Лекарство от одиночества

Татьяна Сарбаева
(притча)
Один мужчина пришёл в тибетский храм, и, стоя на коленях перед статуей Будды, очень долго молился.
Учитель обратил на него внимание, он подошёл к паломнику и сказал:
- Приветствую тебя!
- Приветствую! – ответил путник.
- Что заставило тебя проделать столь долгий путь? – спросил Учитель.
- Одиночество, - был ответ пилигрима.
- Ты бежал в Тибет от одиночества! – рассмеялся Учитель.
- Что здесь смешного?! – возмутился путник.
- Да! Это очень смешно! – подтвердил Учитель, - Люди приезжают сюда, наоборот, в поисках уединения, себя, Истины, мудрости, гармонии, для обретения источника духовной Силы… А ты? Ты приехал, чтобы справиться с одиночеством, - и Учитель опять рассмеялся.
- Послушай! – разозлился путник, - Я – актёр театра и кино, меня с удовольствием приглашают сниматься именитые режиссёры, я – поэт, я пишу очень много, пишу хорошие стихи! Словом, я – необыкновенный, талантливый, разносторонний человек. Я – прекрасный ведущий, у меня есть харизма…
- Так ты говоришь, что ищешь спасения от одиночества? – перебил его Учитель.
- Да! – согласно кинул путник.
- Тогда оставайся у нас! Я тебе помогу, если ты обещаешь выполнять всё, что я тебе скажу.
- Спасибо! – воскликнул обрадованный пилигрим, - Это именно то, чего я хотел! Я знаю, что вы – тибетские мудрецы – очень умны! И не сомневайтесь, я приложу все свои старания, а я очень старателен. Я всё схватываю налету! Как я счастлив, что приехал сюда! Верю, что отсюда начнётся моё внутреннее духовное обновление.
- Первое, что надлежит тебе сделать, друг мой, это пройти испытания! – сказал Учитель, хитро сощурив левый глаз.
- С превеликой радостью, учитель! – ответил путник.
- Как зовут тебя? – спросил Учитель.
- Майкл, - ответил путник.
- Здесь, у нас в монастыре, ты будешь носить другое имя, - сказал Учитель.
- Но зачем?! – удивился Майкл.
- Помнишь, что мы договорились, что ты будешь следовать моим указаниям? – напомнил ему Учитель.
- Да-да! Я обещал! Я всегда держу свои обещания! Ты можешь положится на моё слово! – ответил Майкл.
- Отлично! Здесь тебя все будут называть Захария. Не удивляйся! Здесь у всех монахов есть мирские человеческие имена, а есть монастырские.
- Хорошо! – согласился Майкл, - Но разве я не могу сам выбрать себе имя? – спросил он.
- Нет! Имена даются нам родителями от рождения. А здесь существует обычай: учитель даёт новое имя своему ученику.
- Для чего? – не унимался Майкл.
- Не жди, что ты получишь все ответы на свои вопросы от меня, учись искать их сам. Ты можешь спросить меня, если сомневаешься в правильности своей точки зрения, я помогу, поправлю. Моя задача – направлять тебя, а учиться ходить ты должен сам.
- Хорошо, учитель! Я согласен с этим именем, которое ты для меня выбрал, - сказал Захария, - Надеюсь, оно принесёт мне удачу!
- Идём! – сказал Учитель, - Я покажу тебе, где ты будешь жить, Захария!
Учитель провёл Захарию по длинному коридору, что, словно мост, был перекинут между двумя домами с пагодой.
- Я в первый раз вижу такую красоту! Я потрясён! Я очарован! – восхищался Захария.
Учитель привёл его к келье, что занимала небольшое помещение, и на прощание сказал ему:
- Мы встретимся вечером, после скромной трапезы. Наша столовая находится вон в том доме. Когда поужинаешь, спускайся в сад камней, я буду ждать тебя там. А пока ты можешь отдохнуть с дороги и осмотреться.
- Я так рад! Я непременно здесь всё исследую! Я просто обожаю горы, Тибет! Что может быть прекрасней!
* * *
Когда Захария после ужина спустился в сад камней, он увидел своего Учителя, сидящего под деревом с закрытыми глазами.
