Настоящий полковник размышления о съезде писателей

Александр Николаевич Цуканов
НАСТОЯЩИЙ ПОЛКОВНИК

Мы ехали на съезд писателей России, как на праздник! Двадцать лет царит разобщенность и деление на писательские удельные кланы. У нас отбирают остатки собственности.  Рухнула хорошо отлаженная система книгоиздания и государственной поддержки творческих союзов. Надо что-то менять!
Помещения  Центрального дома литераторов на Поварской утратили былой лоск, но сохранили ностальгическую притягательность. Вот, тяжело ступая,  поднимается по ступенькам в окружении свиты Александр Проханов, бывший наставник в Литинституте. Вот без свиты в одного прошел седобородый  Владимир Крупин, проводивший семинар на Всесоюзном совещании молодых писателей  в Дубултах, автор замечательной повести «Живая вода». Увидел в  холле Владимира Личутина, вспомнил его многократно повторяемые монологи о просвещённом православном национализме великого русского народа, подкрепленные множеством достоверных фактов. Писатели шли усталой вереницей пожилые и очень пожилые, и редким проблеском мелькало среди них моложавое лицо.
Напористо и бойко огласил программу съезда председатель собрания Николай Иванов в ранге сопредседателя правления Союза писателей России. Станислав Куняев попытался возразить, что негоже председателю собрания быть одновременно  и кандидатом на пост председателя правления. Но голос его утонул в зычном окрике из динамиков. Дальше стало еще интереснее. К трибуне съезда раз за разом выходили писатели из Иванова, Ростова-на-Дону, Чеченской республики и говорили о великом писателе Николае Иванове, о его славных делах на посту сопредседателя вместе с Валерием Ганичевым.  О достижениях союза писателей России в деле воспитания молодежи. Тут же вручили группе молодых литераторов членские билеты и даже позволили прочитать одно пафосное стихотворение со сцены. У некоторых на глазах выступили слезы. И не мудрено. В большинстве региональных отделений средний возраст писателей  60-70 лет.
Как всегда великолепно выступил Александр Проханов, расчленил   глобальные проблемы России и увязал их с  необходимостью перемен в писательском сообществе. Предложил кандидатом на пост председателя правления молодого писателя Сергея Шаргунова. Зал ответил невнятным ропотом: молод еще.
Широко известный творческой  интеллигенции советник президента России Владимир Ильич Толстой взялся убеждать зал, что  Шаргунов не только хороший писатель и яркий полемист, но и человек отзывчивый на просьбы своих избирателей, что он много ездит по России и готов оказать помощь творческим союзам в регионах, что у него имеется своя программа.
--  Да он вам, видимо,  родственник? – крикнул кто-то развязно из зала.
К сцене пробился молодой человек в растянутом джемпере и в  микрофон громко зачитал фрагмент, выдернутый, как комок грязи из произведения Сергея Шаргунова. Отрывок тщательно подобранный.  Далее этот спектакль двигался по хорошо подготовленному сценарию. 
Редактор газеты «Российский писатель» Николай Дорошенко хвалил прямого начальника Николая Иванова – это понятно.  Он удивил своими недопустимо злыми нападками на писателя Сергея Шаргунова, словно у редактора отбирали последний кусок хлеба. И еще долго, сойдя со сцен, Дорошенко не мог успокоиться, выкрикивал что-то грубое, злое и огонь праведного гнева полыхал в его глазах.
Я вспомнил последний наш приезд с Анатолием Егиным в союз писателей России из-за того, что два года пролежали без ответа оформленные по все правилам заявления волгоградских писателей в приемную комиссию. А Николай Дорошенко и иже с ним,  в ранге секретарей союза писателей России, учили нас под водочку жизни,  укоряли, что мы не умеем ладить с губернатором. Говорили о грандиозных планах. При этом в кабинетах и коридоре царило серое уныние, а в сортире на втором этаже, куда я зашел помыть руки, не было даже туалетной бумаги, зато лежала стопка газет «Российский писатель».  О чем говорить после этого, если вся грандиозная помощь волгоградскому региональному отделению писателей, выразилась в выдаче дюжины членских билетов. О книгоиздании, литературных премиях, материальной помощи за двадцать лет  –  ни слова, ни намека.  Зато много красивых слов и обещаний, как и на очередном 15-м съезде союза писателей России, которые звучали со сцены в зале ЦДЛ.
Старейший писатель России  Исхак Машбаш, побывавший на всех предыдущих съездах писателей, неожиданно бодро поднялся со стула в президиуме и сказал внушительно, как это умеют горцы, что будет голосовать за молодость, за Шаргунова. Казалось бы вот наступает переломный момент…
Но нет. Председателю собрания Николаю Иванову, вместе с другими членами Правления, удалось продавить открытое голосование за кандидатов. Более того, предупредили, что фамилии всех, кто голосует против – занесут в протокол. Рядом в кресле сидел писатель, только что ратовавший за молодого энергичного Шаргунова, но после слов председателя, его поднятая рука с нелепо-красным мандатом  дрогнула. Опустилась вниз. Как и десятки других рук.
Стою, пью чай в буфете, а напротив с набором продуктов  писатель умиляется и хвалит Николая Иванова: чай бесплатно и даже бутерброд с красной рыбой. А еще красивый пакет с логотипом и ручка, которая,  правда,  не пишет.  Но это не важно, главное на съезд пригласили.
-- А зачем вы советнику президента по вопросам культуры выступать мешали?
-- А чтоб не зазнавался! Привели какого-то сопляка сорокалетнего и хотят сделать Председателем. Он думает, если праправнук Толстого, так ему всё можно.  А я, может быть, праправнук Чингисхана.
-- Так этот «сопляк», как вы говорите,  Сергей Шаргунов -- депутат Государственной Думы, интересный писатель. Людям помогает.
-- Да не верю я этим депутатам.
-- Но и Владимира Личутина перебивали выкриками с мест, особенно женщины.
-- Кто такой Личутин?  Не читал, не знаю.
-- А Станислава Куняева почему захлопали, затопали?
-- Так он либерал перекрашенный. Я ему в журнал поэму послал патриотическую о сталинских пятилетках, а он ее не напечатал.
«Лучше бы не выступать Станиславу Юрьевичу за избрание  Сергея Шаргунова, -- подумалось мне, -- таких обиженных на журнал «Наш современник» тысячи».
Мы ехали на съезд в Москву за собственные деньги. Мы ждали перемен.  Я даже написал обращение к съезду о проблемах книгоиздания в России, особенно в регионах.  Глупец. Никому это не нужно.
Николай Иванов, как настоящий полковник,  блестяще подготовил и провел операцию по захвату кресла председателя правления союза писателей России и доказал, что  глупость человеческая неискоренима.  Амбиции победили разум. Компромиссам нет места. Разобщенность писательских союзов, Литфонда, региональных отделений  после этого только усилится.  Но, похоже, многим на это наплевать! Зато рулить и получать награды ближайшие двадцать лет будет он – настоящий полковник.

Председатель правления ВРООО «Союз писателей России»,
Александр Цуканов.