Поднятая целина

Андрей Чемезов
марсианская глубинка


1

Окинул взглядом бескрайнюю марсианскую пустыню старик, и пропел:

— У нас, на Марсе, сынок, всё красное — красныя деревни, красныя земля, от горизонта до горизонта, и даже небо — рыжеватых оттенков бывает порой!

В это время он бережно прижимал к груди правой рукой книгу «Былины средневековья, ХХ век», а левой, которая была у него свободна, указывал на иссохшую красную долину, перепаханную третьего дня плугом, до самого горизонта.

Рядом с ним лежала небрежно сложенная пачка, из советских ещё газет, а из неё торчали, как овощи из сетки, обрывки фраз и заголовков со словами, предвещавшими скорый конец всему… Но! Красная Армия, Красная швея, Красный партизан, и даже Красный богатырь, не говоря уже о Красном знамени с Красным Октябрём, легко переплавили Жизнь к лучшему, и с той поры она изменилась навсегда. И возник этот, новый, дивный мир, который мы теперь видим перед собою на Марсе. Да и на Земле то же!

— Так-то оно так, но ведь это всего лишь оксиды, медь, — возразил я.

— Что? — дед грозно посмотрел на меня и поднял палец к марсианскому небу: — Что ты сказал сейчас?! Никакие это не оксиды! Это — наши Чувства! Это — наша Эпоха! — взгорячился дед, разъясняя мне. — Началась она в ХХ веке и длится, длится… По сей день длится!

Я пожалел, да потом ещё не раз, что назвал марсианскую Эпоху оксидами…

Дед же неудержимо и искренне восхищался тому, что видел вокруг. Для него эти два мира — марсианский и тогдашний советский — были схожи. Только тот был в памяти его, в далёком прошлом, а этот — здесь, перед глазами!

— Что, и это тоже оксиды?! — открыл дед страницы старой советской книги и указал мне на многочисленные эпитеты со словом «красный».

2

— А тогда всё было красное! Люди к полётам на Марс готовились. Дед, а марсианские газеты у тебя есть, или только советские???

— Ась??? — с придыханием спросил дед.

— Газеты свежие, спрашиваю, есть? — повторил вопрос я. — С перечнем побед и наших достижений в Космосе?



— А-а-а… Газеты… А зачем тебе газеты? Чпион, что ли?

— Ну, да! Чпион марсианский.

Дед достал из-под лавки пачку номеров свежих марсианских газет, заготовленных им… Почтальон приносил их ему каждое утро, но он засовывал их под лавку, толком и не читая; только под вечер выходил, садился на лавочку, да читал, читал, покудова не уснёт…

Из передовиц марсианских газет, у деда скопившихся, выглядывали задиристые заголовки: «Освоению Венеры — ура!», «200 лет Лунограду!», «Даёшь марсианский БАМ!»…

— Интересно, интересно… А это что такое? Список стран с беднейшим населением планеты: США, Великобритания, …ия, …ия, но не Россия!.. А это что? Список стран с фатальным уровнем коррупции! — США, Великобритания, …ия, …ия, но не Россия! О, Боже, да нас ведь нет даже и в списке стран с гиперинфляцией! …ия, …ия, но не Россия! Не верю глазам своим! Мы что, уже в лидерах?!

— Да, а ты как думал? Ну-ка, дай сюды! — дед отобрал у меня пол-пачки марсианских газет и протянул вместо них одну свою, с заголовком, отмеченным красной линией. — Вот это прочти!

«Россия провела масштабные контртеррористические учения, на Штокмановском месторождении, — начал читать я. — Согласно плану учений, скважина буровой платформы, работающей не шельфе, была полностью уничтожена ядерным взрывом!.. — я расширил зрачки: чего-чего? — Мощность ядерного фугаса, заложенного террористами, была такова, что ни одна из предусмотренных аварийных мер защиты скважины не сработала… Сразу после объявления чрезвычайной ситуации все аварийные бригады приступили к ликвидации ЧС и ровно через 15 минут 44 секунды в штаб спасателей пришло сообщение: «Ситуация взята под контроль, утечка нефти и газового конденсата из повреждённой скважины ликвидирована!» А ещё через 2,5 часа вся нефть, разлившаяся в море результате учений, была собрана в утилизационную ёмкость. Служба экологического мониторинга не зафиксировала превышение ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ спустя 5 и более часов… Оценка бригадам за выполнение работ: отличная! По итогам учений: героям-спасателям — слава! Ура! Ура! Вручение отличившимся наград…

Операторам буровых платформ продлевается лицензия на добычу нефти и газа на арктическом шельфе.

