Наш собственный...

Илона Бёд
Рассказ №4 из цикла "Одноклассники, которые не "Одноклассники".


Как солнечные зайчики они среди людей,
Их головы чудесные всегда полны идей.
Коль водолея встретили в кругу своих гостей
Вы с ним не заскучаете средь шуток и затей…

Им нужен спорт, движение, как воздух и вода,
Но лень их обуздала, – и в этом вся беда…

Как личности забавны, сердечны и милы,
                Оригиналы редкие и мистики полны.
                Все тайное и новое влечет их за собой,
                Пока не докопаются до истины самой.

                Мужчина-Водолей.
                Из книжки Светлана Бондаренко «Гороскоп».



     Ну, почему, в среду!? Среда, видите ли, – самый подходящий день недели для проведения родительского собрания в младших классах. В этот раз должна идти я. Такая моя планида!  У нас с мужем было два сценария  решения данного вопроса. Очень важного вопроса: «Кому идти на это собрание?»
     По первому сценарию: мы разводимся.  Тот, кто пишет заявление на развод, тот не идет в среду в школу. Мы оба согласны писать заявление, очередь из двух человек кричит и ругается. Вопрос решается туго.
     Вторая возможность: две бумажки в моём берете. Одна с крестиком. Крестик тому, кого эта бумажка закопает….  Меня… Я пропущу игру: «пару» в большой теннис. Или мне надо искать замену, или огорчить своего партнера. Зато муж с друзьями пойдет в баню! «Вот такой у нас папа!» –  бурчу я, сдаваясь. «Вот такая у нас мама! Готова променять родительское собрание по «парам» сына на «пару» в теннис!» – «Твоя баня работает каждый день, а у нас зал платный и строго по расписанию». –  «А то у нас баня бесплатная! Мы и так видимся с ребятами только в бане!» – «Из вредности не буду печь вам пирог с капустой!» – «Ирк, не болтай глупости! Ребята тебя не поймут», – говорит мой муж Вадим. Пока еще муж. До следующего родительского собрания. Там будет его очередь!!!
     – Ты знаешь, что твоя подруга Аська плохо печет пироги (вот, гад, подлизывается!). Твои великовозрастные  ребятки-котятки расстроятся. А ты же нас всех любишь и не огорчишь. Я точно знаю, еще со школы, когда сидел с тобой за одной партой, что ты терпеть не можешь огорчать своих друзей. И, особенно, своего любимого, то, бишь, меня!
     Вадим щекочет носом мое ухо, затем нежно прикусывает мочку ушка. Я таю. Сегодня уже разводиться не будем! Пока нет детей дома, займемся более приятным делом…

     А среда – она же послезавтра, а завтра – вторник, собрание в старших классах, у Сережки. Туда точно пойдет Вадим. А я в среду пойду на собрание к своему любимому Рыжику, к Ромочке. Мои подруги Аська и Вика зовут его «наш собственный Дениска Кораблев». Это они вспоминают забавные книжки Виктора Драгунского. Когда мой старший сын был маленьким (сейчас он в одиннадцатом), он нас часто смешил тем, что забавно коверкал слова,  и удивлял своими  умозлоключениями (да-да, именно так), всегда не в нашу пользу. Но мы просто не знали, что удивляться мы начнем, когда подрастет Роман. Это самостоятельный рассудительный человечек, в логике которому отказать нельзя было с тех пор, как он научился строить даже простые предложения. А это было, ох, как рано. Теперь с этим поделать ничего нельзя, можно только слушать. Причем делать вид, что слушаешь, нельзя. А логику он использует не только как теоретик, но и на практике.

