Тема сознания - сейчас и потом

Геннадий Мельников
 



                Сознание возможно вне жизни
                и оно является жизнью.
                В. В. Козлов.

                Спящее сознание – это материя,
                пробудившаяся материя – это сознание.
                Ошо.

    Сознание есть превращение волновых импульсов в Знание.
                Книга УФС.

Все, что нас окружает, осознается как мир человека, поскольку лишь человек способен увидеть мир и отобразить его в непосредственном видении и другими способами: образами и логикой, эмоцией и абстракцией, красками и звуками, знаками и речью, словом и письмом, а также их сочетаниями. Все эти виды отображений образуют Вселенную смыслов личности (ВСЛ), которая есть у каждого своя и в то же время одна общая на всех. В этом заключается многообразие и единство мира, которое создало и непрерывно создает наше сознание. Отсюда следует первый смысл сознания – творение Вселенной для жизни в ней. Однако сам человек не чудо, а естественный результат эволюции. Настоящее чудо – это его сознание.

Происхождение сознания долгое время было загадкой и считалось даром богов, которые божественным непостижимым образом вдыхают «душу» в человека. Это, в общем-то, правильно, если считать Вселенную божественным феноменом, но сейчас уже можно кое-что уточнить  в происхождении человеческого сознания. По инверсионной теории В. В. Тена сознание есть стереоэффект встречной работы восприятия-осмысления двух относительно независимых полушарий мозга, то есть оно является интерференционной картиной действительности, отображаемой понятием «свое в себе». Потому оно эфемерно и мимолетно как дыхание и прямо с ним связано, как с доступным признаком жизни. Более точно можно сказать, что сознание человека есть стереоэффект восприятия, совмещенный со стереоэффектом осмысления этого восприятия. При этом большая часть этого процесса происходит неосознаваемо как внелогическое и внепричинное обобщение образов или понятий, основанное на нелокальных и индуктивных свойствах континуального поля смыслов и значимостей (ВИП). Это и есть интуиция, которая является основой всех творческих способностей человека.

Вне человека, другие сознания, имеющие, кроме эмоционально-рефлекторной, еще и логически-интуитивную составляющую, не обнаружены. В этом понимании мифический «Солярис» вряд ли возможен, поскольку известный нам разум есть обобщение, возникшее из разделения и противопоставления (как причина и следствие). Каждая ячейка такого океана должна бы обладать осознанной противоположностью, но пока антропосфера не обладает подобным интегративным сознанием. Возможно, это возникнет в неосознаваемом варианте в системах нарождающегося искусственного интеллекта.

Таким образом, сознание возникло из внутреннего диалога двух полушарий, реликт которого сохранился в виде шизофрении (расщепления восприятия-реакции) или устойчивого патологического состояния (УПС), которое известно в форме тихого блаженного помешательства. Это был внутренний неосознаваемый диалог двух полушарий, выражающийся в самопогруженности самого в себя, в виде присутствующей самоотрешенности (существование, как бы, не от мира сего). Перенос этого внутреннего диалога во вне, означал доминирование «Я» над «не-Я» или победу одного полушария, прежде всего рационального (левого) под воздействием уже окружающей действительности. Одновременно с этим, помимо прямого выживания, дальнейшей мотивацией развития самосознания стал, по В. Тену, досуг и стремление к выражению чувств, приведшее к переходу языка, из неосознаваемого, в осознаваемое состояние. Таким образом, становление сознания человека было не постепенным развитием животного сознания, а  относительно быстрым инверсионным актом. Это означает, что человек есть сумасшедшее животное, то есть это уже не животное, а его полная противоположность, которая только существует на животной основе.

Ярким примером того как на основе преодоления противоположностей возникает разум показано в «Науке логики» Гегеля, который, не подозревая об этом, проник в глубину возникновения разума, представив его как логический процесс формирования понятия. Это стало возможным только после появления инверсионной теории В. Тена и явилось блестящим подтверждением естественности логики Гегеля и инверсионной теории. Сознание онтологично и имеет одну субстанциональную основу с материей, поскольку  с необходимостью возникает на определенном этапе эволюции Вселенной, проявляя тем самым, ее общую информационную природу. При этом само понятие субстанциональности пока выглядит сомнительным и неоднозначным.

Человека создала любовь, возникшая вместе с ним на основе инстинкта размножения, а не труд. Труд не создавал человека, а скорее мешал ему осмысливать действительность. Это вполне очевидно следует из того, что уже всю древнюю философию и основы науки создали люди имевшие досуг. Так что Й. Хейзинга во многом прав, поставив Игру в основу развития человека. Жизнь человека с того времени и до сих пор стала игрой в поиске добычи и войне за ценности и женщин.

