Книга Алеши

Шлома Скорцегин
Книга Алеши
         «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как  змей, оно укусит, и  ужалит, как аспид».
Притчи царя Соломона.  23 глава: 31-32 стихи.
«Малая закваска квасит все тесто».
Иисус Христос
«Худые сообщества развращают добрые нравы».
Апостол Павел

 
                I 
Человек, не имеющий в себе основания, упавши, не поднимется. Даже если основание и заложено, но является не правильным и не истинным, то человек, упавший, поднявшись, не будет стоять прямо, и тем более ходить не сможет. Хороший дом, строится на твердом фундаменте. Человек, не имея Ориентира, чисто теоретически, способен заложить правильное основание, но это столь сложно, что от начала мира и доныне, никто этого сделать не смог. Человек может противостать не правильному и противоестественному, но по своей природе этого сделать не может, так как является ветхим.
 Алеша, в первые года своей зрелой, самостоятельной жизни, начинал себя укорять и обвинять. Он был не прав. Не прав, наверное, перед самим собой, поскольку понимал, что все то, что он уже сделал, было пошлым, мерзким, грубым по отношению к его внутреннему я, которое раньше, до прошедшего периода жизни, было столь чистым и невинным.
Сейчас же Алеша сотрясался в плаче. Сокрушался пред пережитым позором, но больше он рыдал из-за сделанных поступков, которые как застывшая грязь на белой рубашке, напоминали о себе.
Началось все примерно год назад. Алеша поступил в очень престижный институт, в который его определили родители. Он учился прилежно. Посещал все занятия, и уважал всех лекторов. Все уважали, и даже любили Алешу за его чистосердечность и, в некоторой степени, наивность. Смотря на Алешу, многие могли сказать, что он чист во всех делах своих. И это было действительно так. Он не мог поступать плохо, поскольку сам плохое не познал, хотя и живет в современном мире.
Для тех, кто учился вместе с ним, было очень странным, что окружающий мир столь не значительно подействовал на Алешу. Многие даже подтрунивали над ним, как бы испытывая его. Порой, сидя в столовой со своими друзьями, кто-нибудь из них, находя в смартфоне по интернету что-либо пошлое, показывал Алеша, а затем спрашивал у него, улыбаясь:
- Ну, что? Нравится?
Но Алеша лишь отворачивался, даже не смотря, и говорил:
- Чушь и глупости. Уберите это от меня.
Но говорил он это без злости.
Но однажды, когда один из его друзей показывал ему одну из пошленьких фотографий, то Алеша посмотрел на нее чуть больше, чем обычно. Всего на секунду фотография его привлекла, и он, посмотрев всего лишь пару мгновений, сказал:
- Я не буду это смотреть. Уберите от меня.
Все подумали, что и не посмотрел. Для них это был факт. Но факт для Алеши заключался в том, что он посмотрел, хотя и секунду, но посмотрел. Пускай и не заметно, но посмотрел. Более того, эта фотография его даже слегка заинтересовала, и, были мгновения, когда она всплывала в его памяти.
Алеше было не по себе от этого.
Но через время Алеша забыл про эту фотографию, и она перестала его беспокоить.
                II
 Однажды, сидя на лекции в институте, Алеша посмотрел на девушку, седевшую впереди. Он посмотрел на нее раз, потом два. Он не понимал, что с ним происходит. Глаза неким образом тянуло к этой девушке, хотя раньше такого не было. Конечно, Алеша мог, приложив усилия, не смотреть на нее. Но он, кажется, не хотел этого делать.
После лекции Алеша пошел в сторону своего дома, и, идя, он порой посматривал на проходящих мимо него девушек. Раньше Алеша никогда этого не делал, и, делая это сейчас, ему было не по себе. Некое чувство угнетения пришло на него, когда он полагал свои взгляд на проходящих девушек.
Вдруг Алеша остановился, и сказал сам себе:
- Я ведь смотрю с вожделением на этих девушек. А это не хорошо. Ох, значит, мне нужно пойти исповедаться.
