Библиотекарь. Часть 8

Аслан Сабеев
                ***

  Толик набрался смелости и начал спускаться в погреб. Запах тут был омерзительный.
  В погребе он увидел истощенного и грязного парня лет шестнадцати, который сидел на кровати, забившись в угол холодной бетонной стены. Юноша дрожал — возможно, он был нездоров и его бил озноб.
  Неожиданное появление, человека  с пистолетом в руке, насторожило пареня  и он быстро закрыл глаза.

  — Прошу, освободите меня. Я никому ничего не скажу!

  Толик осмотрелся и был в замешательстве  от увиденного. Правая нога парня была намертво прикована цепью к бетонной стене. Вокруг валялась куча пустых консервных банок и емкостей из-под питьевой воды. Правее стояло десятка полтора еще не открытых консервов и одна почти полная емкость с водой. Слева в полу имелось отверстие, судя по всему, для испражнений, пологая именно оттуда исходил отвратительный запах.

  — Какого хрена здесь происходит? — проговорил Толик.

  Парень не сразу понял вопрос, но потом до него дошло, что Толик не принадлежит к числу его похитителей, открыл глаза и произнес:

  — Это из-за денег. Мой отец богат. Но больше я ничего не знаю.

  — Тебя похитили с целью выкупа? — спросил Толик.

 Парень утвердительно кивнул головой.

  — Но в доме никого нет. Где же похитители?

  — Я давно никого не видел, — сказал парень.

  — Давно? Сколько ты здесь находишься?

  — По моим подсчетам, месяцев пять, — ответил тот, машинально бросив взгляд на свою левую руку, на которой были часы .

  Толик удивился, но уже начал понимать, в чем дело. Миллион долларов, указанный на карте, и есть этот парень, вернее, выкуп за него. А глаза он закрыл, решив, что Толик, который был без маски, — один из его похитителей. Увидеть лицо злодея означало бы неминуемую смерть. Зачем кому-то оставлять свидетелей?

  — Слушай, друг, ты можешь успокоиться, я не имею отношения к твоему похищению, — сказал Толик.

 Однако  парень был напуган и по-прежнему сидел, вжавшись в угол.

  — Если вы не... тогда, выходит, вы из полиции? — спросил он.

  Толик и сам находился в замешательстве и потому ответил на вопрос, не подумав об осторожности:

  — Нет, я не полицейский, я нашел в библиотеке карту...

  Тут Толик понял, что сболтнул лишнее. А парень удивленно посмотрел на Толика, пытаясь понять, о какой карте тот говорит.

  Толик прервал размышления парня.

  — Ладно, братан. Согласен, сейчас не до шуток. Я обычный вор. Кто-то слил информацию, что дом пустой, вот я и воспользовался, — сказал он, с опозданием поняв что и этот ответ ничего не меняет и с легкостью выводит на него полицию.

  Толик был хорошо подготовлен к этому делу, но найти измученного парня вместо денег он никак не ожидал, поэтому с репликами у него не складывалось. А парень решил, что второй ответ больше был похож на правду, и вновь посмотрел на Толика.

  — Прошу вас, помогите мне. У вас есть сотовый? Разрешите мне позвонить родным.

  — Да, конечно, — сказал Толик, достал с кармана телефон и передал его парню.

  Тот начал набирать номер, но после нескольких неудачных попыток опять посмотрел на Толика.

  — Здесь не ловит, — с отчаяньем в голосе сказал он.

  — Нет? — зачем-то переспросил Толик.

  — Надо попробовать подняться из погреба, — сказал парень, полный решимости оказаться на свободе.

  — Давай я поднимусь. — Толик протянул руку за сотовым.

  — Пожалуйста, не уходите, я боюсь здесь оставаться, — стал просить парень.

  Толик развел руками:

  — Я позвоню твоим родным, сообщу твое местонахождение, а затем уйду.
 
  — Как, вы не останетесь со мной, пока мои родители будет сюда ехать?

  — Нет. Мне нельзя, я же вор, а не сантехник. Мне не нужны неприятности.

  — Прошу, не оставляйте меня одного, — с тревогой сказал парень. — Мой отец щедро вас отблагодарит.

  — Как? Будет навещать меня в тюрьме? — пошутил Толик.

  — Вас не посадят, он не обратится в полицию.

  — Мне хочется тебе верить, но я никому не доверяю. И вообще, мне самому здесь неприятно находиться, как-то здесь жутко, — сказал Толик, осматриваясь по сторонам.

  Парень умоляюще смотрел на Толика.