Таким образом, по современным представлениям, сознание или Мысль есть объемная многомерная, многовекторная или полирезонансная  динамическая система, представляющая собой внепространственное и вневременное поле смыслов и образов, имеющая понятийное и символическое отображение в межличностном пространстве-времени. Эта система одновременно континуальна, образуя вселенское информационное поле (ВИП), и дискретна, поскольку складывается из ВСЛ, связанных в единство, на основе языковой общности и принципе нелокальности. Эта система есть Самодвижение, в основе которого, возможно, Великая Неподвижность, понимаемая как Вечность.
 
Непосредственный механизм работы сознания пока полностью не раскрыт, но имеются достаточные основания, что он скрыт в глубинах микромира на уровне предельных внематериальных структур. Поэтому сознание есть всеобщее фундаментальное свойство действительности, связывающее мир человека в единое целое посредством информационного отображения.

При изучении сознания в виде моделей, следует различать модель сознания и модель личности. Модель сознания – это образное или геометрическое представление структуры восприятия, общая для сознания как биосоциальной целостности. Модель личности –  это описание ВСЛ, в части относящейся собственно к человеку, поскольку она включает в себя еще и описание материального и социального миров. Подобная модель в зависимости от широты охвата, может включать какое-либо описание одной составляющей из триединой фундаментальной системы человека: биологической, психологической и философской или всех вместе, в различной степени интегрированности. Можно рассматривать их как материальный, социальный и духовный аспекты Личности. Поэтому любая серьезная психологическая или философская система есть,  прежде всего, модель личности Автора. Таким образом, все авторизованные описания научных, философских, художественных и других систем являются моделями личности, отражающими ее направленности и размерности сознания.

Реальная многомерность сознания, как сложнейшей самоорганизующейся эволюционирующей интерференционной системы, отображается в более чем двадцати научных теориях  личности и моделях сознания. Каждая модель на чем-то основана, но не способна охватить все многообразие сознания и потому можно сказать, что их число в принципе неограниченно. Потому из всего многообразия кратко рассмотрим наиболее известные и перспективные в плане будущего для человека.

Модель холона К. Уилбера или «квадрант Уилбера», в котором вся сфера сознания (ВСЛ) разделена на четыре сектора, в которых иерархически расположены все известные системы действительности: внутренние и внешние, индивидуальные и коллективные, материальные и идеальные, правые и левые, верхние и нижние. Все сектора имеют круговую связь при любом вращении, причем «дух» (сознание) проявляется одновременно во всех секторах, но в каждом из них как своя «истина». В развернутом виде эта модель называется «спектр сознания». Понятие «духа» мистифицировано и представляет абсолют истины в форме «пустоты», распадающийся на 4 относительных истины.

Холон в понимании Уилбера представляет собой обобщение всей действительности, в виде вложенных в друг друга целостностей. Холон или «целое как часть целого», известен давно как единство и подобие микро и макрокосмов. Понятие холона очень расплывчато, произвольно и может включать что угодно. В кратком виде если обозначить холон местоимением «Это», то вся схема описывается как группа местоимений: «Я» – «Он» – «Мы» – «Они», а ее логика означает «все Это есть То» и является моделью личности на основе известной формулы всеединства. Однако в реальности Личность не может быть простой классификационной суммой формальных понятий без связующей их идеи смысла конкретной личности и жизни в целом. Система К. Уилбера разделила единый смысловой мир на 4 отдельных несводимых к единству мира и уже потому несовершенна.

Модель сознания или решетка Уилбера – Комбса – это условная двухкоординатная матрица, где по оси абсцисс отложены процессы или состояния сознания: грубое, тонкое, причинное и недвойственное. По оси ординат отложены структуры или исторически сложившиеся системы сознания:  архаическая, магическая, мифическая, рациональная, плюралистическая, интегральная и сверхинтегральная. Система очень статична и лишена наглядности, поскольку ничего не проясняет в динамике состояний сознания.

В целом модель К. Уилбера является попыткой сконструировать действительность под представления автора, которые являются смесью буддизма школы махаяны с современной наукой, выполненные в стиле нью-эйдж. Это не совсем удачная попытка объединить науку и религию, Запад с Востоком. При всей своей всеохватности  и видимой проработанности, модель К. Уилбера имеет вид случайной классификации и лишена внутренней системности, потому ее можно уподобить красиво сложенной поленнице «дров знания», вместо живого «Древа Познания».

Нейроимпринтная модель личности Т. Лири и Р. Уилсона основана на том, что человеческое сознание представляет собой комплекс врожденных инстинктов (автоматических психофизиологических реакций) и импринтов – установок, накопленных или сформировавшихся в течение жизни. При этом субъективность каждого человека определяется тремя составляющими: 1) генами, 2) нейро-психологическим импринтированием, 3) социальным кондиционированием и обучением.

