Освобождение Литератора и Литературы. стр. 43-48 П

Михаил Галакт
                -  ПРОСВЕТЛЕНИЕ Литературы
    Традиционное для русской прозы осознание связи поколений – надо серьёзно осмыслить. Кто из нынешних литераторов это может сделать?  -  Я думаю,  писатели и поэты лишь намечают основные вехи нравственного развития человека.  А каждый по жизни должен пройти сам. Русские поэты дают четкую формулу русского и Всемирного братства, основанного на единстве участи и судьбы.  – И наши писатели и поэты, люди, действительно мыслящие, обращаются  с  трибуны фестиваля «Славянские традиции» исключительно к обществу, их отличает  способность  слышать песню своей души!    
  Какие творения ожидает от нас читатель?  Народу нужна литература, которая преодолеет невежество толпы и поможет стать настоящей личностью тем, кто захочет идти к своей цели.
   Все биографии нынешних «героев» и «антигероев» типичны и, увы, предсказуемы.  Литература ищет новых героев, а переписывать  одно и то же ей неинтересно. И мы ожидаем  от неё изображения  тех сил общества, которые идут к свету жизни и ищут её героев. И в этом движении  избегают самоудовлетворения и довольства собой – ибо это духовная смерть писателя. А книжки для народа пишутся теми литературными подёнщиками, которые в другое время стали бы издавать новые собрания советов для толпы. 
    Чувствуют, понимают и видят все это, продвинутые литераторы. Все те, кто освободился от уз привычек сознания и желаний своего эго и устремлён к  своей душе. Творчество это процесс, где есть связь с энергией сил вдохновения и души. И благодаря этому возникают идеи, которые обладают сверх личностной ценностью.
 Влэд Румэ: – • –Творческая интуиция посещает в виде более или менее ясных зрительных  образов. В творческом процессе слова играют роль лишь в более поздних стадиях обработки, когда нужно  передать свое понимание другим. Увлеченность, преданность, упорный труд и готовность,— вот что притягивает стихию творчества.
   Но гении не умирают, их рукописи не горят. Они трудятся в Мире Огненном для Блага всего человечества, для его эволюции.
Из дневника М.Г. Памяти художника А. Апухтина:  – • – «В неизвестность дальше дорога, лишь бы к Богу не опоздать.  Льются слёзы. Ты жил неистово. На облаках картины висят. Небо для многих стало истиной. И высота не отпустит назад. Снова я стою у порога. Зря ли мастер в пути искрил? Поэт просто посланник Бога, Он – как птица, да где ж взять крыл?»
  Истинное творчество – приносит в наш мир что-то подлинно по-настоящему новое, проистекает от связи со стихиями. Связь со стихи-ями – это подлинные стихи.
 Автор: –  • –На форуме «Славянские традиции» в Крыму г. Щёлкино в беседке московского пансионата собралось немало народу, современных писателей. Мы  говорили о  литературе, о Свете души, о Единстве критериев, целостности человека и общества, о добре и о защите от зла, что и практикует современный писатель.
Да,   –  подчеркнула редактор известного журнала из Питера,  –  наше общество способно при активном участии лучших литераторов,  произвести в понятиях и нравах народа  изменения  в хорошую сторону. Над этим надо просто работать, засучив рукава.  Литератор в России чаще всего трудоголик, человек действия и мечтатель.  - Наша литературная и организаторская работа - нести Свет и добро сердец в жизнь. Мы в Крыму встретились не случайно. На форуме много одарённых и талантливых людей. Для чего мы пишем?   Что может сделать литератор?  Что мы вдохнём в читателя? Думаю, творческий человек живёт для людей. И пишет для их развития и духовного роста. Он может обобщить явления, создать образ, зовущий к свету, добру, вдохновить читателя к новым свершениям и повести за собой.
  МГ:– • – Всё новое – хорошо забытое старое. Можно сказать, что все идеи идут для человечества из Библии, Вед, Корана и др. семи основных книг и писатели могут дать их нам в новых формах, новых произведений. А в результате могут возникать красивые образы полезные для человеческого  общества, образы,  данные с истинно творческим началом.    
