Прикоснуться к старине. Детектив

Людмила Колденкова
  Шурик приехал к дедушке с бабушкой  в деревню  как обычно на все лето.  Там уже гостили его двоюродные братья и сестра. Они с нетерпением поджидали его, хотя сами тоже приехали совсем недавно. Еще бы - ведь не виделись целый год!

  Конечно, сейчас, в эпоху Интернета, смешно говорить  о том, что соскучился по двоюродному брату.  Можно  часами общаться по чату, поболтать по Скайпу или, на худой конец, письмо написать по электронке. Но сами знаете, как это бывает: школа, уроки, какие-то  важные дела каждый день, а каникул  в течение года вообще не замечаешь. Даже не успеваешь как следует отоспаться и погулять. Одна надежда – на летнюю встречу!

- Какие люди! – Шурик прямо глазам своим не мог поверить, насколько выросли его двоюродные братья Толик и Денис. А Надюха  превратилась в настоящую красавицу – не узнать. Раньше она здорово походила на братьев. Они ведь все погодки, и  многие думали, что летом к бабушке с дедушкой приезжает целая орава внуков-сорванцов. Зато теперь  Надюха не только вытянулась и похорошела, она и вела себя как заправская хозяйка.
 
- Шурик, как ты вовремя – прямо к ужину! Давай быстренько бросай вещи, мой руки – и за стол! Ты уж прости, но в это лето тебе придется пожить в другой комнате... – деловито произнесла девочка.

- ... так как мою прежнюю комнатушку заняла ты! – улыбаясь, закончил Шурик.
- Как ты догадался? – Надюша  удивленно распахнула глаза.
- Элементарно, обыкновенная дедукция, - усмехнулся мальчик. – Знаешь, в моей новой школе меня прозвали Шерлок Холмс, и вовсе не только потому что Шурик Холмов так похоже на имя знаменитого сыщика.  Я стараюсь обращать внимание на  малейшие детали и делать соответствующие выводы.
 
- Так как же ты догадался про комнату-то, ведь ты еще и на втором этаже не был! – полюбопытствовала девочка.
-  А зачем мне подниматься? Окно прекрасно видно с улицы. Я отлично помню, что тебе эта комната еще в прошлом году понравилась, но напротив на ветке висело большое осиное гнездо, и ты решила, пусть осы лучше меня жалят... А сейчас гнезда нет. – терпеливо объяснил Шурик.

- Ну уж и аргумент... Мне, может быть, уже и не хочется теперь ту комнату...
- Конечно, не аргумент, - усмехнулся мальчик, - Но я заметил твои любимые розовые занавески  и  вазочку с нанизанными на нее браслетами и бусами, явно не Толика и не Дениски...

- Ой, а это что? – братьев больше интересовал не дедуктивный метод, а длинный рулон, торчащий из шурикова рюкзака.
-  Может быть, все-таки поужинаем сначала? А потом  я вам все расскажу. – взмолился юный детектив.

       Как следует подкрепившись, бабушка с дедушкой сели смотреть телевизор, а дети расположились на просторной веранде, и Шурик  начал свой рассказ.
 
   Этот год для мальчика выдался довольно сложным: из-за переезда ему пришлось пойти в другую школу, а всем известно, что новичкам всегда приходится не сладко. Тут уж надо либо быть круглым отличником и давать списывать самым отчаянным классным хулиганам, либо заниматься в  секции каратэ или бокса и заставить уважать себя, демонстрируя накачанные мышцы  и быстроту реакции, либо, по крайней мере,  поразить всех в классе чем-нибудь совершенно необыкновенным.

 Худенький, совершенно не спортивный Шурик  сразил задиристых одноклассников  тем, что умел замечать мельчайшие детали, а основанными на них выводами, смог успешно разрулить в классе несколько конфликтов. Его в шутку стали называть Шерлок Холмс, и все безоговорочно поверили в его талант детектива.
 
   А недавно одноклассник Шурика Антон появился в школе с весьма  таинственным видом.
- Пацаны, я тут такое раздобыл! Суперская вещь! Все сюда! – тут же распорядился он. – Девчонок выгоняем – это не для слабонервных.
--Ну, давай же, не тяни! Показывай, что у тебя есть, - мальчишки столпились у парты Антона.

