Ликующая муза А. С. Пушкина

Татьяна Латынская
«Ликующая муза»
Литературный вечер, посвященный А.С. Пушкину
Сценарий
1м.  Сергей Прокофьев «Пушкинский вальс»
1к.          Портрет Пушкина
    «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин» (А. Блок) Мы знаем о Пушкине почти все: где родился, где крестился, где венчался, как жил и с кем дружил. Знаем его предков и потомков. Имена женщин, с которыми был близок. Да, мы знаем о Пушкине много. Но почему Федор Достоевский назвал его одним из неизвестных великих людей? Каков он был, наш Пушкин? Стараниями мемуаристов, литераторов сложился образ Пушкина – беспечного жуира, балагура и кутилы, дамского угодника. Уж на что Цветаева ценила в Пушкине бунтарское начало («Бич жандармов, бог студентов») но и та не удержалась, добавила: «Желчь мужей, услада жен». Но совершенно очевидно, что жизнь великого поэта не состояла из одних кутежей и ухаживаний. Ведь он писал. Много писал. А еще думал об устройстве далеко не блестящих фамильных дел. А его взаимоотношения с царем и его окружением, ссылки и преследования. Ближе всего к истине те, кто отмечал двойственность натуры Пушкина. Например, критик и историк Скабичевский Александр Михайлович в конце 19 века говорил:
«Пушкин постоянно жил какою-то двойной жизнью, как будто в нем под одною телесной оболочкой были соединены два человека, нисколько не похожих друг на друга, и в то время как один Пушкин, заносчивый, высокомерный денди, задорный бретер,  игрок и волокита, другой Пушкин, скромный и даже застенчивый с нежною и любящей душою, поражал усидчивостью и плодотворностью своей умственной деятельности».
Поэзия Пушкина не только прекрасна, изящна, но и мудра. А мудрость приобретается в нелегких  испытаниях, в драматических коллизиях судьбы. Но давайте все-таки вернемся к началу, к дню рождения поэта:
2м. Вальс Грибоедова
2к. Детский портрет Пушкина
3к. Рисунок Нади Рушевой
В метрической книге церкви Богоявления в Елохове на дату 8 июня 1799 г., в числе прочих, приходится такая запись:
Мая 27. Во дворе колежского регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца его Моёра Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещён июня 8 дня. Восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина
Летние месяцы (1805—1810) будущий поэт обычно проводил у своей бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал (1745—1818, урождённой Пушкиной, в подмосковном селе Захарове, близ Звенигорода, которая сокрушалась:
«Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что ничем его не уймёшь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины»
4к. Царскосельский лицей
5к. Юный Пушкин
             19 октября 1811 года началась жизнь Императорского Царскосельского лицея, как уникальнейшего явления в истории русской культуры.
Лицейские времена. Вот отсюда - то все и начинается. Здесь истоки Пушкина, как личности, настолько духовно - свободной,  что иногда это было жестоко и мучительно для него самого!
ЦАРСКОЕ СЕЛО
Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений,
О ты, певцу дубрав давно знакомый гений,
Воспоминание, рисуй передо мной
Волшебные места, где я живу душой,
Леса, где я любил, где чувство развивалось,
Где с первой юностью младенчество сливалось
И где, взлелеянный природой и мечтой,
Я знал поэзию, веселость и покой...
 
1817-1819г.г.
В те дни – во мгле дубравных сводов
Близ вод, текущих в тишине,
В углах лицейских переходов
Являться муза стала мне
                «Евгений Онегин»

