Фермопилы и историческая коньюнктура

Юрий Лазин
Спартанцы никогда не называли себя спартанцами, а свой город Спартой. Город их назывался Лаконией, а страна Лакедемоном. Соответственно и сами спартанцы называли себя лакедемонянами. Поэтому на их щитах и красовалась греческая буква "лямбда". Спартанцами лакедемоняне стали с лёгкой руки римлян, захвативших Грецию и узнавших, что греки называют себя спартиотами, (что означало свободные граждане). Отсюда и пошло имя спартанцы, которое известно всем в мировой истории. Впрочем, не будем менять привычное обществу название лакедемонян, чтобы не было путаницы.

В 480 г. до н.э.  небольшое греческое войско, под предводительством спартанского царя Леонида,  задержало в узком Фермопильском проходе огромное  войско персов и подчинённых им вассалов.  Поставленные перед герческим войском задачи, царь Леонид не выполнил. Персов не удалось задержать более чем на три дня боёв. (перед боями были 4 дня переговоров) Подкрепления не подошли. Греция, видите ли, не успела закончить проходящие в это время празднества  Карнеи, совпавшие с 75-ми Олимпийскими играми, после которых греки собирались начать активные боевые действия.  К трёмста спартанцев царя Леонида примкнули бойцы из нескольких греческих городов, которые находились за Фермопилами.  Проход персов грозил уничтожением их городам в первую очередь. Бои у Фермопил, были единственной возможностью сдержать большое войско врага малыми силами. А больше, за короткий срок, собрать не получалось. Таким образом, за спартанцами пошли: пириеки, мантинейцы, тегейцы, аркадские орхоменцы, аркадцы, коринфяне, флиунтцы, микенцы, феспийцы, малийцы, фиванцы, фокийцы, опунтские локры. Всего не менее 5 200 человек (по некоторым данным 7 700) 300 из которых спартанцы. ( Есть версия, что у каждого спартанца было от одного до двух оруженосцев, из числа обращённых ими в рабов,илотов. Также есть мнение, что илоты  могли принимать участие в бою. На соотношение сил это, в целом, не влияет.)И вроде не так уж мало, но против 250 тысяч персов, слёзы. Именно поэтому поражение греков под Фермопилами воспринимается людьми, как их победа.

Может быть поэтому, до сих пор, и кинематограф и  литература склонны спекулировать ситуацией, представляя всё так, будто такую армию персов 300 спартанцев сдерживали только сами. Понятно, что такая гипертрофированная фантасмагория порождает совершенно нереальные сюжеты.  Авторы неисторичных сценариев придумывают фантастические способы, с помощью которых 300 спартанцев могли бы удержать в ущелье 250 тысяч персов.  Вплоть до складирования вражеских трупов в огромную стену, которая впоследствии обрушивается спартанцами на врага, да так, что под обрушенной стеной погибают сотни вражеских воинов. Заставить бы автора сложить такую стену из манекенов, а потом пусть столкнёт её. Но это снято и демонстрируется. Я представляю, как извращались бы кинематографисты, если бы древние историки хоть намекнули на какое-то подобие ракеты у греков, но нет. А жаль. Вот было бы поле для фантазии. Оставим всю эту ложь на совести киношников.

Понятно, что всей этой фермопильской славе предшествовала внутренняя политическая борьба в Греции.  Кто-то  готов был сдаться на милость победителя. Кто-то ждал решений  из других городов. Не было единства. Враг уже переступил порог общего дома, а греки праздновали Карнеи и это было основанием для того, чтобы не отвлекаться на какую-то там войну. Во время проведения олимпийских игр останавливались все войны в Греции, но персы-то с этим не считались. Вот бы они удивились, если бы узнали, что греки не сопротивляются из-за начавшихся олимпийских игр.  А ведь кто-то уже и сдался врагу. Македония была оккупирована персами.  В этой ситуации победа спартанцев с их союзниками стала бы фактором,  объединяющим всю Грецию.  Но, в итоге, этим фактором стала их героическая гибель. Кроме того, их трёхдневная война заставила персов засомневаться в собственных возможностях в этой непонятной для них Греции.

Обойти греческое войско можно было двумя путями. Один из них, это высадка морского десанта позади Фермопил. Нужно было пройти пролив Артемиссии и просто высадить воинов в тылу у греков. Однако греческий флот(в основном афинский), впятеро меньший чем у персов, не пропустил ни одного персидского корабля и в битве при Артемисии сумел задержать персов ценой сопоставимых с персами потерь. Иными словами, греки потеряли столько же кораблей, сколько и персы. но позицию удержали. Морской десант высажен не был. Зато к греческому флоту перешли несколько кораблей из персидского флота, которые были завербованы персами в Ионической Греции, уже оккупированной ими.  Ионические греки не стали воевать против своих. Возможно, они жаждали отмщения за жестокий захват персами территории Ионической Греции. Сейчас это можно только предполагать, но факт остаётся фактом. Ионическая Греция неоднократно восставала против персов.
  Вторым путём являлась обходная тропа через горы, о которой мало кто знал.
 