-Если это айфон  какой-нибудь, то можешь даже не доставать. И так ясно, что отец дал свой на денек, - пренебрежительно протянул Леха.
-Дался тебе этот айфон, - усмехнулся Антон. – Думаешь, что все только о нем и мечтают. Эх ты… Детский сад…Тут  у меня  кое-что поинтереснее мобильника…

   Он порылся в портфеле и, наконец,  вытащил  свиток желтоватой  плотной бумаги. 
   Антошка неторопливо  развернул его на парте. Мальчишки тут же склонились и принялись с изумлением разглядывать странные значки на потрепанном листе.

  – Ого! – восхищенно присвистнул Петька. – Это карта что ли? Старинная, небось…
 –Ух-ты …– Толик даже глаза вытаращил, – Прямо сокровища пиратов Карибского моря…
  –Слушайте, я вам прочитаю, что здесь в углу написано. Надпись хоть и стерлась порядочно, но все же разобрать вполне можно: «Следует встать ровно в полдень около старой часовни. Тогда длинная тень от нее укажет направление. От крайней точки тени отсчитать двадцать шагов на запад. Затем повернуться лицом к востоку и сделать еще десять шагов. В этом месте копать два метра в глубину …» Вот и план… Это ведь пустырь, что за нашим домом. Дом-то старинный, в нем раньше купец жил.  После революции он смотался за границу, а денежки припрятал. Куча сокровищ  в виде клада! И все написано, как найти его…

-А план этот тебе купец из-за границы прислал? –не унимался Леха.
  -Да вчера на чердаке его нашел, в старом сундуке!
   -А план точно настоящий? - с сомнением покачал головой Петька. –А то бумага какая-то не очень старинная…
   -Да уж, конечно, не египетский папирус, - рассердился Антон. – Не веришь – и без тебя клад искать будем.

     - Вы представляете себе, - подытожил Шурик, - у нас карта для поиска сокровищ, а мне буквально через пару дней пора было ехать в деревню. Я уже собрался изо всех сил спорить с родителями и наотрез отказываться от поездки. Но тут я повнимательнее присмотрелся к деталям... Короче...

  - План оказался не настоящим? – быстро ввернула Надюха.
  - А вы сами посмотрите. – с этими словами Шурик вытащил из рюкзака рулон и развернул его  на столе.
 
      Старинный  свиток желтоватой бумаги, довольно потрепанный по углам,  очаровал ребят. Такое бывает только в музее или в каких-нибудь приключенческих фильмах. Толик с восторгом разглядывал свиток. Пожалуй, ради поиска сокровищ он не задумываясь забросил бы свои ежедневные тренировки  с мячом. Искать клад – это вам не в футбол гонять. Дениска осторожно разглаживал потрепанные уголки плотной бумаги, замирая от восторга. Даже, полосатый котенок Барсик пытался было устроиться  прямо на месте, отмеченного клада, но его быстро согнали.

    - Ну, что скажете? – улыбался Шурик, довольный произведенным эффектом.  – Как видите,  фокус с сокровищами не удался. Иначе, я бы не тут с вами сидел, разглядывая забавную подделку, а вовсю рыл бы землю около  старой часовни... Хорошо сделано, что и говорить, но –  точно подделка.

    - Может быть, расстояние указано неправильно, - неуверенно начал Денис. – Раньше  его не в шагах измеряли, а в локтях...
    - Ты еще скажи, что раньше вообще на локтях ходили! – засмеялся Толик. – Я вот думаю, что в то время не было компаса, и не могли написать «на запад» и «на восток», скорее уж: направо и налево.
 
     - План-то не из древнего Египта,  купцы стороны света наверняка знали! – Надюха еще раз внимательно прочитала текст. – Буквы, похоже, старинные ... А часовню не перестраивали? Скорее всего, старая часовня  разрушилась, а новую построили совершенно в другом месте, так?

     - Часовня та же самая. Думаете, мы не отыскали бы прежнее место? Да ради клада, все окрестности наверняка бы перепахали. – заверил ее Шурик. – Ну, думайте, думайте. Разгадка у вас перед носом.

