Мы гости из будущего!

Нонна Журавлева
                Слышу голос из прекрасного далёка,
                он зовёт меня в чудесные края.

                Прекрасное далёко, не будь ко мне
                жестоко, не будь ко мне жестоко,
                жестоко не будь.

                От чистого истока в прекрасное
                далёко, в прекрасное далёко я
                начинаю путь.
                /Юрий Энтин/


    Эпиграф взят из песни к кинофильму "Гости из будущего". Но, мы с Вами уже являемся этими гостьями из будущего.
 
    Мир изменяется, каждое последующее десятилетие, столетие или тысячелетие приносит свои, характерные лишь ему изменения, а скорость перемен лишь возрастает. И наравне с изменяющимся миром – меняется человек. Эволюция продолжается.

     Прекрасное  далеко уже на пороге. Наука приносит все больше открытий, многие из которых могут изменить человека: генная инженерия, генная терапия, когнитивные и нанотехнологии. Люди постепенно становятся хозяевами своего развития. «Шедшая сотни тысяч лет эволюция человека сегодня сменяется направленной, управляемой самим человеком эволюцией.
Для внесения изменений в собственное тело люди будут использовать уже разработанные и опробованные сегодня технологии».

Речь прежде всего о пластической хирургии, добившейся больших успехов в изменении человеческого тела. Возможности ее ограничены только рамками консерватизма.

    Следующее прекрасное далёко - это технология, с которой мы столкнемся уже в ближайшем будущем, —  это генная инженерия.
Зародышевая генная инженерия уже существует. Первая ласточка появилась — это младенец, родившийся в начале этого года в Великобритании. Родители девочки, зная о семейной предрасположенности к раку, выбрали после ЭКО из нескольких эмбрионов один — без летального гена.

История показательна, она демонстрирует, что люди при малейшей возможности будут улучшать свое потомство, а если смогут — и себя. Но это уже следующая ступень — соматическая, модификация взрослого человека. Она сегодня проходит первые клинические испытания. «К 2019 году мы вправе ожидать регулярных вмешательств в геном взрослого человека, возможности перестройки любой части нашего организма.
В будущем генетически люди станут такими, какими захотят, они выйдут из-под контроля  эволюции и будут „созидать“ себя сами.

Мы на пороге того времени, когда начнут рождаться люди не просто полностью генетически здоровые, но и с теми качествами, которые будут в них заложены любящими родителями». А вот какими они захотят стать или какими качествами родители решат наделить своих детей — это зависит от моды, культурных установок, требований времени.

От чистого истока в прекрасное  далёко, в прекрасное далёко мы начинаем путь.

Поверьями  кругом опутан свет.  Все неспроста, и все полно примет.
И мы дрожим, и всюду колдовство... /Гете, «Фауст». Пер. Б. Пастернака/, так думаем мы сегодня.

    Человеку будущего предстоит трудная жизнь — именно потому, что он окажется связующим звеном множества информационных, генетических, нейронных, молекулярных систем и сил взаимодействия, от которых пока защищен броней своего незнания.

     Все науки, технологии, религии, искусства ищут взаимосвязей в окружающем нас мире: как малое связано с большим, атом с космосом, гравитация с электричеством, мышление с нейронами, любовь с химией, гений с генами, звезды с судьбой.

Когда все это раскроется, все связи соткутся воедино, человек окажется паучком во всемирной паутине, поскольку к каждому его нейрону, клетке, гену и чипу будет что-то приторочено. Каждая его частица будет участвовать в каких-то взаимодействиях, о которых он будет знать и которые должен будет контролировать, в свою очередь контролируясь этими системами.

    Современная жизнь будет представляться нашим потомкам столь же праздной, рассеянной и свободной, какой нам представляется жизнь пастушков в Аркадии. Хочешь — вздремнул, или засмотрелся на облака, или на прелестную пастушку. У человека будущего на учете будет каждая мысль и взгляд — движение нейрона или глазного яблока (если вся эта анатомическая рутина еще останется с нами). Все будет где-то фиксироваться, посылать сигнал, оставлять отпечаток. Пожалуй, только брокер, спящий в обнимку с пятью телефонами и готовый принять или послать информацию по первому звонку, сегодня дает нам представление о том, как подключен будет человек всеми своими органами чувств и нервными окончаниями к коммуникативным системам — и зависим от них. Чем больше нам открывается, тем больше мы оказываемся вовлеченными, и всякое новое владение — это новая зависимость.

   Мозговые сигналы будут прямо передаваться по электронным сетям, мысли будут читаться, поэтому придется быть осторожным не только в словах. В мозгу будет время от времени вспыхивать табличка-напоминание: «Выбирай мысли!» или «Выбирай, о чем думать!». Церебрально открытое общество может потребовать от всех своих членов такой умственной аскезы, какой раньше предавались только монахи и йоги. Ментальная «корректность» или «гигиена» выработает привычку сурового мыследержания, и человек с особой радостью будет предаваться «снам наяву» — интервалам времени, специально отведенным для «анархии» мыслей. Связанному по всем своим нервам и датчикам существу позволено будет иногда отключать свой высокоразвитый мозг от сигнальной панели, которая будет передавать малейшие возбуждения его нейронов в центральную диспетчерскую. Но за временем отключeния тоже будет следить специальная панель: долгий выход из системы будет считаться неэтичным, а грани между этикой и правом начнут стираться, как во всяком системно-эгалитарном обществе.

 Следующее направление эволюции человека — киборгизация.

