О Божием благословении

Сергий Пономарь
      Каждый священник Православной Церкви, какой бы он ни был, как человек, через Таинство рукоположения епископом во Священство является проводником Божией благодати, является и живой иконой Христа. В электрической цепи, например, не важно – золотой проводник стоит или ржавый, - ток по нему всё равно пройдет, и лампочка – загорится. Также и священник, - «золотой» он батюшка или «ржавый» с недостатками, - Таинства Церковные через него совершаются и благодать Божия с благословением – преподносятся.
      Я – человек не суеверный, и в приметы не верю. Но для верующего человека случайных встреч не бывает, всё это – промыслительно. И когда на Вашем пути встречается священник, - это значит Господь Вам посылает дополнительную помощь или ограждение от возможных напастей, - не проходите мимо, всегда примите Божие благословение от священника и поддержку.
      Расскажу только два случая из опыта жизни. 

      У нас был церковный водитель Александр (в приходе есть церковная машина, в епархию на ней ездят за товаром, по всем хознуждам и т.п.), ныне покойный, - он раньше, работая шофером в миру, как-то однажды перегонял с  напарником два большегрузных автомобиля. И возле Читы они заехали на заправку, видят – подъезжает к заправке автомобиль, и из него выходит батюшка. Александр говорит своему напарнику: «Пойдем, благословимся, - не зря нам Господь священника посылает». Неверующий напарник отказался, а Александр не поленился, подошел к батюшке и взял благословение. И что же? Когда стали въезжать в Читу, - на первом же перекрестке в машину напарника въехали, случилась авария. Александр же благополучно и вовремя добрался до места назначения, а напарник его целую неделю там просидел, - пока выслали за ним буксир, и еще сколько потом ремонта было…
 
       Другой случай, - в паломничестве, но его расскажу подробней, касаясь интересных особенностей самого паломничества.
       В 2002 году мы с будущей моей супругой Наталией и ее младшей дочкой (ей тогда было 12 лет) Христиной поехали вместе с больным нашим прихожанином Петром Гаврилычем в село Ташлу к Чудотворной иконе Божией Матери «Избавительница», явившейся в 1917 году, при этом на месте явления её забил цельбоносный источник, на котором в наше время происходили чудеса исцелений, о чем писалось в «Лампаде» - приложении к православной газете «Благовест». Вот Петр Гаврилыч и начитался, и загорелся желанием туда съездить в надежде на чудо исцеления от своего постоянного недуга, но посетовал, что денег у него нет. Не раздумывая, вытаскиваю тысячу и подаю ему, – больше половины моей тогдашней зарплаты в приходе (тогда, живя ещё при церкви, о деньгах вообще не беспокоился, - совсем не то, что сейчас, - когда уже обзавелся семьёй) - говорю: «Езжай!» А он: «А кто меня повезет,  кто меня сопровождать будет? Один-то я не смогу…( Он плохо ходит, и очень плохо порой себя чувствует) «Ну, поехали вместе! - говорю, - дело-то начатое надо доводить до конца». Конечно, и Наталия – со мной, и дочку взяла с собой.

       Вот вчетвером мы и отправились в неблизкий путь. На ж/д вокзале, где ожидали пассажирский поезд, заметили молодого батюшку, - все подошли к нему и благословились. Слава Богу, благополучно доехали до Самары.
       Выходим на вокзале Самары, тревожно озираясь на его инопланетную космическую архитектуру. А далее, стал руководствоваться своим выработанным жизненным правилом, которое могут взять себе на заметку и другие православные люди:

       Если вы приезжаете в какой-то город по своим делам, то сначала идите в ближайший храм, просите и получайте Божие благословение, и тогда все ваши дела устроятся наилучшим образом в этом городе. Если храм открыт, заходите и прикладывайтесь к иконе на центральном аналое, молитесь и просите: «Господи, благослови мои дела и пути в этом городе», если есть священник в храме – берите  у него благословение; если храм закрыт – встаньте у ворот храма и также помолитесь. И с Божьей помощью все ваши дела пойдут, «как по маслу». Неоднократно придерживался я этого правило, и  помощи Божией было явлено обильно, много было разных случаев, и сравнительных в том числе, т.е. когда не придерживаешься его, а только потом о нем начинаешь вспоминать, когда всё дело уже зайдет в тупик, - идешь в храм – и всё, всё сразу, что нужно, появляется и решается.