      Комовский Сергей Дмитриевич (1798—1880) — лицейский товарищ Пушкина вспоминает:
«А. С. Пушкин, отличался в особенности необыкновенною своею памятью и превосходным знанием французского языка и словесности. Кроме того, он охотно учился и наукам историческим, но не любил политических и ненавидел математических. Не только в часы отдыха от учения в рекреационной зале, на прогулках в очаровательных садах Царского Села, но нередко в классах и даже во время молитвы, Пушкину приходили в голову разные пиитические вымыслы, и тогда лицо его то помрачалось, то прояснялось, смотря по роду дум, кои занимали его в сии минуты вдохновения. Вообще он жил более в мире фантазии. Набрасывая же свои мысли на бумагу, везде, где мог, а всего чаще во время математических уроков, от нетерпения он грыз обыкновенно перо и, насупя брови, надувши губы, с огненным взором читал про себя написанное».
П. А. Плетнев "Природа, кроме поразительного таланта, наградила Александра изумительной памятью и проницательностью. Ни одно чтение, ни один разговор, ни одна минута размышлений не пропадали для него на целую жизнь. Его голова, как хранилище разнообразных сокровищ, полна была материалами для предприятий всякого рода. Только с виду рассеянный и невнимательный, он из преподавания своих профессоров уносил более, нежели товарищи".
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена»
19 октября 1825
  6к.   Портрет Куницына А.П .
   « Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения! Нет! Да не развратит мысль сия вашего воображения. Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями!» Александр Петрович Куницын - адъюнкт - профессор " нравственных наук.  «Наставление воспитанникам»
И в 16 лет лицеист Пушкин пишет:
Великим быть желаю,
Люблю России честь.
Я много обещаю.
Исполню ли? Бог весть
1814 – написаны «Воспоминания в Царском Селе» Пушкиным в 15 лет для чтения на публичном экзамене при переходе с младшего трехлетнего курса Царскосельского лицея на старший. Из воспоминаний Пушкина: «Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, и хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…»
«Я не умер, — воскликнул Державин. — Вот, кто заменит меня».
На последовавшем за экзаменом парадном обеде Разумовский, довольный впечатлением произведенным на гостей молодым поэтом, сказал отцу Пушкина: «Я бы желал, однако же, образовать сына вашего в прозе…» На что Державин ответил: «Оставьте его поэтом». Жуковский-Вяземскому 1815г.:
«Я сделал еще приятное знакомство! С нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Милое живое творение! Это надежда нашей словесности!»
Вяземский-Батюшкову 1815г.:
 « Что скажешь о сыне Сергея Львовича? Чудо и все тут. Его воспоминания вскружили нам голову с Жуковским. Дай бог ему здоровья и учения, и в нем будет прок, и горе нам! Задавит, каналья!»
7к. Картина Репина «Пушкин на выпускном экзамене»
1817 г. Лицей    закончен. Пушкин входит в аристократические круги Петербурга, блещет талантом, остроумием, волочится за светскими красавицами,  то и дело поражает остротой эпиграмм, опасной шуткой.
8к. Петербург столичный или Пушкин в свете (в театре и т.п.)
ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК

Ты прав — несносен Фирс ученый,
Педант надутый и мудреный —
Он важно судит обо всем,
Всего он знает понемногу.
Люблю тебя, сосед Пахом, —
Ты просто глуп, и слава богу.
 За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно —
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно. 
 Не то беда, Авдей Флюгарин,
Что родом ты не русский барин,
Что на Парнасе ты цыган,
Что в свете ты Видок Фиглярин:
Беда, что скучен твой роман

ЧТЕЦ:
Б.М. Федорову
Пожалуй, Федоров, ко мне не приходи;
Не усыпляй меня - иль после не буди.
«Молодое буйство» Пушкина беспокоило старших друзей поэта: Батюшкова, Жуковского, Вяземского…в особенности Батюшкова.   Батюшков пишет о молодом Пушкине: «Талант чудесный, редкий! вкус, остроумие, изобретение, веселость. Ариост в девятнадцать лет не мог бы писать лучше. С прискорбием вижу, что он предается рассеянию, со вредом себе и нам, любителям прекрасных стихов»…в другом письме А.И. Тургеневу в 1818г.   «Не худо бы его запереть в Геттинген и кормить года три молочным супом и логикою. Из него ничего не будет путного, если он сам не захочет; потомство не отличит его от двух однофамильцев (В. Л. и А. М. Пушкиных, — Ред.), если он забудет, что для поэта и человека должно быть потомство... Как ни велик талант Сверчка, он его промотает, если... Но да спасут его музы и молитвы наши!»   
                Но в  то же время Пушкин общается с людьми, состоящими в тайных обществах, будущими декабристами, беседует с Чаадаевым. И в 1818 г. в 19 лет Пушкин вдруг  пишет крамольные стихи «Любви, надежды, тихой славы..»: Идеи гражданской свободы, служения отечеству, обсуждаемые в кругу этих людей, и отголоски бесед с Чаадаевым отражены стихотворении.
9к. Портрет Чаадаева
К ЧААДАЕВУ
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
1818 г.
Поэт взрослеет,  оставляя позади юношеские взгляды. Пушкин начинает задумываться о чём-то большем и значимом, чем просто литературная слава.
1819 год -  Пушкин в Михайловском. Пишет стихотворение «Деревня»  Через Чаадаева  Пушкин послал Александру 1 «Деревню». Так как в эти годы Александр еще поощрял всякие проекты, вплоть до конституционных, то, не найдя предлога для наказания, он велел «благодарить Пушкина за добрые чувства», которые внушает его произведение.
10к. Михайловское
3м.  Чайковский «У камелька»
ДЕРЕВНЯ
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой — я променял порочный двор Цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой — люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда...

Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в Истине блаженство находить,
Свободною душой Закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещенной,
Участьем отвечать застенчивой Мольбе
И не завидовать судьбе
Злодея иль глупца — в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
В уединенье величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде Невежества убийственный Позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное Судьбой,
Здесь Барство дикое, без чувства, без Закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь Рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого Владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой Витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
1819г.
1823 г. – Южная ссылка Стихотворение «Птичка», написанное в чужбине, во время южной ссылки, в новой, камерной форме. Уже нет пафоса «Деревни». Пушкин повзрослел. Пушкин отвлекает внимание цензуры: Посылая стихи Н. И. Гнедичу, поэт пишет «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в светлое воскресенье выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это»
ПТИЧКА
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
11к. Иллюстрация из «Кавказского пленника»

1824 г. – Южная ссылка. Пушкин пишет первое крупное произведение, поэму «Кавказский пленник». Свой замысел Пушкин объясняет кишиневскому приятелю Горчакову В.П. « Я в нем (в герое поэмы) хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи 19 века»
1р. Романс « Я пережил свои желанья» ( Муз. - М. Шишкина,  Исп.- В. Агафонов)
1825 г. «Прощай, свободная стихия!».- Пушкин покидает юг, прощаясь со  своими мятежными мечтами о побеге.
12к. Айвазовский «Прощание Пушкина с морем»
К МОРЮ
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.
Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег37,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег!
Ты ждал, ты звал... я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован38,
У берегов остался я...
О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.
Одна скала, гробница славы...39
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.
Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений40,
Другой властитель наших дум.
Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.
Мир опустел... Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Он едет в новую ссылку — в Михайловское
1825 г. – Друзья Пушкина - будущие декабристы – скрыли от него подготовку восстания, но Пушкин гениально предчувствует и пишет «беспечной веры полн»  «Вакхическую песню»:
 
13к. – Портреты друзей П.-декабристов
ВАКХИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ 
Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы!
Да здравствуют нежные девы
И юные жены, любившие нас!
Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте!
Подымем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Восстания декабристов подавлено, на престол пришел Николай 1, наступила
Реакция…
1827 год – Пушкин уже другой, он пережил смерть и ссылку друзей – декабристов, он преклоняется перед мужеством жен, отправившихся вслед за мужьями в изгнание:
 Передавая Муравьевой Александре Григорьевне свое знаменитое «Во глубине сибирских руд..» он с  горечью и с восхищением произнес: «Я очень понимаю, почему эти  господа не хотели принять меня в свое общество: я не стоил этой чести»
14к.- Портреты Волконской, Муравьевой – жен декабристов
Арион
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн,—
Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный...
Погиб и кормщик и пловец!—
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
1834г.- «Безумных лет угасшее веселье» прошло и Пушкин в 35 лет пишет:





Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит -
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля -
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
   
3м. Свиридов «Романс»
1836 г. «Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь – грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью и истиной, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству – поистине могут привести к отчаянию» (Письмо П.Я. Чаадаеву 1836г.)
Отчаяние привело Пушкина к  мысли, что «Зависеть от царя, зависеть от народа —не всё ли нам равно? Бог с ними…»
(ИЗ ПИНДЕМОНТИ)
Написано 5 июля 1836 г. 15к. – Портрет Пушкина (самый зрелый возраст)
ЭЛЕГИЯ
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино,— печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

   Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной
1830г.
Любовь для Пушкина была не просто сильным чувством, ярким переживанием, она была нужна ему как воздух, как  источник необходимой духовной энергии, которая питала все его творчество, саму жизнь.
"ИЗ НАСЛАЖДЕНИЙ ЖИЗНИ ОДНОЙ ЛЮБВИ МУЗЫКА УСТУПАЕТ, НО И ЛЮБОВЬ - МЕЛОДИЯ!" А.С.ПУШКИН

4м. Грибоедов «Вальс»
16к. – Портрет Елизаветы Воронцовой
СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела...
Как долго медлил я, как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!.. вспыхнули... пылают... легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди...
1825г.
Напечатано среди элегий сборника 1826 г. По-видимому, речь идет о письмах, которые получал Пушкин из Одессы от Е. К. Воронцовой.
17к.- Портрет А.П. Керн
2р.- К*** «Я помню чудное мгновенье» - Романс М. Глинки. ( Посвящено дочери А.П. Керн Екатерине - Исп. Д. Хворостовский
А. П. Керн (1800—1879) — племянница П. А. Осиповой; летом 1825 г. гостила в Тригорском и здесь постоянно встречалась с Пушкиным, а после отъезда была с ним в переписке (см. письма Пушкина в т. X). Впервые Пушкин встретился с ней в доме Олениных в 1819 г.