И он пошел в православную церковь, которая была не далеко от дома.
Войдя в нее, он пошел к батюшке на исповедание. Батюшку звали отец Аполонил.
- Отец Аполонил,- обратился Алеша во время своей исповеди,- я грешу.
- Как же?- спросил отец Аполонил.
- Ну, там я, кажись,- тянул Алеша,- ну, вроде как, на девушек смотрю с вожделением.
- Это все твой возраст,- ответил отец Аполонил.
- Да, возраст,- смиренно повторил Алеша,- но это же грех.
Отец Аполонил помолчал, словно вспоминая, а после сказал:
-Да, грех это, сын мой.
- Вот я и исповедуюсь!- воскликнул Алеша.
- Ты молодец, что пришел на исповедание; прощаю тебе грехи твои,- сказал отец Аполонил.
- Спасибо, батюшка,- и Алеша поцеловал его в перстень, но после добавил,- батюшка, можете мне помочь, чтобы мне избавиться от этого греха. А то я уже не могу не смотреть на них!
- Не можешь?- переспросил отец Аполонил.
- Не могу!- ответил Алеша.
- Значит, Боженька разрешает тебе это делать.
- Как разрешает?- спросил Алеша, недоумевая.
- Ну, вот так. Но если ты хочешь избавиться от этого греха, то поставь по одной свечке на иконы святого Ахитофела, и святого Хазва и две свечки на Благодатную и Многомилостивую Мать Господа нашего Иисуса Христа,- отец Аполонил три раза перекрестился, и продолжил,- и всю неделю последующую читай вот эту молитву: « Пресвятая Богородица, Многомилостивая Мать наша просит мне грехи мои окаянные, и помоги мне более их не вершить. Аминь.
- Хорошо, батюшка,- сказал Алеша,- я буду.
И Алеша действительно так делал. Всю неделю читал эту молитву, но грех все не уходил и не уходил. Более, он возрастал, поскольку Алеша не находил в себе сил более не смотреть на девушек.
К концу недели Алеша уже стал не только смотреть, но и порой вспоминать некоторых из особо привлекательных девушек. С одной стороны он понимал, что делает не правильно, но с другой сам батюшка сказал, что Боженька это в данном случае, по причине возраста, разрешает, значит это и не грех!
Но, как бы Алеша не оправдывался, ему все равно было как-то тяжело на сердце за то, что он поглядывал на девушек. И он свою тяжесть чувствовал.
                III
Однажды друзья пригласили Алешу пойти с ними в ночной клуб. Алеша еще долго думал, как-то уходил от прямого ответа, поскольку понимал, что в клубе будет алкоголь, наркотики и женщины. Он сторонился таких мест, но теперь он почувствовал некую не приятную легкость в выборе. Раньше он бы прямо ответил «нет», поскольку раньше такие места были ему только не приятны. Сейчас же он чувствовал, что может и пойти.
- Ладно, схожу,- легко ответил Алеша.
Друзья были удивленны ответу Алеши.
Сам Алеша был удивлен. Он не ожидал, что сможет ответить положительно так легко. Но после ответа он почувствовал большое угнетение. Вроде никто его не оскорблял, не трогал, но кто-то угнетал.
«Возможно, совесть,- предположил сам в себе Алеша,- ну, я там всего-навсего похожу, потанцую, может быть, и не более».
Так решил сам с собой Алеша. 
                VI
Вечером Алеша с друзьями уже были в клубе. Некоторое время потанцевав Алеша пошел к барной стойке, где были его друзья.
- О! Алеша,- сказал один из них,- мы тут как раз пьем,- и друг показал рюмки,- давай вместе с нами.
- Нет, спасибо. Я не пью.
- Да не ломайся ты! Давай выпей!- стал уговаривать другой друг.
- Нет,- слабенько и неубедительно ответил Алеша,- я не очень хочу.
- Давай! Выпьем!- закончил уже третий.
