Сотворить себе кумира, это как? Главы 1, 2, 3, 4

Леонид Хандурин
   Глава 1. Москва

   Мой выпускной отпуск заканчивался в последних числах сентября 1962 года и в начале октября я должен был прибыть в распоряжение Главкома ВВС, где и будет принято решение, в какую точку Союза меня направят.

   Всё пролетело, как один миг: и госэкзамены, и свадьба в день последнего экзамена, и выпуск со всеми его условностями, и первый настоящий, а не каникулярный, отпуск.

   На Ил-18 я прибыл в Москву. Первый раз в таком огромном городе довольно быстро соориентировался, нашёл штаб ВВС, там сказали прибыть через день, устроился в гостинице на ВДНХ и пошёл в первый раз осматривать столицу. До этого я был в Харькове, в Киеве, во Львове, в Ростове-на-Дону, в Тбилиси и в других городам поменьше. В Киеве я уже ездил на метро и в Москве к нему быстро адаптировался, через два дня катался по Москве, как будто я жил там несколько лет. Решил сразу же выйти на Красную площадь посмотреть на Кремль.

   Прогуливаюсь по Красной пложади и вдруг навстречу мне военный патруль. Я поприветствовал, как нас учили и вдруг один из патрульных догоняет меня и говорит, что меня вызывает начальник патруля. Подошёл, доложил, как положено. Он проверил документы и возвратил мне.

Вы почему не соблюдаете форму одежды, товарищ лейтенант? - спрашивает майор, начальник патруля.

Я застыл с немым вопросом, осматривая себя с недоумением.

Где ваш парадный ремень?

В гостинице, товарищ майор.

А вам разве неизвестно, что парадная форма в сапогах носится только с парадным ремнём?

   Я снова молчу, так как не знаю, что ответить. Тогда он мне посоветовал, чтобы я быстро ехал в гостиницу и в людных местах с нарушением не появлялся. Я отдал честь, повернулся кругом и быстрым шагом пошёл выполнять его то ли приказание, то ли совет, но больше в этот раз я на Красную плошадь не попал. Но и форму одежды больше не нарушал. А получилось это потому что форма одежды в этом году изменилась, а толком, как её и когда носить мы, молодые лейтенанты, ещё не усвоили.

   В гостинице я встретил ещё несколько человек из своей роты и из других рот нашего училища. Сюда, на ВДНХ, в гостиницу «Колос» присылани выпускников военных училищ со всех вокзалов, зная, что в этот период гостиница может принять всех на 1-3 дня. В центр Москвы ехать было лень и мы отдыхали в гостинице, чувствуя, что отдохнуть в приличных условиях нам предстоит не скоро.

   Через день в штабе ВВС мы получили предписания в воинскую часть с номером полевой почты и проездные документы на поезд «Москва — Вюнсдорф», который отправлялся с Белорусского вокзала. Прямо, как в 40-е годы  —   подумал  я.


   Глава 2. Заграница.

   К сожалению с Москвой на этот раз пришлось расставаться, так толком и не  посмотрев тех мест, где хотелось побывать. К нашему приезду поезд стоял уже на перроне и мы быстро загрузились, даже не посмотрев вокзал.

   Не успели толком обустроиться, как мимо замелькали уходящие московские улицы, дома, какие-то предприятия, а через пару часов за окнами стали проплывать поля, деревни, какие-то отдельные здание и перелески за перелесками.

   Перекусили тем, что захватили в буфете на вокзале, заказали у проводницы чай и подуставшие за эти дни, притихли, каждый думая о своём. Я достал свой блокнот, что-то начал писать, но возбуждение новизной было таково, что рифмы не получалось, а проза не складывалась в приличные предложения. Вышел из купе и начал изучать расписание движения и остановки в пути: Смоленск, Минск, Брест, Варшава, Берлин — прямо фантастика какая-то, что еду по этому пути. Усталость сморила и меня, я зашёл в купе, забрался на свою полку и под монотонный стук колёс сразу уснул.

