1. 2. Идеалы коллективистов

Эльдар Шарбатов
Категория ценностей коллективистов (или позитивистов)

В основе любой ценности коллективистов лежит акцентуация и доминирование положительных психических процессов в совокупности с отрицанием и угнетением отрицательных. Ценности этой категории учат разумно и гармонично использовать консервативные (данные обществом, родом, Творцом), устоявшиеся законы и ресурсы.

Коллективисты – это люди, зачастую, воспитанные строго, в школе имевшие хорошие, дружеские отношения со сверстниками, не представляют дальнейшую жизнь вне коллектива и без покровителя.

Сторонники консервативных идей, покладистые представители этого типа темперамента в своей жизни стремятся скорей к правде, чем к справедливости. Внимательные к окружающей атмосфере, они всегда умеют добиться уважения и расположения к себе окружающих. Это именно те люди, которые верят, что «любовь спасёт мир». В каждой жизненной ситуации они поддерживают атмосферу умиротворения. Это качество делает невозможным существование современного социального устройства без хотя бы косвенного их участия; так начальство, чей труд не вполне соответствует его функциональным обязанностям по отношению к персоналу, очень часто обращается к представителям этой категории ценностей в коллективе для улаживания, возникающих в результате, конфликтов – не зависимо от их служебных обязательств.

Противники нововведений, коллективисты предпочитают мириться со старыми проблемами, чем привыкать к новым условиям. Именно они, а не мирные чаще всего скрывают своё истинное «Я» под психологической маской. Но в любом обществе узнать их легко.

Для определения личностных ценностей коллективистов на основе психических процессов, необходимо, прежде всего, задать алгоритм,  позволяющий определить любую из шести основных психологических ценностей коллективистов. Исходя из определений личности коллективиста и общего понятия ценности, алгоритм должен быть следующим: психологические ценности коллективистов – это ценности, посредством которых взаимодействие определённых двух основных психических процессов в положительном проявлении доминирует над взаимодействием двух других основных психических процессов в отрицательном проявлении.


Основные психологические ценности коллективистов

1. Прощение. Данная личностная ценность основана на утверждении взаимодействия двух психических процессов в положительном проявлении: инициатива и интеллект сопряжённом с угнетением взаимодействия двух психических процессов в отрицательном проявлении: ревность и ненависть.
Ценность призывает отказаться от личных обид и неприязни на общем пути, проверенном и утверждённом обществом ранее, и не стремиться изменить рамки устоявшихся общественных норм, мотивируя это любыми личными наработками или энтузиазмом (в которых обществом будут рассмотрены только отрицательные стороны). Данная ценность и смирение (№5) лежат в основе необходимости использовать психологические маски.

2. Понимание. Данная личностная ценность основана на утверждении взаимодействия двух психических процессов в положительном проявлении: влюблённость и инициатива сопряжённом с угнетением взаимодействия двух психических процессов в отрицательном проявлении: ненависть и страх.
В виду того, что долг каждого консерватора в определённой культуре – следовать единым, ранее установленным правилам, личные устремления представителей этой культуры направлены на укрепление взаимоотношений. Представители данной ценностной ориентации не способны полюбить то, чего не понимают и, наоборот, относятся с острой неприязнью к непонятым вещам, рационализируя свои представления об их сути, исходя из самых грубых и негативных предположений. Такая позиция обусловлена тем, что эта ценность должна объединять представителей данной культуры не просто друг с другом, но и с условностями их социального устройства. Эта ценность учит терпеть обиды и душевную боль (быть выше их), принесённую своим обществом, ради благополучия близких людей и личного счастья.

3. Надежда. Данная личностная ценность основана на утверждении взаимодействия двух психических процессов в положительном проявлении: инициатива и сострадание сопряжённом с угнетением взаимодействия двух психических процессов в отрицательном проявлении: ревность и страх.
Причинённые потери и несправедливость со стороны руководителя или ведущего большинства позитивисты терпят, рассматривая в них только положительные стороны. Ценность учит видеть или находить логическое им объяснение, оправдание или опровержение своих собственных сомнений. Терпеть ситуативный дискомфорт, чтобы не утратить оптимистичного отношения к будущему. Сила характера в таком случае нужна для реабилитации потерпевших в выполнении нормативных установок данной культуры и, чтобы не допустить отказа от них.

4. Умеренность. Данная личностная ценность основана на утверждении взаимодействия двух психических процессов в положительном проявлении: влюблённость и интеллект сопряжённом с угнетением взаимодействия двух психических процессов в отрицательном проявлении: ярость и ненависть.
Ценность учит коллективистов не превышать привычный уровень располагаемых благ в обществе, не имея этому убедительного объяснения или оправдания, чтобы не выйти из-под контроля своего общества из-за эгоистических побуждений. С другой стороны, консерваторы не должны понижать его чрезмерно резко относительно своих ожиданий, чтобы не лишиться определённой зависимости от общественных благ, необходимой для управления их интересами. Настоящая разница между излишками и средствами не учитывается.

5. Смирение. Данная личностная ценность основана на утверждении взаимодействия двух психических процессов в положительном проявлении: сострадание и интеллект сопряжённом с угнетением взаимодействия двух психических процессов в отрицательном проявлении: ярость и ревность.
В этой ценности выражается уважение к коллективным решениям и просто авторитетным личностям консервативных культур. Она позволяет не выходить за рамки устоявшихся общественных норм, и открыто не ставить общество перед вопросом личных проблем и устремлений (в которых обществом будут рассмотрены только отрицательные стороны). В культуре коллективистов решение руководителя коллектива равносильно решению каждого его представителя. Поэтому, в несправедливых решениях начальства настоящий идеалист данной культуры винит, прежде всего, себя самого.

6. Покровительство. Данная личностная ценность основана на утверждении взаимодействия двух психических процессов в положительном проявлении: сострадание и влюблённость сопряжённом с угнетением взаимодействия двух психических процессов в отрицательном проявлении: ярость и страх.
Ценность покровительство, или патернализм, как её называет Г. Д. Левин в статье: «Свобода и покинутость методологический анализ», обеспечивает некоторый уровень свободы в рамках, установленных и обеспеченных авторитетным руководством, как правило за умение исправно и честно следовать нормативам или за особые таланты. Реализация этой ценности обусловлена возможностью выражать чувства личного характера, а также выражаться творчески, отклоняясь от усвоенных норм в коллективе. Помимо привилегий, в этой ценности, прежде всего, на понятийном уровне выражено правовое обоснование любых действий посредником которых являются представители коллектива; покровительство хранит людей, верных коллективным идеалам, от общественной несправедливости.

Психологические ценности культуры коллективистов лежат в основе соответствующих ценностей консерваторов и агрессоров.