Алеша подумал, что действительно одна рюмка ничего не сделает.
- Ну, ладно. Выпью.
-Ура!- закричали его друзья, и налил ему рюмку.
Алеша выпил.
- Теперь еще одну!- стали настаивать друзья.
- Не надо,- отвечал Алеша,- я больше не буду.
- Плохая примета: одну рюмку выпивать,- сказал один из друзей.
Алеша вновь сдался, и выпил.
- Теперь еще одну!- сказали вновь друзья.
- Нет. Я не могу.
- Четное число рюмок,- заметил один из друзей,- это к беде.
И вновь Алеша сдался и выпил.
- Ну, все,- сказали друзья,- сам бог тройку любит.
И Алеша в таком виде пошел танцевать.
В животе у Алеши словно был груз. Ноги его немели, и он едва чувствовал их. Танцевал он с тяжестью и усилием. Алеша чувствовал, что в действиях ему стало легче, но внутри тела он испытывал сильную тяжесть. Он чувствовал помутнение. 
Когда уже танцевать стало ему очень затруднительно, он пошел на барную стойку, и сел.   
Вдруг Алешин взгляд обратился на танцующую девушку. Она была очень привлекательна. То, как она извивалась в танце, приковывало внимание Алеши. Изгибы ее тела возбуждали в Алеше интерес. Алеша все больше и больше стал увлекаться этой девушкой. Она запала ему в сердце. То, как она двигалась, то как она на всех смотрела, стало овладевать мыслями Алеши. Вскоре он уже не мог отвести взгляд от девушки, и Алеша, впервые в своей жизни, захотел большего. Алеша не мог в себе более сдерживаться. Она словно овладела им, пока он на нее смотрел, смотрел на то, как танцовщица извивается в танце. Танцовщица заворожила танцем его ум.
Конечно, Алеша понимал, что если бы не алкоголь, который сейчас выполнял в нем функцию крови для распутности, то он бы ни за что не подошел бы к этой девушке, поскольку не был бы уверен в ней. Алеша всегда был скромен в отношениях с девушками, но теперь нечто в нем очнулось. Он захотело большего.
Алеша подошел к девушке.
- Потанцуем?- спросил он.
Девушка положительно кивнула в ответ.
- А ты красивый,- сказала девушка Алеше.
- Спасибо, ты тоже.
- Угостишь меня коктейлем? 
- Ну, давай.
И он пошел с ней к барной стойке, и, взяв заказанные им коктейли, он дал один из них девушке.
- Ты тоже пей,- сказала она Алеше.
Алеша понимал, что если и сейчас выпьет, то у он полностью потеряет над собою контроль. Но, даже и осознавая это, он не захотел более себя сдерживать. Он зашел слишком глубоко.
Алеша выпил, и не помнил, что происходило дальше в эту ночь.
                V
  В сознание Алеша пришел только утром, когда проснулся в чьей-то постели.
Алеша, открыв глаза, сначала посмотрел налево от себя: там, совсем рядом с ним, лежала та самая девушка, с которой он танцевал ночью. Она была голая. Затем Алеша посмотрел на себя: он тоже лежала в постели, и был наг. После посмотрел вокруг и понял, что находится в квартире этой девушки.
- Боже мой!- простонал Алеша, оглядывая свое голое тело,- что я натворил!
- Ты уже проснулся?- спросила, видимо только проснувшаяся, девушка.
Алеша не отвечал, закрыв лицо руками, и сотрясаясь.
- Ты чего это?- спросила она в недоумении.
Алеша не отвечал.
- Ты плачешь!?- в изумлении прокричала девушка.
Алеша, перевернувшись на бок, сел на край постели, вытирая слезы.
- Ты чего нюни распустил, как девчонка?- презрительно вопрошала девушка.
Алеша чувствовал сильный стыд, от которого у него в горле словно комок застрял, но он, переборов самого себя, ответил ей, словно и слез у него не было:
- Да так, грустную историю вспомнил. Слушай,- добавил он,- давай как-нибудь сходим куда-либо. В кино, например.