   Поезд иногда останавливался, кто-то ходил по коридору вагона, кто-то выходил, кто-то садился в вагон, я в полудрёме это слышал, но проснуться не мог. Мне казалось, что в этом вагоне я буду ехать долго-долго и кажется уже привык к проводницам, к соседям и к незнакомым остановкам.

   Дальше всё было как-то однообразно: проехали Смоленск, Минск и когда подъехали к Бресту, то сердце как-то защемило, так как за Брестом уже была чужая земля. Да, я прекрасно понимал, что Польша дружественная нам страна, но она уже за границей, а, значит — чужая. Когда переставляли колёсные пары с широкой колеи на узкую, европейскую, я выходить не стал и наблюдал всю эту европейскую суету из окна вагона, хотя, что делается под вагонами, я так ничего и не увидел.

   После смены колеи, состав оказался на западной стороне брестского вокзала, все пассажиры, которые выходили из вагонов, заняли свои места и мы уже поехали по Европе. Первый раз я так и не обратил особого внимания на пограничный контроль, ни наш, ни польский, а на таможенный контроль — тем более, так как увидев молодых лейтенантов, они и вопросов-то не задавали, видно было, что совсем «зелёные», а нас таких был целый вагон.

   По Польше было ехать у же интереснее. В светлое время суток можно было наблюдать поля, которые были изрезаны на маленькие кусочки. Так в СССР выглядели приусадебные огороды вокруг городов или дачно-огородные участки.

   В Варшаве поезд стоял довольно долго и мы, вопреки возмущению проводницы, высыпали на перрон. Рядом с вагоном стояла пожилая женщина, очевидно ждала другого поезда. Кто-то из ребят решил блеснуть знанием польского, как-то связал пару слов из польского, украинского и русского. Мы с любопытством смотрели, что будет дальше. Женшина спокойно слушала, улыбаясь, а затем на чистом русском спросила:

Ребятки, а что вы хотели? Вы уже приехали?

   Все, кто наблюдал эту картину, разразились хохотом. А женщина сказала
затем, что здесь многие хорошо знают и говорят по русски. Но дальнейшую нашу беседу прервала проводница, потребовав, чтобы мы пошли в вагон. И правда, не успели мы войти в наше купе, как состав тронулся и мы поехали дальше, вглубь Европы.

   Постепенно все начали привыкать, что это заграница, а мне почему-то вспомнился роман Э. Казакевича «Весна на Одере», когда все ехавшие в карете с майором Лубенцовым выяснили, что едут по Германии. А мы сейчас ехали по Польше, проехали Буг, проехали Вислу и впереди у нас была река Одер, за которой будет уже Германию. И нам ничего больше не оставалось, как ждать очередного пункта остановки, чтобы обсудить какие-то новости, но усталость брала своё и мы постепенно засыпали.



   Глава 3. Инструктаж на месте и распределение по «хозяйствам»

   В очередной раз мы проснулись уже во Франкфурте-на-Одере. Но теперь нам всё было знакомо и мы спокойно реагировали ина польских пограничников, и на немецких, воспринимая их, как очередное неудобство, но обязательный атрибут факта пересечения границы, теперь уже из Польши в Германию.

   Затем проехали Берлин. Здесь поезд остановился, но нам уже выходить на перрон не разрешили, хотя мы видели, что кто-то выходил и кого-то встречали.

   Через некоторое время мы уже подъезжали к конечному пункту нашего маршрута и увидели на вокзале небольших размеров надпись: «Вюнсдорф».

   Здесь нас уже ждали. К перрону, если его можно так назвать, подошли автобусы и нас повезли в 3-й городок, где размещался штаб воздушной армии. В штабе воздушной армии нас уже ждали кадровики, это у них называлась «большая замена», которые должны были быстро распределить нас по гарнизонам и авиационным частям по всей Группе советских войск в Германии (ГСВГ).

   3-й городок, где располагался штаб воздушной армии был расположен в какой-то бывшей ставке немецкой армии. Это было видно по железобетонным бункерам, которые выступали на высоту 10-этажного дома, но на данный момент их пытались разрушить по Потсдамскому соглашения, но так дело и не завершили.

