Кузбасс

Михаил Масленников
Февраль. Вспомнилось

     Был у меня директор фильма, Игорь, еврей такой настоящий, из Жванецкого, совсем взрослый. Я - еще мальчишка, снимаем в Сибири, Кузбасс. СССР
     А в Кузбассе сплошные забастовки, а секретарь КПСС - выпускник в прошлом какой-то музыкальной бурсы, типа поет хорошо. Баритон.
     Секретарь увез нас в гости в избушку на снегу, ну на джипах, все как у взрослых. Нас - это Игоря и меня.
     Накануне мы сняли - как он поет.
     А еще демонстрацию сняли - шахтеры, тысячная толпа, чем-то недовольны, ну матерятся итд, ругаются... Лозунги над головами, буквы там написаны какие-то.
А он пел так - у рояля распахнутого черного сверкающего, рядом пианист такой в бабочке.
     А наутро назначена съемка, выезд куда-то далеко.
     Ну мы в баньке попарились, выпили там в избушке самогонки или что-то такое, я говорю:
   - Ребята, съемочная группа меня будет ждать, надо бы мне вернуться в город.
     А он толстый такой - ну, секретарь КПСС.
     Давай меня отговаривать - куда ты попресся, три часа ночи, тут степь.
Да и машины отпустили, приедут завтра.
     Я уперся и поперся - вроде где-то станция тут, вроде недалеко.
     Мобильников не было, это СССР, расписания никто не знал.
     Температура под 30, снег рассыпается - много, хрустящий, реально - по пояс...
     Даже к рукам не липнет.
     Думаю: "Интересно, есть ли здесь волки? Не слопали бы меня." Ну так отстраненно думаю, я собак не боюсь в принципе, по природе.
     Догреб я по звездам до какой-то платформы, а тут и электричка приехала.
Гостиница наша была недалеко от вокзала.
     Я пришел, а уже утро
     А ребята - ну, оператор, осветитель, звукорежиссер, ассистент - просыпаются и говорят:
   - Че тебя принесло? Мы сразу поняли, что никакой съемки не будет!..
     Нет, ну я там чуть не отдал концы, а вы тут...
     В общем, я рассердился и склеил потом эпизод на чугунном кинаповском монтажном столе.
     Стоит чувак (в первозданном значении слова), толстый, лоснящийся, в черном смокинге у черного блестящего рояля
     В черном костюме аккомпаниатор - аккомпанирует (с черной бабочкой на белой манишке).
     Поёт (хорошо, надо сказать, поет, чистенько так!) - Первый Секретарь Обкома КПСС! - значок-флажок на лацкане -
   - О еееесли б мог выыыыразить в звууу-ууке всю сиии лу страдааааний моих!...
     И тысячная толпа в Новокузнецке, потом в Кемерове, в Лесосибирске - на улицах, лезут в камеру, кричат - беззвучно, только романс слышен, и на Красной Площади касками шахтерскими фигачат по булыжнику.
     А секретарь Партии у рояля продолжает:
   - В ду-шееее моей стихли бы муки,
     И ропот сомненья затих...