Эхо прошлого...

Елена Воронько
  - Дорогой, я уже дома! - открывая дверь, прямо с порога, громким голосом известила мужа о своём возвращении с прогулки.
  - Слышу, слышу, - донеслось из комнаты, но навстречу мне, как обычно, муж не вышел.
  - И чем это таким важным мы заняты? - с долей лёгкой иронии спросила я, заглянув в комнату. Обедать когда будем?
  - Понимаешь, вот зацепился за старый фильм про войну, - не отрывая взгляда от телевизора, ответил муж. Хочу досмотреть.
  Я повернула голову к экрану, увидела девочку в красном сарафанчике в белый горошек и ... И тут же вышла из комнаты, плотно прикрыв за собою дверь...
  Лето 1960 года. В кинотеатре нашего небольшого провинциального городка показывают фильм "Девочка ищет отца". Кинотеатр - это здание бывшего костёла. Особого переоборудования в нём не произвели. Просто поставили стулья для зрителей, повесили экран, убрав ритуальные принадлежности. И величие, и особую атмосферу этому зданию каким-то образом удавалось сохранять, даже будучи кинотеатром...
   Почему меня, девочку, которой было немногим более четырёх лет, старшие братья, уже подростки, взяли с собой посмотреть этот фильм? Ответ на этот вопрос я не знаю и сегодня...
  Послевоенные мальчишки и девчонки. Они, конечно же, жили подвигами не только своих отцов-фронтовиков, но и подвигами своих сверстников в те суровые военные годы. И не удивительно, что кинотеатр был заполнен до предела. Нам достались только "стоячие билеты". Продавали такие в те годы за пол цены.
  Мой первый в жизни поход в кино.У правой(по отношению к экрану)стены нам удалось занять свободное местечко...
  И вот на экране появляется девочка точно в таком же платьице, как у меня, с такой же причёской. У неё такой же цвет волос, как у меня! И лет ей столько же! Да у неё же и платочек на головке мой! И мне мама или бабушка так повязывают его. А имя! У нас одинаковые имена! Лена!
  И мне уже кажется, что на экране - я. Конечно, я! Ведь я так же сильно люблю своего папу! Он тоже воевал. Я каждый день вижу на его теле следы ранений. Мне становится страшно! Очень! Очень-очень! За себя. За эту девочку.
В стене здания костёла я вдруг обнаруживаю небольшую нишу, и в особенно сильно волнующие меня моменты, прячу туда голову, закрывая глаза. А слёз нет. Я умею быть сильной. Но страх и боль...
  Несколько лет назад, на одном из телеканалов, я случайно "набрела" на передачу о превращении старых чёрно-белых фильмов в цветные. Одним из них был  -  "Девочка ищет отца". В обновлённом кадре, возникшем на экране телевизора, я увидела такую до боли знакомую мне девочку в красном в белый горошек сарафанчике. Это был мой сарафанчик, в котором я впервые пришла в кино много лет назад. И в этот момент я отчётливо поняла, что то чувство страха и боли за судьбу героини фильма, которые поселились во мне, маленькой четырёхлетней девочке во время просмотра этого фильма, оказывается никуда не исчезли. Они жили со мной, они жили во мне все эти годы. И с экрана вдруг куда-то исчезли цветные кадры, превращаясь в старые чёрно-белые, прочно обосновавшиеся в моей памяти. И я нажала на пульт телевизора...
  Память  -  эта великая и до сих пор непонятная мне сила...


                (мпдв 3) +