В гости к Божией Матери

Сергий Пономарь
    Поездка в  село Чимеево Курганской епархии.   

      Чудотворные иконы Богородицы… Немало их на земле, но не каждый человек встречается с ними. Никто не приходит к Чудотворному образу Царицы Небесной, если Сама Божия Матерь не приведет его.

      В жизни и душе каждого верующего человека совершаются сокровенные личные отношения с Богом, также как у каждого ребенка в семье свои личные отношения с отцом семейства. И каждый ребенок в доброй семье по-своему ощущает и воспринимает материнскую любовь.  И у Божией Матери для каждого верующего и любящего сердца найдется Свое утешение и поддержка. Насколько у человека открыта душа и не засорена стереотипами «взрослого» мышления и суетой мирской повседневной жизни, настолько он и может воспринять духовную милость, исходящую от Богородицы...

    
      На 7 – 9 декабря 2012 года в нашем приходе планировалась паломническая поездка к Чудотворной Чимеевской иконе Богородицы в Курганскую область в мужской монастырь в село Чимеево. Зима – не очень-то благоприятное время для дальних маршрутов, и накануне даты отправки на дорогах области в результате  обильных снегопадов во многих местах произошли многочасовые заторы машин, а перед самым днем поездки наступила оттепель, и полотно дорог стало мокрым. А следом –  прогноз о предстоящих морозах, так что становилось жутко представлять себе о предстоящей сложности и опасности маршрута. Наверное, поэтому многие разумно не захотели рисковать и не изъявили желания  отправиться в путь, другие же – в результате житейских искушений сняли свои кандидатуры с поездки. Оставшиеся 10 человек в списке уже не смогли профинансировать запланированный 33-х местный комфортабельный автобус, и организатору паломничества Наталье пришлось срочно искать выход из положения, заказав  в 500-километровую дорогу обычную «маршрутку» - ГАЗель.
      Как выяснилось в дальнейшем, еще и бывалого водителя ГАЗели вдруг сменили перед самой отправкой на другого, которому сообщили об этом уже под вечер в конце рабочего дня. А он, оказывается, к тому же еще и предыдущие ночи не высыпался из-за своего новорожденного 2-х месячного беспокойного ребенка, и перед самой поездкой ему так и не удалось отдохнуть. И вот, выезд – в 23.30, время в пути – 8 часов.

       Да, паломничество ко святым местам без искушений и опасностей не бывает, и здесь нужно особо прибегать к молитве и помощи Божией. В поездку с собой по благословению настоятеля храма мы взяли храмовую икону Чимеевскую Богородицы, чтобы приложить ее к самой Чудотворной иконе в монастыре. Перед отправкой в дорогу, когда паломники уже заняли свои места в автомобиле, вокруг него троекратно был осуществлен крестный ход с храмовой иконой и с чтением молитв – 26-го, 50-го, 90-го псалмов. Это древнее молитвенное правило святых отцов адмирал Российского флота Феодор Ушаков, прославленный в лике святых, не потерпевший ни одного поражения из 40-ка проведенных им морских сражений, не потерявший ни одного корабля и ни одного матроса в плену, непосредственно использовал в своей жизни и требовал от своих матросов его выполнения. Его главное напутствие перед боем было: «Братцы! Читайте 26-й, 50-й и 90-й псалмы, и вас ни пуля не возьмет, ни клинок вражеский!».

       Окропив святой водой путников и машину, тронулись в путь:  «С Богом!». Дорога  предстояла  не из легких, и все с воодушевлением запели молитвы и песнопения Божией Матери, уповая на Ее покровительство  и заступничество. Потом  в свете луча от фонарика стали читать и петь акафист Казанской иконе Богородицы. Ночная зимняя трасса не оказалась пустынной, то и дело освещалась светом фар встречных автомобилей,  наша маленькая ГАЗель неслась среди ночи,  и из нее, как бы прокладывая ей путь, неслись запевы: «Радуйся, Заступнице  рода христианского!». А с храмовой иконы, расположенной на спинке одного из передних сидений,  на  нас с Материнской любовью взирал  лик  Богородицы.
 
       Намолившись и напевшись  вдоволь,  паломники задремали, только организатор поездки Наталья  пыталась периодически поддерживать разговор с водителем, помогая ему бодрствовать за рулем. Но через семь часов ночного пути у него уже не оставалось никаких человеческих сил держаться за баранку автомобиля, и мы вынуждены были остановиться, чтобы дать водителю немного поспать.
 