     Вскоре к ребятам присоединился и дедушка. Он внимательно выслушал рассказ и усмехнулся.
    -  Неужели один Шурик догадался о том, что этот план – подделка? – хитро спросил он.
     Дети только смущенно почесывали затылки.

     *******

- Не расстраивайтесь.- бодрым тоном произнес дедушка.  Вас ждет еще одна встреча со стариной: на этот раз с самой настоящей.  Пойдемте-ка ко мне в кабинет.  Мне на пару дней принесли одну музейную редкость,  для завершения научной работы.
Фальшивый план был немедленно забыт, ведь там,  в дедушкином кабинете, они увидели массивный резной  медный кубок. Весь вечер они завороженно слушали про него рассказ.
 
     -  В средневековье после рыцарских турниров победителю подносили кубок вина, этот обычай сохранился, и примерно с середины XIX века кубок стал применяться в качестве приза или подарка. – рассказывал дедушка. – Думаю, что  этот кубок – настоящий свидетель тех далеких времен. У него богатая история. Мы как раз и пытаемся разобраться, где в ней правда, а где – вымысел. Ведь существует такое предание, что  в полнолуние является призрак рыцаря, его бывшего владельца, и  тогда можно  услышать тяжелые шаги…- дедушка взглянул  на часы и заторопился, - Ого,  а времени-то... Пойдемте - ка спать!

   Дети нехотя побрели из комнаты, а Шурик, уже в дверях, обернулся.
     Старинный кубок стоял на окне, загадочно поблескивая в свете полной луны медными боками. Казалось, потрешь его – и тут же появится волшебный джинн, чтобы исполнить самые заветные желания. А, может, и сам рыцарь вдруг заглянет из глубины веков.

   После этих рассказов мальчик долго ворочался, представляя как звенят доспехи, неиствуют толпы зрителей,  а победитель шествует, высоко подняв медный трофей,  и заснул только под утро. Разбудило его яркое солнце и громкие голоса, доносящиеся из кухни. Он быстро натянул шорты и вышел из спальни.

-Откуда я знаю, куда он подевался? Я тут на кухне завтрак готовила, - взволнованно говорила Надюха. – Вдруг слышу – звон. Я сразу подбежать не смогла – у меня каша на плите убегала. А когда посмотрела –стекло-то  вдребезги…

-Шурик, проснулся, наконец-то! – воскликнули вместе Толик и Денис. – У нас тут такое творится… Пойдем, - они потянули мальчика в дедушкин кабинет.
Окно было разбито, а кубок исчез…

-Может, его стащил сосед?  Он вчера вечером заходил, когда мы шли спать. Дедушка с ним разговаривал, и я заметил, как тот долго рассматривал кубок. Еще бы, особенно, когда узнал, что это такая ценность. – сразу предположил Шурик.

-Сосед повез  на машине дедушку с бабушкой в  город рано утром. Окно было целым, и кубок стоял на месте, - возразила Надюха. – Я точно знаю – заходила в кабинет, чтобы взять дедушкины очки, он их забыл на столе, а возвращаться ему не хотелось.
-Это меняет дело. Сейчас я осмотрю место происшествия, - Шурик подошел поближе.
 
Окно действительно разбито, но, где же осколки? Словно угадав его мысли, Надюха заявила: - Осколки я все убрала. Смотри – даже палец порезала.

Так… Значит, вор влез в окно и схватил кубок. Вон, даже след на подоконнике остался. Шурик заметил Денискины кроссовки, которые валялись тут же, у стены. Он взял одну и приложил к отпечатку…
 
- Эй-эй! –Дениска поспешил забрать свою обувь. – Да я их уже два дня не надеваю. Ты на меня что ли подумал?
- Не обижайся. - заметил Шурик.- Нельзя упускать ни одной детали. У меня вот такой вопрос: вы хорошенько везде посмотрели? Может быть, кубок  убрали в шкаф или еще куда-нибудь.  И окно тут совершенно ни при чем.

- Какой ты умный.- раздраженно отозвалась Надюха. – Думаешь, мне это в голову не пришло? Да пока ты дрых, мы все шкафы и полочки с Дениской и Толиком проверили. Теперь твоя очередь действовать – назвался сыщиком, так вот и ищи!

- Ну, ладно, не сердись. – миролюбиво произнес Шурик и задумался.

