Пожа-а-а-ар

Михаил Кабан-Петров
"Только труд и переезд в деревню
 спасет это гребанное общество потребления"
         (Н. Пертякова (Фейсбук))



- Пап, - сказала вчера моя младшая дочь, - смени уже телефон!
- Зачем?! - опешил я.
- Он у тебя беспонт!
- «А маму тебе не сменить»?! - вырвалось у меня, … но не вслух.
 
Из принципа не сменю! Зачем? Работает нормально, в ладонь и маленький кармашек вмещается, мне удобно. И вообще без разницы по какому телефону и в который раз я не смогу до нее дозвониться, а, дозвонившись, буду вынужден пузыриться яростью и произносить родительские строгости!
Но, видимо, «что-то в мире происходит» и, видимо, чего-то не догоняю?!
Хотя моим ответом дочери вполне могли бы стать слова Натальи, взятые эпиграфом из ее первомайского обращения к народу в Фейсбуке. Но в деревню, как Наталья, я, конечно, никого не зову, тем более скопом. Скопом мы только все грядки там вытопчем да всю еду деревенскую, с нынешним нашим аппетитом, израсходуем в два дня! Точно не зову. В деревне жить непросто, сам там вырос и знаю о чем говорю. А такие прелести, как свежий воздух, парное молоко, душистые огурцы и пахучее сено оставлю мягкому дивану, себе же оставлю есенинский цилиндр! Хотя, признаться, и у самого зуд подобных мыслей, гоню их прочь, но все равно зудят, голова их сама зудит-думает, из-под цилиндра и с дивана думает - забуриться бы в глушь к чертовой матери от всех подальше! И ведь даже глушь такая есть на примете - одна укромная деревенька, затаившаяся в просторах Владимирского Ополья, - спряталась в стороне от дорог, с людских глаз долой…, бывал там несколько раз, малюсенькая, в одну улочку, зимой совсем никто не живет. А что, электричество там есть, и какая разница - из какой точки земли выкладывать в тот же Фейсбук свои картинки, - лайки и в глушь дойдут!
Да-а-а….., куда все идет, куда все катится?! – традиционный вопрос.   
В никуда, - традиционный ответ.
И эта традиционность убийственна, - человекам всегда, во все времена было свойственно теряться в смыслах своих времен. Большое, как говорится, видится на расстоянии. 
Но с миром действительно что-то и в очередной раз происходит, и это «что-то» совсем другое, чего раньше не было, и оно напрягает…  Социологи, или кто там, что Запад, умудрившийся проскочить построение развитого социализма и вместо него построивший просто развитое, еще в 60-е и 70-е очнулся вдруг лучшими умами своими и ужаснулся - оно, это развитое, стремительно деградирует в сторону простейшего пищеварения, изобилие всего и вся породило маниакальную страсть к потребилову, заглушившую все порывы и цели. Нам в те годы этого, конечно, было не понять, мы ели скромно - одухотворены много, мы за других строили осмысленную жизнь. То есть у нас была идея, а у них здоровое пищеварение!  О таком выплеске «развитого», как Энди Уорхол, тогда ничего не знали даже люди из моей профессиональной среды, а те редкие, кто и знал, все равно считали его шарлатаном. Теперь же, когда наши одухотворенные идеи получили прописку в области исключительно исторической, оставив свой след на черно-белых фотографиях в счастливых улыбках наших молодых родителей, на нас вдруг свалилось «развитое» с необходимость усиленного пищеварениея, и теперь куда ни глянь - сплошной «Энди», куда ни сунься - сплошной «Уорхол», а вместе с «Энди» и чума «развитого» - ненасытность. И, как всегда, ментально по-нашему, с размахом - ни хрена не производим, а съедаем и упаковываемся за десятерых!!!

