Сталкивать в конфликте...

Анатолий Шуклецов
Драма – искусство столкновения идей. Бернард Шоу. // В пьесе должна быть крупная проблема. Виктор Розов. // Драматурги – регулировщики человеческих отношений. Но сумасшедшие – потому что люди улаживают эти отношения, а мы должны их сталкивать в конфликте, всё время создавать катастрофы для наших персонажей. Марио Кьюст, американский сценарист. // Нет конфликта, нет и драмы. Противник может быть на сцене и вне её, за кулисами, но он непременно присутствует в драме. Три задачи драматурга: первая – создать ситуацию, вторая – подвести к ней действие, третья – выпутаться из неё. Бернард Шоу. // Что есть искусство создания драматического произведения? Это талант удерживать внимание читателя прикованным к медленно развивающемуся конфликту. Все драматические произведения были написаны по схеме: персонажи вступают в конфликт, ведущий к кульминации. Исключений нет. Джеймс Фрэй. // Пьеса строилась на движении к развязке. Леонид Борисов. // По моему мнению, современные писатели вообще перестали понимать, что такое драма. Драма не должна слепо пересказывать всю жизнь человека, но раскрыть его сущность, поместив в какие-то особые обстоятельства, переворачивающие его судьбу. В драме должен быть непременно узел, центр, из которого всё бы исходило и к которому всё сходилось бы. Главное в театре – это развивающееся, разрастающееся действие, движение. Каждый персонаж у Шекспира действует и понятно, почему именно так. Лев Толстой. // Действие – душа драматургии. Первую половину жизни Александр Дюма посвятил театру. Его пьесы заставили говорить о нём, как о выдающемся драматурге, обладающем врождённым качеством для работы в этом жанре – умением строить напряжённое действие. // Каждое действие я оканчиваю, как рассказы: всё действие веду мирно и тихо, а в конце даю зрителю по морде. Антон Чехов. // Как должна строиться пьеса: первое действие должно быть понятным, а последнее – коротким. Жан Кокто. // Если в пьесе все сцены написаны с одинаковой силой, то её провал обеспечен: зритель такого напряжения выдержать не сможет. Начало должно увлекать и что-то обещать. В середине должен быть один потрясающий эффект. Перед финалом нужен эффект поменьше, без напряжённости. Всё остальное может быть каким угодно. Экстракты в театре не проходят. Всеволод Мейерхольд. // Мотивы, предшествующие действию, по большей части изменяются во время действия, а после него выглядят уже совсем по-другому. Это важное обстоятельство, которого многие драматурги не замечают. Фридрих Геббель. // Михаил Булгаков рассказал на двух страницах «Театрального романа» о том, как пьеса «Дни Турбиных» была написана. На мой взгляд, эти две страницы являются не чем иным, как изящным руководством для создания инсценировок. Вениамин Каверин. // Писать киносценарий нужно так, будто сидишь в зале кинотеатра, и перед тобой на экране идёт лента. Виктор Розов. // …движется сцена, шумит аплодисмент, рожи высовываются из лож, из райка и кресел и оскаливают зубы. Николай Гоголь, в часы работы над комедией.