Импринты есть устойчивые наборы представлений и связанные с ними стереотипы поведения, образующие нейрологические контуры в мозге, которые можно уподобить программам, заложенным в компьютер и управляющим его работой. В этом случае полный набор таких контуров образует структуру личности и создает динамику ее поведения. Импринтирование (программирование) человека начинается с раннего детства и происходит случайным образом, под действием обстоятельств окружающей жизни.
 
На основании этого делаются  выводы: 1)сценарий будущего каждого человека и антропосферы записан в ДНК;  2)на современной стадии эволюции человек является биороботом, действующим в соответствии с генетическим шаблоном и импринтами детства; 3)разумность человека заключается в способности перепрограммироваться, чтобы сформировать нужную себе личность.
По теории Лири-Уилсона выделено 8 контуров сознания: оральный (биовыживательный), анальный (эмоционально-территориальный), семантический (времясвязывающий), моральный (социополовой), холистический (нейросоматический), коллективный (нейрогенетический), метапрограммирования, нелокальный (квантовый). Первые 4 контура являются гоминидными, относящимися к эволюции современного человека и на них идет формирование импринтов. Остальные контура являются постгоминидными, обуславливающими будущую эволюцию.

У современного человека активированы только 4 контура, а будущая эволюция заблокирована в ДНК, что означает его личиночную стадию. Люди в качестве биороботов, в основном, заняты 4-мя выживательными процессами: вегетативным, политическим, технологическим и социальным, но не обращают внимания на развитие сознания. Разрушение импринтов начинается с 5-го контура, причем только слабых вспомогательных. На 6-ом коллективистском разрушаются самые сильные базовые импринты. На 7-ом контуре достигается полное очищение сознания, а на 8-ом контуре полное освобождение от телесности и достижение космического сознания.

Переход из личиночной стадии на простор субъективной Вселенной достигается с помощью религиозных, йогических практик, использованием нейрохимических, психофармакологических средств, электро-свето-звуко стимуляций  и с перепрограммированием сознания на основе систем символического кодирования типа карт Таро. Предполагается, что в подобных системах может быть заложен нейрогенетический код открытия высших контуров сознания. Наркотические трансовые состояния позволяют отключить импринты путем переживаний типа смерть-возрождение и открывают возможности к появлению новых нейронных связей.
 
В целом теория Лири - Уилсона является вполне логичной системой эволюции сознания в процессе досуга и наркотического транса. Однако это всего лишь разновидность ухода от реальности в миры фантазий, а не к космическому разуму. Практика гедонизма на фоне массовой нищеты, невежества и бесправия большинства людей является извращением и наукообразной пропагандой элитарной культуры богатых бездельников, ведущей не к раскрытию высших уровней сознания, а к деградации разума и вырождению из-за утраты всех смыслов в поисках удовольствий ради удовольствий. Это показал  исторический опыт времен конца Римской империи и движение «хиппи», основанное на идеях Т. Лири.
 
Постгоминидные контуры сознания во многом условны и фантастичны, особенно коллективный контур. Опыт СССР показал, что даже в полностью коллективистском обществе сознание является сугубо индивидуальным и материально ориентированным. Роль наследственности и импринтирования чрезмерно преувеличены, а значение осознанного формирования и трансформации целеустремленной личности в общественном процессе полностью исключена. Все это сводит подобную модель личности к красивой утопии.

В представлениях Е. А.  Торчинова, выделено «обыденное» или (стандартное) состояние сознания, состоящее из воспринимающего и воспринимаемого и, связанное с повседневной деятельностью. Однако оно не является неизменным и способно переходить в измененные состояния сознания (ИСС), которые достаточно широко распространены. Среди них следует выделять ИСС высокой интенсивности эмоций, в которые входят сознательно с целью получения мистического знания или трансперсонального опыта (ТПО). В строгом терминологическом понимании, высшие формы мистического опыта или пиковые ТПО не являются состояниями сознаниями, поскольку они не являются субъект-объектными отношениями.  «Это чистый недвойственный гнозис, в котором совпадают знание, знающий и познаваемое». К такому выводу пришли еще древние мистики индуизма и буддизма, сформулировавшие понятия сущности ТПО как «мокши» – освобождения и его качественных характеристик: «адвайты» и «джняны». Это сознание, направленное на самого себя, то есть  атман созерцающий Атман или как невыразимую «вещь в себе» созерцающую саму себя в своетаковости – татхате. Поэтому утверждать что-либо однозначно понимаемое в логике и структуре ТПО не представляется возможным и допустимы только самые общие соображения, которые позволяют создать некие условные вербальные или геометрические модели сознания.

По Торчинову, с позиции универсальности ТПО «можем рассматривать субъект в качестве некоего самосознающего фокуса этого опыта, некоей «воронки» на его водной глади». Это совпадает с представлением УФС, моделирующей ТПО в виде светового конуса, суть которого в мгновенном переходе от мысли к безмыслию. Совпадение геометрических моделей является не случайностью, а отражает сближение философских и волновых представлений в описании предельных феноменов сознания. В структуре ТПО он выделяет два основных уровня архетипический выражающийся в символических образах и собственно трансперсональный возникающий в уникальных специфических формах.