Последнее время меня как-то потряхивает от гипермаркетов. Не люблю я их!  Но, естественно, бываю. Когда я оказываюсь там в выходные, меня плющит тележно-людское столпотворение, когда в рабочие, наоборот - относительное отсутствие народа и отовсюду выпуклое на меня «изобилие», - ну, не съем же я столько и не сношу!!!!  Особо не люблю «гиперы», когда оказываюсь там по-семейному. Не потому, что когда один, я точно знаю, что мне нужно, прямиком туда, где оно лежит, и бегом обратно, и не потому, что моя либэ фрау не знает, что ей нужно, просто на ней, как и на всех других, чужих «либэ», семейный очаг (пока еще и как бы), и она тоже покупает то, что нужно, но нужно для нас вообще, включая и нашу кошку Дымку. И она не бегом, как я (когда один), она ходит, выбирает, читает, щурясь, «состав», смотрит на цену и что-то кладет в тележку, а что-то возвращает обратно на полку, берет другое, снова читает и либо снова в тележку, либо снова обратно…  «Да бЕрИ тЫ уЖе!» - кипит во мне нетерпение.  В общем, как не крути, время от мертвой хватки в тележку до расставания с ней тянется мучительно медленно, тем более что я иду рядом, «ребенком» держусь за тележку и вынужденно глазею на бесконечные и заваленные потребиловом стеллажи и секции. При этом, как на свое отражение в печальном зеркале, смотрю на отрешенные лица некоторых других собратьев мужского пола, так же грустно и обреченно влекущих перед собою тележки. А на них и на меня, как из другой и неземной жизни, смотрят совсем другие - с рекламных плакатов - безумно счастливые мужчинки. Все они одинаково и неистово улыбаются, почти хохочут, их просто распирает одинаково отретушированным счастьем! Хотя мне представляется, что вместо счастья они искали просто радостную жизнь, где-то расковыряли ее, обрадовались и навсегда расхохотались!!! В этом смысле пластиковые манекены куда мне ближе. Они тоже все одинаковые, но их общее, отформованное выражение лиц такое, будто они всё-всё уже передумали, дошли до последнего предела и погрузились в сладчайшую нирвану вечного недумия.
Господи, когда же я расслаблюсь и каждым утром, просыпаясь, перестану напрягаться - зачем я «здесь»?!!!!!
Я не имею ничего против своей супруги, даже наоборот мне жалко ее, чувствующую, как минута за минутой, секция за секцией я превращаюсь в уголь и пепел!!! Правда, жалко уже после, когда от ярости останутся лишь тихие пузыри, как в лужах после грозы, а уголь и пепел обратно превратятся в алмаз.
Как-то я подумал, что если меня насильно оставить наедине на пару часов, например, пред полками, заставленными нескончаемыми рядами разнообразного майонеза, то я точно могу сойти с ума. Мне прям так и видится здоровенный до неба котел, в котором здоровенная палка замешивает общий для всех майонез. Однажды мы ехали вчетвером по МКАДу, проезжали мимо какой-то ТЭЦ, тупые и жуткие трубы которой извергали из ее утробы клубы серого пара, переходящего в хмурое небо, и маленькая еще тогда дочка друга, увидев и оторопев, воскликнула - «папа, что это?!», на что наш дремавший и общий с другом приятель пробурчал с заднего сидения - «это для все Москвы еду варганят»! Так вот и я думаю - неужели мы пожираем весь-весь этот сварганенный на всех майонез?!! «Пожираем-пожираем» - внутренний голос, «спрос рождает предложение»!!! Про спрос я помню, но неужели пожираем?! «Пожираем-пожираем» - опять он, «не верю» - я ему по-станиславски.
Помню, в детстве ходили слухи, будто в братской ГДР в продуктовых магазинах до 40-ка видов разной колбасы! Тогда это казалось фантастикой и было обидно - мы напрягаемся и строим развитое всечеловеческое здесь, а оно задаром у них там (кажется, так уже кто-то говорил…)! Теперь же меня раздражает вся эта «фантастика» наяву!!!

Иногда я отцепляюсь от жены, то есть от тележки, и, чтоб скоротать время, поднимаюсь куда-нибудь на другой этаж. А на другом этаже какое-нибудь «М-ВИДЕО» с телевизорами в вряд, транслирующими одну и ту же сиропную картинку, такую, чтоб мне посетителю от нее было сиропно-клево. Тут же с заискивающей улыбкой непременно нарисуется молодой человек и вкрадчиво спросит, что меня интересует и чем он своей приятностью может мне помочь!? В ответ я, конечно, морщу улыбку и выдавливаю сморщенное «спасибо», а на самом деле еле сдерживаюсь, чтоб не рявкнуть - «что пристал, дай побыть одному»! И вообще хочется крикнуть - «пожа-а-ар»!!!!  Странно, конечно, столько лет боролись за культуру обслуживания и вот теперь я хочу крикнуть «пожар»?!
Господи, устакань!!!
Как-то, давно-давно, дернуло нас с женой заехать в ИКЕЮ за какой-то стекляшкой. Вошли и я офигел! Пока пробирались по стрелкам туда, где премерно должна находиться та долбанная стекляшка, сквозь бесконечные толпы людей, через залы, мимо каких-то тумбочек, кроватей, по бесконечным лестницам и бесконечным проходам, и, когда какая-то стрелка завернула меня в другую сторону от жены и я чуть не потерялся, мне тоже захотелось взять и заорать во всю глотку - «пожа-а-ар»!!!  Заорать и первым кинуться сломя голову, и посмотреть тогда, что там начнется!?!! Помню, вышли мы с несчастной стекляшкой, противно отражавшей мою незакричавшую физиономию, и виноватой жене своей я сказал - «все, больше сюда ни ногой»! Потом еще минут двадцать, глотая матерки, искал на стоянке свою машину. Правда, другое через 8 лет посещение ИКЕИ было уже более спокойным, - я, чтоб не потеряться, держался за жену, шел с нею под руку, было ужасно неудобно идти так сквозь толпу, но я терпел, хотя по-прежнему во мне клокотал «пожар». 