     Я помню, в первом классе он нас всех перепугал. Время было около одиннадцати вечера, его ни дома, ни около дома, ни у друзей нигде не было. Мы уже отчаялись в своих поисках. Я, Вадим, наши друзья собрались около дома, решая, где его еще искать, звонить ли в милицию (больницы мы уже обзвонили), думали, сообщать ли бабушкам и дедушкам и как. Вдруг видим, что, не спеша, идет по дорожке к дому наш Роман. Он тихонько напевал песенку «Раз ступенька, два ступенька – будет лесенка» и на каждый счет колотил палкой по невысокой металлической ограде.
«Не кричите и не бросайтесь на него сразу, а то испугаете», – распорядился Вадим. Ромка подошел,  степенно и вежливо поздоровался со всеми и спросил: «Вы все у нас в гостях были? Поди ужинали и все съели? А то я проголодался».  –  «А ты где был, сынок?» – «Как где? Я гулял». – «А не слишком долго?» – И тут Рыжик выдал свое коронное выражение из любимого нашей компанией фильма «Ирония судьбы, или  С легким паром!»: «Всё-таки, жизнь, папа, удивительная штука. Полна неожиданностей! Разве может быть запрограммированное, ожидаемое, запланированное счастье?» Мы переглянулись. «Я сегодня  принес две «кляксы» (это им ставили «кляксы», если плохо, и «звездочки», когда  хорошо). Я подумал, что вдруг вы меня накажете и целую неделю не разрешите гулять. Поэтому я решил сразу нагуляться на неделю вперед. Но был неправ, у меня с собой были только хлеб и вода. Не ожидал, что будут гости, что будет что-то вкусненькое. Но вы же про меня не забыли? Вы же помнили, что я есть у вас?»  – «Мы помнили». – «Честное слово?» – «Честное-пречестное». – «Тогда пойдем кушать и спать, а то я завтра не смогу получить звездочку. Это же вас огорчит?! Я о вас беспокоюсь». – «Спасибо, сынок».
Вадим взял веселенького Ромку на руки, мы попрощались и пошли. Никто не сказал плохого слова. Все облегченно вздохнули. Аська лишь произнесла: «Он у нас, как тетя Алла Пугачева. Она в фильме «Женщина, которая поет» говорила:  «Восьмой поход за славой». А у нас уже второй поход».

     Это Аська вспомнила побег Ромки от няньки. Ромочке было три года, когда его настигла неудачная осень. Он сильно болел, и мы решили, что в эту зиму он не пойдет в садик, а побудет с нянькой. Иначе мне надо было рассчитаться с работы, чтобы сидеть с ним самой. Но вопрос с деньгами и работой стоял остро, и мы решили, что нянька – выход из нашего положения. По крайне мере, это было дешевле. С няньками было туго. Кто-то порекомендовал бабу Лену. Ромочку надо было водить к ней и приносить еду. Я старалась готовить с запасом, чтобы и старикам хватало. И все пошло каким-то чередом.  Это потом мы узнали, что оба сына у нее в тюрьме сидят. Но, зато, он у нее не болел. Что правда, то правда.  Бабушка, в основном, была с ним дома, а на прогулки ходил дед. В любую погоду и подолгу, так как баба Лена с дедом плохо уживались в одной квартире. В один из январских дней в хорошую морозную погоду мужчины  долго гуляли, и в конце пути дедушка решил зайти на почту и купить прессу. Роману стало скучно потому, что прилавки были высокие, ему было ничего не видно. Стулья были заняты, рисовать было негде.  Он предпочел продолжить прогулку, выскользнул в дверь вместе со взрослыми, которые выходили, и был таков. Гулять ему нравилось, но было холодно. Он увидел магазин «Цветы» и зашел погреться, когда кто-то из покупателей открыл дверь. Там ему очень понравилось, так много интересных вещей лежало в ящиках на полках, даже грабли и лопатки. Его желтый комбинезон, красная шапка с большим помпоном на ножке мелькали то тут, то там и, в конце концов, обратили на себя внимание продавщиц. Они спросили: «Малыш, где твоя мама?»
     – Я сообразил, мамочка, что надо что-то думать», –  как рассказывал мне потом сыночек, – и я придумал сказку, что моя мама на улице разговаривает с подругой, а меня пустила погреться. Но я сразу убежал и пошел к башне. У башни ко мне подошел дядя-милиционер, но не Степа, маленький такой, как дед Мороз, старенький. Он сказал, что мы поедем в милицию. «Смотреть наган и жуликов? И хулиганов?» – спросил я. Он сказал, что в милиции есть зеркало, вот в нем я и увижу хулигана, но маленького, зато очень самостоятельного. Я знал, что к чужим садиться нельзя в машину, но он же был свой, милицейский. А в милиции никто со мной не разговаривал. Видимо у них ротиков не было. Зато папа был. Он из леса для меня приехал, и баба Лена была, правда, как плакса себя вела. Они мне очень обрадовались. А деды Яши не было, он сердцем мучился. Так баба Лена сказала. Мы отвезли ее домой. А сами поехали в свой дом. А наш Сережка у папы спросил глупость: «Принес ли папа прутик для меня? Постегать». Отличник, а вовсе не умеет думать. Будто я двойки из школы принес, а я же, мамочка, в школу не хожу. А когда буду, то тоже буду пятерки носить». Эту историю из уст моего младшенького  я услышала уже после работы, так как наш папа Вадим посчитал за лучшее меня не беспокоить во время вояжа Ромки, чтобы я не нервничала. А чтобы он не нервничал, когда я приду с работы, он смотался с друзьями и старшим сыном смотреть хоккей. Вот так бесславно закончился наш первый Ромкин «поход за славой». Зато он заслужил много маминых поцелуев, рассеяв своей беспечностью и веселостью тучи над семейным очагом.
 