       Однако же после того переутомления, какое испытал наш водитель до и во время пути, вряд ли он достаточно отдохнул за те 45 минут, что мы стояли на обочине. Было уже утро субботы 8 декабря, а как же под утро хочется спать, да еще после бессонной ночи! Одним словом, уже через полчаса после того, как вновь тронулись в дорогу, спали все – спали паломники, уткнувшись, кто во что; дремала самая стойкая – организатор; уснул и водитель(!), продолжая на «автопилоте» держать руками  руль  и ногой – педаль газа. Машина на большой скорости неслась по ночной зимней трассе со спящими людьми, сохраняемая и управляемая, наверное, только ангелами под покровом Божией Матери. Сколько времени так прошло, неизвестно, но вот навстречу ей движется массивная фура, а за ней «в хвосте» – еще другие машины. Что обычно должно происходить в таких случаях, даже страшно представить. И что же произошло дальше?

       За пару секунд до встречи с фурой, находящийся на переднем сидении с водителем пассажир, за спиной которого стояла Чимеевская храмовая икона, неожиданно для себя вдруг проснулся, увидел встречный свет фар и в этом свете – спящего своего водителя, крикнул от неожиданности: «Ты что, спишь?!»
       Одновременно, в один миг проснулись все, и в этот самый момент машину со скрежетом от резкого рикошетного удара сильно тряхнуло, в окне за стеклом кто-то увидел целый сноп искр, как от встречи мощного наждака с куском металла. Следом за фурой быстро промелькнули фары других машин, а наша ГАЗель продолжала все также лететь по трассе, не останавливаясь. Только теперь уже никто не захотел дальше спать, представляя о возможных последствиях происшествия, которого чудом удалось избежать. Вновь все запели  молитвы Богородице, вычитали 26-й, 50-й и 90-й псалмы, и так до ворот самого монастыря молились и благодарили Божию Матерь за спасение.

        (Уже днем на стоянке я обследовал кузов нашей «Газели», ища повреждения от рикошетного столкновения. Слева всё было цело, а справа – как наждаком, «обработан» выступающий буртик края крыла заднего колеса. И вспомнил – на трассе то и дело на опасных участках по её правому краю встречались металлические бордюры по 20–30  метров длиной, - вот с таким мы, по-видимому, и «поцеловались», не вылетев за обочину, слава Богу, и, в тоже время, не столкнувшись со встречными машинами.)

       Приехали уже после 8 часов утра, храм Казанской иконы был открыт, Богородица  ждала нас, – это  чувство было явно, как от встречи с живым человеком. Приложились к святыне, к любящей Матушке прикоснулись. Слышит, видит нас и знает о нас всё, и только Любовь исходит от Неё! И в этой всепрощающей милости душой чувствуешь, как Она готова нам всем помочь. 

       Это моя третья встреча с Божией Матерью в этом Чудотворном образе. Первая произошла осенью 1997 года, в Челябинске, когда Её икона пребыла сюда для поклонения верующих этой святыне. И при этой встрече  мною  было испытано нечто чудесное, и она определила дальнейший мой путь в служении церковном, а Чимеевская икона стала моей покровительницей, поддержку и помощь от которой ощущал постоянно.
      
       Летом 2000 года после трехлетнего моего ежедневного чтения тропаря Казанской иконе, Богородица Своим промыслом устроила мне впервые поездку в Чимеево. И вновь была чудесная помощь Божией Матери  в пути, но это уже отдельная история. В то время Чудотворная икона хранилась в алтаре своего храма. И вот для неё, наконец, изготовили стационарный большой резной кивот из дерева. А перед тем, как ее установить уже на постоянное место в кивот под стекло, только на один день вынесли икону из алтаря в молебный зал для поклонения и положили её на аналой без ризы, в том виде, в каком она явилась людям в XVIII веке, приплыв по реке Нияп. И именно в этот день мне довелось приехать в Чимеево.

       Тогда, оказавшись впервые у Чимеевского храма, у меня было  ощущение, что очутился в какой-то сказке, и стоя на паперти, не решался  зайти в храм, с трепетом ожидая встречи с Ликом Божией Матери. Вдруг сзади услышал добрый женский голос: «А вы заходите, заходите, сегодня икону на один день вынесли из алтаря, завтра её поставят в кивот». Оглянувшись, увидел девушку  в простом деревенском одеянии прошлых веков в платье до земли, с младенцем на руках.  Откуда она появилась? Или может это была Сама Богородица? У меня возникло явное ощущение, что нахожусь не в XX веке, а где-то, может, – в XVIII-том?..
       Зайдя тихонечко в храм,  в сумерках вечернего молебного зала ощутил удивительную тишину и покой, посмотрел направо и увидел аналой с Чудотворной иконой, возле которого юноша с ангельским лицом негромко, благоговейно читал и пропевал акафист Казанской иконе. Подошел к нему и встал рядом. Допев неспешно  акафист, приложились к святому Лику Матушки Богородицы. Эта встреча для меня тогда была сплошным чудом.