Таким образом, по Торчинову, человек или любой другой биологический субъект и его осознаваемый мир образуют единство разделяемое лишь эпистемологически, а не онтологически. Из этого следует, что наука, изучающая внешний мир, изучает его как переживание сознания, а не таков как он есть. Поэтому познание мира и самопознание человека в глубинном опыте есть две стороны процесса познания одного и того же – реальности. Потому ТПО (так приходит откровение) – это пока единственная возможность чувственного познания всеединства мира, в его феноменалистической недвойственности. «Видимо, феноменалистическому единству предшествует некое единство сущностное, обеспечивающее единоприродность и субъекта и объекта как двух полюсов поля чистого опыта». При этом «содержание нашего опыта нам трансцендентально задано или предпослано, мы не можем изменить большую часть данного нам в опыте по нашей воле…». Природа этого трансцендентного источника пока остается неизвестной.

По интегративной психологии В. В. Козлова в первом приближении имеется три уровня психической реальности: персона, интерперсона и трансперсона, понимаемые как глобальные психосистемы, существующие в индивидуальных и групповых формах. Каждая система при втором приближении  подразделяется на три класса: материальный, социальный и духовный, итого 9 базовых психологических конструкта, представляющих «Я».  В третьем приближении можно вычленить ее зеркальное отражение с 9-ю конструктами отрицательного знака «не-Я». Таким образом, в целом обобщенная Личность складывается из 18 базовых конструктов.

Суть Личности – наличие сознания, которое обладает качествами активности, открытости, пустотности, ясности и осознавания и этим отличается от материи. Сознание может иметь любые активные формы и содержания, а материя только пассивные и ограниченные. Субстанциональной причиной сознания может быть только сознание, а материи только материя. На основе этого можно предположить: вечность сознания, свободу сознания от идентификации или воплощения и, сознание предшествует существованию как часть психоментального континуума. В подобном представлении сознание является самой жизнью, воплощенной в материи и возможно вне жизни, в развоплощенном состоянии.

Таким образом, Личность есть индивидуальное свободное сознание, которое изначально задано предсуществованием всех социализирующих систем общества. Для описания феномена сознания, как субъектной реальности, автор вводит понятие языков сознания, отражающих различие сред его существования. Всего выделено 5 языков: ощущений, эмоций, образов, символов и знаков, изображаемых графически в виде концентрических колец вокруг ядра личности. Кроме того автор выделяет виды или состояния сознания, понимаемые как модальности психоментального опыта. Все состояния сознания представлены в виде непрерывной шкалы охватывающей весь их пространственный диапазон: (+)1ПСС – ОСС – ТСС – 0НСС – РСС – ПдСС(–)1, где ПСС – полное сознание или инсайт, ОСС – обычное плавающее, ТСС – трансовое импринтированное, НСС – нулевое зомбированное, РСС – расширенное психофизическое, ПдСС – психоделическое глубокое. При этом обычное сознание осциллирует в интервале 0 – 1, включая трансовые состояния, а другие виды являются измененными, причем  РСС достигается дыхательными упражнениями.

С учетом этого построена теоретическая модель личности как системы внутренних «Я-идентификаций», обусловленных местом в социальной структуре, которые образуют «Я-концепцию» самоидентификации индивидуального сознания с самим собой в виде глобального поля смыслов. Это близко к понятию ВСЛ в системе УФС. В структуре личности выделены две триады подструктур  «Я»: Состояния – материальное, социальное, духовное и Представления – демонстративное, реальное, потенциальное. Графически их соотношение изображается равносторонним треугольником, в который вписан другой такой же  треугольник, путем соединения центров его сторон. Деформация внутреннего треугольника изображает различные варианты соотношения подструктур «Я» при различной фокусировке сознания.
 
На основе этого автор выделяет три условных типа личности: материалистов, социалистов и духовников и три типа поведения и мировосприятия: демонстративное, реалистическое, перспективное. В целом получаем 18 структурно-поведенческих форм личности.  Их сочетание в различном соотношении, в различных обстоятельствах жизни и в разных ее периодах дает условную предварительную модель конкретной личности в пространстве смыслов и трехстороннем векторе времени. Динамика личности рассматривается как взаимоотношение двух систем «Я» и «не-Я», изображаемых в виде двух пересекающихся окружностей, причем зона их пересечения образует зону совершенства или просветленности. В пределе духовного развития окружности сливаются в одну.

В целом интегративная модель отличается четкой системностью, доступностью и определенностью понятий, позволяет органично соединить древние и современные, восточные и западные духовные традиции и имеет прямую практическую направленность на развитие конкретного человека. Все это делает подобную систему очень перспективной и выделяет ее среди прочих философско-психологических концепций в качестве целостного подхода к исследованию сознания и совершенствования человека.