Следующий этап переэкзаменовки бригад аварийно-спасательных служб должен пройти в августе будущего года…».

3

«Почему российский народ с нескрываемой теплотой вспоминает о Путине? — пишет одно из западных изданий, комментируя ход дебатов по теме российской истории XXI века… — Ведь мы столько всего им наделали… Да разве им мало? Больше нас только Гитлер смог! Как же заставить этот упрямый народ поверить в то, что Путин был злодеем? Ведь благодаря ему только россияне строили и возрождали Россию, наводили порядок не только у себя дома, но и во всём мире! Как же можно не проклинать режим Путина за беспрецедентное сопротивление и вредительство режиму США? Неужели россиянам недостаточно составленного нами санкционного списка, чтобы признать Путина тираном? Вообще не понятно, на каком основании граждане этой, самой большой в мире страны, считают его своим благодетелем… Ах, эта загадочная русская душа!» Ну, и так далее, в том же духе.

— Что это за порнография?! — возмутился я. — Зачем им понадобилось об этом чирикать? Заняться нечем, что ли? Сочиняют бредни о «дьявольской» роли Путина и Сталина в российской истории! Вот потеха! А вы видели, что они пишут здесь?

— Видел, конечно.

— Ох, черти…

— Довольно тебе браниться! Ты лучше спасибо скажи за это американцам!

— За что — за это?

— За стимул, который они для России создали!

— За стимул? Так это они создали, что ли?..

— Да, да, это они! У нас ведь одна, связанная с ними цивилизация! Когда они говорили, что мы не совершенны — мы совершенствовались, когда они говорили, что мы не правы — мы правели! А когда говорили, что мы отстаём — мы догоняли! Вот так и догнали… ребят этих.

— И уже перегнали, я вижу!

— Перегнали, да. Догнали и перегнали, всё чин чинарём!

— Ну, тогда им спасибо!

— А-ха-ха-ха! — рассмеялся дед тут же. — Понравились читатки? Заходи ещё!

— Куда?

— В твиттер мой: https://twitter.com/tvitt_gazeta

— Зачем?

— За тем.

— В твой?

— В мой!

— А куда?..

— Сюда! — дед тыкнул пальцем в экран.

4

— Дед, а чего они все так нахохлились? Сами же этого хотели! Вот паразиты, сякие-эдакие… Почему им так плохо вдруг стало от того, что Путин сделал для России много хорошего?

— Вопросы эти — не ко мне!

— А на кого мне их развернуть?



— Ну, парень… Это тебе на Соколовку надо!.. На Соколовку разворачивай, и туда кати!.. А здесь люди простые живут.

— В Соколовке какие-то особенные, что ли?

— Там люди сведущие, они тебе всё объяснят.

— А как мне попасть в Соколовку?

— Это далече будет… Значит, так, — дед почесал в затылке и по-свойски похлопал меня по плечу, припоминая путь на Соколовку… — Пойдёшь прямо сейчас, потом повернёшь направо, пройдёшь километров дцать, после чего повернёшь налево, потом опять прямо, и опять налево… Ну, и иди, иди дальше, иди далеко… Пройдёшь дцать деревень… Остановишься у последней, спросишь у местных: «Где здесь Соколовка?» Они тебе ответят: «А налево!».

— Да что ж, блин, такое? Опять налево?!

— Не опять, а снова! Повернёшь ещё раз налево, пройдёшь метров 700 и увидишь там, на хуторах вышних, близ старой марсианской деревеньки, историков. Только к ним не поднимайся, незачем, сворачивай и иди дальше.

— Налево?

— Нет, прямо!

— Да когда же Соколовка, дед?!

— Погодь ты со своей Соколовкой, парень!.. Все уши уже прожужжал… Соколовку он захотел… Ишь ты, шустрый какой! Пройди сперва деревню историков, за ней увидишь ты атомную электростанцию с водоёмом, подогреваемым ею же — а в том водоёме плещутся рыбы диковинные под плёнкой… — дед развёл руки в стороны, — вот такие!

— Ах, не может быть! Зачем они там нужны?

— В водоёме? Не знаешь, зачем рыб разводят в водоёме? На уху чтобы удить! Осетры там водятся, плотва… Рыба икру мечет, а рыб — на уху! В лотках она булькает… Но ты не отвлекайся на прелесть эту, иди, парень! Пройдёшь места эти, и увидишь…

— Соколовку?!