- Доброго вечера, учитель! – сказал он.
- Присядь! – обратился к нему Учитель, - Закрой глаза! Что ты слышишь?
- Ничего, - ответил Захария, устраиваясь поудобней у торчащих из земли корней дерева.
- Прислушайся! – настаивал Учитель.
- Но я ничего не слышу! – возразил Захария.
- Ты глуп! – воскликнул Учитель, - Как ты можешь услышать что-то, если ты только и делаешь, что всё время болтаешь!
- Но я! – хотел было возразить Захария.
- Вот моё первое испытание! Послушай, Захария, чтобы услышать – нужно научиться молчать. Поэтому я налагаю на тебя обет молчания на семь дней. Что бы ни делали, и ни говорили люди вокруг тебя, твоя задача, она же и испытание – научиться молчать. Справишься ли ты? – просил Учитель.
- Что? – удивился Захария, - Мне не говорить неделю?
- Всё верно! – кивнул Учитель, - Ведь ты сюда пришёл за помощью, чтобы избавиться от одиночества? Не так ли?
- Да, верно! Но как мне это поможет? Как мне поможет молчание?!
- А ответ на этот вопрос ты получишь спустя семь дней, - ответил Учитель.
- Что?! – удивился Захария.
- Да! – подтвердил Учитель, и добавил, - Однако, молчание не освобождает тебя от посильной работы, которую тут все выполняют. Что ты умеешь делать?
- Я актёр! – ответил Захария.
- Ну, нет! Майкл – актёр, а Захария – монах-послушник.
- Э, кажется, я начинаю понимать, отчего ты дал мне другое имя! – ответил Захария.
- А ты вовсе не так глуп, каким мне показался вначале, - Учитель одобрительно похлопал Захарию по плечу, затем он встал и собрался уходить, - А ты посиди здесь ещё немного, до заката, вдруг что-нибудь услышишь интересное!
* * *
Нельзя сказать, что это было простым занятием для Захарии, молчать семь дней. Впрочем, для Майкла это было бы ещё труднее.
На седьмой день Учитель спросил у него:
- Что ты услышал, Захария?
- Я узнал, что вокруг меня живут очень интересные люди. Восьмая ступенька на лестнице, ведущей в храм, поскрипывает. Сосед из комнаты напротив – храпит, а тот, что живёт за дверью слева от меня, ровно в шесть утра поёт мантры. В саду камней живут три птицы, у них разные голоса, не смотря на то, что все они зяблики.
- Скажи, а тебе не мешал твой голос? – спросил его Учитель.
- Да! – согласился Захария, - Первые несколько дней он мне очень мешал. И поскольку мне было запрещено говорить вслух, то мой голос говорил у меня внутри, в моей голове. Сначала, мне даже стало казаться, что я схожу с ума, но потом…
- Что же случилось потом? – с интересом спросил его Учитель.
- Потом я с ним договорился. Я ему сказал: давай помолчим вместе и послушаем другие звуки, те, что снаружи.
- О! Я вижу, ты проявляешь успехи в своём обучении, - обрадовался Учитель.
- Я так рад! На самом деле я очень способный! Я быстро учусь! Я знаю, например, несколько языков…
- Это всё хорошо! – перебил его Учитель, - Однако, вот второе задание для тебя. Говорить тебе разрешается, но вместо слова «я» ты будешь говорить «репка».
- Что? – удивился Захария.
- Всё верно! Когда по ходу разговора тебе нужно будет сказать «я», ты вместо него произнесёшь «репка».
- Но для чего? – не понял Захария.
- Ответ на этот вопрос ты получишь через семь дней, - ответил Учитель.
* * *
Прошло семь дней, Захария снова предстал перед Учителем.
- Ну, здравствуй, мой ученик! – приветствовал его Учитель, - Что нового ты узнал за эти семь дней?
- О! Учитель, ты мудр! Сначала мне пришлось постоянно употреблять слово «репка» и все надо мной смеялись. Они думали, будто это какая-то шутка, розыгрыш, чтобы их развеселить. Но потом, один человек разозлился и решил меня побить, «репка» насилу унёс от него ноги! Тогда мне в голову пришло, что нужно просто постараться реже употреблять это слово «репка» в своей речи, чтобы люди не смеялись, не пугались и не злились на меня.