Предателей (сейчас их называют колаборационистами, а тогда называли предателями) в Греции, как и в любой другой стране всегда хватало. Узнав о существовании обходной тропы, царь Леонид отправил на её защиту 1000 фокийцев. Последние, увидев многочисленный отряд персов, который провёл Эфиальт, грек- предатель, отступили от тропы, чтобы занять наиболее удобную позицию для построения фаланги. Однако персы не стали сражаться, а поставив против фокийцев заслон из пары тысяч воинов, основными силами в 7-8 тысяч человек прошли по освободившейся тропе в Фермопилы. Фокийцы им были не интересны. Единственно что успели сделать фокийцы, отправить к Леониду бегуна, который и сообщил о прорыве персов. О дальнейшей судьбе этого фокийского отряда история умалчивает. Никто не называет их предателями, или глупцами, но и героями они тоже не запомнились, хотя, вполне вероятно, им пришлось принять бой на той позиции, которую они выбрали.  Об их сдаче в плен нигде не упоминается. Возможно там они и погибли в неравной схватке.

Узнав, что предатель повёл персов  в обход Фермопил и их должны окружить, Леонид срочно отправляет основную часть воинов назад в свои города, но оставляет с собой  воинов из Фив, и Феспии.  Он понимал, что врага нужно подольше задержать, чтобы дать время отступающим войскам уйти от возможного преследования многочисленной персидской конницы. Леонид знал, что одними спартанцами, измождёнными в ходе трёхдневных боёв, сделать это будет невозможно.  Даже с фиванцами и феспийцами, Леонид располагал около 1 тысячи бойцов. Вскоре появляется  отряд в 10 тысяч персов прорвавшийся через фокийцев. Спартанцы, феспийцы и фиванцы отступили, чтобы занять небольшой холм у скал, и чтобы лишить противника возможности атаковать их с тыла.  Во время этого отступления фиванцы отделились от остальных греков и сдались в плен персам.  Кто-то утверждает, что Леонид знал о намерении фиванцев сдаться и специально оставил их с собой. А чтобы показали себя наглядно. Ну и показали. Дальше существует два разных исторических свидетельства. Геродота, и Диодора Сицилийского. Первое. Оставшихся бойцов персы забросали камнями и стрелами, чтобы не умирать под греческими мечами. Второе. Спартанцы и феспийцы, под покровом темноты напали на лагерь персов и до утра успели уничтожить много персов в надежде убить самого Ксеркса. Когда паникующие персы, под утро, увидели, что греков мало, они  перебили их  с расстояния стрелами и камнями. Думаю, что первая версия более соответствует действительности, но результат один. Героев перебили с расстояния, боясь их мечей.

О предательстве фиванцев. (Фивы в дальнейшем воевали вместе с персами против остальной Греции) ни один из существующих фильмов не говорит. Это не спроста.  Если заявить о присутствии фиванцев, то встанет вопрос и о том, что кроме спартанцев, в Фермопилах могли быть и другие войска. А это уменьшает эффектность чудесного подвига самих спартанцев.  Как  же без этого? А кроме того, хочется представить греков, как свободолюбивый и готовый к самопожертвованию народ. Не нужно никого идеализировать. Народ как народ. Что было, то было. Присуще ему было всё. И героизм и предательство.

Феспийцы, в отличие от фиванцев, до конца исполнили свой долг перед родиной. Есть так же версия о том, что феспийцы сами остались в Фермопилах, но это ничего не меняет. Город Феспия ближе всех к Фермопилам. Они погибли плечом к плечу со спартанцами, но их подвиг остался не озвучены ни историкам и, ни современным кинематографом. А как же. Феспийцев изначально было 700 человек.  К моменту последней схватки, их и спартанцев осталось не более 500 человек. Но вот беда. Спартанцы известны чуть ли не поимённо, а из феспийцев известны только имена командира Демофила и самого сильного воина, Дифирамба. Но и Дифирамб, и Демофил, и все феспийцы остались неизвестны истории, причём и древнегреческой в том числе. Только лет 20 назад в Фермопилах был поставлен памятник погибшим феспийцам, который символизирует невозможность  феспийцев воспользоваться своей славой.
А подвиг остаётся подвигом. "Мёртвые сраму не имут". Это не важно, сколько их было. (Древние историки говорят о гибели около 4 тысяч греков успевших уничтожить 20 тысяч персов.) Они просто защищали родину. 