- Какое кино,- сказала она, неприятно улыбаясь,- ты со мной только этой ночь был. Я не ищу постоянных отношений.
- Как?- тихо, и очень жалко спросил Алеша,- я же люблю тебя…
- Что!?- изумилась девушка,- какая любовь?- спросила она, щелкая перед его лицом пальцами, словно проверяя в сознании он,- Сейчас любви никто не ищет. Так, только на одну ночь и все, прощай.
- Но я люблю тебя!- повысил Алеша голос, прижимаясь к ней.
- Отстань!- закричал девушка,- вообще проваливай из моего дома!
И, сказав это, она толкнула его с постели.
Алеша сидел на полу с жалким видом, еле сдерживая слезы. Скулы у него дрожали. Губы судорожно дергались. Когда покатилась первая слеза, то Алеша прикрыл рот руками, чтобы сдержать стон   
- Как же ты жалок,- сказала презрительно девушка, глядя на Алешу, который, уже не могущий сдержать слез, тихо плакал, едва сдерживая стоны.
Плач этот был не только от жестокости этой девушки, но и от того, что Алеша совершил этой ночью. Он плакал о том, что потерял.
-Я уйду.- сказал Алеша, смирившись перед жестоким правилами этого мира,- Только где моя одежда?
- Мы выбросили ее в порыве страсти, и поклялись ее больше никогда не носить. Мы были пьяны. Ты что, забыл про это?
- Как выбросили?- спросил Алеша,- Как же я домой пойду?
- Не знаю.
- Нет,- простонал Алеша, идя к шкафу, и начиная в нем искать то, что смог бы надеть,- у тебя же должны быть одежда.
- Эй!- закричал девушка, подбегая и отталкивая Алешу от шкафа,- у меня тут мужики не живут! Не смей рыться в моих вещах.
- Дай мне одежду, и я уйду. Обещаю!- взмолился Алеша, прося ее на коленях.
- Пошел прочь из моего дома! Вали давай.
И она стала выталкивать голого Алешу из квартиры.
- Нет, нет, не надо,- говорил, выпираемый и выталкиваемый из квартиры Алеша.
Алеша, чувствовав сильный стыд, даже не мог и не имел сил, чтобы сопротивляться.
Когда эта девушка выставила голого Алеши за дверь, то он еще долго стучал в дверь, прося, чтобы девушка хоть что-то дала ему одеть.
Когда он уже совсем отчаялся, то отвернулся от двери и обнаружил, что находится в подъезде многоэтажного дома.
Ему было очень страшно. Алеша был нагой, голый, стыдно…
Он сел возле ее двери и, закрыв лицо руками, вновь тихо зарыдал, не зная, что еще ему делать.
Вдруг дверь открылась, и девушка бросила в лицо Алеши газетку, сказав:
- Прикройся!- и, сказав, тотчас захлопнула дверь.
Алеша взял газетку и прикрыл свой стыд, но свой позор он скрыть не мог. В первую очередь он не мог его скрыть перед самим собой и именно это его теперь сильно сокрушало. Он, прикрывая себя газеткой, поднялся и вышел из многоэтажного дома. 
Идя по улице голым, Алеша чувствовал еще больший позор. Он чувствовал, что наг. Не только телом был нагим, но и всей своей внутренностью. Улицы были пусты, и никто не видел Алешу, поскольку было ранее утро, но он чувствовал, что словно кто-то наблюдает за ним и этот «кто-то» злорадствует над падением Алеши.
Алеша сильно хотел укрыться. Конечно, он хотел укрыть свое тело одеждой, но больше он хотел укрыть себя самого от совести и от небес. Он чувствовал большую испорченность в себе. Теперь он понимал, что раньше он был невинен и чист, теперь же чувствовал на себе грязь. Грязь, которую не отмоешь, которая сама собою не уйдет.
Придя домой к родителям, Алеша открыл дверь и тихо прошел к себе в комнату.