    И вот сегодня среда. Я сижу на собрании и слушаю, как нас делят на «пятерки». В классе 25 учеников, и получается пять «пятерок», каждая будет отвечать за свой праздник. Постепенно проникаюсь чувством родительской ответственности и даже соглашаюсь сыграть мачеху в «Двенадцати месяцах». Так тебе и надо, Ирка, за то, что хотела смотаться играть в теннис. Мачеха! Кто же еще! Вот и получай! А Ромка меня бы понял, он уже ходит учиться в секцию большого тенниса. Занимается с большим удовольствием. Я пробовала приучать к теннису старшего сына, но он ни в какую не захотел. Вадим водил его сначала в секцию борьбы со смешным названием «нят-нам»! Я говорила «ням-ням», а они бухтели, что «те, которые с кухни, ничего в настоящей борьбе не понимают. А они обязательно поедут во Вьетнам». Ага, особенно Вадим со своей секретностью!

     Собрание уже подходило к концу. Наша учительница,  красавица Анна Николаевна, лишила радости пап, пришедших на собрание в большом количестве поглазеть на нее, объявив: «Собрание закончено. Теперь я побеседую с теми, у кого остались вопросы». Я бы долго ждала своей очереди, но, к счастью, сегодня по телевизору показывали суперважный матч по футболу, и папы решили, что самое главное качество, которое нужно развивать в ребенке, это самостоятельность. Оставили дружно класс. Остались три мамы. Я, конечно, заняла почетное третье место. Я вообще не люблю толкаться локтями. Мой принцип: лучше в стороне, без суеты. Да и куда уже спешить. День ребенка так день ребенка, тем более, после собрания, наедине, учительница не Анна Николаевна, а Аня. Мы с ней вместе работали в детском оздоровительном лагере воспитательницами в юности, и с тех пор приятельствуем. Идем вместе домой, и она мне рассказывает о Ромке.
     – Ты знаешь, все время витает в облаках. Я говорю, а он отрешенно глазеет на  небо, на облака. Я иногда даже сержусь. Подниму его и спрашиваю: «Роман, о чем я сейчас говорила?». А он своими глазами-черносливами смотрит мне в лицо так спокойненько и повторяет слово в слово, что я объясняла. Да его и поругать нельзя! Гляну не него, и стыдно ругать. Лицо такое бледное, аж, с синевой, лишь два черных глаза светятся. Даже жалко становится. Да ты его еще под пажа стрижешь! Рамка из рыжих волнистых волос обрамляет такое бескровное лицо. Ну, прям, принц Флоризель в исполнении Олега Даля, только без усов!
     – Аня, ну ты же знаешь, что у него сосуды глубоко расположены, так педиатр сказала. Он даже зимой поле горки бледный, нерумяный.
     – Да знаю я, но в классе он самый бледный. А вчера вообще учудил. Писали предложение: «В овраге растет трава». Он написал с ошибкой: «Во враге растет трава».  Я, конечно, снизила оценку. Так он, после того, как получил тетрадь, подошел ко мне и сказал: «Анна Николаевна, я с вашей оценкой категорически  не согласен». Ну, ты знаешь, как он выражается. Профессорский внук, никуда не денешься! «Трава же растет во враге! Враг убит, упал на поле брани, прошло время, на поле белеют только его кости. Через них проросла трава. Вот! Во враге растет трава. Логично?  Согласны? Ошибки нет?» – «Логично. Рассуждения принимаю. Оценку исправляю. Но надо слушать, как я говорю». – «Я внимательно слушал. Может, вы так говорили, а я услышал по-другому. Но это было вчера и устно. Проверить сейчас нельзя. Логично?»