К слову о ценах, в винно-водочном отделе я ничего не сравниваю, а беру то, что приемлемо по цене, ибо уверен - все из одной цистерны. Один посвященный человек рассказал мне по секрету, как «они» из бензина «АИ-92» делают «АИ-95». Или вот еще отступление; - в нашем городке трудятся вьетнамцы, что-то шьют, и, как нетрудно догадаться, что-то «фирменное»! Обычно их не видно, но примерно раз в месяц они вдруг появляются все разом, видимо, в день их получки, и все дружно и разом идут в местный минимаркет. Глядя на них, мне всегда думается, что это самая добрая и самая лучшая в мире нация. Они идут зимой в мороз - все в кедах, наперебой по-птичьи щебечут, вместо шапок их головы покрывает общий из их щебечущих вьетнамских ртов прозрачный пар, они идут и всем встречным искренне улыбаются!!! И вот им, именно им, в ответ я тоже улыбаюсь без всяких. Правда, когда в каком-нибудь «гипере» примеряю, например, «фирменные» джинсы, всегда вспоминаю их, вьетнамцев, а после покупки отпарываю «фирменные лейбы», чтоб самому не смешно было.

Когда мы с тележкой, наконец, стоим в очереди у кассы, я невольно посматриваю на людей, томящихся в соседних очередях у других касс, и мне кажется, что это все те же люди, которые стояли в этих же очередях и в прошлый раз и в позапрошлый. Среди них, правда, иногда даже встречаются довольные собой мужчины, такие добродушные хохотуны, смахивающие на тех, что источают искусственный оптимизм с рекламных плакатов, только с налетом посюсторонней затертости. Все мы, и довольные и не очень, держимся за свои тележки. В тележках горы барахла и жратвы!
Значит  - пожираем!!!!

Сейчас, когда я об этом пишу, мне все кажется, что это не мои мысли и не мои фразы, что я давно их у кого-то вычитал.

Напоследок почти цитата из «Ностальгии» Тарковского. Собрался как-то в конце марта в столицу, снял с плечиков короткое зимнее пальто, которое зачем-то купил прошлой зимой и которое один раз за всю прошлую зиму и надел, повесил обратно…, посмотрел на свои куртки, три или четыре (когда я успел их купить?!), снял одну и надел…, на ноги решил надеть летнюю обувь (все равно в машине), стал искать - рыться вслепую в коробках. Попадались все коробки с туфлями жены и туфлями младшей дочери. Даже туфли старшей дочери попались, которая давно уже не с нами, а мои все никак… Во мне уже начинала копиться ярость - коробки из шкафа разлетались в разные стороны! Наконец, наткнулся на первую со своими, оказались черные из замши. Другие искать не стал, надел их и поехал. Уже в столице, в кафе ЦДХ, мне на ногу наступил какой-то дядька, обмотанный алым шарфиком и похожий на манекен…, - глядя на ценник, я напряженно боролся с собой, то есть сокрушался, что я еще не состоялся до такой степени художником, чтоб позволить себе чашку кофе, которая в три раза дороже целой пачки отборного зерна…, «алый шарфик» учтиво, с заморским акцентом, извинился, в ответ я сморщил подобие заморской улыбки, вместо кофе взял бесплатную отечественную салфетку и стал вытирать замшу на туфле, и тут меня пробило…,  -  этим туфлям хрен знает сколько лет, я в них еще на Мальту в 99-м летал!!! Между прочим, белорусского производства. До этого рекордные десять проносил какие-то из коричневой кожи. Мне ужасно захотелось на всю кафешку закричать - «лю-ю-юди, смотрите, люди, на мне туфли, которым шестнадцать лет, шестнадцать, а они как новые..., люди - ПОЖА-А-А-А-А-А-А-АР!!!!!!»……

Вместо «p.s.».
Я долго не мог купить новую кепку-бейсболку. Про мою старую младшая дочь пока мне еще ничего не говорила, но я и сам понимаю, что она не просто «беспонт», а, что и в руки брать ее уже стыдно. Но все, что попадалось на сей счет в «гиперах», все не по мне, все не мое. Совсем недавно случайно оказался на местном полу-колхозном рынке. За капустной палаткой, то есть за кругляшами капустных кочанов я увидел разноцветные кругляши бейсболок. Подошел. Продавец, восточный человек, сказал - «вибирай, дарагой, мерай шта хочэшь… - и зэркала естъ». Из всего разнообразия как-то сразу увидел «свою». Примерил. Все ништяк! Спросил, сколько стоит. Восточный человек добро посмотрел на меня и, видимо наугад, назвал смешную цену. Я улыбнулся, вспомнив милых вьетнамцев, и сказал «беру»! Пока он отсчитывал сдачу, я подумал, подумал и вдруг сказал - «а давай, «дарагой» еще одну такую же»!!!!! «А беры, дарагой!» - сказал человек востока.
«П О Ж А-А-А-А Р !!!» - взвыло внутри ………………………





Май 2015