  Веста: –  • –  Дорогие, пусть ваше творчество наполнится новым качеством мысли, станет мощным, а огонь сердца и Муз пространства соединится и ответит напряжению мысли. Творчество – создается напряжением всех энергий.  Чем выше напряжение, тем мощнее явление победы… Потому так важно иметь расширенное сознание и вмещать все нужное для строительства  новой жизни и эволюции. 

                О вдохновении:   
    Поразмышляем об этом. Литераторы всё ещё придают большое значение своему Эго. Думают о собственных исключительных способностях. О гениальности, таланте и т.д.
 На самом деле – вдохновение и творческое начало идёт свыше.
 Влэд Румэ:  – • – Поэт —принимает передачу на волнах вибраций и превращает эти передачи в образы, в стихах. Слова возникают в сознании сами. Они звучат у меня внутри.
 Не скажу, что мои книги были написаны. Что-то берёт меня и полностью овладевает мной... Что мы вдохнём в читателя? Творческий акт — это акт вдохновения, что буквально означает, что его «вдохнули» боги. Первоначально слово «вдохновение» означало дыхание божества или душевное переживание, которое достойный человек получал от Богов. В наши дни это слово обозначает ощущение внезапного озарения,  оно преодолевает обычные стадии логического рассуждения.
   Пережить вдохновение —это подчинить себя новой силе, мощной и неодолимой. Пережить вдохновение — это покинуть мир жалких усилий и войти в стремнину бурного, неуправляемого потока быстрой реки.
    Английский поэт Уильям Блейк написал поэму «Мильтон» «под диктовку, по двенадцать или двадцать или тридцать строк за раз, без всякого умысла и даже против своей воли».
   Философ Фридрих Ницше писал: «Человек — это выразитель идей… некой всемогущей силы… Внезапно с невероятной четкостью и определенностью мы начинаем видеть и слышать нечто такое, что вызывает у нас глубочайшее потрясение и волнение... Мысль вспыхивает, как молния, — неумолимо и без колебаний — у меня никогда не было выбора... Возникает чувство, что человек совершенно не владеет собой, сопровождаемое отчетливым ощущением непрерывных приступов дрожи, сотрясающих тело с головы до ног... Все происходит совершенно помимо воли — будто взрыв свободы, независимости, силы и божественности». 
   Вот что, осознавшие его пишут о вдохновении и Эго.   Например, композитор Иоганн Брамс, лишь ощутив близость смерти, сказал,  как он сочиняет музыку: «Ну что ж, я расскажу вам и нашему юному другу, как я установил связь с творцом, ибо все вдохновенные мысли исходят от Бога. Почувствовав побуждение что-то сделать, я обращаюсь к моему творцу... Вслед за этим я сразу начинаю ощущать, как меня пронизывает дрожь. Это дух, приводящий в движение внутренние энергии души, и в таком состоянии экстаза я ясно постигаю то, что при обычном состоянии ума остается скрытым. После того, как я дам понять, что хочу испытать вдохновение, чтобы создать нечто такое, что будет способствовать развитию и возвышению человечества, нечто, обладающее непреходящей ценностью, — эта дрожь принимает вид определенных мысленных образов. Когда я нахожусь в этом редком состоянии вдохновения, мне открывается готовое произведение — нота за нотой. Чтобы получить такой результат, я должен пребывать в полутрансе — в состоянии, при котором сознательный ум на время приостанавливает свою деятельность и власть переходит к подсознанию».
 Рихард Штраус рассказывал: — • –   «Когда на меня такт за тактом нисходили мысли, целиком наполненные музыкой, мне казалось, что их диктуют голоса двух совершенно разных Всеведающих Существ... Я полностью сознавал, что мне помогает нечто большее, чем какая-то земная Сила, и чутко улавливал то, что мне так настоятельно советовали».