    – Да, уж! Но все вроде логично.
    – Он меня со своим « логично» замучил. Кто его научил?
    – Кто, кто?! Сережка! Тот чему только его не учит. Уже помимо тенниса Вадим с Сережкой таскают Романа на бадминтон и в настольный теннис. Недавно ребенок  пришел домой и заявил, что он с нами совсем замудохался. Старшие только ухмыляются. Они  обещали отдать его учиться играть на барабане. Ромка решил дома потренироваться на кастрюле китайскими палочками. Собрался  пристроиться на низенькой табуреточке. Не рассчитал и плюхнулся на нее с разгону. «Фу-у! Все яйца отбил!» И все это произнес,  как бы, между прочим. Ты, думаешь, я его этому учу?
А недавно, что отчудил? Ты же знаешь, что он – Сережкин хвостик. А Сережкины одноклассницы его всего исцеловали. Портят ребенка. На днях, я слышала, они его спросили: «Нравится ли ему, когда они его целуют?» Знаешь, что он им заявил:  «Практика приводит к совершенству. Целование – умение достойное настоящего мужчины». И так важно высказался. Девчонки засмеялись и сказали, что будут ждать, когда он подрастет. «Конечно, ждите, я же умехой вырасту. И заткну Сережку за пояс в этом вопросе». Вот так-то! Они, видно, про секс при нем разговаривают, и фильмы смотрят с уклоном в эту сторону.

     На прошлой неделе приходит домой мой младшенький в большой задумчивости (Мы же всегда думы думаем!).  Я его спрашиваю про уроки. Он, не отвлекаюсь от процесса мышления, больше бормоча себе под нос, говорит: «Сегодня сдавали презервативы!» Я ахнула и про себя подумала, что совсем чокнулись с этой реформой образования. Мне мама рассказывала, что во времена перестройки в Москве решили привить культуру секса школьникам и уберечь от нежелательной беременности школьниц, поэтому были уроки, на которых старшеклассников учили пользоваться презервативами. Ну, не в прямом смысле, а учили сей растягивающийся предмет на руку надевать. В противовес советской школе. Произносят же расхожую фразу: «В СССР секса не было!»  А в нашем лицее – пожалуйста! Я так осторожненько у Ромки начинаю выпытывать: «А как вы их сдавали?» – «Сначала в длину!» – «А потом?» – «А потом в высоту!» Я начинаю удивляться: «А на каком уроке это было?» – «На физкультуре». – «Может, нормативы?» – догадываюсь я. «Да, да, да! Их. Нормативы». – «А  презервативы откуда появились?» – «Из карманов кое-кого. У кого видел, не скажу, но и наш не лучше.  Они у него в тумбочке лежат. Разные. Прячет под тетрадями. Но разве от меня скроешь запретный плод?»  А я и спрашивать не стала. Весь класс Сережкин и его друзья-студенты всегда у нас базируются. В любом кармане можно найти.