       В нынешний приезд, подойдя к иконе и приложившись к ней, посмотрел на глаза лика Божией Матери. В тени сени большого драгоценного кивота они почти не выделялись из лика, как раньше, они как бы потускнели. Почему? И тут же возникло в сознании понимание – они были заплаканы, или выплаканы. Когда человек проплачет всю ночь, у него глаза воспаляются, теряют свою прежнюю светлость. Вот так и Богородица, наверное, постоянно плачет о грехах людей погибающих, и тускнеют глаза на Её лике. И осознание  того, что и мои грехи усугубляли Её слезы и переживания, вызывало скорбные чувства в душе...

       Но Божия Матерь не укоряла нас, Она устроила нам Своим чудным промыслом особый праздничный прием. После дорожных тягот и искушений, мы уютно расположились в гостинице для паломников, нас накормили монастырской трапезой, передохнули, сходили на чудотворный источник, расположенный в красивейшем сосновом бору, набрали вкуснейшую целительную воду, искупались в специально оборудованной купальне в водах источника, получив заряд небывалой бодрости. А вечером нас ждал радостный сюрприз.  На вечернее богослужение в монастырь  приехал архиепископ Курганский и Шадринский Константин для проведения пострига в монахи, и мы неожиданно для себя оказались  на архиерейском торжественном Богослужении и впервые стали свидетелями монашеского пострига.
      
       Вообще-то архиерей здесь служит только два раза в год, не чаще, но к нашему приезду он приехал в третий раз! И на следующее утро  состоялась    архиерейская Литургия. Наши паломники подготовились ко Причастию, исповедовались, а затем причащались из рук самого Владыки. Подходя после Литургии ко кресту организатор нашей поездки Наталия кратко поведала архиепископу Константину, как нас в пути сохранила Чимеевская икона Богородицы, и Владыко благословил здесь сразу же после Литургии отслужить благодарственный молебен Божией Матери для наших паломников. Мы с радостью молились вместе со священником  у Чудотворной иконы, и затем он нас всех помазал маслицем из лампадки от этого прославленного образа.

       Мне очень хотелось сфотографировать на память саму Чудотворную икону в храме, но этого нельзя было делать без благословения игумена Серафима, а он всё время был занят сопровождением Владыки, так что обратиться к нему со своим вопросом никак  не  удавалось. Самочинно тайно снять – не дерзнул, чтоб не оскорбить Божию Матерь, но помолился Ей, чтобы Она благословила и разрешила сделать снимок в  Ее храме во славу Божию. Но случай для этого как-то всё не представлялся.

       И вот в конце нашего пребывания в монастыре Богородица  явила напоследок еще одно милое для души утешение. Сразу после службы в храме, мы быстренько собрали свои вещи и пошли на стоянку нашей машины, чтобы не терять время для обратного неблизкого пути. И кто-то из наших паломников еще раз зашел в храм приложиться к иконе, затем вышел и говорит, что глаза у Богородицы просветились! Тут же быстренько забегаю в храм и вижу – в окне храма выглянуло солнце и его лучи мягко легли на лик Божией Матери, глаза ее засветились радостью, как прежде! Достаю фотоаппарат, молю Богородицу: «Помоги!», подлетаю к монаху в иконной лавке в молебном зале. Как могу, объясняю ему свое намерение сделать снимок во славу Божию и безвыходное положение на возможность взятия благословения. Он спокойно отказывает, а у меня опускаются руки вместе с фотоаппаратом, отворачиваюсь и отхожу от него на несколько шагов, взглядом прощаясь с Ликом Богородицы, и вдруг тот монах роняет сзади меня слова: «Одного кадра хватит?»  – «Хватит!» – сразу соглашаюсь с большой радостью, понимая, что Божия Матерь – помогла и через него разрешила, вскидываю  аппарат  и  делаю  заветный  снимок!  Господи,  слава  Тебе!
 
       А обратный наш путь после благословения архиерея и Самой Богородицы прошел, «как по маслу» – весь благополучно. Слава Богу за всё!
       Радуйся, Заступнице рода  христианского!