Американцы, снявшие первый фильм про 300 спартанцев в конце фильма  озвучивают версию о том, что 300 спартанцев защищали не что иное, как древнегреческую демократию. Как будто демократия дороже родины. Но тут нет ничего удивительного. Демократия, это та ценность, которой власть США спекулирует всю свою недолгую историю существования. Под эгидой демократии оправдываются государственные преступления и обосновываются вмешательства в дела других стран. Хотя У. Черчиль говорил, что демократия, это худшее из того, что придумало человечество, если не принимать во внимание того, что было придумано до неё. (не дословно)

Спартанцев очень долго делали визитной карточкой Греции. Причём ещё в древние времена. Насколько это было правильно и правильно ли это вообще, можно не говорить. Героизм, боевая подготовка и дисциплинированность спартанцев были реальными, но прославил Спарту философ и законодатель Ликург, по законам которого Спарта и существовала многие сотни лет. Есть легенда: перед смертью, Ликург сказал спартанцам, что он умрёт вдали от родины. Его могила будет безвестной для спартанцев, но когда они найдут её и перезахоронят  прах Ликурга в Спарте, законы Ликурга действовать перестанут. Спарта перестанет быть Спартой. Легендой был этот сюжет, или нет, но всё так и вышло. Спустя около 300 лет после смерти Ликурга на неизвестной спартанцам чужбине, спартанцы отыскали его могилу и перенесли прах Ликурга домой. С тех пор Спарта по законам Ликурга не живёт. Я думаю, что просто время внесло свои поправки в законы Ликурга и перенос его могилы на родину, уже никакой роли сыграть не мог. Но так совпало.

Боевое искусство спартанцев высоко ценилось не только во всей Греции, но и за её пределами. Если несколько городов объединялись со Спартой в той или иной войне, то в объединённом войске, спартанские воины всегда стояли в первых рядах. Даже если их количества хватало только на один ряд, то это был первый ряд. Они не просто лучше всех дрались, но и дисциплинировали остальных воинов своим примером дисциплины и мужества. Однако не стоит слишком идеализировать Спарту. Не всё там было просто. Интересен в этой связи  случай, происшедший задолго до Фермопильского сражения в 545 г. д.н.э. Надо сказать, что случаев в истории Спарты хватало.

БИТВА ЧЕМПИОНОВ.
В 545 г.днэ. войска Спарты и Аргоса  встретились для битвы возле города Фирей. Полководцы договорились о том, что сражаться будут не все армии, а по 300 лучших воинов с каждой стороны. Битва должна была длиться до последнего воина. С чьей стороны останется хотя бы один живой воин, та сторона и будет считаться победившей в войне. Для чего это было нужно? Да чтобы не терять большое количество воинов в междоусобной войне. Возможно у спартанцев войско было больше, но они, вполне обосновано, были уверены в победе.
Битва длилась целый день и в конце осталось в живых трое воинов. Со стороны Аргоса два бойца и со стороны спартанцев раненый боец по имени Офриад. Будучи уверенными, что все спартанцы повержены, аргосцы ушли в свой лагерь, однако раненый Офриад вернулся к своим и заявил (возможно, его так научили), что аргосцы сбежали с поля боя. Впоследствии, на переговорах между полководцами Офриад публично заколол себя, как бы не желая сносить позора учинённого сбежавшими с поля боя аргосцами, которые лишили его возможности победить. Лицемерность Офриада была явной, поскольку обвинить аргосских бойцов в трусости после такой битвы не представлялось возможным. Однако спартанцы свидетельство Офриада предъявили как истинное и отказались признавать победу Аргоса в битве чемпионов. На следующий день состоялась  битва в которой победили спартанцы.
Спустя 60 лет после Фермопильского сражения, в 420 г.днэ. ( через 125 лет после битвы чемпионов) аргосцы предложили спартанцам повторить битву чемпионов. На этот раз, такие героические спартанцы от предложения уклонились. А иди знай этих аргосцев. Аргос, место рождения Геракла.

ЧЕМПИОНЫ. Это исключительно победители греческих олимпийских игр. Люди прославленные реальными достижениями в состязаниях благодаря своей физической силе и  подготовке. Их узнавали во всей Греции и во время междоусобных войн, попавших в плен олимпиоников, отпускали домой, проявляя к ним уважение. Видимо среди олимпиоников Аргоса было больше заслуженных чемпионов. Спартанские олимпионики имели одну важную для них привилегию. В бою они шли в одном ряду с царём. Царь спартанцев всегда шёл во втором ряду. Первый ряд занимали опытные воины около 40 лет, имеющие семьи и детей. В поход под  Фермопилы царь Леонид взял только воинов имеющих семьи.