В системе вероятностно-ориентированной философии В. В. Налимова модель личности или карта сознания имеет многоуровневую структуру, в которой выделен ряд обобщенных уровней. Верхний или наличный уровень восприятия-осмысления и логического мышления, основанного на аристотелевой логике. Второй уровень предлогического (интуитивного) мышления, который неосознаваемо основывается на вероятностной логике. На этом же уровне присутствуют архетипические и субъективно-эволюционные (перинатальные и реинкарнационные) образы. Третий уровень телесный (нейросоматический), включающий клеточные и субклеточные структуры, которые тоже являются составляющими сознания. Вся структура открыта трансперсональному уровню или  космическому сознанию. Именно на этом уровне спонтанно (ассоциативно-резонансно) возникают творческие импульсы и мистические озарения. Процесс творческого мышления происходит спонтанно на континуальном семантическом поле.

В свете подобных представлений личность предстает как многообразие текстов раскрываемых через всю структуру знания и жизненного  опыта. Именно он обосновал представление о Вселенной Смыслов, в которой смысл является онтологическим сущностным понятием, существующим изначально, как следствие антропного принципа. Природа смысла раскрывается посредством семантической триады: язык, смысл, текст, которая становится синонимом сознания. Возникновение конкретных смыслов производится вероятностным взвешиванием. При этом на континуальной оси смыслов задается система предпочтений в виде плотности вероятностей (контекстного окна), в котором возникает понимание в виде дискретного смысла. По сути – это квантование смысла, подобное редукции волновой функции. Это позволяет оперировать размытыми смыслами, скрытыми за дискретными текстами, причем их понимание становится не просто субъективным и ситуационным, а глубоко личностным эпистемологически значимым. Эта система закладывает основы трансперсонального семантически ориентированного подхода к личности в контексте предчувствия новой научной парадигмы, которой пока еще нет.

В системе универсальной волновой философии (УФС), основанной на интегральном подходе,  триадной логике и принципах квантовой механики, принята классическая триединая или холистическая модель личности, включающая тело, душу и дух. Они образуют единую психофизиологическую систему (ПФС), которая является многоуровневой в масштабах размеров, многомерной в семантическом пространстве и эволюционирующей во временах существования. В самом общем виде она представляет собой динамическую Волну Состояния, которая отображает переход от субклеточных импульсных паттернов к чувственно-логическому восприятию и к высшему психоментальному уровню – «духу». Этот переход моделируется световым конусом, отображающим инверсионный переход между БПФ структурой (телом) и эмоционально-ментально-интуитивной (ЭМИ) системой восприятия-осмысления (душой).

По аналогии с физическими представлениями, в качестве модели ЭМИ комплекса, принята классическая планетарная модель, состоящая из ядра и оболочек, как наиболее наглядно отражающая волновую природу сознания. В упрощенном виде развитие Души происходит в условном трехмерном пространстве образованном Осью Влечений (абсцисс), Осью Ритмов (ординат) и Осью Обстоятельств (аппликат). При этом соответствующими плоскостями все пространство разбивается на взаимодополняющие противоположности. Собственно Душа есть вектор Состояния, исходящий из начала координат, вершина которого, в идеале, описывает гармоническую спираль Фибоначчи. Подобная спираль может быть расходящейся, сходящейся или пульсирующей, а ее форма далекой от идеальной. Следует понимать, что форма спирали это всего лишь предельное обобщение реальной волновой интерференционной картины сознания.
 
В подобной модели собственно сознание-восприятие моделируется простейшей круговой моделью. В центре круг бодрствующего сознания, вокруг концентрические круги ИСС разной интенсивности, которые снаружи ограничены кругом неосознаваемого не имеющего внешней границы. Все границы между кругами вероятностны и потому подвижны, что позволяет осуществлять взаимодействие между индивидуальными сознаниями и с ВИП на основе нелокальности.
 
Если представить эту модель в виде набора световых конусов располагающихся вдоль соответствующих осей, то получим набор условных «воронок» собирающих в течение жизни  всю значимую информацию в начало координат, где она концентрируется в виде «ядра духа», окруженного ЭМИ оболочками. Предполагается, что к концу жизни «ядро духа» может достичь уровня концентрации позволяющего внетелесное существование, без ЭМИ оболочек. По крайней мере, так утверждают все мировые религии  и трансперсональная психология, основывающиеся на разных видах мистического опыта.

Данная модель, кроме самостоятельного значения, имеет значительные перспективы совершенствования, в том числе возможность увязки с «квадрантом Уилбера» и интегративной моделью, что и позволяет использовать ее для расширения геометрических представлений сферы сознания.
 