 Опыт переживания энергии вдохновения говорит, что истинное творчество — следствие энергии вдохновения.  Если литераторы придают большое значение своему Эго то, как им освободится от эгоистических амбиций и придти к вдохновению и творческому началу?
  Веста: –  • – Музам нравится все, в чем есть энергия. Им нравится все, что любят, о чем заботятся, —все, что говорит нам о глубине ощущения,  к чему относятся как к святыне.
       Когда ваша энергия свободна для  игры, она может создавать настоящие шедевры. Лучших литераторов отличает нежность и мягкость— не нагнетая искусственный подъем, они просто пропускают энергию сквозь себя. Литератору кто-то помогает.
      Творчество насыщается  вложенной энергией, и она остается там. Она заключена в предмете: в любом произведении искусства, даже в блюде, которое вы приготовили, в цветочках, за которыми вы ухаживаете. Эта энергия лучится наружу, как свет маяка, притягивая еще большую энергию, иначе говоря, стихий. Это в точности тот же принцип, что и магнетизм. Музы стихий  –  энергия, до сих пор не известная ученым: сплав духовно-психологической энергии с физической. Лишь собрав все энергии, мы можем рассчитывать на успех.
  МГ: –  •  –  Мысли о любви образуют светлую сферу, которая является защитою против зла мира. Любовь – заградительная сеть,  светлые излучения дают силы бороться против тьмы. Свет заключается в нас;  люди возносятся на крыльях мыслей. Так строится эволюция их развития.    
     Веста: –  • – Каждая книга должна сиять этим основным понятием. Любовь есть ведущее, творящее начало, любовь – сознательна, устремлена и самоотверженна. Творчество нуждается в этих условиях.
   «Сердце, преисполненное любви, будет действенным, мужественным и растущим до вмещения. Такое сердце может молиться без слов и может омываться благодатью. Насколько нуждается человечество в сознании огня любви! Такому огню будет соответствовать лиловая звезда высшего напряжения». И.280.
                — Антисоюзное одиночество
   Как-то за общим столом с друзьями-литераторами неожиданно Ёлкин, поэт известный длинными нудными речами с провокационной ухмылкой произнёс тост: —  Да здравствует анти союз анти социалистических республик!
     Рязанский резко отозвался: - За такие речи в морду надо бить!
     И ещё кто-то тонко заметил:
   - Ёлкин есть, а шишек на нём не хватает.
 Конечно, это вопиющие анти союзное  высказывание зацепило и других писателей, но они просто не знали, как реагировать, чтобы не испортить вечер, промолчали. Лишь Рязанский продолжал:
  - Наши отцы, деды за Союз жизнь свою положили!  Всё отдали, чтобы мы жили достойно! Да, и сила в Союзе в единстве большая. И только те, кто пляшет под дудку США и мечтает о гибели России и анти союзе братских республик – готовит гибель самому себе!  Удержим в памяти старые Заветы:  Семья, род, страна, союз народов — каждое объединение стремится к миру, к улучшению жизни.
Ёлкин не выдержал и ретировался. Никто его высказывание не поддержал.
По мере того, как вечер завершался, меня охватывало чувство печали от ощущения полноты жизни и радости от того, что нашлись Воины, которые дали отпор анти братскому выпаду в адрес развития дружеского общения народов и писателей. Но радость и печаль – наших народов рядом. Русские, украинцы, белорусы, казахи и другие народы веселились и печалились вместе. Они сражались за Родину, плакали, страдали, умирали, вместе с нашими отцами и дедами. Где разница между их чувствами и  моими?
Ощущая такую щемящую тоску по полноте общения, состраданию к каждому существу, доброте и любви, я всё более глубоко понимал самого себя, своё истинное «Я». Я вдруг понял, что если я сумею описать их радость – она станет моей.А если я сумею описать их горе и любовь – они станут моими.
   И только тогда и меня смогут услышать. А писатель и должен это выразить словом. И друзьям Сергею, Елене и Марине с которыми мы сидели за общим столом, я сказал:
 - Упасть легко, а подняться гораздо труднее. Всё ничтожное и отвратительное будто кто-то творить  помогает!