18к.- Портрет Осиповой А.И.
5м. – Глинка «Мазурка»

ПРИЗНАНИЕ      (К АЛЕКСАНДРЕ ИВАНОВНЕ ОСИПОВОЙ)
Я вас люблю — хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно,— я зеваю;
При вас мне грустно,— я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь — мне отрада;
Вы отвернетесь — мне тоска;
За день мучения — награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя,—
Я в умиленье, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой, в ненастье,
Вы собираетеся вдаль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествие в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви:
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
1826 г.  А. И. Осипова — падчерица Прасковьи Александровны Осиповой (Вульф)-хозяйка Тригорского
19к. – Портрет А.А. Олениной
1928-1929гг. – Анна Алексеевна Оленина

Ты и Вы
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!

4р.- Я Вас любил» Муз. Б. Шереметьева  Исп. Штоколов

Эта маленькая повесть о неразделенной любви была написана в 1829 г. Знакомство с Пушкиным произошло в конце 1810-х годов, когда поэт стал бывать в доме Олениных, который был центром литературной и художественной жизни Петербурга. Но сближение их произошло позднее, когда в мае 1827 года он вернулся из семилетней ссылки. Их первая встреча произошла на балу у графини Тизенгаузен-Хитрово. Позднее Пушкин часто посещал Олениных, а в их усадьбе, Приютино, был своим человеком[1]. Вяземский писал своей жене 21 мая 1828 года: «Ездил я с Мицкевичем вечером к Олениным в деревню в Приютино, вёрст за 17. Там нашли мы и Пушкина с своими любовными гримасами».
Анна Алексевна вышла замуж уже после смерти Пушкина в 1840 году в возрасте 32-х лет. Её мужем стал офицер лейб-гвардии гусарского полка Фёдор Александрович Андро (1804—1885), после смерти своего отца унаследовавший титул графа Ланжерона. В 1844 семья переехала в Варшаву, где Анна Алексеевна прожила около 40 лет. Её муж ревновал к прошлому и «всё, что некогда наполняло её девичью жизнь, не должно было более существовать, даже как воспоминание». После смерти мужа Анна Алексеевна переехала в имение младшей дочери Антонины Фёдоровны Уваровой в Волынской губернии. После смерти 18 декабря 1888 года её архив был разделён между дочерьми.               

1829г.
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.

Написано в мае 1829 г., во время путешествия в Арзрум. В. Ф. Вяземская, посылая в 1830 г. это стихотворение, тогда еще не изданное, в Сибирь М. Н. Волконской (Раевской), писала ей, что оно посвящено невесте Пушкина, Наталье Николаевне Гончаровой. В 3-й части "Стихотворений" 1832 г. Пушкин под 1829 г. печатал вместе стихотворения, вызванные поездкой в Арзрум, в качестве особого цикла, в такой последовательности: "Кавказ", "Обвал", "Монастырь на Казбеке", "Делибаш", "На холмах Грузии лежит ночная мгла", "Не пленяйся бранной славой", "Дон".

3р.- «Не пой красавица, при мне» (Рахманинов, Хворостовский)

20к.– Портрет Натальи Гончаровой
Когда в объятия мои твой стройный стан
Когда в объятия мои
Твой стройный стан я заключаю,
И речи нежные любви
Тебе с восторгом расточаю,
Безмолвна, от стесненных рук
Освобождая стан свой гибкой,
Ты отвечаешь, милый друг,
Мне недоверчивой улыбкой;
Прилежно в памяти храня
Измен печальные преданья,
Ты без участья и вниманья
Уныло слушаешь меня...
Кляну коварные старанья
Преступной юности моей
И встреч условных ожиданья
В садах, в безмолвии ночей.
Кляну речей любовный шопот,
[Стихов таинственный напев],
И [ласки] легковерных дев,
И слезы их, и поздний ропот.
1830 г. – Наталье Гончаровой - невесте

МАДОННА   
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Написано 8 июля 1830 г.

 6м. - Вальс Свиридова

21 к. Портрет Пушкина
– Заключительное слово
  Стихотворение А.С. Пушкина «Памятник»
1836 г.
7м. - Пушкинский вальс С. Прокофьева