Таким образом, целью всех разнообразных духовных практик является не просто расширение сознания с целью самосовершенствования и не просто  постижение божества и слияние с ним, а формирование «духа», как устойчивого  состояния сознания центрирующего все мировосприятие и миропонимание в определенной направленности – создание Вектора Жизни (осознанное или неосознанное). Цель Вектора Жизни в создании потока изменений реальности в направлении формирования ноосферного общества или общества являющегося «мозгом биосферы», разумно направляющего всю ее эволюцию. Для этого необходимо формирование «Духа» в планетарном масштабе, путем интеграции духовных усилий конкретных людей.

В представлениях о духе пока нет никакой определенности. Считается, что «дух» – концентрированный итог целенаправленной  психофизической деятельности сознания в форме устойчивого резонанса, который дает чувства внетелесности, бессмертия, всезнания и другие качества называемые сверхспособностями. По сути процесса, «дух» есть набор последовательных ступеней интеграции личности. При этом интегрироваться можно с людьми – это Любовь, с обществом – дух Гражданина, с Богом – это Верование, с Жизнью (биосферой или Геей) и в пределе с Вселенной – это Космическое сознание. Ни подтвердить, ни опровергнуть достоверность этого пока не представляется возможным. Поэтому надо рассматривать «дух» с позиции «тетралеммы» Нагарджуны, проявляя беспристрастность к любым точкам зрения.
 
Из мировой духовной практики следует, что дух возникает как результат продолжительной работы по расширению сознания, то есть является итогом деятельности в ИСС. Поскольку базисом сознания человека является УПС, то понятие «нормы» сознания является чистой условностью, точнее можно назвать ее «стандартом общества». На основании этого можно сказать, что все состояния, отклоняющиеся от стандарта, есть измененные состояния сознания (ИСС). Поэтому это понятие охватывает широчайший круг явлений повседневности от эстетических наслаждений, азартных удовольствий, алкогольно-наркотических трансов и аффективных состояний агрессии, самое яркое из которых обыкновенная война. Однако большинство из них не предназначено для формирования духа. Этому служит целенаправленная духовная практика следования какому-либо духовному или философско-психологическому направлению. При всем их многообразии суть их в овладении управлением вниманием, отключении внутреннего диалога и настройка (программирование) сознания путем пассивных или активных психопрактик.

К пассивным способам относятся многочисленный типы медитации или созерцательного сосредоточения, которые отличаются доступностью в повседневной жизни и высокой результативностью. При достижении определенного навыка, медитативной может стать практически любая деятельность, при которой возникает «потоковое» или, ресурсное по В. Козлову, состояние сознания. Оно характеризуется полной поглощенность в свое занятие, когда вся жизнь становится процессом действия ради самого процесса, причем достигается полный контроль ситуации, возникает огромное удовлетворение и происходит расширение практических навыков деятельности. Это состояние является оптимальным для полноценной жизни и достигается, прежде всего, в творческой деятельности в различных видах искусства. По В. Козлову «Ресурсное состояние сознания – это парение человеческого духа…». По УФС «Бытие это Созидание, поскольку Создаваемое создает Создателя в процессе созидания».

К активным психопрактикам относятся разнообразные дыхательные способы: ребефинг, пранаяма, холотропное дыхание, свободное дыхание, даосские, шаманские и суфийские техники и многие другие, в сопровождении акустических и световых стимуляторов. Они позволяют целенаправленными усилиями достигать более глубоких эффективных состояний, но требуют квалифицированной подготовки и руководства специалистов. Отдельно отстоят психоделические способы достижения  ИСС, которые являются самыми эффективными, но и опасными из-за высокой вероятности разрушения психики при неквалифицированном применении. Реальным необходимым итогом любых психопрактик должно стать получение разнообразного мистического опыта, служащего основой формирования духа. 

В философском плане выход в пиковый уровень ТПО – уровень недвойственности, можно рассматривать как максимизацию интуитивного прорыва к информационному базису действительности, в котором сходятся в одно целое пространство-время и масса-энергия в понятии информация или знание. Это Знание, способен ощутить только человеческий мозг, а его часть, доступная вербализации, передается обществу в формах откровений. Понятность этих откровений обусловлена уровнем развития научной терминологией своего времени и степенью овладения ей конкретным участником ТПО.

В ТПО сознание совершает как бы обратный путь от логического мышления (разума) к эмоционально-интуитивному состоянию и далее к «чистому» восприятию во внеличностном, внепространственном и вневременном аспектах. Это состояние за пределами мышления, потому оно непосредственно не вербализируется. Его результат проявляется только как воспоминание и как попытка описания неописуемого. Это связано с тем, что язык создан для общения, а не для выражения внутреннего мира. Потому описание ТПО часто парадоксально, имеет странности и может быть вообще вне логики. Достаточно один раз испытать его, чтобы в этом убедиться.

