Медкомиссия

Анатолий Лайба
  В середине 1960-х годов большая группа специалистов Полярной экспедиции НИИГА готовилась к вылету на полевые работы. Перед отправкой в поле проходили в поликлинике имени Чудновского («Чудновке») строгую медкомиссию – на уровне лётных экипажей.
   Геофизики Сюрис и Кирик были самыми заводными ребятами в Полярной экспедиции. Не могли прожить и дня без подначек и шуток. Медкомиссию они проходили в первых рядах, а затем учили новичков, как следует вести себя с придирчивыми эскулапами.
   Например, опытный Кирик наставлял новичка Третьякова перед медкабинетом: «Сейчас у тебя будут проверять вестибулярный аппарат. Посадят на специальный стул и будут крутить. Сначала с опущенной головой, а потом скажут поднять голову. Так вот, чтобы голову поднять прямо, а это очень важно, надо одновременно резко отклониться корпусом в сторону. Против вращения! Усёк? Иначе снимут с пробега».
   Коля Третьяков благодарно кивает и входит в кабинет. Садится на круглый стул и крепко хватается руками за сиденье.
   «Расслабьтесь, – говорит доктор, – это не страшно». Но Коля ещё крепче вцепляется в стул, готовясь к спасительному маневру всем корпусом. «Опустите голову! – приказал врач. – Еще ниже! Так, вращаем... Очень хорошо. А теперь поднимите голову прямо перед собой!»
   Третьяков поднимает голову и одновременно с силой отклоняется против вращения. Раздается оглушительный грохот. Это он вместе со стулом валится на пол и отлетает в свободный угол.
– Ничего не понимаю! – восклицает в недоумении врач. – Первый случай в моей практике. С чего это вас перекосило? Вам стало плохо?
– А разве не надо было?
– Что?
– Отклоняться?
– Зачем? Кто вам это сказал?
– Да нет, это я сам, – смутился Третьяков.
– Тогда попробуем ещё раз, но уже без всяких выкрутасов.

Тем временем Сюрис в очереди к хирургу проводит беседу с геофизиком Стожаровым.
– Ты у невропатолога уже был?
– Нет, после хирурга пойду.
– А я только что от него. Видишь, щёки горят?
– Да, похоже. А что такое?
– Представляешь, захожу к нему, а он мне говорит: «Садитесь поближе. Ещё ближе, ещё!» Ну, я придвинулся. «Так, – говорит он, – теперь хорошо!» А потом ни с того, ни с сего рукой меня по левой щеке – хрясь! Не успел я опомниться, как он меня по правой щеке – хрясь! Два таких хороших леща. Я не выдержал и схватил его за грудки:
– Ты что, – говорю, – себе позволяешь?! А он мне: «Тише, тише! Это тест такой на вашу реакцию».
– Ничего себе! – бледнеет Стожаров.
– Да, такие дела. Так что ты там поосторожней. А то прямо звери кругом.
   Заходит Стожаров к невропатологу и садится подальше на краешек стула. «Садитесь поближе», – говорит врач, продолжая писать. Но Стажаров застывает на месте. «Я говорю – поближе», – поднимает голову врач. Но Стожаров опасливо отодвигается со стулом к дальней стене. «Вы что, русского языка не понимаете? Я говорю ближе, а не дальше!»
– Да, я сяду поближе, а вы мне леща!
– Кто вам такое сказал?
– А разве нет?
– Послушайте, вы что – неврастеник?.. Тогда садитесь поближе. И откуда вы такие приходите?
   Стожаров невропатолога всё-таки прошел, собрав нервы в кулак.
Обошлось, разумеется, без мордобоя.


Фрагмент из книги "Квадратура полярного круга"


© Copyright: Анатолий Лайба 2, 2018