- О, мой ученик! Я вижу, что твоё обучение очень успешно! Эти результаты не могут не радовать меня – твоего учителя. Однако, у меня есть для тебя третье испытание! Ты очень много рассказал мне о себе, мой друг, но что ты знаешь о других монахах, живущих в монастыре? И вот моё третье испытание: за неделю ты должен узнать о трёх монахах нечто такое, чего не знаю я сам. А я живу здесь очень долго и знаю каждого из них. Уж не уверен, по силам ли тебе это испытание? – и Учитель хитро сощурил левый глаз.
- Дайте мне семь дней, Учитель! И обещаю вам, что сделаю всё, что в моих силах.
- Ну что ж, рад слышать, что ты наконец-то избавился от своего хвастовства! – сказал Учитель.
* * *
Прошла неделя.
Захария снова вернулся к Учителю.
- Расскажи мне, что ты узнал? – спросил Учитель.
- У монаха по имени Хоакин есть младшая сестрёнка Хлоя. Каждую неделю он пишет ей письма.
- Это мне известно!  - спокойно ответил Учитель.
- Хлоя очень любит своего брата. Специально для неё Хоакин пишет сказку про «Счастливого енота» в картинках.
- Сказку про «Счастливого енота»? – переспросил Учитель.
- Да! Его сестра больна, но когда мать читает ей письма от Хоакина и показывает рисунки из «Счастливого енота», то Хлоя радуется и смеётся от души!
- Понятно, - немного помрачнев, сказал Учитель, - Откуда же тебе это стало известно?
- Я помогал Хоакину придумывать новую историю про «Счастливого енота».
- А ещё…, - продолжал Захария.
- Ещё? – удивился Учитель.
- Да! Мария!
- Мария? – Учитель удивлённо поднял брови.
- Да! Женщина, - сказал Захария.
- Я знаю, - ответил Учитель.
- Дело не в том, что она – женщина, а в том почему она живёт здесь, - продолжил Захария.
- У каждого на то есть свои причины! – ответил ему Учитель.
- Она не может вернуться домой. Родители нашли ей мужа, хотели выдать её замуж против её воли. У них так принято, ну что родители выбирают… А она сбежала из дома.
- Знаю я и это! – спокойно ответил Учитель, - Наш монастырь открыт для всех, кому нужна помощь.
- Значит вы знаете и то, что Мария и Хоакин хотят пожениться, - спокойно продолжил Захария.
- Что?! – удивился Учитель.
- Ну да! Они любят друг друга, - подтвердил Захария, - И было бы глупо им препятстовать.
- Ну что ж! – вздохнул Учитель, - Этого я не знал. Но ты прав, Захария, влюбленные сердца надо соединить.
- Есть ещё кое-что, - сказал Захария.
- Да? – спросил Учитель.
- Сони Ли носит разные носки.
- Я заметил, - усмехнулся Учитель, - Однако, стоит ли потешаться над забывчивостью пожилого человека?
- Нет, - не согласился с ним Захария, - Дело не в забывчивости! Это у его сестры такое чувство юмора.
- Что? – удивился Учитель.
- Его сестра Мун Ли вяжет ему специально разные носки. Её это веселит, и кажется, Сони Ли тоже. Он не забывчивый, он просто чудак!
- Хм, - Учитель серьёзно посмотрел на Захарию, - Я вижу, ты многому здесь научился.
- Да уж, не только подстригать бонсай! – согласился Захария.
- Я думаю, что пришла пора тебе вернуться домой! – сказал Учитель, - Ты весёлый парень! А твои выступления это что-то! Ты забавно читаешь стихи! – здесь он улыбнулся.
- Благодарю, Учитель! – ответил Захария, - Но как же моё одиночество?
Учитель усмехнулся:
- Раз ты сумел найти себе здесь друзей, то и с одиночеством справишься сам. Я думаю, что Майкл был очень одиноким человеком, но ведь Захария обладает необходимым знанием, чтобы ему помочь!
- Благодарю! Вы очень мудры, Учитель! – поклонился ему Майкл.
(14-17 февраля 2018)