Таким образом, в процессе духовных практик формируется дух, как некоторое обобщенное состояние не только сознания, а всей жизни и деятельности человека, характеризуемое средним уровнем соотношения представлений, вызовов реальности и поведенческой деятельности, которое представляется оптимальным для конкретного человека. Чаще всего, итог значимости той или иной личности, уже для общества, определяется к концу жизни, а иногда и значительно позже, если она опередила свое время. Поэтому следует допустить, что «дух» существует как природное информационное явление. В этом случае, чтобы стать «духом», сознание должно обладать способностью, создавать устойчивые структуры на квантовом или субквантовом уровне. Именно на то чтобы «сформировать дух и попасть в царствие небесное» и была направлена вся история мистических практик работы с ИСС.

По УФС, на основе обобщения многообразия мистического опыта в рамках традиционных духовных оценок выделено три его основных условных уровня: просветление, преображение и посвящение, внутри которых возможны различные субъективные ступени. При этом следует понимать, что в волновом процессе сознания нет, и не может быть, ни каких однозначных классификаций. Но в тоже время необходимо внести терминологическую определенность, позволяющую каждому приближенно оценивать свои духовные достижения. Особенно это важно для начальной категории духовности называемой просветлением.

По УФС наличие самосознания делает каждого человека потенциально просветленным существом. Это знали уже древние, обозначив эту способность словом разум, буквально означающий Ра – с – ум, то есть, уподобив ум свету Солнца-Ра. Этим подчеркивается способность видеть суть вещей и явлений в их причинности. Очевидно, что этой способностью обладают все люди, но она не является обыденным, а все-таки измененным сознанием.

Просветление – потоковый уровень сознания,  осознанно охватывающий большую часть повседневной деятельности. Это постоянное видение широкого набора альтернатив и их последствий в различных обстоятельствах жизни. Под ним следует понимать полисемантическое или объемное мышление, означающее видение не менее трех сторон в любом явлении. Оно выражается в гибкости и глубине понимания проблем и быстроте мысли. Это первый уровень реализации личности в виде Субъекта Деятельности в Мире Присутствия, при котором, есть не только понимание ценности творчества как самореализации, но и присутствуют высшие смыслы бытия и приближение к пониманию всеединства мира. Этот уровень доступен всем, при любой целенаправленной деятельности и многие спонтанно попадают в него неосознавая сути явления, хотя его можно развивать, самостоятельно входя в ИСС. В повседневности он известен как творческое вдохновение, озарение, инсайт, сатори и т.п. Примерами высоких достижений этого уровня являют собой выдающиеся ученые, писатели, поэты, мастера различных искусств. Например: И. А.  Ефремов, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский,Л.Н. Гумилев  М. Веллер, Ошо, В. В. Налимов, Ганди, Н. К. Рерих, Е. П. Блаватская и многие другие.
 
Нельзя относить просветление к эзотерике, экстрасенсорике, к открытию «третьего глаза», поскольку это впадение в чистый мистицизм и самовнушение, уводящее сознание в иллюзорные миры воображения и чистой игры Эго. Нельзя трактовать просветление слишком широко, относя к нему целостное осознание реальности в ее недвойственности, поскольку это высшая ступень самореализации, называемая самадхи, мокшей, нирваной и т.п. Не следует путать его и с ясновидением, которое является прямым внепричинным получением информации из ниоткуда и с  контактерством, которое вообще сомнительно и близко к психопатологии. Это всего лишь первая ступень формирования духа, как целенаправленной Идеи Жизни или ее Смысла.

Преображение – потоковый уровень сознания, наступивший после радикальной смены жизненных установок осознанно или спонтанно, под влиянием обстоятельств жизни. В этом состоянии возникает  понимание жизни как  Целостности, в которой каждый день есть отдельная страница личной Книги Бытия и того, что у каждого своя подобная неповторимая книга, из которой не вырвешь и не перепишешь ни одной страницы. При этом Жизнь предстает как значимое Откровение и непрерывная одухотворенность в каждом ее моменте, означающем, что у каждого своя познаваемая Миссия в этой реальности. Это второй уровень реализации личности в виде Субъекта Высшей Воли на основе веры, знания и свободы духа. Это великие полулегендарные личности мирового уровня: Мухаммед, Конфуций, Гомер, Вергилий, Данте, Сократ, Св. Павел, Иоанн Креститель, Антоний Великий, Тереза Авильская, Августин Блаженный, С. Радонежский, С. Саровский, Омар Хайям, Рамакришна, Д. Кришнамурти, Д. Андреев, Т. де Шарден.
 
Посвящение – потоковый уровень сознания, достигший состояния полной трансценденции Эго (Я), достигший амбивалентной целостности (адвайты) или слияния внутреннего и внешнего, метафоричности сознания и расширение его до космического уровня. Это третий наивысший уровень полной самореализации личности в виде Субъекта Служения Миру (Махатмы). Это уровень создания целостных мировоззренческих концепций, отражающих вселенский смысловой уровень, причем значимость таких личностей в полной мере проявляется спустя столетия после их смерти. К ним можно отнести: Лао-цзы,  Будду, Христа, Бодхидхарму, Заратустру, Шри Ауробиндо.

