Первый прокос

Владимир Рындин
                Рассказ  для  детей

            

    В  старые  и  добрые  времена,  когда  у  каждой  семьи  был  полный  двор  живности,  летом  на  селе  все,  в  том  числе  и  мы, ребятня, поднимались  рано, с  петухами.  То подошла  очередь  пасти  коров. То  надо  по холодку,  пока  не  поднялось  солнце, подбивать  картошку. То ехать  в  лес  готовить  дрова. А то  накануне  друг  заглянет  в  окошко  и  предложит:
– Пойдем  завтра  рыбалить … Вот  та-а-а-кие  окуни  клюют!
   Разведёт  руками  и   навернётся  вниз  с  подоконника. Ну  как после  этого  не  побежать  копать червей,  а  на  следующий  день  не  оказаться  на утренней  зорьке  у  речки! 
   Так  и  в  тот   памятный  день  побудка  предвиделась  ранняя.  Ещё  с  вечера  отбил  отец  косы  и  приказал:
– Ложись-ка  ты, Васютка, спать  пораньше.  Завтра  на  покос  поедем!
   Не  впервой  мне  бывать   на  покосе.  Одно  удовольствие:    накупаешься  в  озере,  наешься  смородины  и  черемухи. А  когда  сено  поспеет – накатаешься  верхом  на  лошади,  таская  к  стогу  копны. Отдохнёшь  не  хуже,  чем  в  пионерском  лагере! 
    В  общем  после  такого  приказа  нырнул  я  в  полог,  что  летом  натягивался  на  стайке,  и,  не  раздумывая,  заснул.
   А  утром, слышу,  трогает  мать  за  плечо  и  шепчет:
– Пора,  Васютка… Отец  уже  подогнал  к  воротам лошадь! 
   Вскочил  я  на  колени  и  давай  протирать  глаза,  чтобы  быстрей  открылись. А  мать  ласково  так,  гладя  по  головке:
– Ну, просыпайся, просыпайся…  Помощничек  ты  наш  горемычный!
  Потом  всю  дорогу  ехал  и  думал:   почему  она  так  сказала. 
  Приехали  мы  на  покос. Отец  стал  распрягать  лошадь,  а  я  в  лес  за  сушняком.
  Наломать-то  наломал,  а   развезти  костер  не  успел.
–Иди-ка  сюда, Васютка, –  позвал  отец.  И, поставив  перед  собой,  начал  примерять  по  мне  ручку  на  косе -  той,  что   маленькая.
  Я  лишь  молча  и  не  моргая  смотрел  на  него. А  он  затянул  ручку  против  моего  пупа  и  одобрительно:
– Ну  вот  и  наладили... А теперь  попробуй-ка   косить!
   Я  осторожно  взял  косу  в  руки.  Отошел  в  сторону  и,  размахнувшись, что есть сил  ударил  по  траве.
   Да  косу точно  схватил  кто-то  зубами. Я  еще  ударил… Но,  как  не старался,  не  получалось. Хорошо  ещё,  что  не  было рядом  Таньки,  соседской  девчонки,  а  то  бы,  видя,  какой  я  неумеха, засмеяла.
– Давай-ка  сначала  вместе, – предложил  отец.
– Давай! – согласился  я.
   Отец  обхватил  меня  сзади  руками  и,  взявшись  за  косу:
– Ну, начинаем. Ра-а-з...
   Ш - выть!  ш - выть!  ш - выть! – запела,  срезая  траву,  коса.
   Остановившись, отец  предложил  мне  попробовать  покосить самому, без  его  помощи.
   Ничего,  получалось.
–Так! Так! Так! – слышался  сзади  его  голос.– Только  не  торопись.  На  пяточку  нажимай… На  пяточку!
   Запыхавшись  и  не  в  силах  больше  сдерживать  улыбку,  я обернулся. Отец,  вытирая  пот  со  лба,  тоже  улыбался.
– А  теперь  давай  вместе, – предложил  он. И,  взявшись  за  свою  косу,  начал  прокос  сзади.
  Так, торопясь, чтобы  он  не  догнал,  я  разворошил  в  траве  осиное   гнездо. Осы  залетали, одна  щелкнула  мне в лоб – и  я,  бросив  косу, побежал  в  кусты.
   В  этот  день  я  вернулся  домой    с огромной  шишкой на  лбу.
– Горюшко  ты  мое  луковое…  И  как  они  тебя  не  закусали… И  какой  ты  еще  косарь?! – запричитала  мать,  прикладывая  к  моей  шишке  мокрую  тряпочку.
– Ничего,  до  свадьбы  заживет, – успокоил  её  отец. –  А  помощник  у  нас,  мать,  вырос  хороший.  Косарь  наш  Васютка  что  надо!
   На  следующий  год  отец  отбил  мне  косу  подлиннее. С  ней  на покосе  я  уже  почти  от  него  не  отставал. Об  осах  вспомнил  лишь  когда  начал  косить  там,  где  прошлым  летом  разворошил  их  гнездо.  Но  ос  и след  простыл – перекочевали,  видимо, в  более  спокойное  место.
   Позже,  когда  я  стал  взрослым,  нашёл  у  родителей  на  сарае  свою  первую  косу.  Отбил  и,  как  когда-то  мне  отец, вручил  её  на  покосе  сынишке…
   Коси  коса,  пока  роса!