Зачем разбивать окно? Любой в доме мог взять кубок  и без этого – ведь дедушкин кабинет не запирается… А что, если окно разбили все-таки изнутри? Чтобы навести на ложный след… Кроме Надюхи никто осколков не видел… А были ли они вообще? Ведь если бить изнутри, стекла  упадут наружу. Значит, надо посмотреть во дворе…  В прихожей  Шурик взял кроссовки Толика, к великому неудовольствию котенка Барсика, увлеченно игравшему их  длинными пестрыми шнурками.

  Во дворе, прямо под окнами, валялась деревянная лестница. Шурик приставил ее к окну и поднялся на несколько ступенек. Он приложил кроссовку к отпечатку на подоконнике, потом внимательно осмотрел лестницу. Дети во все глаза следили за ним, не произнося ни слова.
 
-Все! Загадка разгадана! Пойдемте  в комнату, - вдруг заявил Шурик.
-Что? Ты хочешь сказать, что знаешь, кто вор? – в  один голос воскликнули ребята.
-Ну, да, - сейчас вы все узнаете, - заверил Шурик, направляясь в дом.
 
 Надюха, Толик и Денис устроились на диване и недоверчиво смотрели на него.
-Итак, - начал Шурик, - если кубок не мог взять никто из посторонних, а кроме соседа никто про него и не знал, значит, это сделал один из нас. Подождите-подождите! – мальчик сделал предостерегающий жест, когда дети  возмущенно загалдели.- Выслушайте меня, пожалуйста, а потом сами скажете.

    Так вот:  у меня не было возможности взять его незаметно, - вы все уже встали, когда я проснулся. Собственно, к этому времени кубок уже исчез.  Денискины кроссовки примерно подошли по размеру к отпечатку, но внутри одной из них  оказалось несколько стекляшек. Значит, окно действительно разбили снаружи, Надюха не соврала про осколки, только она в кроссовках их не заметила. Во всяком случае, Денис вряд ли бы натянул обувь со стеклом внутри. Оставался Толик. Подошвы его кроссовок  довольно грязные, а на деревянной лестнице я нашел несколько ниток от пестрых шнурков. И отпечаток совпал…

-Не брал я вашего кубка! – вскинулся Толик. – Ты что, считаешь меня вором?
-От фактов не уйдешь, - продолжал Шурик, - в окно влезал ты! Впрочем, кубок легко достать и прямо с лестницы, для этого не нужно вставать на подоконник, поэтому…

-Ладно уж, чего скрывать, - перебил его хмурый Толик. – Я вышел во двор с мячом и нечаянно запульнул его в окно. Я жутко перепугался и полез за мячиком. Все равно я признался бы дедушке, просто в тот момент не соображал ничего. Но кубок я не брал, я вообще его и не заметил.

-Тогда кто же его взял? – нетерпеливо воскликнула Надюха.
-Вы забыли, что среди нас есть еще один подозреваемый, - загадочно произнес Шурик.

   Дети удивленно взглянули на него. И тут,  где-то в глубине дедушкиного кабинета послышался странный глухой звук.
- Призрак рыцаря? – в ужасе ахнула Надюха. – Так вот кто еще есть среди нас!
-Пойдемте! – решительно заявил Шурик. Все с опаской двинулись за ним в кабинет. Странные звуки доносились сбоку, у старинного шкафа.

Шурик наклонился и резким движением вытащил всклокоченного Барсика, а за ним … медный кубок!
-Мяч разбил окно и сшиб кубок на пол, а Барсик закатил его под шкаф. Пока мы были во дворе, котенок шмыгнул в кабинет и попытался извлечь его оттуда...

- Как же ты догадался об этом? – удивилась Надюха. – Применил метод дедукции?
- Ну, почти. - улыбнулся Шурик. – Я точно знал, что произошло какое-то недоразумение.  Ведь никто из нас не трогал кубка. И призраки рыцарей вряд ли будут бродить  солнечным утром. – подмигнул юный сыщик Надюхе.- Оставалось предположить, что кубок мог упасть и куда-то закатиться. Что бы вы думали? Я убедился в этом, когда  заглянул в окно и увидел торчащий из под шкафа  полосатый хвост….

******* Дедушка-таки разгадал "тайну клада", а вы сможете? :)