  — Прошу, я вас не обману, мой отец будет вам благодарен!

  — Как же ты меня не хочешь понять?! Моя свобода мне важней. Тебя кто-то похитил, и в любом случае в дело вмешается полиция. Мне этого не надо, — стоял на своем Толик.

  Парень вновь жалобно посмотрел на Толика, но промолчал. А Толик усиленно размышлял над тем, как ему помочь, но не подставиться самому.

  — Так. У меня идея. Давай вместе выбираться отсюда. Я сейчас вернусь.

  — Постойте, — сказал парень.
Толик остановился и, обернувшись, посмотрел на него.

  — Прошу вас, не уходите. Я боюсь… Боюсь, что вы не вернетесь, — произнес парень.

 Он собрался с силами и начал вставать, отчего цепь зазвенела.
Толик сделал несколько шагов в его направлении.

  — Как твое имя? — спросил он.

  — Артем.

  — А мое — Валера.

  Толик сказал неправду, он не хотел полностью раскрываться, парень и так знал слишком много.

  — Я не знаю, что за твари с тобой такое сделали, но одно я знаю точно.

  — Толик выдержал паузу. — Я вытащу тебя отсюда! Нечего не бойся!

  Артем молча смотрел на Толика.

  — Значит так, Артем, теперь мне надо освободить тебя от этой долбаной цепи.

  Кольцо на ноге Артема было приварено. Вероятность освободиться от оков в подобных условиях была близка к нулю, но Толик дал парню слово и был настроен решительно.

  — Мои инструменты наверху, мне нужно меньше минуты, чтобы взять их и вернуться. Ты согласен, Артем? — спросил Толик, пытаясь успокоить измученного, перепуганного парня.
Артем неуверенно покачал головой — дескать, согласен.

  — Вот и отлично! — сказал Толик.

  Он улыбнулся и по-доброму слегка похлопал Артема по плечу, после чего быстро поднялся наверх.
Толик забрал рюкзак с инструментами и, не теряя времени, как обещал, вернулся к прикованному к стене узнику.

  — А вот и я, — сказал Толик, демонстрируя свою надежность.

  — Спасибо, что сдержали слово, — выдохнув, с улыбкой сказал Артем.

  — Хорошо, Артем, нам пора отсюда выбираться. И не говори со мной на «вы», я не школьный учитель, — сказал Толик.

  Он достал из рюкзака ножовку по металлу и начал пилить цепь. Артем замер и молча наблюдал, как незнакомый человек по имени Валера спасает ему жизнь. Минут через пять Толик остановился.

  — Рука забилась, я минуту отдохну и продолжу, — сказал он, присев на корточки.

  — Да, да, конечно, — согласился Артем.

 Возникла небольшая пауза.

  — Сейчас бы горячего чаю с хлебом, — нарушил молчание Артем, глядя в сторону с улыбкой на изможденном лице.

  Толик сочувственно посмотрел на него.

  — Скоро, Артем, и чай, и хлеб — все будет. Но я одного понять не могу: почему эти твари, твои похитители, так с тобой обошлись?

  — Я не знаю. В последний раз, приблизительно пять месяцев назад, один из троих похитителей привез вот эти консервы и воду, а затем молча ушел.

  — Все это как-то странно. Может, твой отец не заплатил выкуп?

  — Это невозможно! Я знаю своего отца, он жизнь свою за меня отдаст.

  — Твой отец бизнесмен? — спросил Толик.

  — Не совсем, — ответил Артем.

  — Политик?

  — Я точно не знаю, но люди говорят, что он криминальный авторитет.

  — Как его имя?

  — Плотников Виталий.

  Толик удивился, но виду не подал. Надо же! Неужели Матерый — его отец?

  Воспоминания Толика переместились в прошлое. Это был тот самый день, когда они вместе с Анзором изъяли ценные документы у бизнесмена Сергеева. Толик тогда разговаривал в автомобиле с Анзором о Матером. Конечно, смысл разговора был непонятен тем, кто не в теме, но они говорили о похищении его сына.

  «Твою же мать! — подумал Толик. — Так вот где сын Матерого».

  — Его прозвище Матерый, не слышали? — спросил Артем.

  «Слышали… Да твоего отца вся Россия знает!» — сказал Толик про себя.

  А вслух ответил:

  — Что-то знакомое, так сразу и не припомню… Ладно, продолжим, — и вновь начал пилить цепь.