   Сначала нас собрали всех вместе и один из полковников провёл общий инструктаж «Как себя вести на территории Германии». Похоже он был из политотдела, так как ссылался всё время на члена военного совета, начальника политотдела воздушной армии. Он говорил о прописных истинах, так как и на территории СССР офицерам надо вести себя с гражданским населением так же корректно, как он рассказывал нам о немецких гражданах.

   Сначала начали распределять по истребительным, истребительно-бомбардировочным и бомбардировачным полкам. Они были расположены дальше и их хотели отправить по авиагарнизонам в первую очередь. Затем занялись нами, вертолётчиками. Нас было пятнадцать человек и нас распределили по отдельным эскадрильям, в вертолётный полк в Брандис и в смешанный авиационный полк в Шперенберг. Я попал в смешанный авиационный полк. За нами пришла машина уже минут через тридцать. Мы быстро со всеми распрощались и отправились теперь уже в свою часть. 



   Глава 4. Смешанный полк

   Километров через десять мы проехали КПП части и въехали в гарнизон. Перед самым въездом в ворота КПП мы увидели заходящий на посадку самолёт Ли-2 и очень удивились, так как мы за все годы обучения в училище не предполагали, что нам придётся иметь дело с такой техникой, которая летала ещё до Великой Отечественной войны.

   Сделав несколько поворотов, машина остановилась около двух серых зданий в два этажа, половина из окон, которых были зарешёчены. Это оказались здания штаба авиационного полка и здание штаба отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения.

   Мы выгрузились около штаба полка. К нам подошёл грузный располневший капитан и представился:

Я, капитан Липовец, адъютант инженерно-авиационной службы (ИАС) и мне поручили вас обустроить. Берите свои вещи и идёмте за мной.

   Мы взяли свои тяжёлые чемоданы и медленно пошли за капитаном. В училище нам о такой должности, как «адъютант ИАС» ничего не говорили и мы не знали, как к этому капитану относиться, шутит он или говорит правду.

   Идти пришлось недалеко, метров тридцать. Мы пришли к одноэтажному зданию, где располагалась гостиница для офицеров. Комнаты были на двоих, в некоторых комнатах жили семейные пары, которые ожидали пока офицеры, на замену которых они приехали, освободят квартиры. Нас разместили на свободные места и сказали, чтобы через час мы были в штабе, там нас представят командирам эскадрилий и служб, куда нас распределят и уже там нам расскажут, где мы будем питаться, где получить техническую форму и так далее. Узнав, что я женат, мне сказали, что в гостинице я буду временно, а там командир эскадрильи решит, где будет моя квартира, очевидно, на месте того, кому я прибыл на замену.

   Не успел я осмотреться, как пришёл посыльный из штаба и сказал, что меня ждёт командир 3-й авиационной эскадрильи (АЭ), в которую, как я понял, меня без меня уже распределили. Я пошёл за посыльным и он меня привёл в класс 3-й АЭ (так было написано на двери). Это был класс лётно-технической подготовки и заполнения лётно-технической документации. Внутри помещения был вход ещё в одно помещение, кабинет командира эскадрильи и начальника штаба эскадрильи. У окна стоял майор лет сорока, а за столом что-то писал, такого же возраста, капитан.

   Я доложил, что лейтенант Хандурин для дальнейшего прохождения службы прибыл, он поздоровался и представился, как майор Калёнов и указал на сидящего — капитан Новиков и добавил, Пётр Фёдорович.

   Задал мне несколько стандартных вопросов и затем сказал, что я пока свободен, могу заниматься своим обустройством, а в 17.00 быть здесь же и он представит меня личному составу, который свободен от заданий. И добавил, что к этому времени и Митликин подъедет.

   Я снова направился в гостиницу, где собрались часть наших ребят, кто уже побеседовал с командирами. Выяснилось, что в полку три эскадрильи и полк летает на самолётах Ил-14, Ил-12 (всего один), Ли-2, Як-12 и на вертолётах Ми-4. Все эти самолёты с поршневыми двигателями и довольно большим налётом. Но первые же рассказы о службе в полку были настолько интересными, что все сомнения, что будет скука от службы сразу улетучились.

                (Продолжение следует)
    Продолжение здесь: http://proza.ru/2018/02/18/134