      Поэтому первое, что предпринимаю, - это выясняю у прохожих, - где здесь ближайшая церковь. Оказалось, недалеко, - храм Покрова Богородицы. Храм большой, заходим в него, прикладываемся к иконам, пишу молебен «о путешествующих», вижу – идет священник, настоятель храма, строгий такой… Подхожу, прошу благословение, он на меня сразу бросает свой «простреливающий» насквозь строгий подозрительный чернобровый взгляд, но благословляет. Также и все мои паломники благословились.
      И всё, - тут же в храме мы выяснили, как добираться дальше до селаТашлы, вышли из храма - сели на трамвай, приехали на автовокзал, купили билет до Тольятти, в Тольятти сразу же купили билеты до Ташлы, и доехали «как по маслу» с Божией помощью до самого храма с Чудотворной иконой прямо к вечернему Богослужению.

        Паломников в церкви было много, несколько автобусов, все ночевали прямо в храме на полу. Утром после Литургии поехали на одном из автобусов с приезжими паломниками на источник Божией Матери. И что оказалось удивительно и промыслительно, со строгой и решительной руководительницей этих паломников, -     Татьяной Дубининой, - мы встретились через год уже в нашем храме при особых обстоятельствах, а именно: она руководила российским покаянным Царским Крестным ходом, протяженностью 1881 км, который начался в г. Волгограде 19 мая 2003 г. в день рождения Царя Николая II, а закончился в монастыре Ганина Яма 17 июля того же года в день убиения Царской семьи, и этот Крестный ход прошел через наш городок, и участники этого хода ночевали в нашем храме, в котором в тот день я был ночным сторожем, а наутро мы с супругой, в чем были, приняли участие в суточном переходе с этим отрядом подвижников и прошли 35 км пешком с Иисусовой молитвой, причем мне посчастливилось 19 км пронести двухметровый деревянный крест во главе всей колонны, держа его вертикально в руках, - и на это бы не хватило никаких моих сил, если бы, по милости Божией, этот крест, скользя своим древком вниз, и прижимаемый из последних сил моих рук к моей груди и животу, вдруг не уперся бы в крепкий ремень моих брюк и, таким образом, весь вес креста распределился на моем тазу, а руки лишь стали поддерживать вертикальное положение креста, слава Богу! После привала еще 16 км мне доверили нести чудотворный образ Песчанской иконы Божией Матери, хранительницей которого сейчас и является Татьяна. Благодарю Бога за Его такую милость ко мне, грешному. Крест по завершении Крестного хода остался в монастыре Ганина Яма в храме в честь Царских Мучеников, я его там видел с памятной надписью об этом Крестном ходе, когда посетил этот монастырь. В общем, - это особая, но уже другая  история...


       Примечательностью источника в Ташле является то, что вода в нем - относительно теплая 14-15 градусов, – так по-матерински милостиво встречает Божия Матерь страждущих. На месте источника устроена купальня. Пропели акафист образу Богородицы «Избавительница» и окунулись с головой в купальню.
       Вышел я оттуда, как бы заново рожденный, и было удивительно ясно и чисто всё в сознании, - вот как солнце светит на голубом небе без единого облачка, - вот так и тут: нет ни единой посторонней мысли в голове, такая тишина и радость в душе! И тут я подумал: «Действительно, - это святое место!» И вот на фоне этого затишья в голове отчетливо появляется мысленный ответ: «Самое святое место – это то, на которое поставил тебя Господь для служения Ему», - и снова тишина в уме. Я спокойно осознаю, что это не моя мысль, а кто-то мне ответил. Тогда формулирую свой вопрос: «А для чего тогда ездят в паломничество по святым местам?» Через пару секунд – также мысленный ответ: «Для того, чтобы укрепиться в вере, и набраться духовных сил. А затем надо возвратиться на свое место служения». Всё, на этом спокойный и мирный наш диалог закончился, - я уже подходил к автобусу, и мы возвращались в храм.

       А что же с Петром Гаврилычем, с его чаянием чудесного исцеления? О нем мне тоже дано было понимание: «Чудесные исцеления на источнике совершались с людьми, исцеление для которых означало поворот жизни к Богу на пути спасения, прозрение души верою и отвращение от прежнего греховного состояния и мировоззрения. Болезнь же Петра Гаврилыча – как раз уже и выполняла эту роль в его жизни, в результате её он, чуть не умерев однажды, вынужден был отвращаться от пристрастия к пьянству, пришел к вере и стал прихожанином церкви. Его болезнь – это его Крест. И как нам не кажется тяжелым несение Креста своего по жизни, нужно знать, что дерево, из которого он сделан, - вырастает на почве нашего сердца в результате наших поступков. С Креста не сходят, с Креста – снимают. Поэтому Господь подает человеку то, что нужно для спасения, а не то, что он просит по своему неразумению. Для Бога важнее не наше благополучие, а спасение нашей души, – Бог будет спасать нас и ценой нашего неблагополучия, лишь бы наша бесценная душа  обратилась  к  Богу». Петр Гаврилыч  тоже понял, что ему надо  терпеть свою болезнь дальше, «ибо страдающий плотию перестает грешить»(1 Петр.4:1)