Однако не следует творить из них кумиров, а видеть в них всего лишь вехи на личном пути. Кроме того  следует понимать, что реальное сознание всегда является сочетанием в одной личности элементов всех трех уровней одновременно и многого другого. Личность всегда поток форм и состояний или живое время перемен. В настоящее время широкий доступ к  мистическому опыту является необходимостью или Вызовом Времени. В этом его сверхценность, дающая возможность преодоления системного кризиса человека и антропосферы в целом, которые зашли в тупик чисто материального развития. Потому что без личного духовного опыта, никакие рациональные логические обоснования и юридические нормы неспособны преобразовать иррациональную животную составляющую сознания в подлинную духовность.
 
Сейчас мы все находимся в условиях тотальной обработки сознания с тем, чтобы удержать его в рамках стандартной картины мира, которая сложилась стихийно, но уже перестала удовлетворять людей своей тупой ограниченностью власти, социальной несправедливостью и смысловой абсурдностью. Это время когда человек узнал слишком много чтобы продолжать верить в религиозные сказки и социальные утопии, но еще слишком мало, чтобы понять суть духовности и свою подлинную роль в действительности.
 
В страхе перед неизбежными переменами нам непрерывно что-то внушают, изменяя наше сознание произвольным образом, поддерживая в нас ИСС, создающее иллюзию реальности. При этом нас изменяют и направляют не какие-то потусторонние силы, а конкретные люди и организации, со вполне определенными задачами, пользуясь нашей необразованностью, отсутствием достоверных представлений об окружающем и искажением реальности.  Основываясь на том, что человек возник как сумасшедшее животное, можно сделать предположение о том, что сумасшествие есть основное состояние человеческого сознания. В подобном понимании вся известная история людей именно такой и является.

Мы непрерывно извращаем и искажаем истины полученные путем ТПО от Преображенных и Посвященных Личностей, хотя считаем их святыми пророками и даже аватарами Бога. Эти факты показывают  крайнюю степень неразвитости массового уровня сознания. Один из признаков сумасшествия есть наличие навязчивой идеи, потому что  «идея овладевшая массами» не только не двигатель истории, а прежде всего первый признак сумасшествия целых народов. Получается, что только сумасшествие, овладевающее людьми в формах мировых войн, массовых нашествий и миграций меняет облик мира. Но это стихийный процесс, несущий множество бедствий и неоправданных жертв. Неужели, внушаемые на основе эгоизма, идеи, будут и дальше нас изменять, и мы ничего не сможем сделать, оставаясь социальными животными по Р. Докинзу. Получается, что то, что сделало нас разумными (субъект-объектное восприятие), оборачивается против нас в формах всеобщей абсолютизации, персонификации и эгоизме.

Суть проблемы соотношения мистического опыта и действительности заключается в отсутствии его массовости и недостаточности адекватной научной оценки. Научная оценка подобного опыта должна заключаться в увязке его с философией бытия и познания и выражаться в создании философской системы, в которой ТПО находился бы в ее центре и имел аксиологическую, гносеологическую и онтологическую значимость, а не являлся маргинальной обочиной философии.

На основе подобия ВСЛ и Вселенной, которое следует из голографического организационного принципа, можно предположить, что развитие сознания человека следует тем же этапам, что и Вселенной. В этом случае ускоренному расширению Вселенной соответствует неизбежное расширение сознания человека. При этом расширение сознания человека по своему ускорению опережает все другие известные вселенские процессы и определяется скоростью работы мозга и смены поколений людей. Это мы и наблюдаем в действительности. С другой стороны исключительность человека, соединяющего в себе феномен и ноумен, и занимающего центральное положение в системе ее волновых форм, позволяет предположить его особую роль в эволюции Вселенной. Эта роль пока не ясна, но очевидно, что будущее человека будет определять будущее Вселенной, а чтобы осознать свою роль ему необходимо освободить  свое сознание от любых догм обусловленности.

Существуют три онтологических символа человека, сформировавшихся как духовное обобщение человека: «Распятие» – символ страдания человека и жертвы бога, «Сидящий Будда» – символ освобождения от страдания и ухода в нирвану, «Танцующий Шива» – символ власти богов и неотвратимости колеса сансары. Современная трактовка рассматривает их несколько иначе. «Распятие» – прикованность духа к материи, а мысли к противоположностям, «Сидящий Будда» – символ пассивности духа в его материальной удовлетворенности и духовной бесполезности, «Танцующий Шива» – символ торжества духа над животной и материальной обусловленностью. В целом они символизируют этапы становления Космической Личности от страдания и пассивного ухода к активному становлению и преодолению. Причем этап преодоления и овладения кругом сансары еще не наступил, но в каждом из нас потенциально  присутствует эта Троица.