— Не-е-ет, Замёрзшее море!

— Далековато же, дед!

— Что ж делать, ты меня спросил — я тебе объясняю, как пройти. Это тебе сейчас кажется, что далеко, а когда пойдёшь — к концу недели дойдёшь, обязательно!

— Ну спасибо! Утешил.

— Ты, главное, смотри: не сбейся там с пути, не заплутай! А то ведь некому вызволять будет… Как только выйдешь на Замёрзшее море — увидишь старую стартову площадку оттуда, с неё ракеты запускаются в Космос. А вот за ней уже, почти сразу, версты две за ней, и — Соколовка!

— Ну, наконец-то! Слава Богу!

— Если заплутаешь, то вот тебе мой адресок «В контакте» домашний — дед протянул мне визитку. Я тебе дорогу там ещё подскажу, если что не так пойдёт — выручу тебя!

— Спасибо. Дед, а Замёрзшее море от чего замёрзло? Кто виноват в этом ЧП?

— Я не знаю. Давно это было!

— Путин?..

— Нет, это точно не он. До него ещё!

— Горбачёв?!.

— При Горбачёве не здесь всё позамерзало, сынок! Позамерзало, да не здесь!

— А, может быть, у марсиан был свой Горбачёв?

— О прошлой цивилизации сведения сохранились кое-какие, но о Горбачёве в них ничего нет. Может быть, и был, на пару с Яковлевым. Гадать не буду.

5

Я взял на память ещё одну приглянувшуюся мне газету-газетищу, прочитав заголовок в ней: «Поднятая целина»!

«Мы сделали это быстрее, чем планировали!..» — с таких слов начиналась статья об успешных разработках целинных земель на Марсе. — «Нивы золотые, зрелые хлеба! Будет людям счастье!.. Будет ли? Когда?

На Марсе принялись выращивать хлеб! Пока что только на экспериментальных зерновых полях… — написала марсианская газета. — Поначалу учёные думали, гадали: с чего следует начать? Как к такому непростому делу следует подступиться, чтобы оно пошло? Но вот… пришла экстренная разнарядка из Москвы: «Распахать всё, засеять!..», и начальник первой марсианской посевной станции распахал всё тогда при помощи беспилотников, засеял — без вопросов! Вот так и подняли марсианскую целину! Слава трудовому народу! Ура, ура, товарищи!»

К-700

— Дед, а правду же говорят, что чем больше кушаешь продуктов местных, тем реже болеешь? — спросил я, откусив от марсианского яблока.

— Это правда. Если в почве нет токсинов и вредных примесей.

— А если они есть? — я с тревогой посмотрел на яблоко и убрал его, от греха подальше, за спину спрятал.

— Тогда умираешь быстро, но… тоже не болея! — отшутился дед. — Нет на самом деле здесь у нас никаких токсинов. Все плодородные почвы хорошо просеяны, очищены от вредных веществ и обогащены полезными для жизни минералами, при помощи специальных сельскохозяйственных геоходов СГМ-18 это было сделано. Поэтому мы здесь едим продукты местного растениеводства и живём на Марсе в своё удовольствие! Живём и не тужим! Для тех, кто родился на Марсе либо рискнул остаться у нас навсегда, марсианские продукты полезнее привозных, это правда, потому что когда те через Космос везутся, они ещё и облучаются радиацией… А у нас люди приспособленные — к здешнему климату, к условиям тутошним, к общепиту, поэтому продукты выбирают доморощенные. Кто не привередлив. Всяк старается поддерживать себя в форме и своё физическое состояние держать в положительном тонусе… Пойдём-ка со мной во двор, я тебе покажу овощ!

Мы пошли с ним во двор, который находился у деда под широкими навесами, рядом с домом, под полупрозрачной крышей из стекло-полипропилена. Во двору располагались строения: сарай, дом, баня, летняя кухня, зимняя кухня, а также дедовский огород — как одна большая теплица.

Грядки на огороде были аккуратно возделаны. Тонкие зелёные стручки, на удивление ровные, тянулись к марсианскому солнцу, им хотелось побольше тепла заполучить… Дед выдернул сразу из земли, специально для меня, несколько крючковатых морковок, толщиной с мизинец, и сказал:

— Вот, это всё, что земля здесь родит. У меня сын на ферме агрономом работает, так он семена для меня достаёт… Я на следующий год попробую другой сорт моркови посадить, а пока только такая…

И угостил меня ею.

2004г.