       В храме еще раз приложились к Чудотворной  иконе и отправились в обратный путь. На автовокзале в Тольятти сразу взяли билеты на автобус в Самару, на который вот-вот должны объявить посадку. Я прошелся взглядом по рядам пассажиров в зале ожидания и увидел сидящего священника. Вот она – снова Божия поддержка! Быстренько подошел к нему: «Батюшка, благословите!» Он встал, благословил. Оглядываюсь, где же мои спутники? И тут объявляют посадку, и все ринулись уже с вещами на перрон. «Не успели, - думаю, - один благословился, а трое – нет, что из этого получится?» - задался я мысленно вопросом, ожидая получить Ответ в дальнейших происходящих событиях.
       В Самаре на ж/д вокзале в кассе спрашиваем 4 билета на поезд до нашего города. Кассир отвечает: «Есть только одно место», - всё, я сразу понял этот Ответ: один благословился – одно место и есть… На Боге – время не сэкономишь, надо было бежать не на посадку в Тольятти, а ко священнику за благословением.
 
       Пришлось нам искать варианты, и в конце концов взяли 4 билета на поезд хотя бы до Уфы, который приходит утром, а затем сидеть в этом железо-бетонно-стеклянном «космическом корабле»-вокзале всю ночь на металлических сиденьях, удобство от которых можно испытать, только облачившись в скафандры.
       В Уфе сделали пересадку и купили билеты на проходящий поезд, до которого оставалось 5 часов. Я предложил съездить в город в ближайшую церковь, но Петр Гаврилович отказался, сославшись на недомогание, сказал, что  лучше подождет на вокзале. Тогда мы втроем отправились в местное паломничество.

       На трамвайной остановке спрашиваю местную башкирку, как добраться до церкви, - она пожимает плечами. В недоумении оглядываюсь по сторонам, - никого нет, и вдруг, откуда ни возьмись, на остановке появляется бомж… Бомж бомжа – видит издалека! Я к нему: «Брат! Не скажешь, как здесь до церкви добраться?» А он говорит: «Поехали со мной, я туда как раз еду». Через секунды подходит трамвай, садимся, но едем мы достаточно долго. Однако за одну остановку до цели бомж подходит к нам и говорит: «Меня там в церкви кормят, но сейчас уже больше 7 часов вечера, всё закрылось, я не пойду, а вы езжайте», и объяснил, как дальше пройти до храма, а сам сошел.
       Ну, думаю, слава Богу, - послал Господь Ангела своего показать нам дорогу. Подходим к храму, храм оказался Крестовоздвижническим, ограда закрыта на замок… Встаем за оградой напротив входа в храм и начинаем молиться вслух: «Царю Небесный, Трисвятое по Отче наш», и потом своими словами, прося благословения Божия на наш путь. Помолились, стали потихоньку отходить, а я всё оглядываюсь, - может Господь как-то «откликнется»… И вижу, открывается большая входная дверь храма, и из нее выходит священник. Откликнулся! Мы - к ограде, протягиваем руки сквозь железные прутья: «Батюшка, благословите!» А он говорит: «Я не буду через решетку благословлять», и открывает замок на двери ограды. Он впускает нас, благословляет, и мы рассказываем ему, кто такие, откуда и куда путь держим. Батюшка говорит: «Сейчас, пойду посмотрю, может в трапезной вас покормят», но через пару минут возвращается и сожалеет: «Там уже всё убрали и закрыли. А давайте я вас в храм проведу, водички святой дам с собой?» Мы так обрадовались, нам это как раз и нужно!
       Заходим в церковь, построенную в 1893 г., если не ошибаюсь, и похоже это единственный храм в Уфе, который не закрывался даже в богоборческие времена. А почему? – По особой благодати и милости Божией, - оказывается, в этом храме в молебном зале на Кресте Голгофы имеется капсула с частью древа Животворящего Креста Господня, которая находится здесь со дня освящения храма! Вот это да! - Частица Креста, на котором был распят Сам Христос, от Креста Которого воскрес мертвый! Мы о таком счастье, – в своей жизни приложиться ко Кресту Спасителя, - и не мечтали… Прикладываемся… - легкость и несказанная духовная отрада заполняют всю душу!
       …Батюшка дал нам бутылочку святой водички, благословил, и мы, вне себя от внутренней радости, можно сказать, - как на крыльях, невесомые, не чувствуя земли под ногами, - пустились в свой дальнейший путь, благодаря Бога за Его неизреченную Милость и премудрый Промысел о нас, грешных. Слава Богу за всё!