Войдя в свою комнату, он запер дверь, закрылся в самом себе и сталь горько рыдать о своем позоре.
Потом, чувствуя, что он сделал страшные дела, Алеша оделся и пошел искать утешение в своей церкви. Он пошел на исповедь.
                IV
Придя в православную церковь, Алеша исповедал свой позор отцу Аполонилу.   
- Да, согрешил ты. Я прощаю тебе грехи твои,- сказал батюшка.
Но Алеша все равно не почувствовал облегчения. Все равно ему казалось, что он грязный. Он спросил:
- Отец Аполонил, почему это произошло в моей жизни?
- Отвечу тебе, сын мой,- сказал отец Аполонил,- это Бог послал тебе такое испытание.
Алеша замер. Он был возмущен тому, что Бог мог послать ему такой позор! Да разве можно ли в таком случае любить Бога, если Он допустил подобный позор, подобное унижение.
- Но почему Он мне такое послал!?
- Чтобы испытать тебя,- отвечал батюшка,- чтобы показать тебе твои слабости.
- Да как Он мог так поступить!? Я не могу такого Бога принять. Нет!
И Алеша, в великом возмущении, выбежал из церкви.
Когда Алеша бежал из церкви, то чувствовал, что у него не с того, ни с него текут слезы ручьем. Текли слезы против воли Алеши.
                IIV
 Теперь Алеша, спустя долгое время, вспоминал обо всем случившемся. О своем позоре, о своем стыде, и о своей вине. Вине перед самим собой, и перед своей совестью.
Чувство стыда не утихло в Алеше. Со временем он только усиливалось. Оно давило на него с тяжестью всей вселенной. Он чувствовал, что совесть словно сжигает его внутри заживо, словно инквизитор сжигает на костре еретика. Алеша чувствовал, что на нем словно грязь, не дающая ему двигаться, дышать, радоваться. Эта грязь, бывшая на Алеше, не давала ему жить.
Теперь он был в своей квартире на седьмом этаже. Эту квартиру подарили ему родители, когда Алеша закончил обучение в институте.
Пускай у него есть квартира. Пускай у него есть перспективное будущее. Пускай у него есть богатые родители, которые его всем обеспечат. Но у Алеши нет мира на сердце. Он не имеет мира с самим собой. Он не имеет мира со своей совестью.
- Не могу!- сказал он,- я так не могу!
И, сказав это, он посмотрел на окно.
Семь этажей. Этого должно хватить.
Алеша поднялся со стула и встал напротив окна. Он сделал рывок и побежал прямо на окно, уже представляя то, как будет лететь вниз…
Но вдруг зазвонил телефон, и, услышав звонок, Алеша, уже разогнавшись, и по инерции не могущий остановиться, уклонился в сторону от окна, и врезался в стену.
Он не потерял сознание. Алеша посмотрел на телефон, с великим упованием, рассчитывая, что тот его спасет.
Алеша, шатаясь, подошел к телефону, и взял трубку.
- Да?- сказал, нервно, он.
- Привет, Алеша.
То был его брат Иван.
- Привет, Ваня.
- Слушай, я знаю, что в последнее время тебя что-то удручает. Я прав?
- Да,- ответил Алеша, сдерживая слезы,- ты прав.
- Поэтому, Алеша, я прошу тебя, как брата, сходи со мной в одно место. Уверяю тебя в том, что тебе там помогут.
Алеша, услышав, это уже не мог сдержать слез.
- Ты пойдешь со мной?- спросил Иван.
- Да,- плача ответил Алеша,- да, пойду. Спасибо, тебе, Ваня.
- Будь здоров, братик. В этом месте помогли и мне, значит и тебе помогут, чтобы у тебя там не было. Я зайду за тобой в воскресенье, в полдевятого утра.
- Хорошо,- отвечал Алеша,- я пойду, лишь бы мне не жить так, как я живу сейчас.
Алеша положил трубку и почувствовал, что он может получить прощение. Что он может получить жизнь.