  «Если Матерый узнает, что я в этом похищении участвовал, то мне крышка, —размышлял Толик. — Даже если я и спас его сына, ведь это можно опровергнуть. Кто поверит в карту из библиотеки. Если бы не тот хипеж со Шмелем… Ну, допустим, я наберу Матерому. Если он грамотно оценит ситуацию, то все будет ровно. А если нет? Его сына на цепи держали, с чего Матерому ситуацию оценивать. Сначала был замешан в конфликте с его человеком, теперь — в похищении сына. Завалит — и разбираться не станет».

  Толик пилил и не знал, как ему поступить дальше.
…Минут через сорок он  освободил Артема. Железное кольцо, которое по-прежнему оставалось на ноге парня, сильно натерло кожу, и хотя рана была перевязана, но, судя по всему, давно. Толик решил обновить повязку. Он разорвал свою футболку на несколько частей и замотал Артему ногу. Затем аккуратно перемотал фрагмент цепи с кольцом, чтобы железо не гремело при ходьбе. После чего они покинули это жуткое место и направились к дому, который Толик снял у бабушки Зои.

  — Как ты? — спросил Толик Артема, когда они вошли в дом.

  — Хорошо, — ответил тот.

  — Ладно, садись вот здесь. Мне надо собраться — и валим отсюда. — сказал Толик.

  Артем присел на стул и стал внимательно рассматривать комнату. Толик поставил чайник и начал стирать отпечатки своих пальцев по всему дому. Затем Толик сделал чай, нарезал хлеб с колбасой.

  — Я не врач и не знаю, можно ли тебе горячий чай. Ты потихоньку пей и сразу много не кушай, — сказал Толик.

  Артем покачал головой в знак согласия, затем сделал глоток чая и улыбнулся. По его лицу было видно, что он счастлив.

  — Спасибо вам большое, Валера, — сказал он.

  — На здоровье, Артем. Ты уж не сердись на меня, но дальше наши пути расходятся. Я довезу тебя до больницы, где тебя осмотрят врачи, и оттуда ты сможешь позвонить родным. И еще… У меня есть к тебе просьба: не говори обо мне ни отцу, ни полиции.

  — Отец будет рад. Позвольте мне отблагодарить вас, — попросил Артем.

  — Артем, у меня за спиной две ходки, — сказал Толик. — А теперь я просто хочу спокойной жизни. Если хочешь меня отблагодарить, не говори обо мне. Это все, что мне надо.

  Артем внимательно слушал и смотрел на Толика. Не выполнить просьбу он не мог.

  — Хорошо, Валера…

  Они быстро собрались, Толик убедился, что его отпечатков в доме нет, и они тайком уехали.
Толик довез Артема до больницы, расположенной в городе Ц.

  — Здесь нам придется расстаться, — сказал он.

Артем медлил. Он не хотел выходить из машины, с Толиком он чувствовал себя в безопасности. Толик вышел из автомобиля, обошел его и открыл Артему дверь. Тот вышел.
Толик обнял Артема.

  — Ничего не бойся, самое страшное позади. А сейчас иди в больницу, я не уеду, пока ты не войдешь в здание.

  — Спасибо! — сказал Артем.

  — Все будет хорошо. Будь здоров!

  Артем направился к входу в больницу. На полпути он остановился и, обернувшись, встретился взглядом с Толиком. Тот кивнул ему — мол, все хорошо. Артем улыбнулся и пошел дальше. А Толик, дождавшись, пока Артем скроется за дверями больницы, сел за руль и уехал.

              ***

 Артем вошел в больницу, навстречу к ниму  вышли две женщины в белых  халатах.

  — Боже, что с тобой случилось?! — с удивлением спросила одна из них.

  — Все хорошо. Я могу от вас позвонить?

  — Да конечно. Садись вот сюда, — сказала медсестра, указывая на скамейку.

 Артем присел. Медсестра обратила внимание на его ногу.

  — Что у тебя с ногой?

  — Ничего страшного. Мне надо позвонить. Это срочно, прошу вас.

  Медсестра протянула Артему телефон, но сказала настойчиво:

  — Мне надо осмотреть твою ногу. Давай парень, ты сможешь. - помогла ему встать.

  Артем последовал за медсестрой и, направляясь в процедурную, стал набирать номер.
Телефонный звонок разбудил мужчину и женщину, родителей Артема. Трубку взяла мать.

  — Мама, это я, не волнуйся, со мной все хорошо, — произнес Артем.

 Женщина была в шоке. У нее задрожал голос и слезы потекли из глаз.

  — Сынок, родной мой, где ты? - слезно спросила она.

  — Мама, не плачь, со мной все хорошо.