, и, к его чести, не был настроен радикально, а скорее был не прочь разобраться
во мнениях - то есть, не оппонировал, а рассуждал вместе со мной. Я как-то "высокомерно" относился
к этому парадоксу, как к крайне вульгарному аргументу, но в целом никогда не удосуживался попробовать
его разобрать - а это грех гордыни, разумеется :)
Всю стенограмму наших рассуждений я не стану записывать, это был лабиринт с тупиками, в которые
вели прямые анфилады вроде бы очевидных мыслей...оставлю только выжимку.
- Итак, сказал я ему, - давай представим суть этого парадокса. И я, и наверное ты в первом приближении
представляешь себе такую карикатурную картинку, где бородатый старик в белом или длинноволосый
стройный сын его стоит в смущении перед камнем. Он должен его поднять, то есть буквально взять
на руки и вытянуть руки с камнем к небу. Бог-штангист. Или он сделает удачно этот рывок, или бросит
на помост и уйдет посрамленный, доказав, что его нет, ну или или что он - не всемогущ, то есть не Бог,
то есть его нет как явления всемогущества :) ОК, давай поробуем вот так карикатурно начать рассуждать
над этой позицией. Что такое Бог не сможет поднять камень? давай я предложу такую уловку: представь себе
обычного человека, который сваял бетонный куб весом в тонну. Он его создал, но сам по себе он его
поднять не может. Однако светочь разума, всемогущего разума может создать такую машину, такое
творение рук его, которое решает эту задачу - и человек создает рычаг, машину, кран.
Давай поробуем играть именно прямыми смыслами слов - это ведь будет не он сам в чистом виде, но если
его творение решает задачу, то он все-таки всемогущ, и парадокс игры слов отчасти тускнеет, как мне кажется.
Но в целом это очень простое, кинематическое и линейное понимание задачи.
Если же говорить об общей сути дела, то она такова - может ли Бог поставить себе такую задачу, которую
он не может решить? Камень, или иное воплощение - это не важно. И что такое решить?
При самом примитивном рассуждении это такая бинарная ситуация в моменте - задача поставлена,
и тут же решена, или не решена. Штанга на помосте, подход, рывок - и ответ. Однако
это очень упрощенное понимание, как мне думается. А если развить мысль чуть дальше?
перейти от статики и кинематики к динамике? Представить себе, что Бог поставил задачу, и...
не может решить её одномоментно, но и не бросает её вовсе, не отступает мгновение спустя?
И с этой точки зрения все не так однозначно - если камень не поднят, и не остался недвижим,
а...поднимается. И этот камень уже существует, он уже создан Богом - это мы, это наш мир!
Этот мир не есть рай или ад, задача его окончательного состояния не будет решена в один миг,
она будет запущена и будет решаться...может быть вечно, и эта бесконечность, это одна из форм
божественного. Бог создал этот мир, полный противоречий и несовершенства, и он не может
одним мигом поднять его на небеса обетованные. Но и в пучину тьмы и ада он его не бросает.
Он упрямо толкает этот камень в гору, и может быть даже задача становится сложнее, может
быть это снежный ком, который все растет и тяжелеет. наш мир усложняет этические понятия,
примитивные представления начальных веков религии о скором двоичном решении - или царствие его
через Х лет, или Армагеддон и гибель человечества или вообще всего сущего, сменились
у следующих поколений более сложными вариантами. Символичиские табу и запреты/заветы
сменяются сложными рассуждениями, и поедание скоромного в пост уже не есть поднятый
или брошенный камень. Бог движет этот камень-мир, и сказать, что он его не смог поднять,
нельзя - он не ушел. Сказать, что поднял - тоже невозможно, потому что вообще неясно,
а каков предел этого пути, по которому Бог несет бремя? И донесет ли он,и знает ли он сам,
где этот предел, где камень можно оставить в покое? В моменты отчаяния кажется, что Бог
есть Сизиф, что его камень не только возносится, но и летит под откос, ил по меньшей мере
откатывается от невидимой вершины Божественного замысла в пропасть.
Сизифов труд? Возможно, но Бог не ушел от подножия в очередной раз, не ушел от свего творения,
навечно подложив башмак в его основание и бросив посреди склона недвижимым.
Он с нами. Он не очень совершенен в  вульгарном понимании, но тем более восхищения
вызывает у меня этот "неидеальный" Бог, который не может одним мигом воплотить
свой замысел, и все же сила его неисчерпаема, и ком нашего мира катится, не покоится в забвении.
Громада мира не поднята, но и не брошена - потому, что Бог не олимпийский штангист, которому достаточно
вытянутых вверх на самую малость рук для окончательного торжества или посрамления.
И Бог сотворил камень, который поднимает вечно. Нам очень хочется знать решение, ответ в моменте,
но в этом и суть мира - Бог вечен, и всемогущ, ибо сила его и любовь и терпение неисчерпаемы.

Рассуждение наше не решило вопрос абсолютной веры в Бога,и той формы этой веры, которая
наиболее верна, что ли...но как нам показалось, в попытке понимания Божественного мы
не дошли до отчаяния окончательного ответа :)