     У меня и так у самой история с этим предметом приключилась на днях забавная. Правда, Вадим ее такой не посчитал и дулся на меня пару дней. Я в прошлый понедельник в командировку в Нижний моталась на конференцию на два дня. И, заодно, в частную гинекологическую клинику собралась заглянуть: УЗИ на современном аппарате и без бесконечного ожидания бесплатного талона сделать.  Утро получилось из-за моих сборов суматошное. Вадим отправляет детей в школу, сам спешит на работу, я в прихожей кручусь. И уже в дверях я вспоминаю, что на УЗИ обычно требуют презерватив. Мимо меня проходит Сережка. Я его за рукав хватаю и спрашиваю: «Сын, у тебя есть презерватив? Дай мне, пожалуйста. Он мне в командировке пригодится».  Сережка невозмутимо двинулся к той самой усмотренной Романом тумбочке, а я ему вслед кричу: «Захвати два, вдруг одного не хватит!»  Это я имела в виду, что вдруг порвется при диагностике. Схватила пакетики из рук Сережки (ну, что поделаешь, непутевая забывчивая мать!), быстро сунула их в сумку, глянула в зеркало и увидела в нем удивленно - ошарашенное лицо мужа. Я здорово опаздывала, поэтому не стала зацикливаться на этом. Во вторник вернулась поздно вечером. Вадим ходит напряженный. Потом так с подковыркой спрашивает: «Как командировка прошла? Удачно?» – «Очень плодотворно съездила». – «Оба презервативы пригодились?» – «Нет, не пригодились. Сережке назад отдам». –« А чего ж так?» – «Так в частной клинике, когда за денежки делают УЗИ, у них свои презервативы дают, специальные, для насадок. Такие в аптеках продаются, только я не знала. А результаты на УЗИ хорошие». Смотрю, Вадим успокоился и повеселел. Тут только до меня дошло, о чем он подумал! Сережка в это время зашел на кухню и сказал, что ему кажется, что никто из мужчин нашей квартиры с методикой проведения дамских УЗИ не знаком, и все считают, что такие пакетики носят с собой для других целей. У нас тут из-за тебя два дня напряженка. В это время в пижаме на кухне появляется Роман и гордо произносит: «А я все знал. Я когда болел, то смотрел по телеку Малышеву. Там как раз рассказывали про УЗИ женских органов». Поворачивается  к отцу и старшему брату и говорит: «Если вам у мамы неудобно спрашивать об этом, поговорите со мной!» – «Кладезь ты наш. Марш спать! А то утром не поднимешь!» – рявкнул Вадим. «Кое-кто опростоволосился, а рыкает на мелкоту. Иди и спокойно спи, ревнивец!» – спокойно сказала я, поцеловала всех троих и ласково потрепала Вадима по рыжим волосам. Да, не подумала, а  вот такую «бурю в стакане воды» устроила. Кстати, о мужьях. Вы с Никитой решили вопрос с регистрацией брака? Когда расскажешь про свой турецкий ашк-сериал?
    – Расскажу, расскажу, но это отдельная тема. Требует много времени, а я еще от работы не отошла. Лучше я тебе еще расскажу про английский. (Лицей, в котором учатся мои дети, физико-математический, но английский язык преподают со второго класса. В старших классах добавляется второй язык на выбор).  Так вот англичанка Ромкиной подгруппы,  Юлия Юрьевна, рассказала. Вся подгруппа читает слова, и Роман тоже. А сам смотрит в окно с таким отсутствующим видом, что учительница спросила: «Ромочка, о чем ты думаешь?» Он ей отвечает: «Я? О тевтонских рыцарях, иногда переключаюсь на ливонских. По-моему, они не совсем верные символы выбрали для знамен».  Вот так вот, мамаша, растет ваш сын и мой ученик! Не соскучишься. Сережка у тебя совсем другой. Он только в детстве плохо говорил и всех смешил.  Эти его «афли- ольфы». А сейчас, что ни олимпиада, так он среди победителей. Роман же чем старше, тем мудренее.