     Веста: – • – Эти слова о анти союзе и есть нападение тьмы  против  всего светлого и передового.   Сколько человечеству нужно перестрадать, прежде чем оно догадается о пользе единения. Самые разрушительные силы анти героев направлены и стараются, чтобы омрачить зачатки объединения во всём мире. Что ярко видно на примере стран Ближнего Востока, где идут войны, которые развязали и спровоцировали  анти герои сил тьмы.  Каждый соединитель подвергается лично опасности. Каждый миротворец преследуется и хулится. Каждый строитель называется безумцем. Так служители разложения пытаются стереть с лица Земли всё светлое. Строение немыслимо среди взрывов ненависти. Содружество стран борется с человеконенавистничеством.
        Заметьте – всё никчемное  и пустое достигается с легкостью.  Почти не прилагая усилий  можно совершить любой самый неблаговидный поступок! И на этом примере мы видим, как Анти герои создают атмосферу неприятия света. И лишь  всё доброе и прекрасное строится и достигается великим трудом и через сопротивление среды. Да,  анти герои постоянно вставляют палки в колёса.  Воины Света и гении прошли через борьбу против них и часто ценой своей жизни утверждали Свет.               
                Образ и чувства               
    В фестивале Славянские Традиции в Крыму принял участие  известный поэт, бард Владимир Иванович ШЕМШУЧЕНКО.   Владимиром Иванович  вёл мастер класс по поэзии.
    МГ:  – •    –    Поэзия Владимира Шемшученко близка для простых людей и обыденных ситуаций. Но как всякий талантливый творец, он рассмотрел в обыденных образах «приметы вечности, Божью искру и суть русской истории». И всё же, что писать и о чём, чтобы это соответствовало Эволюции человека и человечества? Вот что говорит на эту тему Владимир Шемшученко:         
– •   – Поэт должен говорить о смысле земного бытия. – Возвышенное и вдумчивое отношение к жизни, глубина философского смысла часто его обрекает на скитание и непонятость окружающими, оглушенными материализмом.
    Каждый поэт идет своей дорогой. На ней он сам должен совершить свои открытия, свои подвиги.  Мы можем помогать  идти другим, но никогда не сможем пройти за них, прожить их судьбу. В стихотворении ищите прорывы в ещё неведомое, неоткрытое. Вот тогда будут и находки,  т.е. нечто очень удачно найденное, к примеру, удачный художественный образ.  Цель духовной жизни — не уход от мира, а достижение света в себе.
   Беседовали на примере стихов по многим темам…
   В. Шемшученко:   –   •   –  «Разговор о поэзии вообще – скорее вреден, чем полезен. Кто-то скажет, прочитав нечто, что это высокая поэзия, а кто-то не менее горячо его опровергнет. Кто из них прав? У каждого из спорящих свой жизненный опыт, своё восприятие мира, своя, если угодно, эстетика.
И тогда на передний план выходит дилетантское «я так вижу». Но давным-давно великий критик Николай Чернышевский сказал: «Говорить «я так вижу» – непрофессионально и не интеллигентно».
Оставим интеллигентность за скобками и остановимся на слове «непрофессионально». Мне довольно часто и в разных частях нашей необъятной страны приходится вести мастер-классы по поэзии, точнее по технике стихосложения. Разговор о конкретном стихотворении всегда конкретен, поскольку есть человек, его написавший. Он сидит перед тобой и смотрит тебе в глаза. И ему приходится держать ответ за то, что он создал. Как правило, люди просто не владеют профессией, то есть не имеют понятия о технике стихосложения.