«Объединение человеческой плоти с металлом и кремнием машин станет неотъемлемой частью жизни людей», — считают ученые. Уже сейчас искусственные конечности и органы приближаются к природным по своим параметрам.
В будущем искусственные части, как встроенные, так и внешние вроде экзоскелетов, превзойдут естественные.

Нанотехнологии пока проявляют себя осторожно, но вскоре с помощью наномедицины станет возможно контролировать и улучшать работу клеток организма.

«Дорожная карта» эмуляции мозга, подготовленная трансгуманистами из оксфордского Университета будущего человечества, показывает, что к середине XXI века компьютерной мощности будет достаточно для точного моделирования личности человека в компьютере.

Это откроет для людей, существующих к тому времени уже в телах из искусственных наноклеток, возможность «загрузки» в компьютер

Если прогнозы верны, то уже через полвека человек будет выглядеть как сверхъестественная сила. При желании, конечно. Несмотря на столь фантастичные прогнозы футурологов, наверняка можно будет остаться и нормальным человеком в обычном понимании этого слова. Главное — не переусердствовать в погоне за прогрессом, и тогда останется шанс не утратить человеческий облик окончательно.

- Мы не знаем, что нас ждет в будущем. Можно говорить только о современных тенденциях в изменении человека и при этом иметь в виду, что структура достаточно устойчива, но в то же время реагирует на все пертурбации в окружающей среде и обществе. Как мы знаем, на протяжении почти ста тысяч лет человек современного типа анатомически практически не менялся.

Предвидение, прогнозирование результатов своих действий стало жизненно необходимым в Новом 21 веке. Громадное усиление человека
ведет к возникновению новых проблем, в  том числе,  и новых опасностей.
Эти новые, небывалые прежде опасности иногда носят глобальный характер, угрожающий всему человечеству. Примеров много можно привести.
Задача наша с Вами сейчас такая, как нашу Землю  сохранить. Обретение огромной силы неразрывно связано с принятием на себя огромной   ответственности. Человек достроил и усилил свою руку, свой аппарат памяти, мышления, прогнозирования будущего. И получился Человек – Достроенный.

Этика, система отношений между людьми, между народами, система отношения к природе, к биосфере мало изменились за последнюю пару тысяч лет. В процессе биологической эволюции живые организмы активно преодолевали сопротивление среды, а не пассивно приспосабливались к ней. У  человека возникло представление о том, что он выше окружающей его природы, что он должен покорить природу, взять у нее все ему полезное.  Но человек – в том числе и Человек Достроенный –  часть этой природы, часть биосферы. И забота о природе, о биосфере – это,  и есть забота о человечестве. Став сильным, человек должен не бездумно брать у природы, не покорять природу, а заботиться о ней:
Будущее биосферы это,  и будущее человечества –  порождения биосферы,  и ее части. На смену Человеку Разумному (Homo sapiens sapiens)
Пришёл Человек Достроенный (Homo sapiens perimplens). Выжить он сможет только в том случае, если его разумность будет намного превосходить разумность нынешнего человекa. Он должен стать  Homo sapientissimus  perimplens – Человеком наиразумнейшим достроенным.

Слышу голос из далекого далека, голос спрашивает строго  - а сегодня, что для завтра сделал ты.

В  связи с развитием компьютерных и биогенетических технологий понятие «всечеловек» приобретает новый смысл: целостное природно-искусственное существо, сочетающее в себе свойства универсальной машины со свойствами человеческого индивида.
 Обычно мы видим процесс компьютеризации как передачу человеческих функций машине. Но возможно и другое понимание: история цивилизации как процесс очеловечивания машины, от колеса и рычага до компьютера и далее до человекообразного и мыслящего робота (подобно тому, как история природы - процесс очеловечивания живого организма, от амебы до обезьяны, питекантропа). Чем больше человеческих функций передается машине, тем больше она очеловечивается. В этом смысле человек не столько исчезает, сколько перерастает себя, переступает границы своего биовида, воспринимает и преображает мир в тех диапазонах, куда раньше дано было проникать только машине (микроскопу, видеокамере, ракете).
Конечно, встает вопрос: этот потенциально вездесущий и «всегдасущий» человек - останется ли он человеком в прежнем смысле? Будет ли он любить, страдать, тосковать, вдохновляться? Или он со стыдом сотрет с себя следы своего животного предка, как человек стыдится в себе черт обезьяны? Будет ли он более или менее человеком, чем в нынешнем своем состоянии?
По сравнению с накалом противоречий нового всечеловека, биотехновида, может показаться мелкой борьба в душе «всечеловека» ставрогинского, карамазовского или даже пушкинского типа. Можно ли обладать скоростью света или подвижностью волны и сохранить тоску по дому? Можно ли проникать взглядом в подкожную жировую клетчатку, в строение внутренних органов и одновременно наслаждаться прикосновением к коже другого существа? Можно ли знать о другом «все» - и одновременно любить его? Можно ли быть информационно прозрачным для других - и одновременно сохранить чувство стыда? Как быть и вполне машиной, и вполне человеком, не убивая в себе одного другим?
 Если так видеть будущего человека, как возможность новой гармонии и новой трагедии в отношениях между организмом и механизмом, между рожденным и сотворенным, то мы находимся лишь на отдаленном подступе к этой гигантской фигуре, для которой тесен будет масштаб шекспировских и гетевских трагедий.
 Теперь, после всех прорывов в электронике, информатике, генетике, меметике, биотехнологии, нанотехнологии, совершенно ясно, что мы живем не в конце, а в самом начале огромной исторической эпохи.



.