     – Ты знаешь, мы с Вадимом удивляемся в кого он такой! А эти его книжки!
     – Вот-вот, книжки! Он весь класс в это дело втянул.  Все теперь говорят, что они писатели. Пишут книжки, клеят их, разрисовывают, обмениваются и читают. А иногда на большой перемене декламируют вслух. Он их собирает, говорит, что они не так делают. Я один раз слушала, как он это делает.  Говорит, что неправильно брать чужих героев: ни Тотошку, ни Элли, ни хоббитов. Это нечестно. Я сразу подумала о продолжении «Унесенные ветром»  или о Нике Перумове. «Вы, – говорит, – должны придумать собственных героев и историю для них. А героев можно делать из червяков,  и из грязи, и из собак, из зеленых человечков и даже из чертей». А они стоят так тихо, вопросы задают, только не добавляют: «Просвети нас, Учитель!» Смешно так. Маленькие такие, а уже копошатся по-взрослому.
     – Ой, Ань! У него стаж написания книжек уже лет пять. Он книжки с трех лет сочиняет. Сначала меня и бабушку заставлял писать. Да еще сердился: «У меня сказки в голове так быстро летят, а вы так медленно пишите». Потом переключился на бабушку, она же дома. «С тобой трудно дело иметь, мамочка. Ты очень занята, часто отсутствуешь, из-за этого мои придумки теряются, а бабушка всегда под рукой». Сейчас они дальний космос населяют. Но на бабушку покрикивает. Правда, сейчас и сам на бумаге пишет несколько слов, чтобы историю не потерять. Сказал, что вырастет и будет или компьютерные игры придумывать, или сценарии для «Звездных воин» писать. Года два ведь он стал что-то записывать. Сидит такой насупленный, нахохленный и не двигается, потом засмеется и начинает что-то карябать в тетрадке. А в прошлом году насмешил. Я ношусь по коридору,  дел невпроворот. У нас ведь гости собирались.  А он сидит, щеку на ладошку положил, в окно смотрит и не двигается. Помнишь, снега весь декабрь не было, и только 2 января наметелило. Так вот, когда я уже в сотый раз пронеслась по нашему длиннющему коридору, то не выдержала и спросила: «Рыжик, ты чего там делаешь?» А он повернул ко мне мордашку, такую грустную-прегрустную и сказал: «Я, мамочка, переживаю. Я уже целый час сильно переживаю за  наше сельское хозяйство. Снега-то весь декабрь нет. Вот думаю, попереживать еще или уже хватит? Посмотрел на тебя, и решил, что еще полчаса попереживаю». – «Молодец! – похвалила я Рыжика. – Переживательный мой!» И понеслась на кухню в недоумении: «Какую лично он связь между снегом и сельским хозяйством установил? Не забыть бы расспросить». Но ведь забыла! Так болтая о Ромке, мы дошли до Анькиного дома. «Господи! О чем болтаем, учительница ты наша? Хотела же о твоих делах побольше узнать, а теперь уже поздно». У Ани первый муж умер от рака, и она долго ни на кого не смотрела. А тут вдруг новое увлечение, и не просто увлечение, а серьезное. И с первого взгляда. Мы договорились встретиться с ней в кафе в пятницу вечером и поболтать по-нашему, по девичьи. Расцеловавшись, засмеялись, дружно и одновременно сказали: «Ох, уж этот Ромка!» Хлопнула дверь Аниного подъезда, я быстро зашагала к трем моим любимым мужчинам: Вадиму Вадимовичу, Сергею Вадимовичу и Роману Вадимовичу. И нисколько не жалела, что пропустила теннис.

                Рассказ посвящается моему младшему сыну.

                Город Саров.  9 февраля 2018 года.