    Ещё одно из его высказываний: - Я далёк от мысли, что писать стихи не нужно. Очень даже нужно. Стихи пишут все. У нас души «словесные». И это надо всячески поощрять – пусть лучше люди пишут стихи, чем грабят на дорогах. Вопрос в уровне претензий пишущего на признание.   Я понимаю поэзию так:
От сердца к сердцу, от любви к любови,
До самых-самых беззащитных – нас,
Сквозь жизнь и смерть,
Сквозь властный голос крови,
В урочный или неурочный час,
Листвой опавшей, первою травою,
Нас властно отделяя от других,
Доходит и хватает за живое –
И сторонятся мёртвые живых! 
                Поэт молчаньем говорит   
     Странник:  – •    –    Тема речи у поэта  Владимира Шемшученко перекликается с темой молчания. Поэт, как вулкан – идёт накопление сил, сдерживание их, а потом Земля дрожит, взрыв и извержение Вулкана, катарсис. Для творческого человека это – момент очищения себя  и Космоса: «Я на ночь не читаю нестихи, / И днём я их обычно не читаю – / Вместилищам словесной шелухи / Молчанье звёзд теперь предпочитаю». Или: «Переосмысливаю быт. / Переиначиваю строки. / Когда горланят лжепророки, / Поэт молчаньем говорит».
      Неоднократно встречается этот мотив очищения Космоса нашей жизни у Владимира Шемшученко – констатация силы поэзии, которая  может изменить мир:
                Стало страшно читать и писать,
                К нелюбови людской прикасаться –
                Потерявший желанье спасать
                Потеряет желанье спасаться…
«Спит дочурка, спит маленький сын. / Ночь звезду за звездой зажигает. / Разжигаю стихами камин. / Мне жена помогает».
 И опять  момент спячки вулкана – опять идёт накопление сил, сдерживание их и хандра проходит. По новой дрожит Земля,  и вот он фейерверк взрыва и извержения Вулкана:
                А я всё хмурю брови
                И лезу напролом –
                Поэзия без крови
                Зовётся ремеслом.
   Поэзия Шемшученко раскрылась,  как огромное  грозовое облако над вулканом и в сполохах молний излило из своих недр бурный, неуправляемый поток. И вместе с ним родилась стихия  творчества.
  Нина Коленчикова:  – • –  В его стихах тот «выплеск интимно-душевной энергии, тот духовный порыв, та неодолимая эмоция, которая непременно приводит к разрядке.
«Как спящая женщина, дышит проталина / С лиловым цветком на высокой груди», — так написал «король поэтов» из Санкт-Петербурга Владимир Шемшученко.
   Какой необыкновенно-изящный, даже изысканный образ! Это поэтическое чудо хочется запомнить, повторять и любоваться им… Это, на мой взгляд, и есть истинная поэзия… В стихотворении есть то, что ныне отсутствует у многих пишущих стихи — это удачное метафорическое завершение, обобщающий вывод, который наводит на глубокие размышления!
   По мнению критиков, чтобы сложился подлинный поэт, необходимо тугая спайка таланта и судьбы. Если недостаточно таланта, то получится просто графоман с трудной судьбой; если не хватит «судьбы», то получатся виртуозные, но пустые стихи. И сколько ныне этой пустопорожней рифмованной филологической болтовни! 
В. Шемшученко:  –   •   –  Традиции принадлежит вечность. А.С. Пушкин – создатель современного литературного языка. Но не каждый – Пушкин. К тому же, никто, хотя бы по гамбургскому счёту, не отменил иерархию таланта.
Можно, конечно, перекодировать людей и заставить их восхищаться любым непотребством, названным искусством. Но мировая антреприза не всесильна, и потому я уверен, что они с нами ещё изрядно повозятся.
   Это ещё не сила – это намёк на силу… Это ногваль  поэзии.

Вывод, к которому приходит поэт: – «Не желаю стихи, как жаркое на блюде, / господам подавать, демонстрируя прыть. / Если я упаду, ничего мне не будет, – / Между небом и мной – неразрывная нить».
                МГ:  – • –  «А ты светилась нитью серебра, когда тебя я вынул из ребра»… О какой  нити пишут поэты?  Серебряная нить – серебряная связь духовной Личности с душой. Как её оживить? Ищите и найдёте!