Тропинками памяти

Артур Миханев
Ведро
Я беру старое, чуть погнутое и местами тронутое ржавчиной ведро и выхожу из избы.
Небо покрыто низкой пеленой облаков, где-то внизу шумит, бушуя, Вторая Фомкина.
Я иду в ее сторону, спускаюсь по крутому берегу, нащупывая ногой выбоины в едва заметной тропе.
Река стремительно несет свои воды в Кизир. У берега нет даже пятачка, чтобы встать. Я держусь одной рукой за рябину, наклоняюсь и зачерпываю ведром воду. Ведро мгновенно тяжелеет, тянет мою руку вниз и в сторону.
Надо подниматься. Спустя пару шагов меня кидает в слабость. Я с трудом перевожу дух и думаю: как же я завтра продолжу путь? Через каждый пять шагов я становлюсь отдыхать. Но вот, наконец, и терраса берега. Держа ведро на отлете, я подхожу к избе и ставлю его у двери.
Небо как будто бы стало еще ниже. Еще чуть-чуть и пойдет мелкий, холодный дождь. Надо растопить печь, потом забраться на топчан и закутаться в спальник. Пусть за окном идет дождь, но теперь у меня есть все, для того, чтобы его переждать.


Терраса
Удивительное, волшебное место есть между Первой и Второй Фомкиными речками. Эти шесть километров я всегда жду словно бы с нетерпением – хотя позади 18 километров от Пятого порога.
Дело в том, что участок тропы между реками идет по ровному, спокойному и легкому для прохождения месту. Кедровая терраса над Кизиром. Здесь нет крутых подъемов и спусков, тропа не петляет и не завалена буреломом. То далеко, то близко шумит река, а воздух пропитан теплым запахом кедровой хвои…
Всякий раз, приходя на Вторую Фомкину я понимаю, что шел достаточно долго – почти три часа. Но этот путь настолько легок, что время в пути почти не утомляет. Когда вдалеке зашумит Сенчит, я знаю, что уже за следующим поворотом меня ждет изба, знаменующая окончание важного отрезка пути.

Сон
Я пришел к избе истомленный. Хотя странно – ведь за день я прошел всего шесть километров. Но, тем не менее, бросив рюкзак и сполоснувшись из ведра, я, едва волоча ноги, вышел к полянке перед избой, развернул коврик и упал на него без сил.
Июль.
Пик жизни в тайге.
Почему же все полтора часа, что я спал, меня не укусил ни один комар?
Почему не спалило солнце, а лишь изредка оглаживало теплыми лучами?
Почему не потревожил сон дикий зверь – ведь печку я не растопил и дым по тайге не разнесло?
Не знаю.
Когда я встал, солнце уже зашло за верхушки высоких кедров. Где-то далеко на западе раскатился гром. Облака над головой стали тучами. Я озяб. Накинув куртку, подошел к кострищу и сел на березовую чурку. Возле белого пепла копошилась в траве подслеповатая мышь – искала что-то съестное. В шею уколол комар. А потом за шиворот упала первая дождевая капля. Я поднялся и начал затаскивать вещи в избу – мой разморенный отдых закончился.


Скала
Идти в тайге очень трудно. Дорогу преграждают, упавшие деревья, густой кустарник и даже мох, в который проваливаешься чуть не по колено.
И вот в минуты усталости с отчаянием думаешь – да куда же я так приду?! Ну ведь двигаюсь в час по чайной ложке?
Но вот что удивительно. Если не сдаваться и продолжать идти (все так же медленно) происходят чудеса.
Далеко-далеко слева от тебя, на том берегу реки, из тайги изредка проглядывает скала. Она настолько далеко, а ты настолько медленен, что ее вершина практически не смещается относительно тебя. Но спустя час или два, когда ты уже перестал на нее оглядываться, а направил свои силы на преодоление пути – вдруг понимаешь, что больше скалы не видишь. Она осталась позади. А ты в итоге прошел за день целых девять километров. И когда смотришь по карте пройденный путь, то не совсем понимаешь – как? Ведь ты был такой уставший, а тайга – такой трудной. Но, получается, если идти и не сдаваться, скала скоро останется далеко позади тебя…


Водопад
Людям нервным часто свойственно спешить – даже если времени в избытке. Вот так и я в своих походах – все лечу и лечу куда-то. И очень редко бывают мгновения, когда тебя отпускает. И тогда ты лежишь на ягеле и просто смотришь вдаль – а рядом шумит водопад…
Было это в июле, когда снег в Саянах еще не сошел. Склоны были пестры от него – и пестрым, в облаках, было небо надо мной.
А рядом шумел водопад. Я был так близок к нему, что казалось, будто он берет начало из самих облаков.
Не было потребности спешить. Куда мне спешить среди горной тундры, которая сама еще не проснулась от зимнего сна? Я смотрел вдаль – на Кинзелюкский перевал. Я ни о чем не думал, не переживал. Я ничего не планировал. Я просто был частью этого мира. Который уже сейчас имеет все, что ему требуется.